Причины изменения языковых норм и общие направления развития
1. Закон экономии:
1.1. процесс сжатия;
1.2. процесс усечения;
1.3. образование аббревиатур и сложносоставных слов;
1.4. упрощение синтаксических конструкций
Закон аналогии
ВЛИЯНИЕ экстралингвистических факторов:
Судьба слов с суффиксами –ша, -иха:
профессорша, слесариха.
Что считать современным русским языком? То ли от Пушкина и до наших дней, то ли от Горького и до наших дней, либо язык сегодняшнего дня?
Стилистическая коннотация
Стилистическая коннотация (окраска, стилистическое значение) обычно определяется как дополнительные по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные и функциональные свойства. В более широком смысле это любая субъективная (т.е. выражающая человеческий фактор) окраска языковых единиц, в том числе социально-политическая, морально-этическая, этнографическая и др.
Речь бывает устная и письменная.
Вопрос: в чем большее преимущество письменной речи перед устной речью?
Ответ: К письменной речи можно неоднократно возвращаться. Соответственно, письменная речь в большей степени способна развивать наше мышление. Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.
Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).
У слов есть значения денотативное и коннотативное.
Денотативное – это основное значение слова, то, которое в словарях дается первым.
Коннотативные(оттеночные) значения слова.
Студент – денотативное значение слова
Студентик – коннотативное значение слова.
Различаются:
· эмоционально-экспрессивные оттеночные значения или коннотации;
o положительные оттеночные значения
ü возвышенная лексика;
ü торжественная;
ü риторическая (нерушимый, держава, чаяния и т.д.).
ü одобрительная положительная коннотация (изумительный, великолепный и т.д.);
ü ласкательная (мама-мамочка и др.).
o отрицательные оттеночные значения. Иначе отрицательные коннотации называются пейоративные.
ü пренебрежительная коннотация;
ü презрительная коннотация;
ü ироническая коннотация;
ü бранная коннотация;
ü и др.
(подобрать примеры)
· функционально-стилевые (функционально-стилистические) – коннотации, которые связаны с определенной сферой использования языковой единицы в общении. Эти средства в русском языке делятся на:
ü книжные (Отчизна, интерес, уведомление и т.д.);
ü разговорные (читалка, дружище и т.д.) – преимущественно употребляются в устной речи; в письменной речи – в художественной литературе и публицистике.
К разговорным языковым средствам примыкают еще просторечия.
Среди книжных языковых единиц выделяют: общекнижные (в разговорной речи) и поэтические (слова, имеющие поэтическую окраску).
Стилистическая окраска чаще всего бывает двуплановой, то есть указывает не только на сферу употребления языковой единицы, но и на эмоциональное к ней отношение.
Балбес – функционально-стилистическая окраска – разговорная; эмоционально-экспрессивная – отрицательная.
Не все языковые единицы обладают эмоционально-экспрессивной окраской. Это научные, официально-деловые и некоторые разговорные слова (пятак).
Стилистические средства, а это языковые единицы, могут сочетаться с нейтральными словами. А это в основном и есть нейтральная лексика, которая не закреплена за какой-то определенной сферой использования языковых единиц, и вместе с книжными, разговорными и просторечными единицами образуют стилистическую парадигму.
Нейтральная лексика, лишенная эмоционально-экспрессивных коннотаций образует вместе с книжными, разговорными и примыкающими к ним просторечными словами образуют стилистическую парадигму.
Стилистическая парадигма основана на тождестве или близости основного значения ее членов и различий функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски.
Члены стилистической парадигмы – стилистические синонимы. Важная особенность стилистической парадигмы – это взаимозаменяемость ее членов в зависимости от ситуации и сферы использования.
За пределами стилистической парадигмы находятся термины.
Разница между сигнификативными и номинативными, и денотативное и коннотативное?
Язык – это совокупность абсолютно всех слов данного языка, в данном случае русского языка. Нельзя держать в голове все значения какого-либо слова. Все эти значения находятся в абстракции, в отвлечении от наших мыслей об этом слове, обо всех его значениях. Но, в речи мы извлекаем из этого количества абстрактно существующих значений то, которое нам в данном случае нужно. Все те значения, которые присущи слову «идти» - это значения сигнификативные, то есть такие, которые присущи этому слову как единице языка. Но какое-то значение, извлеченное для конкретного употребления – это значение назывное или номинативное, потому что мы в этот момент называем именно это значение слова.
У этих 27-и значений глагола «идти» есть основное, то которое указано в словаре первым. Все остальные значения, связанны с ним непременно, именно поэтому говорят о переносе значения. Вот это первое значение – денотативное. Все оттеночные (не переносные) значения этого слова (мама – мамочка, мамуля и др.) являются коннотативными. Они могут быть как отрицательными, так и положительными.
Лекция 16
Говорил попугай попугаю -
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай –
Попугай, попугай, попугай!
Чем отличается устная речь от письменной речи? К письменной речи можно неоднократно возвращаться. Соответственно, письменная речь в большей степени способна развивать наше мышление.
Устная речь
(звуки, интонация)
| Письменная речь
(буквы, знаки препинания)
| воспринимается сразу, одновременно с процессом говорения
| может быть осмыслена при многократном обращении к тексту
| У слов есть значения, которые присущи им как значения единицы языка, в отличии от того значения которое у слова реализует в речи, и это значение называется номинативным, то есть в условиях речевого общения как правило. Одно из значений слова, как единицы языка реализуется в общении, и такое значение называется номинативным или назывным.
У слов могут быть и оттеночные значения – коннотативные, в отличие от основного значения слова – денотативного. То есть, у любого из значений слова как единицы языка может быть значение и коннотативное, и денотативное. И любое из этих значений может быть номинативным (назывным).
Как правило, слово сочетает в себе и эмоционально-экспрессивные оттенки и функционально-стилевые, то есть связанные со сферой общения. И в зависимости от этого выделяются языковые средства. А именно, большая часть языковых единиц составляет нейтральную лексику, которая образует стилистическую парадигму с другими языковыми средствами, которые связаны с той или иной аннотацией или оттенком.
Это языковые средства книжные:
· общие
· поэтические.
Книжной лексике противопоставляется разговорный класс слов и примыкающий к ним просторечный.
В чем состоит особенность этой парадигмы? Особенность – во взаимозаменяемости этих единиц, в соответствии со сферой использования той или иной языковой единицы. А сфера использования может быть связана и с социальным статусом, и с возрастом, и с культурным уровнем – это с одной стороны; с другой стороны – с условиями общения. То есть условия общения обусловливают использование языковой единицы и сфера общения.
Языковые средства, которые составляют стилистическую парадигму, являются по отношению друг к другу синонимами. Но в ситуации со стилистической парадигмой мы имеем в виду более широкое понимание синонимии, основанная на взаимозаменяемости этих языковых средств.
Он прыг в яму. – Он прыгнул в яму.
Он шмыг в аудиторию. – Он шмыгнул в аудиторию.
Стилистическая парадигма основана на сходстве или близости основных значений и различий либо стилистических, либо эмоционально окрашенных языковых единиц.
Все языковые единицы (большая их часть) – двуплановая: сочетают и экспрессию и функционально-стилевую окраску. Однозначными являются термины. Хотя у терминов тоже могут быть синонимы.
Речевое общение
Общение – это взаимодействие индивидов или социума, или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене навыками, умениям, опытом, информации, деятельностью, которые удовлетворяют потребности человека в контактах с другими людьми.
Общение можно разделить по социальным сферам, но их так много, что сложно эти сферы общения типологизировать.
Общение бывает:
Контактное и дистантное (отношение собеседников друг с другом).
Контактное общение. Собеседники находятся рядом. Адресант конкретен, общение строится с опорой на непосредственно наблюдаемую ситуацию. Велика роль мимики, жестов, интонации.
Дистантное общение. Собеседники разделены и пространством, и временем. Это может быть общение по телефону, собеседники в этом случае разделаны пространством, но связаны временем. Своя специфика - отсутствие мимики, жестов. Молчание постоянно требует выяснения, с чем связано молчание. Может быть выражено в письмах, СМС.
Непосредственное и опосредованное .
Непосредственное общение связано с контактным. Это может быть обычный разговор, беседа, лекция, когда партнер оказывается в коммуникативном пространстве говорящего и визуально наблюдаем.
Опосредованное общение – это телефонный разговор, письмо, передача информации по тексу, радио, телевидению и так далее.
Устное и письменное (этот вид общения связан с формами общения языка).
Устный вид общения связывается с признаками контактностью и непосредственностью. Устный текст (дискурс) связан с ситуацией, плюс жесты, мимика. Устное общение позволяет разного рода недомолвки и подчиняется несколько другим правилам, нежели речь письменная.
Письменное общение – с дистантностью и опосредованностью. Письменный текст, как правило более сложный, он обдумывается.
Диалогические и монологические (связан с Я-говорящим и ТЫ-слушающим).
Диалогическое общение: одна роль связи, роль взаимодействие партнером, согласование реплик (есть вопрос – должен быть ответ).
Монологическое общение: Я-говорящей\пишущей относительно долгое время сохраняет эту коммуникативную роль. Текст может быть адресован и отдельному лицу, и группе лиц.
Монологическая и диалогическая речь располагают большим разнообразных видов и форм, и применяются в разных стилях речи.
Межличностное, публичное и массовое (различается с точки зрения количества участников; предполагает либо 1 - 1, либо 1 -несколько, либо 1- много).
Межличностное общение реализуется в форме диалога. Реализуется в жанрах дружеской беседы, деловых переговоров.
Групповое общение реализуется в форме полилога. При публичном общении адресат ясен и находится в поле зрения говорящего. При публичном общении используются следующие жанры: выступления, лекции, доклады.
При массовой коммуникации это газеты, радио, СМИ адресат не в поле зрения автора текста, он либо прогнозируется, либо каким-то образом исчисляется. Реализуется в формах радио интервью, дебаты и т. д.
Частное и официальное (с точки зрения взаимоотношения общающихся).
Творческое и стереотипное.
Кооперативное и конфликтное различается с точки зрения личностных отношений и оценок при нарушении социальных отношений. Кооперативное общение предполагает понимание.
Информативный и хоатический.
Нарративное и коммуникативное (установка на монологический рассказ или на диалогический).
Нарративный тип – это рассказ от третьего лица.
Правила общения
Правила общения, которые были созданы Грайсом - принципы коммуникации речевой.
1. Принцип последовательности – вопрос предполагает ответ, приветствие предполагает приветствие, просьба предполагает либо принятия, либо отклонения.
2. Принцип предпочтительной структуры – согласие должно выражаться без замедления.
3. Принцип кооперации по Грайсу, к которому прилагаются постулаты.
1.Постулат количества – зависит от количества информации:
· Информации должно быть не меньше, чем требуется.
· Информации должно быть не больше, чем требуется.
2. Постулат качества – (связан с истинностью высказывания).
· Не говори того, что считаешь ложным.
· Не говори того, для чего нет достаточных оснований.
3.Постулат отношения (не отклоняйся от темы)
4.Постулат способа – выражайся ясно.
· Избегай не понятных выражений.
· Избегай неоднозначности.
· Будь краток.
· Будь организован.
С этими принципами и постулатами связан принцип вежливости по Личу.
1. Принцип такта.
2. Принцип великодушия.
3. Принцип одобрения.
4. Принцип скромности.
Условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели, которые следует учитывать при организации речевой коммуникации:
1. Это потребность в общении и коммуникативная заинтересованность.
2. Настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего.
3. Умение слушающего проникнуть в проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего.
4. Внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние).
5. Знание норм этикетного речевого общения и др.
Лекция 17
1. Контактное – дистанционное (по положению собеседников по отношению друг к другу).
2. Непосредственное – опосредованное (по наличию/отсутствию какого-либо аппарата).
3. Устное – письменное (различаются сточки зрения ФСЯ)
4. Диалогическое – монологическое (по признаку: я – говорящего ты – слушающего).
5. Межличностное – публичное – массовое (с точки зрения количества участников). «1 – 1» и «1 – несколько» (межличностное и групповое), «1 – много» (публичное и массовое).
Межличностное общение – в форме диалога, групповое в форме полилога.
Публичное общение – массовый адресат в целом известен, находится в поле зрения говорящего (аудитория учебного процесса, собрание).
Массовая коммуникация (газета, журнал, радио- и телетрансляция) адресат не в поле зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется.
6. Частное – официальное (с точки зрения взаимоотношений общающихся и обстановки).
7. Творческое – стереотипное (с точки зрения соблюдения/несоблюдения канона, строгих правил построения, употребления готового текста).
8. Кооперативное – конфликтное (с точки зрения личностных отношений и оценок при соблюдении или нарушении социальных отношений).
9. Речевое (контактность, непосредственность, устность, диалогичность, опосредованность, письменность, монологичность) – текстовое (дистантность, опосредованность, письменность, монологичность).
10. Информативное – фактическое (по характеру передаваемого содержания).
Нарративное и коммуникативное (с точки зрения установки на монологический рассказ или на диалогический обмен репликами).
Создатели речевого акта: Джон Остин, Дж. Р. Серль, П. Н. Грайс; повседневный разговор (Г. Сакс).
Принципы речевой коммуникации:
1. последовательности (вопрос – ответ, приветствие – приветствие, просьба – принятие или отклонение).
2. предпочтительной структуры (согласие),
3. кооперации (Грайс «Логика и речевое общение»).
Постулаты:
1. Количества:
а) информации не меньше, чем требует;
б) не больше, чем требуется.
2. Качества:
а) не говори того, что считаешь ложным;
б) не говори того, для чего нет достаточных оснований.
3. Отношения (не отвлекайся от темы).
4. Способа (выражайся ясно):
а) избегай непонятных выражений;
б) избегай неоднозначности;
в) будь краток;
г) будь организован.
Дж.Н.Лич. Принцип вежливости:
1. Принцип такта.
2. Великодушия.
3. Одобрения.
4. Скромности.
Неадекватное понимание сообщения (устного и письменного) у отправителя и получателя = конфликт.
Условия речевого общения.
1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.
2. Настрой на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего.
3. Умение слушателя проникнуть в замысел: намерение, интенцию (лат. intentio «стремление»), направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание говорящего.
4. Внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|