А11 (найти в одном из предложений текста слово, указанной части речи)
1. Прочесть каждое указанное предложение.
2. Найти слово данной части речи В СООТВЕТСТВИИ С КОНТЕКСТОМ (ОМОНИМИЯ!!!)
3. Морфология:
А) самостоятельные части речи:
· Имя существительное
¨ Вопросы: кто? что?
¨ Обозначает: предмет
¨ Характеристики:
1.категория одушевлённости/неодушевленности:
Род.п. = Вин.п. / Им.п. = Вин.п. (при определении данной категории существительное мужского рода нужно ставить в форму ед.ч., а существительное женского рода – в форму ед.ч.);
2.склонение:
1 склонение — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, (папа, мама, семья);
2 склонение — существительные мужского и среднего рода с окончанием -о, -е (для среднего рода) или нулевым окончанием (для мужского рода) в именительном падеже единственного числа: (окно, голубь, стол);
3 склонение — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание (на конце обычно мягкий знак) (мышь, шаль, ложь);
Слова, оканчивающиеся на – «ия» изменяются по 3 склонению;
Разносклоняемые: время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя, путь, дитя.
Неизменяемые: а) нарицательные и собственные иноязычного происхождения (ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру);
б) обращения к девушке или замужней женщине (леди, мисс, миссис, мадам, фрейлин, фрау); в) аббревиатуры (ЭВМ, МГУ, АЭС);
3.собственное/ нарицательное:
Имена, названия/ обыкновенные слова, называющие предметы.
4.род:
мужской (конь, день)
женский (луна, осень)
средний (солнце, пальто)
общий (неряха, грязнуля, сластена, неженка, невежа, лежебока, выскочка, тихоня, сладкоежка, подлиза и т.д.);
5.падеж:
именительный (*есть* кто – что?) (Им.п.)
родительный (*нет* кого – чего?) (Род.п.)
дательный (*дал* кому – чему?) (Дат.п)
винительный (*вижу* кого – что?) (Вин.п.)
творительный (*творю* кем – чем?) (Твор.п.)
предложный (*говорю* о ком – о чем?) (Предл.п);
6.число:
единственное (мама, дерево, ребенок (не употребляется во мн. ч.!!!) множественное (мамы, деревья, дети (не употребляется в ед. ч.!!!);
· Имя прилагательное
¨ Вопросы: какой? чей?
¨ Обозначает: признак предмета
¨ Характеристики:
1.разряды:
качественное – признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени; можно сочетать со словами очень или самый; образуют степени сравнения (очень красивый, самый нежный, добрее, ласков);
относительное – признак предмета, который имеет некую степень постоянности, то есть не может быть в большей или меньшей степени; не образуют степеней сравнения и кратких форм (очень кирпичный, каменный);
притяжательные – отражают принадлежность предмета кому-либо; обычно отвечают на вопрос чей? (лисий, волчий, пушкинский)
2.степень сравнения:
сравнительная - добрый – добрее (простая), более/менее добрый (сложная);
превосходная – добрый – добрейший (самый); сильный – сильнейший;
3. полная или краткая форма:
полная: обычно отвечает на вопрос – какой? (зеленый, приветливый);
краткая: обычно отвечает на вопрос – каков? (зелен, приветлив);
4.род (красивая, красивый, красивое)
5.число (красивая, красивые)
6.падеж (если есть) (красивый, красивого, красивому, красивого, красивым, о красивом).
· Имя числительное
¨ Вопросы: сколько? который (какой по счету?)
¨ Обозначает: число, количество предметов, порядок предметов при счете
¨ Характеристики:
1.вид:
количественные: отвечают на вопрос сколько?; обозначают: целые числа (один, пятнадцать, тридцать пять), дробные (одна пятая, ноль целых пять десятых), собирательные (двое, трое, пятеро)
порядковые: отвечают на вопрос: какой по счету?; обозначают порядок предметов при счете
2. простое/составное:
одно/два или более слов
3. род (если есть) (двадцатый, двадцатая, двадцатое) (у порядковых)
4. число (если есть) (двадцатый, двадцатые) (у порядковых)
5. падеж (если есть) (двадцать, двадцати, двадцати, двадцать, двадцатью, о двадцати).
· Местоимение
¨ Вопросы: кто? что? чей? когда? где? и др.
¨ Обозначает: указывает на предмет или лицо, на признак предмета или признак действия, не называя самих предметов, признаков или действий
¨ Характеристики:
1.разряд:
личные я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
возвратное: себя
притяжательные: мой, твой, ваш, наш, его, её, их, свой
вопросительные (употребляются в вопросительных предложениях):
кто? что? сколько? какой? каков? чей? который?
относительные (употребляются в повествовательных и побудительных предложениях; обычно используются для присоединения придаточного предложения к главному): те же местоимения, что и вопросительные
указательные: этот, тот, такой, таков, сей
определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый
отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей
неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, несколько + эти же местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь
2.лицо (только у личных местоимений):
| 1 лицо
| 2 лицо
| 3 лицо
| Единственное число
| Я
| Ты
(Вы как обращение)
| Она, она, оно
| Множественное число
| Мы
| Вы
| Они
| 3.род (если есть) (всякий, всякая, всякое)
4.число (если есть) (всякий, всякие)
5.падеж (если есть) (всякий, всякого, всякому, всякого, всяким, о всяком).
· Глагол
¨ Вопросы: что делать? что сделать?
¨ Обозначает: действие предмета
¨ Характеристики:
1. возвратность/невозвратность:
возвратные на конце имеют постфикс -ся, -сь (оделась, напился), а невозвратные – не имеют (одела, пить)
2. вид:
совершенный – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (написать)
несовершенный – глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (писать)
3. переходность (способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в Вин.п. без предлога):
переходный – сочетается (знаю всё, делать добро, умываю малыша)
непереходный – не сочетается (стоять, глаголы с -ся и -сь на конце)
4. спряжение:
I спряжение – глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть + исключения: брить, стелить.
II спряжение – глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить + исключения: слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, смотреть, дышать, терпеть, зависеть, вертеть.
ВАЖНО!!! Спряжение следует определять следующим образом: если окончание глагола ударное, то определяй спряжение по УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ(!), так как все производные будут иметь то же спряжение, а если окончание безударное, то спряжение определяй по инфинитиву.
Разноспрягаемые – хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить (одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II).
5. наклонение:
изъявительное – показывает реальное действие, протекающее в момент времени (писать, читать, кушать)
условное – действие, могло бы быть произведено, при определенном условии (читал бы, написал бы, покушал бы)
повелительное – обозначает просьбу или приказ, то есть показывает желаемое действие (напиши, покушай, прочитай)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: изъявительное – окончания настоящего и будущего времени и суффикс -л для прошедшего; условное – частица бы (б); повелительное суффикс -и и окончание –те
ВАЖНО!!! Не путай глаголы повелительного наклонения и глаголы изъявительного наклонения в форме 2 лица мн.ч будущего и настоящего времен!!! ((вы) идете, (вы) бежите (изъявительное) НО идите, бегите (повелительное); Маша и Катя, вы идете завтра в цирк. Идите и уберите в комнате.
6. время (только у глаголов в изъявительном наклонении):
Настоящее – действие совпадает с моментом речи (пишу письмо, идут по улице, стоит на остановке, покупаю продукты, пою песню)
Прошедшее – действие предшествовало моменту речи, то есть происходило когда-то в прошлом (написал письмо, шли по улице, стояли на остановке, покупал продукты, пел песню)
Будущее – действие совершится после момента речи, то есть в будущем; бывает простым (напишу, пойдут, постоит, куплю, спою) и сложным: связка быть + инфинитив (буду писать, будет стоять, будут идти, буду петь, буду покупать)
7. лицо (если есть):
Безличные глаголы(!) – действие происходит без указания лица (светает, вечереет); нет изменения по лицам и числам; очень часто образуются от личных при помощи суффикса -ся (не спится)
| 1 лицо
| 2 лицо
| 3 лицо
| Ед.ч.
| (я) обижаю
| (ты) обижаешь
| (он, она) обижает
| Мн.ч.
| (мы) обижаем
| (вы) обижаете
| (они) обижают
|
8. род (в прошедшем времени) (горел, горела, горело)
9. число (если есть) (горел, горели).
· Наречие
¨ Вопросы: как? куда? когда? откуда? почему? зачем? где? и т.д.
¨ Обозначает: признак действия или признак предмета
¨ Характеристики:
1. разряд:
образ действия – отвечают на вопросы: как? каким образом? (громко, шепотом, весело, прилежно, быстро, хорошо и др.);
мера и степень – отвечают на вопросы: в какой степени? насколько? сколько? во сколько? (очень, немного, чересчур, совсем, вдвое, довольно, слишком и др.);
место – отвечают на вопросы: где? куда? откуда? (далеко, справа, внизу, наверху, издали, вперед, вдали, домой и др.);
время – отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? (давно, рано, сегодня, весной, ночью, допоздна, утром и др.);
причина – отвечают на вопросы: почему? отчего? (сгоряча, поневоле, сослепу и др.)
цель – отвечают на вопросы: зачем? для чего? (назло, нарочно и др.)
2. степень сравнения:
сравнительная – сильно – сильнее (простая); менее/более сильно (сложная);
превосходная (простая сравнительная + всех) – сильно – сильнее всех;
3. неизменяемость:
наречие – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.
· Причастие (иногда называют глагольной формой)
¨ Вопросы: какой? (что делающий? что сделавший?)
¨ Обозначает: признак предмета по действию (часть свойств прилагательного, часть – глагола)
¨ Характеристики:
1. вид:
совершенный – причастия, образованные от глаголов совершенного вида (можно поставить вопрос: что сделавший?) (написавший)
несовершенный – причастия, образованные от глаголов несовершенного вида (можно поставить вопрос: что делавший?) (пишущий)
2. возвратность/невозвратность:
возвратные причастия на конце имеют постфикс -ся, -сь (одевающийся, умывающийся), а невозвратные – не имеют (одевающий, умывающий)
3. залог:
действительные – обозначают признак, который создается действием самого предмета (идущие дети – дети, которые идут; крикливые утята – утята, которые кричат; падающий мост – мост, который падает);
страдательные – обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета на него (пропущенный учеником урок – урок, который пропущен учеником; тронутые заморозками саженцы – саженцы, которые тронуты заморозками)
4. время (нет формы будущего времени):
Настоящее – (идущие по улице, стоящие во дворе, покупающие хлеб) Прошедшее – (стоявшие на остановке люди, поющий песню мальчик)
5.полная или краткая форма:
полная: обычно отвечает на вопрос – какой? (умытый, прочитанный);
краткая: обычно отвечает на вопрос – каков? (умыт, прочитан);
6.род (выученный, выученная, выученное)
7.число (выученный, выученные)
8.падеж (выученный, выученного, выученному, выученный, выученным, о выученном).
· Деепричастие (иногда называют глагольной формой)
¨ Вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? и т.д.
¨ Обозначает: добавочное действие (объединяются значения глагола и наречия)
¨ Характеристики:
1. вид:
совершенный – деепричастия, образованные от глаголов совершенного вида (можно поставить вопрос: что сделав?) (написав, купив)
несовершенный – деепричастия, образованные от глаголов несовершенного вида (можно поставить вопрос: что делав?) (написав)
2. возвратность/невозвратность:
возвратные деепричастия на конце имеют постфикс -ся, -сь (одеваясь, умываясь, купаясь), а невозвратные – не имеют (одевая, умывая, купая)
3. неизменяемость:
деепричастие – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.
· Категория состояния (имя состояния)
¨ Вопросы: как? каково?
¨ Обозначает: состояние
¨ Характеристики:
1. Грамматическое значение:
– душевное состояние человека (весело, радостно, печально, грустно)
– физическое состояние человека и животных (больно, тяжело, душно)
– состояние природы и окружающей среды (морозно, сыро)
– оценка действий (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно)
2. степень сравнения:
сравнительная – светло – светлее (простая); менее/более светло (сложная);
3. неизменяемость:
категория состояния – неизменяемая часть речи; не имеет окончаний.
Б) служебные части речи:
· Предлог
¨ Назначение: связь слов в предложениях и словосочетаниях
¨ Характеристики:
1. простой/составной:
одно (за, без, в)/два или более слов (в связи с)
2. производный/ непроизводный:
производные – переходят из других частей речи: существительных (в целях), наречий (вопреки), деепричастий (благодаря, несмотря на)
непроизводные – в, за, с, от, на.
· Союз
¨ Назначение: связь однородных членов предложения (ОЧП) и частей сложного предложения (ССП, СПП)
¨ Характеристики:
1. простой/двойной/составной:
простой – а, но, да, и
двойной – не только,…но и, как…так и, если…то
составной – потому что, для того чтобы.
2. значение:
сочинительные – связывают ОЧП и части ССП; делятся на: соединительные (и, да = и, тоже, также), разделительные (или, либо, то-то, не то – не то), противительные (а, но, да = но, зато = но, однако = но)
подчинительные – связывают части (СПП) (ВАЖНО!!! не путай с союзными словами(!)) (как, когда, чтобы, хотя, если).
· Частица
¨ Назначение: для образования формы слова или придания дополнительного оттенка
¨ Характеристики:
1. Значение:
– формообразующие – бы (б) (для образования условного наклонения)
пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения)
бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени)
– модальные – все остальные частицы с определённым значением: неужели, разве, ли – вопросительные
как, что за – восклицательные
только, лишь – ограничительные
вот, вон – указательные
ни, ведь, все-таки, даже, же – усилительные
именно, как раз – уточняющие
– отрицательные – частицы не и ни
В) отдельно:
· Междометие
¨ специальные слова, выражающие различные чувства, например радость, удивление, страх, гнев, печаль, боль и т.д., причем, передавая чувства, сами междометия их не называют, также могут передавать побуждение к действию (Тпррр! Ах! Ох! Ой! Ай!)
¨ к категории междометий относятся и звукоподражательные слова (мяу, гав, тик-так, кукареку)
¨ никогда не поясняются другими словами
¨ никогда не отвечают ни на какой вопрос
¨ никогда не являются членами предложения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|