Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешнеинвестиционная политика государства. СЭЗ.





 

Внешнеинвестиционная политика государства – это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике.

Внешнеинвестиционная политика имеет интернациональный и национальный уровни. Интернациональный уровень – подразумевает, что влияние на политику оказывают международные структуры, международные организации. Национальный уровень – политика связана с привлечением иностранного капитала и политического регулирования вывоза капитала. Политика на вывоз капитала имеет 4 особенности: 1) запрет на вывоз капитала; 2)Протекционизм; 3) равные условия как для иностранных и национальных инвесторов); 4)переференции иностранного капитала.

Инвестиционный климат страны – это вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала в стране. Также это - экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.



Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта и экспорта инвестиций.

Политика импорта иностранных инвестиций в РБ направлена на решение нескольких задач:

- увеличение объёма отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;

- привлечение в РБ передовой технологии, опыта, ноу-хау, и т.п.;

- увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;

- увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.

Политика экспорта инвестиций направлена на решение таких задач как:

- продвижение экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;

- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли и для обеспечения гарантированного снабжения рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);



- укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций

Эффективной формой привлечения иностранного капитала являются свободные экономические зоны (СЭЗ). СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм МРТ. СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории. При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью. Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны.

Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный – проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории СЭЗ, можно подразделить на внешнеторговые, финансовые, фискальные, административные. Процесс создания свободных экономических зон в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. В настоящее время их насчитывается 6: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест».



 

28. Международные и региональные финансовые институты.

 

Международные финансовые организации (институты) – это объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, в области культуры и т.п.

Можно выделить следующие виды международных организаций:

Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Организация Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат)

Специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными организациями. Прямое или косвенное отношение к международным валютно-кредитным отношениям имеют: МВФ, МБРР, МФК, MAP.

Межгосударственные организации регионального характера. Создаются государствами одного географического региона по любым вопросам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Европейский союз и т.д).

МВФ – это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. Создан в 1944 г., имеет более 150 стран-членов. МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.

Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

МБРР. Международный банк реконструкции и развития, широко известный как Всемирный банк, является основным кредитным учреждением Группы. Он является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%) . Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет.

МАР. Международная ассоциация развития, созданная в 1960 году, оказывает помощь самым бедным странам, которые не могут себе позволить брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет беспроцентные займы, известные как "кредиты", с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Членами МАР являются 160 стран. Право на получение займов у МАР имеют страны с годовым доходом на душу населения не более 835 долл. США.

МФК. Международная финансовая корпорация была создана в 1956 году для стимулирования работы частного сектора в развивающихся странах. Она осуществляет это путем финансирования проектов частного сектора, оказывая помощь компаниям развивающегося мира в мобилизации финансов на международных финансовых рынках, консультируя и оказывая содействие предприятиям и местным органам самоуправления. Процентные ставки зависят от страны и проекта, а погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет, при этом отсрочки платежей достигают 12 лет.

МЦУИС. Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в 1966 году, стимулирует поток инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. В настоящее время членами МЦУИС является 131 страна.

Кроме группы Всемирного банка кредитные ресурсы на цели развития предоставляют региональные банки развития: Азиатский банк развития, Африканский банк развития; Межамериканский банк развития, Исламский банк развития и ряд других финансово-кредитных институтов. На Европейском континенте началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также поддержка там частной и предпринимательской инициативы. Особенностью ЕБРР является то, что среди его учредителей две международные организации - ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк.

Особое место среди международных валютно-кредитных и финансовых организаций занимает Банк международных расчетов (создан в 1930 г.; штаб-квартира в Базеле, Швейцария). БМР выполняет две основные функции: а) оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для проведения международных финансовых операций; б) выполняет роль доверенного лица или агента по осуществлению международных расчетов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.