Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизмы формирования массовых информационных потоков.





Значение массовых информационных потоков в журналистском творч

Журналистика как явление предстает в виде газет, журналов, радио-и телепередач, редакций газет и журналов, телерадиокомпаний, деятельностькоторых обеспечивается соответствующей инфраструктурой: информационной,технической, организационно-управленческой, учебной и научной. Каждая из форм деятельности осуществляет свои непосредственные задачи, но журналистика какособый социальный институт, взятая в единстве всех ее сторон деятельности,осуществляет единую, социально значимую миссию в обществе-информативную. Всясистема журналистики направлена на сбор, обработку и передачу информации. Все ее отношения с различными социальными институтами и, прежде всего, со своимиучредителями, государственными институтами, регламентирующими ее деятельность,массовой аудиторией, а также внутри ее самой, представленной различнымиизданиями, конкурирующими друг с другом, строятся в связи с получением,предоставлением и распространением информации.

Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков.



Прежде ее конкурентами в этом плане были лишь слухи, внастоящее время - некоторые представители сетевого общества взрывающиеинформационное поле какой-нибудь мутирующей сенсацией. Что такое массовые информационные потоки? В журналистике под массовыми информационными потокамипонимаются тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественнойи собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет,журналов, радио и телепередач. Журналистика собирает воедино социально значимыетексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Собранныевместе, они представляют собой целостное, движущееся, постоянно пополняющеесяобразование.

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступнуюинформацию: сведения, касающиеся большинства населения. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационныхпотоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируютспециальная информация, доступная специалистам; информация, представленнаязнаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характернаядля традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль инебылицы. Информационное поле, в котором функционирует специальная информациядостаточно ограничено, ибо включенность в него обеспечивается специальным образованием,социальным статусом и другими факторами. Знаки культуры ушедших вековприсутствуют везде: в языковых рудиментах, особенностях поведения людей,элементах быта, - все современное поле культуры ими устлано, поскольку ничегораз возникшее в культуре не исчезает, но читать эти знаки могут немногиевнимательные обыватели, культурантропологи и историки, поскольку чтение ихпредполагает некоторое знание. И, наконец, третья часть информационного поля:спонтанно возникшие тексты, сплетенные из слухов, сплетен, анекдотов и т.п.,каналы которых - устные коммуникации, доступны тем, кто в них вовлечен самимфактом своего телесного присутствия. Особенность текстов массовой информации втом, что они могут проникать в различные слои населения: элитарные, народные имассовые, представленные урбанизированной культурой. При этом, если в прошломони были доступны только публике, умеющей читать, то в настоящее времяаудиовизуальная техника делает их доступными практически любому человеку. Проблема заключается лишь в адекватности восприятия поставляемой информации всилу образовательных возможностей и культурно-ценностных установок людей. И темне менее, "если люди способны понимать друг друга, несмотря на различнуюнациональную принадлежность, различный жизненный опыт и т.п., то это потому чтово всей социальной информации существует пласт, выполняющий роль духовногомоста - пласт массовой информации" (Г. Лазутина). Раньше или позжежурналисты, заинтересованные в новизне информации, включают в свои тексты специальнуюинформацию и информацию, законсервированную в хранилищах, музеях, фонотеках ибиблиотеках, так называемые "верхние" и "нижние" пластыкультуры. При этом актуализируются не только "вечные истины", но ивечные заблуждения, воскрешаются забытые мистерии и мифы и, падая на почвусовременной культуры, порождают массовые психозы и социальные дезориентации.Примечательны в этом отношении последствия мистических и эзотерических учений ипрактик в СМИ, используемые в ходе перестройки, когда потребители СМИ оказалисьполностью дезориентированными, тысячи людей стали приобщаться к различнымучениям, не подозревая, куда это может их завести. Политический экстремизм,нетерпимость к чужим идеям, стремление к упрощенным идеям и д. во многом былиспровоцированы волной экзотических культов, заполонивших все постсоветскоепространство (В. М. Розин [15]). Отличить "вечные истины" от"вечных заблуждений" может помочь только высокая профессиональная,философско-религиоведческая и общекультурная подготовка журналистов, а также ихинтуиция, базирующаяся на личном опыте. Однако законы массово-информационныхпроцессов таковы, что они постоянно требуют новой информации и вызывают ее кжизни, оживотворяя как нижние, ментальные пласты культур, так и верхние,осмысленные на научных конференциях и симпозиумах. Массово-информационныепотоки - это форма актуального существования массовой информации, котораясоздается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами,возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации. В еесоздании задействована вся информационная инфраструктура: система телеграфныхагентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-центры ипресс-бюро, службы по связям с общественностью и рекламные службы. Массоваяинформация не может не носить массовый характер в смысле направленности ее наобщество, класс, нацию, профессию и т.д., а, следовательно, соответствоватьнуждам этой массы в информации, ориентирующей ее в социально значимых для неепроблемах: экономических, политических, духовных. Она не может не отвечать напотребность масс в выработке общей социальной позиции по жизненно важнымпроблемам на базе общечеловеческих норм, препятствующих проявлениюагрессивности. Если она теряет эти свои характеристики, она отрицает себя. Этозакон. Появление и исчезновение тех или иных изданий, сворачивание тиражностиранее сверхпопулярных газет и журналов "Аргументы и факты","Литературная газета" и других - свидетельство нарушения этогозакона. Кроме того, массовая информация актуализируется в информационныхпотоках только при условиях: доступности ее для масс, простоты формы, удобногорежима потребления, невысокой оплаты, открытости для всех желающих принятьучастие в работе СМИ, стабильности, непрерывности и регулярности в поступлении.Массовая информация является определяющим фактором в формировании современнойкультуры общества. Ее социокультурная роль будет увеличиваться по мерепродвижения человечества к информационному сетевому обществу, когда еемаксимально индивидуализированные варианты будут нести субъекту виртуальнойкультуры "интегральную модель современности" как "предосновымиросознания" и образца восприятия всей другой информации (Е. П. Прохоров)





Механизмы формирования массовых информационных потоков.

В современном мирепередача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существуетневероятное множество источников инфо (планетарная картина мира). Все менеевозможным становится их контролировать – инфо процессы превратились в огромныйнепрерывный инфопоток (мощный глобальный). Если какая-нить структура захочетостановить этот поток, то всегда найдется другая, не менее влиятельнаяорганизация, которая сделать ей это помешает. В итоге из их противоборствародится еще одно ответвление ИП (инфопотока).
Важнейшая хар-ка –информационное поле(информационное пространство, охватывающее тот или инойобъем фактов, событий реального мира и представленный репертуар тем). Инфополе– категория, связанная с понятием инфнормы: в идеале все СМИ должны сообщать оВСЕХ возможных фрагментах действительности (начиная от слета школьныхлесничеств в Мегете и конкурсе юных комбайнеров в Бобруйске – до принятия вРоссии закона о запрете игорного бизнеса).
Массовые ИП создаютсяи распространяются непрерывно, любой чел подвергается их воздействию, и выйтииз него в современном мире почти невозможноL
ИП делятся:

По типу: нейтральные(естественные: окружающая речь, звуки, техногенные шумы); запрашиваемые(газеты, книги, Инет); требуемые (недоступные: например, жизнь на Марсе)
По виду: естественныеи искусственные (сознательно формируются и направляются на потребителя сопределенной целью – ТВ, радио, пресса)
Искусственносозданный поток зачастую приобретает св-ва естественного: стихийность,неконтролируемость, непредсказуемость.
Итак, массовые потокираспространяются все более непрерывно, мощно, быстро.
В дожурналистскоевремя массовые потоки формировались по схеме: событие – очевидец. Современныйчел получает инфо как отраженную, то есть переданную ему с помощью разныхносителей и технологий. Схема:
ж-т (очевидец) –текст (отраженная инфо, частично искаженная)
носитель –распространение
потребитель –отражение
Сразвитием Инета формирование ИП приняло прям-таки стихийный хар-р (анонимное,ни к чему не обязывающее общение).
Легитимным и массовыммеханизмом формирования ИП являются инфоагентства.
Также в ИПпоставляют инфо:
- журналисты (каквыразители мнений рук-ва: редакции, учредителя)
- пресс-секретари
- пресс-службы
- Пи-Ар агентства
ИП также естьсредство борьбы политических группировок, экономических организаций.

В КАКИХОТНОШЕНИЯХ СОСТОЯТ МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Понятие «средства массовойинформации», а правильнее сказать «система средств массовой информации», вязыковой практике общества сформировалось как обозначение более масштабногообъекта действительности, чем коммуникационные каналы. В его рамках объединеныи производство, и распространение МИП, причем во всей сложности того и другого.В отличие от всех этих видов творчества, ориентированных на созданиеопределенного типа произведений, ж-ка оказывается еще и деятельностью,направленной на производство МИП. Организуя духовное сотрудничество в обществеи централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовойинформации, она моделирует эти потоки, формируя из отдельных произведенийномера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения, образующие всовокупности новый, «сборный» продукт: ИП несут в себе развивающуюся,многомерную, движущуюся информационную картину современности как части мировогопроцесса. Именно эта актуальная инфокартина мира опосредует воспроизведение вобществе массового сознания, служит самоопределению общественного мнения,способствует созданию общественного настроения, во многом предопределяющегоповедение членов общества и социальных институтов.
Что представляетсобой структура распространения МИП? В ней четко определяются тривзаимосвязанных, обусловливающих друг друга элемента:
1) тиражированиеинформационных продуктов;
2) хранение их;
3) доставкаполучателю.
А если вкачестве основания для рассмотрения взять каналы распространения МИП, тополучится такая структура:
1) книга;
2) периодическаяпечать;
3) радио;
4) телевидение;
5) кино;
6) компьютерные сети.
В производствемассовых ИП задействованы следующие процессы:
- деятельностьорганизаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества вобществе во имя создания МИП
- деятельностьмоделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для техили иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или телевидения) – таксказать, задаче создания средств для организации разных видов массовыхинформационных продуктов в единое целое
- деятельностьредактирования, цель которой – привести все привлеченные информационныепродукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовойаудиторией
- собственножурналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов.
- деятельность повыпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).
МИП, несущие в себеоперативную модель мира, – продукт столь значимый и в современных условияхстоль сложный, что для производства его оказались нужны, с одной стороныколлективные усилия, а с другой – специалисты-универсалы. В силу этогоперечисленные виды деятельности сложились в единую структуру таким образом, чтона основе административно- и морально-ответственной зависимости участниковпроизводственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей,предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потомувыступающих как единая деятельность – творческая деятельность журналиста.
При структурированиисистемы производства МИП по средствам производства выделяются виды произ-ва:
1) книжное;
2)газетно-журнальное;
3) телевизионное;
4) радийное;
5) кинопроизводство.
Сегодня в этойструктуре формируется еще один элемент – компьютерное производство, однако покав нашей стране его не приходится рассматривать как вполне сложившийся.
Теперь о том, каккаждый журналист задействован в создании МИП:
Во-первых, каждыйжурналист так или иначе участвует в планировании МИП.
Планирование – основноесредство, с помощью которого можно добиться непрерывного поступления вредакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации иорганизовать работу так, чтобы обеспечить высокое качество актуальнойинформационной картины мира. Система редакционных планов – то звено вжурналистском инструментарии, без которого невозможно сформироватьинформационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки намашиностроительном предприятии.
Второе направлениетворческой деятельности журналиста – работа по организации духовногосотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационныхпотоков и тем самым для нормального функционирования механизмов общественнойсаморегуляции. В нее входит отлаживание контактов и с представителями разныхсфер деятельности, производящих массовую информацию; и с институтами власти; ис бизнесменами и общественными активистами – словом, со всеми, кто выступаеткак «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать оновостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событияхи т. д., и т. п. Сюда входит и «работа с авторами» – создание актива из лиц,склонных к участию в СМИ и обладающих определенным литературным потенциалом илиявно тяготеющих к публицистическому творчеству. Здесь же – и проведениемассовых акций (от сбора средств для семей тех, кто погиб в Чечне или в авариина шахте, до конкурсов красоты). Здесь же – поддержание и укрепление обратнойсвязи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т.п.).
Третье направлениетворческой деятельности журналиста – участие в подготовке и выпуске МИП:редактирование текстов, предназначенных для опубликования; участие вконструировании номера или выпуска (обсуждение макетов номера или эфира,формирование содержания и облика МИП, макетирование – оперативная подготовкаграфической модели номера, конструирование – процесс реального «устройства» ИП,расположения его частей – верстка)
Возникнув какхроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня обнаруживает весьмалюбопытную тенденцию: журналистский текст становится все болееполифункциональным. Ж-ка забирает себе опредленные закономерности других видовпроизводства массовой информации (игротехника, реклама, справочно-информационнаядеятельность), в результате - оказывается способной замещать их винформационном процессе.
Информационный поток– это совокупность циркулирующих во внешней среде сообщений (информации).Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронныхдокументов (носителей).
Массовыеинформационные потоки имеют свои специфические особенности, которые отличают ихот всех других видов информационных потоков. Они имеют следующиехарактеристики:
• неоднородностьинформации;
• множественность подразделений? поставщи-ковинформации;
• множественность подразделений потребите-лейинформации;
• сложность итрудность практической обозримости информационных маршрутов;
• множественностьчисла передач единиц документации по каждому маршруту;
• многовариантность оптимизации информа-ционныхпотоков.
Передача и приеминформационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека,документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информацииинформационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные.Носитель информации – это любое материальное средство, фиксирующее информацию.В настоящее время для регистрации информации используются бумажные иэлектронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронныхносителей, которые дублируют или дополняют друг друга.
Для того чтобычеловек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена ееиндикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на:
• цифровые (цифроваязапись в документе, цифровое изображение на мониторе);
• алфавитные(словесная запись в документе, на экране монитора);
• символические(условное изображение на чертежах, организационных схемах);
•предметно-визуальные (телеизображение, фотография).
Структураинформационных потоков определяет их однородность и неоднородность. Однородныеинформационные потоки характеризуются единым видом носителя, единойфункциональной принадлежностью, единым видом документационного сопровождения.Неоднородные информационные потоки соответственно не отвечают всемвышеперечисленным требованиям.
По периодичностиинформационные потоки делятся на регулярные, соответствующие регламентированнойво времени передаче данных, и оперативные — обеспечивающие связь в любойнеобходимый момент времени.
По степенивзаимосвязи информационные потоки делятся на взаимосвязанные иневзаимосвязанные. Степень взаимосвязи характеризуется количеством видовинформации, взаимосвязанных с данным видом информации.
По объемуинформационные потоки делятся на малообъемные, среднеобъемные и высокообъемные.Объем информации измеряется количеством символов (алфавитных, цифровых ислужебных знаков) или байтов.
Информационный потокхарактеризуется следующими показателями:
• источниквозникновения;
• направлениедвижения потока;
• скорость передачи иприема;
• интенсивностьпотока и др.
При организациимассовых информационных потоков необходимо учитывать следующие пункты:
• организациямассивов информации;
• организацияпотоков информации;
• организацияпроцессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации.
Функции организациипотоков информации подразумевает выполнение следующих процедур:
• определениеисточников и потребителей информации;
• определениесостава информации, периодичности её циркуляции и форм представления;
• разработкудокументооборота;
• использованиекомплекса технических средств для организации потоков информации;
Организация процессасбора, хранения, обработки и транспортировки информации предполагает:
• обеспечениетехнологических процессов необходимыми техническими средствами;
• распределениемежду подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передачеинформации от места её возникновения до потребителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.