Сделай Сам Свою Работу на 5

Интуиция и осознанная задача в творчестве журналиста.





С древнейших времен в этот термин люди вкладывали своепредставление о духовном видении, вроде вдохновения, понимания, котороеприобретается непосредственно, а не эмпирически или путем размышления. Этонепосредственное переживание действительности, «откровение, развивающеесяизнутри человека», как говорил И.В. Гёте.
Конечно, интуитивное умозаключениесовершенно необходимо для раскрытия истины, но в то же время ясно, чтонеобычайно трудно выработать правильное суждение, не страдающеесубъективностью.
Автор может высказать своесуждение, аргументировать, доказать его, а удел читателя – оценитьвесомостьсказанного на личноминтуитивном уровне. Поэтому здесь возможна такаяего реакция, которая, например, вматематике немыслима: «Да, вы доказали, но я внутренне не могу сэтим согласиться».
Дело не только в том, что каждый из аргументовобязательновключает в себя интуитивныйэлемент. Столь же важно и то, что при формулировке окончательного суждениянужно сделать выбор между доводами «за» и «против». Этот выбор и есть предметсинтетического, целостного интуитивного суждения, своего рода озарения,пришедшего будто бы ниоткуда.



Интуиция и творчество – неразлучная пара мыслительного процесса. Творчество – общественно-целесообразное и субъективно-значимоеоткрытие нового в сфере производства, управления, науки, техники, искусства,журналистики и т.д. Оно рождается, когда работа, связанная с воссозданиемимеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяетобщественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречиепреодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения. Таким образом,среди причин, открывающих творческий процесс, обязательно присутствиепротиворечия, которое только и способно побудить нас искать нетривиальные путирешения возникающих проблем. Можно утверждать: чем острее, неразрешимей кажетсяпроблема на первый взгляд, тем чаще возбуждается в нас таинственное нечто,соединяющее поэзию и фантастику, идеальное и сугубо рациональное, смелее идерзостнее наши выводы и планы.
Мы понимаем: одну и ту же задачудва человека могут решить по-разному. Даже если тот и другой находятся вэкстремальныхусловиях и под влияниемтрудныхобстоятельств решаются надерзостный прорыв, все равно уровень их смелости, притязаний окажется не одними темже. Решающее слово заинтеллектомчеловека, его привычкойдействоватьв непростых ситуациях, заспособностью прогнозировать последствия совершаемыхим самим и другими людьми поступков. Иными словами, ведущая к свершениям интуиция опирается на социальный опыт человека. В писательском, журналистском деле это правилодействует неопровержимо.
-------------------------------------------------
И все-таки стольважное для познания социальнойдействительности интуитивное суждение находитсяв трудном положении, когда возникаетвопрос о его достоверности. Междутем убедительность, авторитет интуитивного усмотрения истины,интуитивного суждения должны быть не меньшими, чем, например, авторитетлогического рассуждения. Иначе невозможным оказываетсяжурналистское решение проблемы, которое всегдав той или иной мере опирается на интуицию.



Что же можетобеспечить доверие к интуитивному методу состороны как аудиторииСМИ, так и самогожурналиста?

На первое место можно выдвинутьапелляцию к признанным авторитетам. В этом случае интуитивное суждение строитсяс помощью аналогии и опирается на известное аудитории. Прием аналогииследует воспринимать в качестве интуитивного способа мышления, потому чтоаналогичность, определенное сходство исследуемого явления с уже изученнымвыявляет сам журналист, когда ищет убедительные аргументы для своихдоказательств. Выявление сходства основано на синтезе рационального инерационального, т.е. подразумевает сравнение образов уже известного с еще непознанным. А непознанное и есть модель прогнозного состояния исследуемогообъекта, возникающая в сознании журналиста. Разворачивая интуитивные сужденияперед аудиторией, он пытается (и часто добивается того) убедить ее вправильности своих умозаключений.



Вслед за аналогией поставим ассоциативное мышление. Оно обладает богатейшими возможностямиформирования и усвоения образовсоциального мира как для журналиста, так и для потребителей егопродукции. Ассоциация в творчестве журналиста никогда не возникает сама посебе, она плоть от плоти его социального опыта. Нужно знать нечто, чтобы,увидев иное, вспомнить об этом.

Ассоциации не должны бытьосознаваемо конкретными. Более того, они могут опиратьсяна другие, уже сами по себе обобщенныеобразы. Чтобы они возникли, требуется, с одной стороны, состояние вдохновения, ас другой – хотя бы минимуминформации,подкрепленной социальным опытом пишущего. При этом вдохновениеесть состояние высшей мобилизацииинтеллекта и эмоций, когда ум ичувство становятся способными ксинтетическому интуитивному постижениюистины, преодолению логики содержания, а непререкаемо разумный тезис вдругникнет перед последующим суждением,основанным на эмоциональном отношениипишущего к событиям, фактам, явлениям социальной действительности.


Сенсорика/Интуиция

Психологи считают, что интуитивныерешения характеризуютсянедостаточнойрациональностью, непосредственностью, нахождением решения до начала выполнениялогических операций, а также известнымэлементом непроизвольности, случайности, которые приводят порой кнеожиданнымозарениям в творчестве,открытиямв науке. Однако эти признакихарактеризуютв большей степени несущность и механизмы интуиции, а лишь отдельныесторонние проявления.

В действительности, в интуитивныхпроявлениях нет ничего мистического или сверхъестественного, в основе интуициилежат особые формы переработки информации психикой человека, которыеосуществляются как произвольно, так и непроизвольно, в зависимости от характерадеятельности.

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri —пристально, внимательно смотреть, intuitio — созерцание) —психическая функцияобработки информации о потенциальных возможностях и изменениях окружающего мираво времени, о скорости развития явлений и процессов, о старении и взрослении,базируется на предчувствиях и догадках, воссоздании и конструировании напсихическом плане картин прошлого и будущего («там и тогда»). (мифы, легенды,ритуалы, музыка, чувство стиля, фантазии, загадочные и необъяснимыеявления)

СЕНСОРИКА (ОЩУЩЕНИЕ) — психическаяфункция обработкиинформации опространственных характеристикахи ихсоотношениях; базируется на восприятии конкретных явлений («здесь и сейчас»).(живые организмы, тактильные ощущения, фактура, цветовая палитра, здоровье,кулинария, комфорт, экология)

Сенсорики чувствуют состояние своего или чужого организма,разбираются во вкусовых нюансах и телесных ощущениях. Они умеют одеться попогоде, выбирать лекарства, создавать комфорт и удобства. Сенсорики – это люди,прочно стоящие на земле, они знают и понимают, что такое своя и чужаятерритория. Они хорошо разбираются в вопросах недвижимости, умеют проявлять илисдерживать агрессию, хорошо контролируют свое физическое состояние, экономнораспределяют свои силы.

Интуиты легко ориентируются впотоке времени. Они умеют «схватить ситуацию на лету», выбрать не задумывасьединственный правильный вариант. Они хорошо делают прогнозы в разных сферах:начиная от человеческих отношений, заканчивая бизнесом.

В новостной журналистике интуиты незаменимы: они мобильны, быстро ухватывают сутьновой информации. Также у большинтсва интуитов развито чувство стиля: они легкоугадывают актульные тенденции. Главная черта журналиста-интуита – наличиеиндивидуальности и неповторимого образа. Марианна Максимовская, ВладиславФлярковский – яркие представители интуитов. Также к ним можно отнести АндреяМалахова («Пусть говорят»), Александра Гордона («Гордон Кихот»), ЛеонидаПарф¨нова («Намедни»).

Таким образом, журналисты-интуитыхорошо справляются с нестандартными, запутанными задачами и делают это быстро,легко укладываются в сроки. Они исследователи и новаторы. Они умеют решатьзадачи, результат которых будет виден лишь в отдаленной перспективе.Журналистам-интуитам больше подходят информационные программы, музыкальные,передачи об истории и моде.

Журналисты-сенсорики больше приспособлены к решению текущих, повседневных, практически ориентированных задач с гарантированной, осязаемой отдачей. Чаще они работают в передачах оздоровье, спорте, кухне, отдыхе и т.п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.