Сделай Сам Свою Работу на 5

А11 (найти в одном из предложений текста слово, указанной части речи)





1. Прочесть каждое указанное предложение.

2. Найти слово данной части речи В СООТВЕТСТВИИ С КОНТЕКСТОМ (ОМОНИМИЯ!!!)

3. Морфология:

А) самостоятельные части речи:

· Имя существительное

¨ Вопросы: кто? что?

¨ Обозначает: предмет

¨ Характеристики:

1.категория одушевлённости/неодушевленности:

Род.п. = Вин.п. / Им.п. = Вин.п. (при определении данной категории существительное мужского рода нужно ставить в форму ед.ч., а существительное женского рода – в форму ед.ч.);

2.склонение:

1 склонение — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, (папа, мама, семья);

2 склонение — существительные мужского и среднего рода с окончанием -о, -е (для среднего рода) или нулевым окончанием (для мужского рода) в именительном падеже единственного числа: (окно, голубь, стол);

3 склонение — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание (на конце обычно мягкий знак) (мышь, шаль, ложь);

Слова, оканчивающиеся на – «ия» изменяются по 3 склонению;

Разносклоняемые: время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя, путь, дитя.



Неизменяемые: а) нарицательные и собственные иноязычного происхождения (ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру);

б) обращения к девушке или замужней женщине (леди, мисс, миссис, мадам, фрейлин, фрау); в) аббревиатуры (ЭВМ, МГУ, АЭС);

3.собственное/ нарицательное:

Имена, названия/ обыкновенные слова, называющие предметы.

4.род:

мужской (конь, день)

женский (луна, осень)

средний (солнце, пальто)

общий (неряха, грязнуля, сластена, неженка, невежа, лежебока, выскочка, тихоня, сладкоежка, подлиза и т.д.);

5.падеж:

именительный (*есть* кто – что?) (Им.п.)

родительный (*нет* кого – чего?) (Род.п.)

дательный (*дал* кому – чему?) (Дат.п)

винительный (*вижу* кого – что?) (Вин.п.)

творительный (*творю* кем – чем?) (Твор.п.)

предложный (*говорю* о ком – о чем?) (Предл.п);

6.число:

единственное (мама, дерево, ребенок (не употребляется во мн. ч.!!!) множественное (мамы, деревья, дети (не употребляется в ед. ч.!!!);

 

· Имя прилагательное

¨ Вопросы: какой? чей?

¨ Обозначает: признак предмета



¨ Характеристики:

1.разряды:

качественное – признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени; можно сочетать со словами очень или самый; образуют степени сравнения (очень красивый, самый нежный, добрее, ласков);

относительное – признак предмета, который имеет некую степень постоянности, то есть не может быть в большей или меньшей степени; не образуют степеней сравнения и кратких форм (очень кирпичный, каменный);

притяжательные – отражают принадлежность предмета кому-либо; обычно отвечают на вопрос чей? (лисий, волчий, пушкинский)

2.степень сравнения:

сравнительная - добрый – добрее (простая), более/менее добрый (сложная);

превосходная – добрый – добрейший (самый); сильный – сильнейший;

3. полная или краткая форма:

полная: обычно отвечает на вопрос – какой? (зеленый, приветливый);

краткая: обычно отвечает на вопрос – каков? (зелен, приветлив);

4.род (красивая, красивый, красивое)

5.число (красивая, красивые)

6.падеж (если есть) (красивый, красивого, красивому, красивого, красивым, о красивом).

 

· Имя числительное

¨ Вопросы: сколько? который (какой по счету?)

¨ Обозначает: число, количество предметов, порядок предметов при счете

¨ Характеристики:

1.вид:

количественные: отвечают на вопрос сколько?; обозначают: целые числа (один, пятнадцать, тридцать пять), дробные (одна пятая, ноль целых пять десятых), собирательные (двое, трое, пятеро)

порядковые: отвечают на вопрос: какой по счету?; обозначают порядок предметов при счете

2. простое/составное:

одно/два или более слов

3. род (если есть) (двадцатый, двадцатая, двадцатое) (у порядковых)



4. число (если есть) (двадцатый, двадцатые) (у порядковых)

5. падеж (если есть) (двадцать, двадцати, двадцати, двадцать, двадцатью, о двадцати).

 

 

· Местоимение

¨ Вопросы: кто? что? чей? когда? где? и др.

¨ Обозначает: указывает на предмет или лицо, на признак предмета или признак действия, не называя самих предметов, признаков или действий

¨ Характеристики:

1.разряд:

личные я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

возвратное: себя

притяжательные: мой, твой, ваш, наш, его, её, их, свой

вопросительные (употребляются в вопросительных предложениях):

кто? что? сколько? какой? каков? чей? который?

относительные (употребляются в повествовательных и побудительных предложениях; обычно используются для присоединения придаточного предложения к главному): те же местоимения, что и вопросительные

указательные: этот, тот, такой, таков, сей

определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей

неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, несколько + эти же местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь

2.лицо (только у личных местоимений):

  1 лицо 2 лицо 3 лицо
Единственное число Я Ты (Вы как обращение) Она, она, оно
Множественное число Мы Вы Они

3.род (если есть) (всякий, всякая, всякое)

4.число (если есть) (всякий, всякие)

5.падеж (если есть) (всякий, всякого, всякому, всякого, всяким, о всяком).

 

· Глагол

¨ Вопросы: что делать? что сделать?

¨ Обозначает: действие предмета

¨ Характеристики:

1. возвратность/невозвратность:

возвратные на конце имеют постфикс -ся, -сь (оделась, напился), а невозвратные – не имеют (одела, пить)

2. вид:

совершенный – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (написать)

несовершенный – глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (писать)

3. переходность (способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в Вин.п. без предлога):

переходный – сочетается (знаю всё, делать добро, умываю малыша)

непереходный – не сочетается (стоять, глаголы с -ся и -сь на конце)

4. спряжение:

I спряжение – глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть + исключения: брить, стелить.

II спряжение – глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить + исключения: слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, смотреть, дышать, терпеть, зависеть, вертеть.

ВАЖНО!!! Спряжение следует определять следующим образом: если окончание глагола ударное, то определяй спряжение по УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ(!), так как все производные будут иметь то же спряжение, а если окончание безударное, то спряжение определяй по инфинитиву.

Разноспрягаемые – хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить (одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II).

5. наклонение:

изъявительное – показывает реальное действие, протекающее в момент времени (писать, читать, кушать)

условное – действие, могло бы быть произведено, при определенном условии (читал бы, написал бы, покушал бы)

повелительное – обозначает просьбу или приказ, то есть показывает желаемое действие (напиши, покушай, прочитай)

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: изъявительное – окончания настоящего и будущего времени и суффикс -л для прошедшего; условное – частица бы (б); повелительное суффикс -и и окончание –те

ВАЖНО!!! Не путай глаголы повелительного наклонения и глаголы изъявительного наклонения в форме 2 лица мн.ч будущего и настоящего времен!!! ((вы) идете, (вы) бежите (изъявительное) НО идите, бегите (повелительное); Маша и Катя, вы идете завтра в цирк. Идите и уберите в комнате.

6. время (только у глаголов в изъявительном наклонении):

Настоящее – действие совпадает с моментом речи (пишу письмо, идут по улице, стоит на остановке, покупаю продукты, пою песню)

Прошедшее – действие предшествовало моменту речи, то есть происходило когда-то в прошлом (написал письмо, шли по улице, стояли на остановке, покупал продукты, пел песню)

Будущее – действие совершится после момента речи, то есть в будущем; бывает простым (напишу, пойдут, постоит, куплю, спою) и сложным: связка быть + инфинитив (буду писать, будет стоять, будут идти, буду петь, буду покупать)

7. лицо (если есть):

Безличные глаголы(!) – действие происходит без указания лица (светает, вечереет); нет изменения по лицам и числам; очень часто образуются от личных при помощи суффикса -ся (не спится)

  1 лицо 2 лицо 3 лицо
Ед.ч. (я) обижаю (ты) обижаешь (он, она) обижает
Мн.ч. (мы) обижаем (вы) обижаете (они) обижают

 

8. род (в прошедшем времени) (горел, горела, горело)

9. число (если есть) (горел, горели).

 

 

· Наречие

¨ Вопросы: как? куда? когда? откуда? почему? зачем? где? и т.д.

¨ Обозначает: признак действия или признак предмета

¨ Характеристики:

1. разряд:

образ действия – отвечают на вопросы: как? каким образом? (громко, шепотом, весело, прилежно, быстро, хорошо и др.);

мера и степень – отвечают на вопросы: в какой степени? насколько? сколько? во сколько? (очень, немного, чересчур, совсем, вдвое, довольно, слишком и др.);

место – отвечают на вопросы: где? куда? откуда? (далеко, справа, внизу, наверху, издали, вперед, вдали, домой и др.);

время – отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? (давно, рано, сегодня, весной, ночью, допоздна, утром и др.);

причина – отвечают на вопросы: почему? отчего? (сгоряча, поневоле, сослепу и др.)

цель – отвечают на вопросы: зачем? для чего? (назло, нарочно и др.)

2. степень сравнения:

сравнительная – сильно – сильнее (простая); менее/более сильно (сложная);

превосходная (простая сравнительная + всех) – сильно – сильнее всех;

3. неизменяемость:

наречие – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.

 

· Причастие (иногда называют глагольной формой)

¨ Вопросы: какой? (что делающий? что сделавший?)

¨ Обозначает: признак предмета по действию (часть свойств прилагательного, часть – глагола)

¨ Характеристики:

1. вид:

совершенный – причастия, образованные от глаголов совершенного вида (можно поставить вопрос: что сделавший?) (написавший)

несовершенный – причастия, образованные от глаголов несовершенного вида (можно поставить вопрос: что делавший?) (пишущий)

2. возвратность/невозвратность:

возвратные причастия на конце имеют постфикс -ся, -сь (одевающийся, умывающийся), а невозвратные – не имеют (одевающий, умывающий)

3. залог:

действительные – обозначают признак, который создается действием самого предмета (идущие дети – дети, которые идут; крикливые утята – утята, которые кричат; падающий мост – мост, который падает);

страдательные – обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета на него (пропущенный учеником урок – урок, который пропущен учеником; тронутые заморозками саженцы – саженцы, которые тронуты заморозками)

4. время (нет формы будущего времени):

Настоящее – (идущие по улице, стоящие во дворе, покупающие хлеб) Прошедшее – (стоявшие на остановке люди, поющий песню мальчик)

5.полная или краткая форма:

полная: обычно отвечает на вопрос – какой? (умытый, прочитанный);

краткая: обычно отвечает на вопрос – каков? (умыт, прочитан);

6.род (выученный, выученная, выученное)

7.число (выученный, выученные)

8.падеж (выученный, выученного, выученному, выученный, выученным, о выученном).

 

· Деепричастие (иногда называют глагольной формой)

¨ Вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? и т.д.

¨ Обозначает: добавочное действие (объединяются значения глагола и наречия)

¨ Характеристики:

1. вид:

совершенный – деепричастия, образованные от глаголов совершенного вида (можно поставить вопрос: что сделав?) (написав, купив)

несовершенный – деепричастия, образованные от глаголов несовершенного вида (можно поставить вопрос: что делав?) (написав)

2. возвратность/невозвратность:

возвратные деепричастия на конце имеют постфикс -ся, -сь (одеваясь, умываясь, купаясь), а невозвратные – не имеют (одевая, умывая, купая)

3. неизменяемость:

деепричастие – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.

 

· Категория состояния (имя состояния)

¨ Вопросы: как? каково?

¨ Обозначает: состояние

¨ Характеристики:

1. Грамматическое значение:

– душевное состояние человека (весело, радостно, печально, грустно)

– физическое состояние человека и животных (больно, тяжело, душно)

– состояние природы и окружающей среды (морозно, сыро)

– оценка действий (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно)

2. степень сравнения:

сравнительная – светло – светлее (простая); менее/более светло (сложная);

3. неизменяемость:

категория состояния – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.

 

Б) служебные части речи:

· Предлог

¨ Назначение: связь слов в предложениях и словосочетаниях

¨ Характеристики:

1. простой/составной:

одно (за, без, в)/два или более слов (в связи с)

2. производный/ непроизводный:

производные – переходят из других частей речи: существительных (в целях), наречий (вопреки), деепричастий (благодаря, несмотря на)

непроизводные – в, за, с, от, на.

· Союз

¨ Назначение: связь однородных членов предложения (ОЧП) и частей сложного предложения (ССП, СПП)

¨ Характеристики:

1. простой/двойной/составной:

простой – а, но, да, и

двойной – не только,…но и, как…так и, если…то

составной – потому что, для того чтобы.

2. значение:

сочинительные – связывают ОЧП и части ССП; делятся на: соединительные (и, да = и, тоже, также), разделительные (или, либо, то-то, не то – не то), противительные (а, но, да = но, зато = но, однако = но)

подчинительные – связывают части (СПП) (ВАЖНО!!! не путай с союзными словами(!)) (как, когда, чтобы, хотя, если).

 

· Частица

¨ Назначение: для образования формы слова или придания дополнительного оттенка

¨ Характеристики:

1. Значение:

– формообразующие – бы (б) (для образования условного наклонения)

пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения)

бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени)

– модальные – все остальные частицы с определённым значением: неужели, разве, ли – вопросительные

как, что за – восклицательные

только, лишь – ограничительные

вот, вон – указательные

ни, ведь, все-таки, даже, же – усилительные

именно, как раз – уточняющие

– отрицательные – частицы не и ни

 

В) отдельно:

· Междометие

¨ специальные слова, выражающие различные чувства, например радость, удивление, страх, гнев, печаль, боль и т.д., причем, передавая чувства, сами междометия их не называют, также могут передавать побуждение к действию (Тпррр! Ах! Ох! Ой! Ай!)

¨ к категории междометий относятся и звукоподражательные слова (мяу, гав, тик-так, кукареку)

¨ никогда не поясняются другими словами

¨ никогда не отвечают ни на какой вопрос

¨ никогда не являются членами предложения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.