Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная политика распределения доходов, её особенности и проблемы совершенствования в Республике Беларусь.





Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом, значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Распределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

· трансферные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

· регулирование цен на социально важную продукцию;

· индексацию фиксированных доходов и трансферных платежей при определённом законом проценте инфляции;

· обязательный минимум зарплаты, как базы оплаты на всех предприятиях;

· прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Социальные трансферы – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансферов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.



Государство, организуя через бюджет распределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объёмом и динамикой расходов на социальные цели за счёт центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в распределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведёт к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансферов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство распределяет доходы также путём изменения цен, устанавливаемых рыночным путём, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их распределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодёжи), а также малообеспеченных групп работников.



Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечить минимальный стандарт благосостояния.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена-зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платёжеспособного спроса над объёмом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость распределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.



Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчёта индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами возникают по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путём увязки параметров её повышения с увеличением объёмов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и единую тарифную ставку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учётом их квалификации, профессионального уровня, сложности общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а её размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-экономических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является её прогнозирование путём установления заданий по росту платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы её роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, лёгкая промышленность).

По сообщению Национального статистического комитета Республики Беларусь, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-декабре 2015 г. составила 6716332,917 тыс. рублей.

В 2015 г. в промышленности средняя заработная плата составила 6 256, 070 тыс. рублей, в строительстве – 7 022, 605 тыс., на транспорте и в связи 6 952, 307 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4 462 ,712 тыс., в образовании – 4 439 260 тыс.. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2015 г. сложилась в размере 4 828 675 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 4 997 097 тыс. рублей.

Важным механизмом социальной защиты трудящихся, является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).

В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвёртый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случайной потере кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время её получают свыше 50 тыс. человек.

На выплату пенсии расходуется около 11% ВВП страны. Это один из самых высоких показателей среди государств-участников СНГ.

Осуществляются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми.

Среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет в январе-декабре 2015 года составил 2 433 700 тыс. рублей.

По словам специалистов, в текущем году продолжилась работа по усилению социальной защиты семей, воспитывающих детей. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 616 с 1 февраля нынешнего года увеличены размеры пособий по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – с 65% до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ); на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, - с 45% до 70% БПМ; на детей старше 3-х лет - с 30% до 50%в БПМ. В этом году трижды (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа) в связи с увеличением БПМ) пересмотрены размеры государственных детских пособий.

В целях развития системы государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 года предусмотрено:

1) повышение критерия нуждаемости при оказании единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

2) увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия;

3) введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;

4) объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий.

В целях предотвращения негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса па доходы населения необходимы следующие мероприятия:

· недопущение снижения реальных доходов населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, поддержка малообеспеченных граждан, повышение эффективности социальных программ;

· создание равных прав и условий на труд и его оплату для всех субъектов хозяйствования, формирование экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

· обеспечение государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки;

· предоставление большей самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм и систем оплаты труда, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, при обязательном соблюдении минимальных государственных гарантий в части оплаты труда;

· разработка и внедрение мотивационной системы оплаты труда руководителей высшего управленческого звена путем применения эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в том числе использования в качестве вознаграждения краткосрочных бонусов, элементов социального пакета, премирования за достижение долгосрочных целей и др.;

· обеспечение финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков, в рамках профессиональной системы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме;

· введение общего для всех пенсионеров (в том числе военных, сотрудников МВД, КГБ) механизма ограничения выплачиваемых пенсий на период работы и с учетом текущих заработков пенсионеров;

· усиление социальной поддержки уязвимых категорий, повышение размеров детских пособий; разработка единой процедуры расчета среднедушевого дохода: увеличение объемов финансирования программ адресной социальной помощи.

Необходимость дальнейшего увеличения денежных доходов населения предусматривает разработку мер по поддержанию реального уровня заработной платы и других доходов граждан; недопущению необоснованной дифференциации населения по доходам, прежде всего на основе совершенствования государственного регулирования оплаты труда по отраслям экономики и видам экономической деятельности; снижению уровня малообеспеченности путем последовательного приближения уровня минимальной заработной платы к величине минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – к бюджету прожиточного минимума. Совершенствование пенсионной системы должно быть направлено на обеспечение ее устойчивости в условиях роста численности получателей пенсий относительно работников-плательщиков страховых взносов. В частности, намечены меры по увеличению требований к пенсионному и страховому стажу, изменению возрастного критерия для обращения за пенсией. Не менее актуальными задачами являются развитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования, повышение заинтересованности граждан в их участии. Необходимы меры по расширению спектра социальных услуг, оказываемых пожилым гражданам, инвалидам, другим социально уязвимым категориям населения.

Заключение

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдых, получение образования, поддержание здоровья, удовлетворение насущных потребностей.

Для характеристики дифференциации доходов часто используют разрыв между крайними децильными группами. Отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент дифференциации доходов.

Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Республики Беларусь, свойственно сочетание государственного и договорного регулирования, которое базируется на определённых принципах. Определённые правила регулирования заработной платы устанавливает государство, государственное и коллективно- договорное регулирование заработной платы дополняется индивидуально – договорным, при помощи которого работник и наниматель конкретизируют условия оплаты труда, закреплённые в действующем законодательстве, в коллективном договоре, соглашении.

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Государственная политика доходов заключается в распределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.

Распределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансферные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансферных платежей при определённом законом инфляции и др.


 

Список используемой литературы

o Готовский, А.В. Политика повышение заработной платы в контексте сбалансированности экономики / БЭЖ. - 2011. - №2. - С.31-42.

o Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь/ А.Л. Верещагина, П.Франческо, А.М. Темичёв// Бел. эк. Журнал. – 2005. - №3; с. 101-110

o Ефременко, И.В., Прокофьева, Н.Г. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью / И.В.Ефременко, Н.Г. Прокофьева // Бел. эк. журнал. - 2004, - №1, - с.49-57.

o Доходы-расходы населения за октябрь 2012 г.// Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/salary.php. – Дата доступа: 15.11.1012 г.

o Зайцева, Т.В. Стратегия по оплате труда и уровень воспроизводства рабочей силы / БЭЖ. - 2011. - №4. - C.108-121.

o Реальная заработная плата в 2010-2015 гг: прогнозы и возможности/ В. Куркин// Труд и заработная плата. – 2010. -№4; с. 36-42

o Кривая Лоренца и коэффициент Джини. [Электронный ресурс]-2012г. – Режим доступа: http://stud24.ru/economics/dohody-naseleniya-i-principy-ih/124800-366736-page4.html. – Дата доступа: 15. 11. 2012 г.

o Моисеев, В. О социальных последствиях инфляции / В.Моисеев // Человек и труд. - 2009. - №12. - с.47- 49.

o Михеев, Д. Реальные доходы: условия роста / Д.Михеев // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С. 70-77.

o Морозова, В. Как оцениваются доходы малообеспеченных граждан / В.Морозова // Труд и заработная плата. - 2010. - №5. - с.47-50.

o Павлов, С. Обворованная планета (доходы, экология) / С. Павлов // Бел. думка. - 2005. - №3, - с. 170-179.

o Ракота, В. Доходы от бизнеса и личный доход бизнесмена / В.Ракота // Человек и труд. - 2010. - №1. - с.53-58.

o Ракота, В. Проблема личных доходов и расходов в условиях кризиса / В.Ракота // Человек и труд. - 2009. - №11.

o Ржаницына, Л, Рыбальченко, С. Социальные последствия экономического кризиса в 2009 г. // Человек и труд. -2010. -№1.

o Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы: уч. пособие / П.В. Савченко, Ю.П. Кокин. - 2005

o Соколова, Г.Н. Социально-экономическое неравенство в Республике Беларусь: индикаторы и механизмы минимизации / БЭЖ. - 2011. -№ 1. - С. 108-120.

o Стуканова, И. ПФО: денежные доходы и структура потребления населением продуктов питания / И.Стуканова // Человек и труд. - 2009. - №3.

o Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

o Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ О начисленной номинальной заработной плате в октябре 2012г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/salary.php - Дата доступа: 15.11.2012 г.

o Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ Об уровне денежных доходов населения Республики Беларусь
в январе-сентябре 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/dohody_nov12.php - Дата доступа: 19.11.2012

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.