Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины изменения языковых норм и общие направления развития





 

1. Закон экономии:

1.1. процесс сжатия;

1.2. процесс усечения;

1.3. образование аббревиатур и сложносоставных слов;

1.4. упрощение синтаксических конструкций

 

Закон аналогии

ВЛИЯНИЕ экстралингвистических факторов:

Судьба слов с суффиксами –ша, -иха:

профессорша, слесариха.

 

Что считать современным русским языком? То ли от Пушкина и до наших дней, то ли от Горького и до наших дней, либо язык сегодняшнего дня?

 

 

Стилистическая коннотация

Стилистическая коннотация (окраска, стилистическое значение) обычно определяется как дополнительные по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные и функциональные свойства. В более широком смысле это любая субъективная (т.е. выражающая человеческий фактор) окраска языковых единиц, в том числе социально-политическая, морально-этическая, этнографическая и др.

 

Речь бывает устная и письменная.

 

Вопрос: в чем большее преимущество письменной речи перед устной речью?

Ответ: К письменной речи можно неоднократно возвращаться. Соответственно, письменная речь в большей степени способна развивать наше мышление. Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.



Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

У слов есть значения денотативное и коннотативное.

Денотативное – это основное значение слова, то, которое в словарях дается первым.

Коннотативные(оттеночные) значения слова.

Студент – денотативное значение слова

Студентик – коннотативное значение слова.

 

Различаются:

· эмоционально-экспрессивные оттеночные значения или коннотации;

o положительные оттеночные значения

ü возвышенная лексика;

ü торжественная;

ü риторическая (нерушимый, держава, чаяния и т.д.).



ü одобрительная положительная коннотация (изумительный, великолепный и т.д.);

ü ласкательная (мама-мамочка и др.).

 

o отрицательные оттеночные значения. Иначе отрицательные коннотации называются пейоративные.

ü пренебрежительная коннотация;

ü презрительная коннотация;

ü ироническая коннотация;

ü бранная коннотация;

ü и др.

 

(подобрать примеры)

· функционально-стилевые (функционально-стилистические) – коннотации, которые связаны с определенной сферой использования языковой единицы в общении. Эти средства в русском языке делятся на:

ü книжные (Отчизна, интерес, уведомление и т.д.);

ü разговорные (читалка, дружище и т.д.) – преимущественно употребляются в устной речи; в письменной речи – в художественной литературе и публицистике.

К разговорным языковым средствам примыкают еще просторечия.

Среди книжных языковых единиц выделяют: общекнижные (в разговорной речи) и поэтические (слова, имеющие поэтическую окраску).

 

Стилистическая окраска чаще всего бывает двуплановой, то есть указывает не только на сферу употребления языковой единицы, но и на эмоциональное к ней отношение.

Балбес – функционально-стилистическая окраска – разговорная; эмоционально-экспрессивная – отрицательная.

 

Не все языковые единицы обладают эмоционально-экспрессивной окраской. Это научные, официально-деловые и некоторые разговорные слова (пятак).

Стилистические средства, а это языковые единицы, могут сочетаться с нейтральными словами. А это в основном и есть нейтральная лексика, которая не закреплена за какой-то определенной сферой использования языковых единиц, и вместе с книжными, разговорными и просторечными единицами образуют стилистическую парадигму.



Нейтральная лексика, лишенная эмоционально-экспрессивных коннотаций образует вместе с книжными, разговорными и примыкающими к ним просторечными словами образуют стилистическую парадигму.

 

Стилистическая парадигма основана на тождестве или близости основного значения ее членов и различий функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски.

Члены стилистической парадигмы – стилистические синонимы. Важная особенность стилистической парадигмы – это взаимозаменяемость ее членов в зависимости от ситуации и сферы использования.

За пределами стилистической парадигмы находятся термины.

 

 

Разница между сигнификативными и номинативными, и денотативное и коннотативное?

Язык – это совокупность абсолютно всех слов данного языка, в данном случае русского языка. Нельзя держать в голове все значения какого-либо слова. Все эти значения находятся в абстракции, в отвлечении от наших мыслей об этом слове, обо всех его значениях. Но, в речи мы извлекаем из этого количества абстрактно существующих значений то, которое нам в данном случае нужно. Все те значения, которые присущи слову «идти» - это значения сигнификативные, то есть такие, которые присущи этому слову как единице языка. Но какое-то значение, извлеченное для конкретного употребления – это значение назывное или номинативное, потому что мы в этот момент называем именно это значение слова.

У этих 27-и значений глагола «идти» есть основное, то которое указано в словаре первым. Все остальные значения, связанны с ним непременно, именно поэтому говорят о переносе значения. Вот это первое значение – денотативное. Все оттеночные (не переносные) значения этого слова (мама – мамочка, мамуля и др.) являются коннотативными. Они могут быть как отрицательными, так и положительными.

 

 

Лекция 16

 

Говорил попугай попугаю -

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай –

Попугай, попугай, попугай!

 

Чем отличается устная речь от письменной речи? К письменной речи можно неоднократно возвращаться. Соответственно, письменная речь в большей степени способна развивать наше мышление.

Устная речь
внутренняя
внешняя
говорение
слушание

 

Устная речь (звуки, интонация) Письменная речь (буквы, знаки препинания)
воспринимается сразу, одновременно с процессом говорения может быть осмыслена при многократном обращении к тексту

У слов есть значения, которые присущи им как значения единицы языка, в отличии от того значения которое у слова реализует в речи, и это значение называется номинативным, то есть в условиях речевого общения как правило. Одно из значений слова, как единицы языка реализуется в общении, и такое значение называется номинативным или назывным.

 

У слов могут быть и оттеночные значения – коннотативные, в отличие от основного значения слова – денотативного. То есть, у любого из значений слова как единицы языка может быть значение и коннотативное, и денотативное. И любое из этих значений может быть номинативным (назывным).

Как правило, слово сочетает в себе и эмоционально-экспрессивные оттенки и функционально-стилевые, то есть связанные со сферой общения. И в зависимости от этого выделяются языковые средства. А именно, большая часть языковых единиц составляет нейтральную лексику, которая образует стилистическую парадигму с другими языковыми средствами, которые связаны с той или иной аннотацией или оттенком.

Это языковые средства книжные:

· общие

· поэтические.

Книжной лексике противопоставляется разговорный класс слов и примыкающий к ним просторечный.

 

В чем состоит особенность этой парадигмы? Особенность – во взаимозаменяемости этих единиц, в соответствии со сферой использования той или иной языковой единицы. А сфера использования может быть связана и с социальным статусом, и с возрастом, и с культурным уровнем – это с одной стороны; с другой стороны – с условиями общения. То есть условия общения обусловливают использование языковой единицы и сфера общения.

 

Языковые средства, которые составляют стилистическую парадигму, являются по отношению друг к другу синонимами. Но в ситуации со стилистической парадигмой мы имеем в виду более широкое понимание синонимии, основанная на взаимозаменяемости этих языковых средств.

Он прыг в яму. – Он прыгнул в яму.

Он шмыг в аудиторию. – Он шмыгнул в аудиторию.

 

Стилистическая парадигма основана на сходстве или близости основных значений и различий либо стилистических, либо эмоционально окрашенных языковых единиц.

Все языковые единицы (большая их часть) – двуплановая: сочетают и экспрессию и функционально-стилевую окраску. Однозначными являются термины. Хотя у терминов тоже могут быть синонимы.

 

Речевое общение

 

Общение – это взаимодействие индивидов или социума, или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене навыками, умениям, опытом, информации, деятельностью, которые удовлетворяют потребности человека в контактах с другими людьми.

 

Общение можно разделить по социальным сферам, но их так много, что сложно эти сферы общения типологизировать.

 

Общение бывает:

Контактное и дистантное (отношение собеседников друг с другом).

Контактное общение. Собеседники находятся рядом. Адресант конкретен, общение строится с опорой на непосредственно наблюдаемую ситуацию. Велика роль мимики, жестов, интонации.

Дистантное общение. Собеседники разделены и пространством, и временем. Это может быть общение по телефону, собеседники в этом случае разделаны пространством, но связаны временем. Своя специфика - отсутствие мимики, жестов. Молчание постоянно требует выяснения, с чем связано молчание. Может быть выражено в письмах, СМС.

Непосредственное и опосредованное .

Непосредственное общение связано с контактным. Это может быть обычный разговор, беседа, лекция, когда партнер оказывается в коммуникативном пространстве говорящего и визуально наблюдаем.

Опосредованное общение – это телефонный разговор, письмо, передача информации по тексу, радио, телевидению и так далее.

 

 

Устное и письменное (этот вид общения связан с формами общения языка).

Устный вид общения связывается с признаками контактностью и непосредственностью. Устный текст (дискурс) связан с ситуацией, плюс жесты, мимика. Устное общение позволяет разного рода недомолвки и подчиняется несколько другим правилам, нежели речь письменная.

Письменное общение – с дистантностью и опосредованностью. Письменный текст, как правило более сложный, он обдумывается.

 

 

Диалогические и монологические (связан с Я-говорящим и ТЫ-слушающим).

Диалогическое общение: одна роль связи, роль взаимодействие партнером, согласование реплик (есть вопрос – должен быть ответ).

Монологическое общение: Я-говорящей\пишущей относительно долгое время сохраняет эту коммуникативную роль. Текст может быть адресован и отдельному лицу, и группе лиц.

Монологическая и диалогическая речь располагают большим разнообразных видов и форм, и применяются в разных стилях речи.

 

 

Межличностное, публичное и массовое (различается с точки зрения количества участников; предполагает либо 1 - 1, либо 1 -несколько, либо 1- много).

Межличностное общение реализуется в форме диалога. Реализуется в жанрах дружеской беседы, деловых переговоров.

Групповое общение реализуется в форме полилога. При публичном общении адресат ясен и находится в поле зрения говорящего. При публичном общении используются следующие жанры: выступления, лекции, доклады.

При массовой коммуникации это газеты, радио, СМИ адресат не в поле зрения автора текста, он либо прогнозируется, либо каким-то образом исчисляется. Реализуется в формах радио интервью, дебаты и т. д.

 

 

Частное и официальное (с точки зрения взаимоотношения общающихся).

 

 

Творческое и стереотипное.

Кооперативное и конфликтное различается с точки зрения личностных отношений и оценок при нарушении социальных отношений. Кооперативное общение предполагает понимание.

Информативный и хоатический.

Нарративное и коммуникативное (установка на монологический рассказ или на диалогический).

Нарративный тип – это рассказ от третьего лица.

 

 

Правила общения

Правила общения, которые были созданы Грайсом - принципы коммуникации речевой.

1. Принцип последовательности – вопрос предполагает ответ, приветствие предполагает приветствие, просьба предполагает либо принятия, либо отклонения.

2. Принцип предпочтительной структуры – согласие должно выражаться без замедления.

3. Принцип кооперации по Грайсу, к которому прилагаются постулаты.

1.Постулат количества – зависит от количества информации:

· Информации должно быть не меньше, чем требуется.

· Информации должно быть не больше, чем требуется.

 

2. Постулат качества – (связан с истинностью высказывания).

· Не говори того, что считаешь ложным.

· Не говори того, для чего нет достаточных оснований.

 

3.Постулат отношения (не отклоняйся от темы)

 

4.Постулат способа – выражайся ясно.

· Избегай не понятных выражений.

· Избегай неоднозначности.

· Будь краток.

· Будь организован.

 

 

С этими принципами и постулатами связан принцип вежливости по Личу.

1. Принцип такта.

2. Принцип великодушия.

3. Принцип одобрения.

4. Принцип скромности.

 

Условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели, которые сле­дует учитывать при организации речевой коммуникации:

1. Это потребность в общении и коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушаю­щего.

3. Умение слушающего проникнуть в проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего.

4. Внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние).

5. Знание норм этикетного речевого общения и др.

 

Лекция 17

 

1. Контактное – дистанционное (по положению собеседников по отношению друг к другу).

2. Непосредственное – опосредованное (по наличию/отсутствию какого-либо аппарата).

 

3. Устное – письменное (различаются сточки зрения ФСЯ)

 

4. Диалогическое – монологическое (по признаку: я – говорящего ты – слушающего).

 

5. Межличностное – публичное – массовое (с точки зрения количества участников). «1 – 1» и «1 – несколько» (межличностное и групповое), «1 – много» (публичное и массовое).

Межличностное общение – в форме диалога, групповое в форме полилога.

Публичное общение – массовый адресат в целом известен, находится в поле зрения говорящего (аудитория учебного процесса, собрание).

Массовая коммуникация (газета, журнал, радио- и телетрансляция) адресат не в поле зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется.

 

6. Частное – официальное (с точки зрения взаимоотношений общающихся и обстановки).

 

7. Творческое – стереотипное (с точки зрения соблюдения/несоблюдения канона, строгих правил построения, употребления готового текста).

 

8. Кооперативное – конфликтное (с точки зрения личностных отношений и оценок при соблюдении или нарушении социальных отношений).

 

9. Речевое (контактность, непосредственность, устность, диалогичность, опосредованность, письменность, монологичность) – текстовое (дистантность, опосредованность, письменность, монологичность).

 

10. Информативное – фактическое (по характеру передаваемого содержания).

 

Нарративное и коммуникативное (с точки зрения установки на монологический рассказ или на диалогический обмен репликами).

 

Создатели речевого акта: Джон Остин, Дж. Р. Серль, П. Н. Грайс; повседневный разговор (Г. Сакс).

 

Принципы речевой коммуникации:

1. последовательности (вопрос – ответ, приветствие – приветствие, просьба – принятие или отклонение).

2. предпочтительной структуры (согласие),

3. кооперации (Грайс «Логика и речевое общение»).

 

Постулаты:

1. Количества:

а) информации не меньше, чем требует;

б) не больше, чем требуется.

2. Качества:

а) не говори того, что считаешь ложным;

б) не говори того, для чего нет достаточных оснований.

3. Отношения (не отвлекайся от темы).

4. Способа (выражайся ясно):

а) избегай непонятных выражений;

б) избегай неоднозначности;

в) будь краток;

г) будь организован.

 

Дж.Н.Лич. Принцип вежливости:

1. Принцип такта.

2. Великодушия.

3. Одобрения.

4. Скромности.

Неадекватное понимание сообщения (устного и письменного) у отправителя и получателя = конфликт.

 

Условия речевого общения.

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настрой на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего.

3. Умение слушателя проникнуть в замысел: намерение, интенцию (лат. intentio «стремление»), направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание говорящего.

4. Внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.