Сделай Сам Свою Работу на 5

Морфологическая (типологическая) классификация языков





Лекция 1

 

Русский язык и культура речи

 

Термин "культура речи" многозначен.

Первое значение. Культура языка - образцовые тексты или потенциальные свойства и возможности языка.

Второе значение(более узкое).В узком смысле, это конкретная реализация потенциальных возможностей языка.

Третье значение - стилистика.

Культура речи входит в понятие культуры.Просвещённость. Образованность.Начитанность. Это именно то, что может свидетельствовать о культуре языка того или иного человека.

Поговорки.

"Красно поле пшеном, а беседа умом".

"Думай, когда говоришь".

"Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь".

Культура речи входит в понятие общения. Коммуникативная функция - это основная функция языка. Но язык занимаетособое место среди других общественных явлений.Соответственно,обладает и специфическими чертами.

Основное свойство языка - это то, что язык - это система. Язык - система, необходимая как индивиду (отдельному человеку), так и социуму (коллективу людей). Язык - это живая,естественно возникшая, но не биологическая система.Это обстоятельство позволяетсказать, чтоязык - многофункционален.



Язык -средство общения, побудитель действия,может вплетаться в практическую деятельность, в акт наименования.Поэтому Выготский Лев Семенович (17.11.1896 - 11.06.1934) предположил, что следовалобы выделить одну главную характеристику речевой деятельности, которая охватила бы все варианты ее реализации. Выготский Л. С. считал, что поскольку невозможно общениебез знаков, также оно и невозможно без значения. Выготский полагал, что единство общения и обобщения можно считать речевой деятельностью, речевой ситуацией.

Благодаря этому единству обобщения и общения язык выполняет много функций.

 

Функции языка.

· Коммуникативная (функция общения).

· Познавательная (когнитивная функция).

· Язык участвует в формировании мышления индивида и мышления общества.

· Аккумулятивная(функциянакопления,хранения и передачи общественного опыта и знаний).

· Фатичекая (функция установления контакта).

· Метаязыковая (функция речевого комментария речи).

· Функция заключается в объяснении русского языка с помощью русского языка.



· Побудительная (регулятивная, вокативная функция).

· Эмотивная (функция выражения чувств и эмоций).

· Эстетическая (поэтическая функция).

 

 

Лекция 2

 

Все функции взаимодействуют.

Основная функция политической коммуникации - борьба за политическую власть.

Как реализуется коммуникативная функция в политической коммуникации? Это, прежде всего, передача информации, которая может преобразовать политическую картину мира. Эта информация может быть в виде определенных жанров. Это разного рода сообщений, высказывания каких-то мнений, обобщений в рамках соответствующих жанров: репортаж, пресс-конференция, интервью, обычная беседа, проблемная статья и т. д.

Ситуацией владеет лучше тот, кто лучше может ее интерпретировать в собственных интересах.

Разновидностью политической интерпретации является выдвижение необходимой информации.

Познавательная функцияв рамках политической коммуникации.Используется для создания политической картины мира (как личной, так и групповой).

Метафора - способ выразительности речи с помощью синонимов.

Побудительная функция- функция воздействия на адресата. Мобилизация избирателей для проведения конкретных акций. Основной путь для реализации этой функции - непосредственные призывы к политической активности.

Эмотивная функция- выражение эмоций автора и возбуждение эмоций адресата. Создание нужного эмоционального фона - важный предварительный этап для последующего переубеждения адресата и побуждение его к необходимым действия.



Метаязыковая функция- современная политическая коммуникация отличается переплетением признаков общеупотребленной речи, особого жаргона, официально-деловой и научной речи. Поэтому метаязыческая функция характерна для указанного вида речевой деятельности.

Фатическая функцияязыка- функция установления контакта. В политической коммуникации важно, чтобы собеседник настроился на восприятие информации. Очень важны также роли коммуникантов.

Эстетическая функция.Политик обязан следить за выразительностью своей речи. Ярко проявляется в малых политических жанрах (лозунги, слоганы,плакаты, листовки,заголовки) и в текстах, ориентированных на массового читателя.

 

Все функции языкавзаимодействуют, номногиеученые, и в частности два австрийца Ф.Кайнц иР. Аммер, сказали, что их не стоит смешивать друг с другом.Соответственно, с их точки зрения можно говорить о функциях языка и о функциях речи.

 

 

Функции языка в сфере общения проявляется в трех вариантах:

1. Индивидуально – регулятивная - проявляется в условиях избирательноговоздействиялибо на одного человека, либо на группу людей.

2. Коллективно-регулятивная - проявляется в условиях массовой коммуникации: ораторство, СМИ (радио и ТВ); рассчитана на большую недифференцированную аудиторию.

3. Саморегулятивная - регуляция собственного поведения.

 

 

Функции языка в сфере обобщения два варианта:

1. Функция овладения общественно-историческим опытом человечества - одинаково значение слов в разных языках.

2. Национально-культурная функция - значение слова, характерное только для языка отдельного народа, этноса, страны.

 

Неязыковые средства:

1. Письмо.

2. Мнемонические средства: какие-то предметы для запоминания.

3. Трудовая деятельность.

 

Вспомогательные функции языка:

1. Магическая.

2. Номинативная (назывная) - употребляется для наименования чего-либо; реклама.

3. Диакритическая - функция коррекции, дополнение той или иной неречевой ситуации.

 

 

Неязыковые средства в различных функциях речи:

1. Двоякий способ обозначения фирмы-изготовителя (марка).

2. В эстетической функции: шрифт, рисунок\цвет, пустое место.

3. В экспессивной функции - паралингвистические явления

а) мимика;

б) указательный жест;

в) окказиональная замена речевого высказывания эквивалента в конкретной речевой ситуации.

 

Возникает ряд психологических проблем.

Гипотеза Сепира - Уорфа или принцип лингвистической относительности.Гипотеза Сепира — Уорфа, гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласнокоторой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.

 

Звегинцев Владимир Андреевич: "...быть орудием мысли не значит быть ее руководителем и полновластным хозяином".

 

Лекция 3

 

Строй логического мышления одинаков у всех народов, но языки мира значительно отличаются друг от друга.

Звегинцев Владимир Андреевич: "...быть орудием мысли не значит быть ее руководителем и полновластным хозяином".

 

Структура коммуникативного акта.

Структура коммуникативного акта, предложенная Романом Осиповичем Якобсоном.

 

Референция (содержание)

Адресант - Сообщение (текст) - Адресат

Контакт

Код (язык или любой вариант языка)

(структура коммуникативного акта)

 

Референция - содержаниетекста, содержание сообщения. В коммуникативная функция языка и коммуникативная функция языка. Это главная функция языка и главная функция всех коммуникативных актов.

Познавательная функция языка тоже связана с референцией.

 

В структуре Якобсона:

А1 (адресант)

А2 (адресат)

D (предмет речи)

L (язык)

V (высказывание)

 

Условия, необходимые для общения:

1. Не менее 2-х человек.

2. Мысль, тема для разговора.

3. Знание языка.

4. Обоюдное желание вести диалог.

5. Удачно выбранная тема.

Существуют причины, которые могут препятствовать общению: нежелание общаться, недомогание, хандра, усталость и т.д.

 

Альтернативные средства общения (системные и ситуативные).

1. Язык свиста (остров Ла Гомера на Канарских островах).

2. Язык барабанов (Центральная и Западная Африка, Центральная и Южная Америка, Полинезия).

3. Сигнал пожарной машины, машины скорой помощи, звонок в начале или конце урока - средства, связанные с конкретной ситуацией (ситуативные).

 

Оптические средства общения.

1. Язык жестов (у некоторых народов Африки, Австралии и Америки).

2. Письменность.

3. Дорожные знаки, афиши, вывески и др.

4. Основанные на осязании (алфавит Брайля).

5. Основанные на обонянии.

 

Язык- этоединственное универсальное средство общения. Язык - это многофункциональное, естественное, небиологическое, универсальное средство общения.

Почему универсальное?

а) не все народы имеют письменность;

б) усваивается первым, в раннем детстве;

в) не требует особых условий для своей реализации.

 

Язык нельзя считать идеологический надстройкой.

Язык - не идеология, но может быть идеологическим орудием.

Культура - идеология.

Язык - не классовое явление.

Язык обладает структурной и системной организацией.

 

Лекция 4

 

Главная особенность языка - быть средством общения людей.

Язык не наследуется.

Язык - общественное явление.

 

Лингвистика (языкознание).Лингвистика - наука очень древняя (около 2000 лет). Одной из причин сохранения человека, как homosapiens, называют язык.

Направление в лингвистике:

- натуралистическое (Август Шлейхер). В середине XIX века с развитием биологии в языкознание получило развитие именно данное направление. Шлейхер считал языкознание естественной наукой. Он полагал, что язык, как и все живые существа, рождается, претерпевает стадию становления и умирает. Однако в процессе своего развития, как и человеческое общество, язык переживает борьбу. В результате борьбы выделились индо-европейскиеязыки. Это учение было отвергнуто сторонниками психологического направления.

- психологическое(ШтейнтальХейман и Вундт Вильгельм; Потебня Александр Афанасьевич). Они пытались объяснить язык с точки зрения психологии. Штейнтальговорит онеком языковом сознании, которое появляется отдельно у каждого человека. Он ставит знак равенства между языковым сознанием и языком.

Язык должен быть объектом лингвистики.

 

 

Фонетика.

Фонетика - наука изучающая звуки, звуковой состав языка.

Звуки образуются при помощи воздушной струи на выдохе. Чем сильнее струя, тем громче звуки. Звуки оформляют содержание слова в соответствующую форму.

 

Гласные создаются участием голоса (тона) с помощью связок.

6 гласных звуков: а, о, у, э, ы, и.

10 букв: а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и.

Отчетливое произношение гласных звуков делает речь звучной, понятной, приятной для слуха. Тот, кто глотает гласные звуки, рискует быть непонятым.

 

Согласные образуются с помощью воздушной струи.

Звонкие - глухие. В звучании звонких согласных участвует голос. Работают органы речи, связки, которые колеблются, дрожат, звенят: б, д, ж и другие. В звучании глухие нет голоса, есть только шум, то есть связки не работают: т, п, ш и другие.

Согласные звуки, которые различаются только наличием или отсутствием голоса, составляют пары по глухости - звонкости: б-п, в-ф, г-к, д-т и другие.

Есть согласные, где звон преобладает над шумом, такие согласные называются сонорными. Сонорные: м, н, л, р, й (йот). У них нет глухой пары, они не оглушаются на конце слова.

Пары потвердости - мягкости.Дляобозначение мягкости используется знак (').

- ж, ш, ц - всегда произносятся твердо. Мягкое произношение ошибочно.

- ч, й - мягкие и не имеют твердой пары.

 

В русском языке нет слов без гласного звука, кроме предлогов в, к, с и частицы ль, но и те сливаются со словом (могут появиться гласные: ко мне).

Нужно следить за ритмом речи, за глубиной и слой вдоха и выдоха.

 

Звуки в слове

Звуки в потоке речи получили различные оттенки в зависимости от положения и соседства с другими звуками.

В слове один слог ударный,произносится сильнее и отчетливее других. Безударный произносится обычно короче.

В слове соседние звуки влияют друг на друга. Происходит оглушение и озвончение согласных звуков: ложка, сказка - отдел, вокзал.

Перед гласными звонкие иглухие согласные различаются. Для проверки написания надо словоизменить так, чтобы после согласного следовал гласный (ложка - ложечка, сказка - сказание, косьба - косить).

Оглушения и озвончениявсочетанияхсогласных не происходит, если один из согласных сонорный: полка, сумка, вертеть, винтик.

Глухие не озвончаются перед сонорными: труд, кнут, снова.

Перед сонорными согласными звонкие и глухие произносятся отчетливо: слой - злой, пьет - бьет, кнут - гнут.

Звонкие на конце слова оглушаются. Иногда может возникать омофония: пруд - прут, дог - док, стог - сток.

Причиной ошибки может стать произношение слова до написания: астронавт, футбол, отблеск, сбой.

Твердые согласные под влиянием мягких могут смягчаться: место - на месте.

Перед гласными е и и произносятся только многие согласные: тина, тема, теме; крик - крики.

Смягчение твердого согласногопередмягких в определенных сочетаниях согласных звуков:

с,т, з,д, (листик, в поезде);

с,н (весне);

н,ч (нянчить);

с,л, з,л ( в кресле, злее).

Несоблюдениеперечисленных изменений звуков в потоке речи является ошибкой произношения.

 

 

Звуки и буквы

Нужно правильно называть буквы: бэ, вэ, ка, эль.

Звук называется один: б, в, л.

Букв меньше, чем звуков.

Буквы, которые обозначают два звука: е, ё, ю, я.

Буквы, которые не обозначают звуков: ь, ъ.

Две буквы могут обозначать один звук: день.

Нет отдельных букв для парных мягких согласных: б - б', в - в'.

 

Мягкость обозначается:

1. гласные и, е, ё, ю, я указывают на мягкость.

2. если ъ стоит только после мягких или твердых шипящих согласных, то выражает грамматическую форму: рожь, ночь, делаешь.

3. й

а) в середине или на конце слова: лейка, сарай;

б) обозначается буквами е, ё, ю, я в начале слова, после гласных в середине или на конце слова, после разделительного ъ и ь знака (ёлка, бурьян, подъём)

в) передается сочетание ьи (соловьи) и сочетание ьо в словах иноязычного происхождения (батальон).

 

Орфоэпия - наука, изучающая нормы произношения.

1. Аканье - на месте безударного о - а. Оканье - северные говоры.

2. Взрывной г как к на конце слов (не вдрух).

3. Окончание род, п, ед. ч. прилагательных, причастий, местоимений, порядковых числительных в вместо г.

4. шт вместо чт только в местоимении что,но нечто произносится с ч.

5. шн вместо чн: конечно, скучно рекомендуется произносить с шн.

6. в иноязычных словах: во многих твердый согласный перед е: тест, сессия. Допускается двоякое произношение: декан - дэкан.

 

Произношение в зависимости от стиля.

Нейтральный - общепринятый, самый, распространенный: учеба, школа, сон, еда.

Низкий (просторечный) - отличается некоторой небрежностью: рупь, щас, када.

Высокий - правила сценического произношения твердый согласный с в - -ся, -сь; твердые согласныег, к, х в окончаниях прилагательных. Произношение ов предударном слоге: поэт, ноктюрн, вокал, модернизм.

 

 

Ударение

Русское ударение разноместное и подвижное: окна - окно.

Не имеют ударения односложные служебные слова.

Слова с двумя ударениями: грязелебечебница.

Разнометность и подвижность русского ударения используется:

1) для различения слов (замок - замок).

2) для различения грамматических форм слова (нет окна).

Некоторые слова имеют двоякое ударение:

далеко - далёко, творог - творог.

 

Транскрипция - точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква.

 

 

Лекция 5

 

Язык возник из естественных потребностей человека в общении.

Язык- естественная, небиологическая, многофункциональная система.

Язык - явление неклассовое.

Изучение любого объекта, как системы - основной подход изучения предметов в ХХ веке.

Особенности системы:

· целостность объекта;

· объект состоит из элементов;

· между элементами системы устанавливается определенная связь.

 

Фердинанд де Соссюр одним из первых обозначил, что язык надо изучать как систему.

Язык не хаотичен, представляет системы:

- целостен;

- дискретный (наличие элементов);

- взаимосвязь элементов.

 

Система или целое - есть некий упорядоченный объект, дискретный объекты которого находятся в определенных отношениях.

 

1 + 1 = 3

2 - 1 = 0 (не бывает систем из одного элемента)

 

Выделяют два вида системы:

- материальные - всякий разложимый на составные элементы упорядоченный материальный объект (простые и сложные);

- идеальные -элементы таких систем суть идеальные объекты (понятия или идеи, связанные определенными взаимоотношениями).

 

Материальные системы бывают первичными или вторичными.

- первичные системы, те системы, которые мы можем осязать.

- вторичные системы: материальные элементы значимы только в силу присвоенных их свойств. Они возникают благодаря человеку. Такие системы называются знаковыми или семиотическими.

Язык - вторичная системы, так как она возникла только благодаря мыслительной деятельностью человека.

 

Структура - устройство, упорядоченность системы. Отношения между элементами системыобразуют структуру. Язык - вторичная материальная система, обладающая структурой (внутренней организацией). Элементы системы могут организовать иную систему с иной структурой.

Система прекращает свое существование, если из неё выйдет очень важный элемент. Выпавший элемент может быть компенсирован другим элементом системы.

Сумма элементов не равняется системе.

Структура обладает некоторой самостоятельностью.

Из одних и тех же элементов можно создать новую систему.

Система - это более широкое понятие, нежели структура, так как она включает в себе и элементы, и структуру.

 

Фердинанд де Соссюр стал исследовать язык, как систему знаков. С точки зрения Фердинанда язык - это система, которая состоит из элементов и то, как функционирует каждый элемент системы, зависит от того, как он взаимодействует с другими элементами.

Есть значение элемента - отношение знака к предмету; и значимость элемента - отношение знака к другим элементам системы.

Универсальная закономерность: в двух языках, одно и тоже по значению слово никогда не совпадают по значимости.

Слово он считал условным обозначением предмета.

 

 

Язык как система знаков. Язык как семиотическая система.

 

Семиотика - наука о знаках.

Абсолютно все вокруг нас обладает знаковостью. Уже в древние времена исследователи изучали знаки, как что-то, несущее информацию.

Два типа знаков:

- естественные (знаки-признаки). Эти знаки неотделимы от предмета.

- искусственные, условные (знаки-информаторы, коммуникаторы). Служат средством общения и передачи информации.

Знаки - единение содержания (означаемое) и формы (означающее).

Искусственные знаки бывают трех типов:

- знак сигнал

- знак символ: ихсодержание обычно мотивировано(примеры: цвета, цветы).

- языковые знаки: самые сложные знаки. Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, когда об этом предмете начинают говорить или писать. Языковый знак имеет форму (означающее) и содержание (означаемое).Самостоятельный языковой знак - слово. Языковый знак является средством передачи о чем-то, находящемся вне этого знака.

 

Знак - это любой материальный носитель социальный информации, но только в томслучае, если мы условимся, что эти материальные факты несут какую-то информацию.

Основное свойство знака - нечто обозначать; значение знака должно быть одинаковым для всех членов данного коллектива!

Количество знаков в языке ограничено, потому что язык не должен превышать возможности нашей памяти, слуха и других органов чувств. Соответственно, знаков должно быть меньше, чем представлений.

Знаки являются названиями повторяющихся элементов представлений.

Простые и сложные знаки.

Простые знаки - которые нельзя разложить на более простые самостоятельные элементы.

Простейший элемент в языке - морфема.

Не являются языковыми знаками свободные словосочетания

 

Лекция 6

 

Ф. де Соссюр

Слово - условное обозначение предмета. Между словом и предметом нет никакой естественной связи. Звучание слова также не определяет содержание предмета.

Символ никогда не является до конца условным.Всегда наблюдается естественная связь между предметом и символом.

Язык представляет собой условность.

Знак связывает друг с другом не вещь и имя, а понятия и звук.

Весь находится вне языка, поэтому к языку относится не вещь, а мысль (понятие).

Знак - синтез означаемого (смысл) и означающего (звучание).

 

Обстоятельства, препятствующие произвольному изменению знаков:

1. Произвольность языка. Язык представляет себя таким общественным институтом, которые не стоит подвергать "революциям".

2. Множественность языка. В любом языке количество знаков превышает нескольких тысяч. Поэтому любое изменениеможет привести к последствиям.

3. Сложность языковой системы.

4. Сопротивление языкового коллектива.Языковой коллектив - масса консервативная, и всякого рода перемены вызывают недовольство коллектива.

Таким образом, произвольноеизменение языковых единиц допустимо, но практически не осуществимо. Если коротко, то отношение языкового знака к предмету является произвольным, но отношение его к говорящему субъекту является императивным.

 

Язык как система состоит из элементов: фонем, морфем и т.д. и т.п. Все это единицы разного свойства. Поэтому единицы сходного свойства образуют уровни.

Язык - уровневая система.

 

Многоуровневая система

Единицы языка Уровни Разделы
предложение синтаксический синтаксис
формы и классы слов морфологический морфология
слова лексический лексика
морфемы морфемный словообразование
звуки, фонемы фонетический фонетика фонология
Единицы одного уровня могут сочетаться только друг с другом

 

Из небольшого количества единиц образуется большое количество сложных единиц. Это важная особенность семиотической системы. Образуется иерархия.

Особенность уровневой системы в том, чтообъединятся могут только однородные единицы, образуя сочинительную связь. Если единиц одного уровня вступают в отношение с единицами другими уровня, то образуется подчинительная связь.

Законы строения единиц высших уровней не совпадает с законами строения единиц низших уровней.

 

Оппозиция (дихотомии). В ХХ веке было выдвинуто мнение о том, что морфология - наука о оппозициях, наука о противопоставлениях. Объект - совокупность оппозиций.

 

1. Синхрония - диахрония.

Синхрония - застывшее состояние объекта.

Диахрония– объект в развитии. Язык можно изучать с обоих точек зрения. ЛингвистикаXIXвека занималась только историческим (диахроническим) изучение языка. Язык изменяется во времени от одного состояния в другое: состояние А предшествует состоянию В во времени: А -> В. Синхрония изучает отдельного состояние А, отдельно состояние В. Соответственно, синхроническая лингвистика - лингвистика состояния (статическая лингвистика), а диахроническая - изменения (динамическая лингвистика). Синхроническая лингвистика описывается, а диахроническая - объясняет процессы.

Герман Пауль полагал, что подлинной является диахроническая лингвистика. Де Соссюр же считал наоборот.

 

2. План выражения - план содержания.

Языковой знак имеет форму (означающее) и содержание (означаемое).

План содержания - внутренняя (смысловая, понятийная) сторона языковых единиц.

План выражения - внешняя (звуковая, графическая и т.п.) их сторона.

Внутренняя сторона построения высказывания - его мысленное наполнение, выражение - свойство языкового сообщения, делающее его доступным восприятию.

 

3. Синтагматика - парадигматика.

 

4. Язык - речь.

 

 

Лекция 7

 

Оппозиции (дихотомия)

Дихотоми́я — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия.ихотомическое деление вматематике,философии,логикеилингвистикеявляется способом образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.

 

· синхрония - диахрония

Пауль считал, что синхрония бесполезна, так как она не связана с системностью языка. Де Соссюр считал обратное.

 

· план выражения - план содержания

Основная единица языка - слова Все обладает знаковостью. Информация, которую несет знак, находится вне этого знака. Любой знак обладает социальной информацией.

План - внешняя сторона. Внутренняя сторона - содержание знака.

 

· синтигматика-парадигматика

Отношения элементов в линейной последовательности- синтагматические; отношения, существующие между элементами как членами различных классов, - ассоциативные, парадигматические.

Синтагматика-отношениязнаков,расположенных последовательно, в речевом потоке. Например, слово "вода" состоит из звуков "в, о, д, а". Иными словами синтагматика - это "и" отношения.

Парадигматика - отношения, основанные на сходстве и различии означающих и означаемых единиц. Например, склонение слова "вода": сходство означаемых, но различие означающих. Иными словами - это "или" отношения.

 

Такие отношения устанавливаются на всех уровнях языка.

Фонологический: год - кот; морф.: рат - брат-а и т. д.

Синтаксис? Вопрос сложен.

Жизнь прекрасна:

была прекрасна

будет

была бы

будь

если бы

пусть

 

В первомслучаепарадигматических отношений противопоставлены минимальные пары и последовательность фонем.

Во втором случаепротивопоставленыпадежные формы и последовательность морфем слова (корень + флексия\окончание).

В третьем случае противопоставлены две основы (производное и непроизводное) и последовательность морфем слова (корень - суффикс - флексим).

В четвертом случае два типа предложений и цепочка слов, которые образуют это предложение.

Системный характер проявляется больше все в парадигматические отношениях, так как именно эти отношения позволяют сравнивать и противопоставлять друг другу разные единицы языка.

Парадигматические отношения обычно связываются с языком, а синтагматические - с речью.

 

· язык – речь

 

Ф. де Соссюр.

1. Речевая деятельность (langage)

2. Язык (langue)

3. Речь (parol)

 

Речевая деятельность = язык + речь.

Речь по Соссюру- это текст, элементы которого образуют бесконечное множество, которые человек пользуется с целью выражения своих мыслей.

Язык - социальное явление. Язык - существует только в массе, речь – функция говорящегосубъекта. То есть, проявление воли индивида к индивиду. Поэтому речь по отношению кязыку, который является явлением постоянным (неизменяющимся в данный момент времени), - явление переменчивое.

Дихотомия языка - речь, или "система-текст".

Язык - система, речь - реализация системы.

Речь не может существовать самостоятельно.

Наличие речи всегда предполагает наличие языка, но не наоборот.

Язык не дается в непосредственном опыте. Непосредственно дается только речь.

Кибернетика: существуют наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты. Ненаблюдаемые объекты - "черные ящики".Разбирают следующие элементы: входы\выходы. Так вот, в этом смысле язык - "черный ящик", а речь - выход. По его результатам можносудитьо процессах, происходящих в черном ящике.

В основе языка - дверазнородныесубстанции физического и психического порядка.

Язык обосновывает имманентную лингвистическую структуру, не зависящую от психологии, физика, физиологии.

Де Соссюр: "Единственным истинным объектом является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя".

 

Знаки языка, то есть слова, являются общими для того или иного коллектива. Мы неоднократно используемы одни и те же слова, комбинируем их. Все единицы языка (слова) находятся в отвлечение от наших мыслей и чувств, то есть единица языка находится в абстракции.

Язык абстрактен, используется и реализует свои возможности в речи, письменной и устной

Язык - единицы языка в абстракции, в возможности, речи - единицы языка в реализации.

Язык и речь нельзя отрывать друг от друга, так как это различие позволяет лучше понять некоторые явления в языке, например, в языке естьтакие переносные значения слов "крыло самолета", "нос корабля" и т.д. Такие же переносные значения есть и в речи. Но зачастую многие переносные значения являются только речевыми.

Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называются языком.

Те же самые средства общения, которые конкретно применяются, называются речью.

 

Лекция 8

 

Факторы развития языка

Фердинанд де Соссюр говорит, что на эволюционные процессы в языке влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы (лингвистические) и внешние (экстралингвистические).

Внутренние (лингвистические) факторы- развиваются внутри самого языка, связаны с системой языка.

Внешние (экстралингвистические) факторы -связанысисторическими и политическими событиями в жизни общества.

Среди внутренних факторов (системных) стоит выделить общие и частные.

Общие:

1. Закон дифференциации иотчленения элементов языковой структуры. Даже сегодня уточняются разные значения слов, грамматические формы и так далее.

2. Закон абстрагирования элементов языковой структуры. Например, в основе слова "понятие" во многих языках лежат значение "хватать".

Закон дифференциации увеличивает количество языковых единиц, закон абстрагирования - уменьшает.

3. Закон неравномерности темпов развития его различных структурных элементов. Например, фонетика и грамматика развиваются с разной скоростью.

Частные внутренние факторы проявляются в регулярных изменениях, происходящих в отдельных языках. Эти законы обычно изучаются частным языкознанием.

 

Внешние факторы.

Своеобразие каждого языка обусловлено двумя факторами:

1) Происхождение, место языка среди других родственных языков;

Языковые контакты крайней сильно влияют другна друга. Практически нет ни одного генетически чистого языка. Любой язык - это результат взаимопроникновения разных языков.

2) Процесс взаимодействия с родственными языками, то есть ЯК.

 

Процесс формирования английского языка:

1) иберийские наречия первых поселений на Британских островах.

2) кельтские наречия бриттов и галлов.

3) латынь римских военных поселений в первые века нашей эры.

4) западногерманские наречия англов, саксов, фризов, ютов, завоевавших Британию в V-VI веках (с тех пор Британия германоязычная).

5) северогерманские наречия скандинавских викингов (Х век).

6) романское языковое влияние после покорения Британии в XI веке нормандскими феодалами.

 

Две линии развития: та, которая сближает, и та, которая разделяет.

Две линии развития:

1) усиливающего различия между языками (дифференциации и дивергенции (процесс дальнейшего отдаления этих "дочерних" языков друг от друга);

2) сближающего языки: конвергенция (появление общего у разных языков) и интеграция (полное слияние языков).

 

Закон дифференциации– процесс образования новых языков (от праязыка) в результате распадения той или иной этнической общности. Закон дифференциации былив классовом обществе: образование восточно-славянских языков: русский, украинский, белорусский. Предпосылкой образования новых языков послужилораздробление целого государственного образования - Киевского государства.

 

 

История

IX-Xвека - сложилась древнерусская народность (кривичи, словены, древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи, волыняне, белые хорваты и другие).

IX век - распространение письменности.

Средство общения - очень близкие другдругу местные диалекты.

XII век –разделение КиевскойРуси на обособленные феодальные княжества.

XII - XIIIвека -ряд диалектов: новгородский, псковский, смоленский, ростово-суздальский, акающий диалект Верхнего и Нижнего Поочья и междуречья Оки и Сейма.

XIII - XIV века - единство восточных славян окончательно перестало существовать , благодаря Великому Княжеству Литовскому и Золотой Орде. Это привело к разделению народности на три: великорусскую, белорусскую и украинскую. Образование и укрепление Московского государства на землях северо-восточной Руси привело кскладыванию русской (великорусской) народности.

Основа народно-разговорного языка великорусской народности - взаимодействие среднерусских говоров с северорусскими и южнорусскими говорами.

Исландский язык -единственный язык, который не имеет диалектного членения. Иными словами - единый литературный язык. Исландия была заселения в IX – X веках норвежцами (викингами).

 

 

Языковые контакты

Взаимодействие языков связано с взаимодействием народов и культур.

Заимствования:

рус.куст - укр. кущ - белорус. куст

рус.груздь - укр. грузд- белорус. грузд

древнерус. кошька - рус.кошка - укр. кiшка - белорус. кошка

музыка (польскийmuzyka)

гол.ее и ое в рус. ей или у (reed - рейд, harpoen - гарпун)

греч.сущ. на as, es, os, on и лат. на is, us, um в рус. языке м. р.: лат. instumentum - ср. р., classis - ж.р.; греч. metallum - ср. р.

 

Двуязычие

1) изучение иностранного языка;

2) перемещение целых групп людей в другую этническую среду (миграция);

3) частная причина - покорение одного народа другим.

 

В начальнойстадии двуязычие приводит к нарушению нормы в обоих языках.Двуязычник сам устанавливаетнесуществующие соответствия между языками. Такое явление называется интерференция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.