Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык и речь, культура речи, коммуникация, основные единицы общения.





Лекция №2.

Язык и речь. Культура речи. Коммуникации. Основные единицы общения. Речевые события, ситуация, взаимодействия.

План:

1. Понятие язык. Основные функции. Понятие язык. Естественные языки, искусственные языки

2. Язык и речь

3. Виды речи

4. Культура речи, 3 аспекта культуры речи

5. Основные единицы общения: речевое события, речевая ситуация, речевое взаимодействие

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Москва. Логос. 2002. Стр. 12-14. Раздел 3. Стр. 247-359.

2. Введенская, Черкасова. Русский язык и культура речи. Ростов на дону. Феникс. 2003. Стр. 17-37. Стр. 53-84.

3. Филиппова, Филиппов. Русский язык и культура речи. Тюмень. Издательство ТюмГУ. 2007. 47-45.

 

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.

Языки подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные язык – язык повседневного общения, форма выражения мыслей, чувств, эмоций людей, средство коммуникации.

Искусственные языки создаются людьми для решения определенных прикладных задач. Различают языки математических символов, химических теорий и многие другие.



Основные функции языка: связаны со знанием человека о действительности (создание, хранение, передача информации). Полифункциональная система.

Первые языковые системы – изображения.

Выбор звуков и графических знаков не являлся случайным.

Первоначально фонетическая структура слов имела звукоподражательных характер (имитация криков животных).

В развитии письменности выделяют след. этапы:

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) (письменность индейцев Америки, жители тропической Африки, аборигены Австралии)

Идеографическое письмо (основано на условном изображении) (народы майя)

Иероглифическое письмо (основа – обозначение целых понятий)(Египет, Китай. Япония)

Фонетическое (звуковое)

 

Возникновение языка происходит естественным образом. Язык – способ выражения мысли с помощью физиологического процесса. Изучение знаковых систем – наука семиотика (учение о знаках)

 

 

Речь – это говорение, протекающее во времени, обличенную в звуковую, включая внутреннее проговаривание, и письменную форму.



 

Речь – процесс (речевая деятельность) и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или на письме)

 

Речь и язык обычно противопоставляется. Язык – система знаков особого рода. Речь – деятельность человека использующего данную систему.

 

Сопоставим признаки характеризующие язык и речь:

Язык

1. Абстрактен, содержит абстрактные аналоги единиц речи(лексемы)

2. Отражает опыт коллектива

3. Объективен

4. Обязателен

5. Статическое явление

6. Ограничен набором составляющих

 

Речь

1. Речь материальна (при помощи слуха или зрения)

2. Отражает опыт индивидуума

3. Субъективна

4. Произвольна

5. Динамична, развивается во времени

6. Бесконечна

Речь - внешняя и внутренняя

Внешняя – устная и письменная.

Устная – монолог, диалог, полилог.

Устная – акустический код. Письменная – графический код.

Монолог – форма или тип речи, представляющее собой высказывание, завершенное смысловым отношением.

Диалог – форма или тип речи, состоящее из обмена высказываниями, репликами между адресатом и адресантом.

Полилог – разговор между несколькими или многими лицами.

Внутренняя речь.

1. Это планирование и контроль в уме речевых действий

Близка мышлению и рассматривается как одна из форм его реализации.

2. Это внутреннее проговаривание.

Беззвучная речь выполняет те же функции планирования и контроля. Возникает в определнных ситуациях деятельности.

Соколов (советский психолог) обнаружил скрытые артикуляции, мелкие моторные движения в процессе внутренней речи.



3. Это один из этапов внутреннего программирования, как фазы порождения речевого высказывания (планирование, замысел соотносимое с общением)

Теория фазовой структуры речевого акта была выдвинута советским психологом и получила развитие психолингвистики.

Согласно данной теории порождение речи состоит из следующих этапов:

1) Интенция, желание,

2) Мотив

3) Внутреннее программирование

4) Реализация

 

 

Культура речи.

1. Совокупность наиболее эффективных вербальных и не вербальных средств общения, которые используются в соответствии с требованиями нормированности, правильности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности и богатство языка.

2. Представляет собой область особую область лингвистических знаний, научную дисциплину, раздел языкознания.

 

Основная задача:

Охрана норм литературного языка на всех его уровнях (дело национальной важности).

 

Нормативный аспект является одним из важнейших, предполагает правильность речи.

Выбор необходимых для решения поставленных целей языковых средств – это основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Этический аспект – приписывает знание и применения правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

Этические нормы общения – речевой этикет (речевые формы приветствия, поздравления, вопроса, просьбы, благодарности и др.). Это выбор обращения на ты или на вы. Выбор полного или сокращенного имени при обращении.

 

Уже в древних риториках отдавалось предпочтение нравственному критерию. Речь должна быть правдивой, цели благородной.

 

Важными являются лингвистические критерии оценки речи (правильность, нормированность, точность, логичность, уместность, чистота, выразительность, богатство или разнообразие речи.

 

Коммуникация – то, что делает общим, связывает при общении, общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

 

Основные единицы общения.

Событие. Ситуация. Взаимодействие (речевое).

Речевое событие – это основная единица коммуникации или речевого общения.

Представляет собой законченное целое и состоит из 2 компонентов.

1)речевое поведение – то о чем сообщается, говорится (вербальная, словестная речь) и то, чем речь сопровождается (мимика и жесты). Форма взаимодействия человека и мира, выраженная в речи. Обусловлено целевой установкой говорящих, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения. Тактика речевого поведения может меняться в зависимости от официальности или неофициальности общения, времени, места, соц. статуса собеседника, языка высказывания и т.д.

2)речевая ситуация – условие, обстановка в которой происходит речевое общение и сами участники общения. Составляющие: адресант, адресат (получатель сообщения), цель сообщения, контекст общения, межличностные отношения участников общения. Диктует правила построения диалога и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка.

 

Типы речевых поступков:

Сообщение информации, убеждения, побуждение к действию, оценка, похвала или порицание, просьба, завоевания расположения слушателя и другие.

 

Вывод: в речевом соответствии людей соблюдение этических правил и правил речевого поведения имеют очень важное значение.

 

 

21.03.13.

Синтаксические единицы - элементы синтаксического строя, определяющие его специфику.

Синтаксический уровень словоформ - это участие словоформ в выражении синтаксических отношений в разной степени.

Характерными признаками единиц синтаксиса являются их структура и функции

С функциональной позиции выделяют 2 единицы:

1) предложение (функция коммуникации)

2) словосочетание (номинативная функция)

по структурному принципу выделяют 5 единиц

1) синтаксическая норма (синтаксема) - форма слова(иногда со служебным словом), обладающяя определенной синтаксической семантикой

пример: возле озера в парке

реализуется семантика местоположения

2) словосочетание - грамматическое соединение полнозначных слов

пример: синее море

3)простое предложение

пример: ярко светило солнце

4)сложное предложение

пример: когда мы вышли с вокзала, слабый свет уже брезжил над Феодосией.

5)сложное синтаксическое целое

Синтаксические отношения между синтаксическими единицами или их компонентами носят бинарный или парный характер.

Синтаксические отношения: равнозначные или неравнозначные.

Равнозначные отношения реализуются в виде соединительных разделительных противительных отношений в ряду сложносочиненных предложениях или сложноподчиненных предложений.

(например: Реализуются соединительные отношения между однородными определениями.)

Неравнозначные отношения реализуются в виде атрибутивных, объектных и релятивных предложений в словосочетании а также в виде условных причинно-следственных и целевых отношений в сложноподчинненном предложении.

Пример: Если будет хорошая погода, то мы пойдет в парк.

Синтаксические отношения выражаются с помощью средств подчинительной и сочинительной связи, с помощью форм слов, предлогов, союзов, интонации.

 

Синтаксические средства - основа системы синтаксиса. С их помощью оформляются синтаксические категории, строятся единицы синтаксиса, выражаются синтаксические отношения. В наборе синтаксических средств и их взаимодействии проявляется национальная специфика русского синтаксиса. Все синтаксические средства( формы слов в их взаимодействии, служебные слова, порядок слов, интонация) имеют своеобразное физическое проявление(звуковой или графический облик, линейность, протяженности во времени и пространстве).

Формальные показатели: связывают словоформы, выражают отношения между ними а также грамматические отношения единиц синтаксиса. Например: Птицы поют. окончание ют является показателем согласования, зависимость сказуемого от подлежащего, предикативные отношения, показатель времени и наклонения, оформление категории синтаксической модальности и синтаксического времени.

Служебные слова: выполняют свои функции или вместе с формами слов или независимо от них. Например: предлоги соединяются к формам слов. (Возвратились на рассвете.) Союзы более автономны, они не влияют прямо на форму слов и не зависят от них (Мать жила с детьми и для детей). Частицы могут быть автономными показателями модальности предложения(скорей бы весна).

При отсутствии или недостаточности фликтичных показателей и служебных слов порядок слов играет роль главного показателя. Например: трудиться - не лениться.

Интонация: универсальное синтаксическое средство русского языка, т к действует всегда в том числе при отсутствии фликтичных показателей.

 

Лекция №6.

Виды норм современного русского литературного языка.

План:

1) интонационные нормы или нормы интонации

2) стилистические нормы русского языка

3) роль норматичного аспекта культуры речи в современном обществе

4) пунктационные нормы русского языка

Интонационные нормы.

Интонация - (громко произношу - интоно) - представляет собой единство взаимосвязанных компонентов(мелодики, интенсивности, темпа речи, длительности, тембра произнесения). Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации паузы(остановка, прекращение). Паузы - перерывы в речи, которым соответствует отсутствие звука. физиологически - остановка в работе речевых органов.

Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка(ударение, припев), которое представляет систему фонетических средств(высотные, силовые, временные), реализующиеся в речи на всех уровнях речевых сегментах(слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смысло- различительную роль.

Интонация является важным средством формирования высказывания и выявление его смысла.

Синтагма - (синтагма - вместе построенное, соединенное) - интонационное смысловое единство, которое выражает в данном контексте и данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Пример: Брат уезжает в Москву. Синтагма - все предложение.

БРАТ уезжает в Москву. Кто и куда уезжает. 2 синтагмы. Внешне омонимичные.

В высказывании интонация выполняет след функции: различает коммуникативные типы высказывания (побуждения, вопрос, восклицания, повествование, импликация или подразумевания)

Интонация различает части высказывания из соответствия их смысловой важности, выделенности.

Интонация оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы, выражает конкретные эмоции, раскрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения.

Две первые функции относят интонацию к системе языка, а остальные связаны с речевой сферой и речевой реализации. Особую роль играет интонация в рамках определенного текста. Интонация различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на разные смысловые фрагменты, осуществляет межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. В художественном тексте интонация играет изобразительную функцию, отображая элементы действительности. Быстрое и медленное движение сюжета, эмоциональное состояние персонажа и многие другие функции.

С точки зрения акустики интонация представляет собой взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, развертывающей во времени.

Регулярности воспроизведения данных модификаций создают ритм речи. Единица интонации (интонема) - представляет собой совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значения высказывания или его части, передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, деление на тему и рему.

Тема - (тэмо - то, что положено в основу(греч)) - известная информация, распознается по начальной позиции в предложении.

Рема - (Рэмо - слово, изречение, буквально сказанное) - то, о чем спрашивается, о чем рассуждается (о теме).

Пример: Жить - значит дышать.

Жить - тема.

В системе интонации выделяются также фигуры - повышение и понижение мелодического движения на различных участках фразы. Восходящая интонация и нисходящяя интонация. Мелодические пики. Пример: Ожидать - это тоже предчувствие счастья.

Интонация может компенсировать отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях. Изучение интонаций ведется с конца 19 века.

В отечественном языкознании изучением занимались: В. А. Богородецкий, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба.

Результаты исследования интонаций используются при изучении иностранному языку, при разработке систем автоматического распознавания и синтеза речи.

 

Стилистические нормы русского языка.

Стил. нормы - нормы правильного употребления слов в зависимости от стиля речи.

Стиль - (латин. стилус - остроконечная палочка для письма, манера письма) - многозначное понятие.

1 значение) Разновидность языка, закрепленная в обществе традицией за одной из наиболее общей сфер социальной жизни, и частично отличающейся от других разновидностях того же языка по всем основным параметрам: лексикой, грамматикой, фонетикой.

В современных национальных языках существует три стилевые разновидности языка: 1)нейтральный стиль 2) книжный стиль, высокий 4) разговорный. сниженный, низкий.

2 значение) функциональный стиль - в соответствие с основными соц. функциями языка (коммуникация, хранение и передача информации, воздействие на слушателя или читателя) выделяют 4 книжных стиля, научный, официально деловой, публицистический, литературно художественный и разговорный стили.

3 значение) общепринятая манера, традиционный способ исполнения речевых воспроизведений определенного тип а(ораторская речь, судебная речь и многие другие). В данном случае - стиль характеризуется не только набором языковых средств, но и композицией произведения.

4 значение) общепринятая манера, характеризуется композицией произведения

индивидуальная манера, способ представления данного речевого произведения, в том числе литературно художественного

5 значение) языковая парадигма эпохи (состоянии языка в стилевом отношении в определенную эпоху)

 

стиль характеризуется принципом отбора и комбинацией языковых средств.

понятие отбора предполагает представление о том, что является правильным, т е соотнесение с понятием нормы.

понятие комбинации предполагает представление о соразмерности и гармонии.

в истории стиля с точки зрения состава элемента 3 стилевых характеристики языка: книжный стиль восходит к литературно письменному языку предшествующего периода

во всем славянских языках книжный стиль восходит в литературному языку эпохи средневековья (старославянскому)

язык летописи и других письменных документов Киевской Руси написаны на литературном языке

нейтрально разговорный язык восходит к общенародному языку ( к языку городской части населения)

фамильярно просторечный стиль имеет в своих источниках языки проф. групп, жаргоны

на системе стилей сказывается их литературная обработка и кодификация

норма литературного языка формировалась в конце 18 веков ( начале 19) во времена Пушкина (эпоха становления литературного реализма), благодаря чему в литературный стиль были допущены демократические элементы языка а нейтральный стиль оказался приближенным к разговорной речи

прообраз 3 стилей языка существовал уже в латинском языке древнего Рима

1) урбанитес (речь Рима) - образцовая

2) рустититес (деревенский, сельский) - не вполне правильная речь сельской местности

3) полигринетес (чужеземный) - речь отдаленных римских провинций ( из которых в последствии развелись романские языки)

у 3 стилей языка был и другой источник основных жанров словесности

 

теория 3 стилей была наиболее популярной в эпоху литературного классицизма(17, 18 век в Европе)

в России разрабатывал: ломоносов (теория 3 штилей)

классификация лексических и иных средств языка была произведена путем уменьшения стилей от посредственного

ломоносов сформулировал жанровый принцип отбора языковых средств

низкий стиль - комедия

высокий - трагедия

средний - деловые бумаги

в истории стиля с точки зрения принципов отбора наиболее древним принципом оказывается принцип социального престижа

синонимы:

высокий - лик

средний - лицо, физиономия

понятие стиля как индивидуальной манеры речи и письма появляется в речи

в 20 веке было сформулировано общее для науки

стиль - предмет изучения стилистики

в современном языкознании выделяются экспрессивные стили (выражение) выражающие функцию воздействия

1) торжественный стиль(высокий, риторических)

2) официальный

3) фамильярный, сниженный)

3) шутливый (иронический)

4) насмешливый (сатирический)

данным стилям противопоставлен нейтральный - лишенный экспрессии

изучением занимались: Потебняк, Винокур, Виноградов, Щерба.

 

Стилистика.Функциональные стили русского языка. Научный стиль

План:

1) общая характеристика научного стиля

2) подстили и жанры научного стиля

3) основные понятия научного стиля, термины, образование и употребление терминов, признаки терминов

4) специфика употребления основных единиц в научном стиле

5) методы логической организации текстов научного стиля: дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия

Литература к теме:

1) Голуб, "русский язык и культура речи" стр 35-44

2) Вединская, Черкасова стр 85-91

3) Бельчиков, "стилистика и культура речи" Москва 2000

 

Научные знания выделяются в научный стиль достаточно поздно. В первой пол 18 века в русском языке выделяется язык научного общения.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью и строгой логичностью изложения

основные стилеобразующие факторы научного стиля: доминирующая языковая функция - информативная, основная форма речи - письменная, типичный вид речи - монолог, тон речи - нейтральный.

основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

адресатами преимущество являются специалисты

в жанровом отношении научный стиль - разнообразен

 

функционально стилевая классификация научного стиля:

подстиль жанры

научный монография, доклад, статья

научно - информативный реферат, аннотация, патентное описание

научно справочный словарь, справочник, каталог

учебно научный учебник, словарь, методическое пособие, лекция

научно - популярный очерк, книга, лекция, статья

 

Основными способами создание жанров научной литературы являются описание и рассуждение

 

основные языковые единицы - термины

термины являются смысловым ядром спец языка и передают основную содержательную информацию

Термин - слово или словосочетание означающее понятие спец области знания или действия, действительности

к спец особенностям термина относятся:

1) системность

2) наличие дефиниции

3) тенденция к однозначности

4) стилистическая нейтральность

5) отсутствие экспрессии

в научном стиле соблюдается лингвистическая нормативность - система правил образования и употребления терминов

правила терминообразования и терминоупотребления изложены в кратком методическом пособии по разработке и упорядочиванию научно технической терминологии

Требования, предъявляемые к терминам:

1) термин должен обладать фиксированным содержанием (1 знак - одно понятие)

2) точность (спец понятие должно иметь точные границы, которые устанавливаются с помощью дефиниции терминов)

3) однозначность

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.