Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТРЕЧА С САБИТОМ МУКАНОВЫМ





МОЛОДОЙ ПОМЕЩИК

Верстах пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. Дичи у него в поместье водится много, дом построен по плану французского архитектора, люди одеты по-английски, обеды задаёт он отличные, принимает гостей ласково, а всё-таки неохотно к нему едешь. Он человек рассудительный и положительный, воспитание получил, как водится, отличное, служил, в высшем обществе потёрся, а теперь хозяйством занимается с большим успехом. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив, о благе подданных своих печётся и наказывает их – для их же блага.

Роста он небольшого, сложен щеголевато, собою весьма недурен, руки и ноги в большой опрятности содержит; с его румяных губ и щек так и пышет здоровьем. Смеется он звучно и беззаботно, приветливо щурит светлые, карие глаза. Одевается он отлично; выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтения небольшой охотник: «Вечного жида» едва осилил. В карты играет мастерски. Вообще Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии.



(По И.С. Тургеневу) 162 слова

2. МУЖИКИ ОРЛОВСКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИЙ

Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд. Изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не размётан и не вывалился наружу.

И для охотника Калужская губерния лучше. Засеки тянутся на сотни, болота на десятки вёрст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку.



(По И.С.Тургеневу) 163 слова

 

ОЗЕРО САУМАЛКОЛЬ

Весна входила в свою щедрую зелёную силу. Вдыхая её тёплый ветер, радуясь предстоящим встречам, Чингиз облюбовал место, где можно будет поставить юрты для гостей. Он остановил свой выбор на озере Саумалколь, находящемся примерно в двадцати верстах к югу от горы Сырымбет. На западном берегу этого глубокого озера с чистым песчаным дном рос густой березняк. Его называли красным березняком, потому что в солнечные дни стволы деревьев приобретали алый оттенок. Вода в озере отдавала солью, но домашний скот и дикие козы приходили сюда на водопой. А жители Орды и других соседних аулов предпочитали родники. Их много было вокруг. Они питали озеро.

Если смотреть на озеро с высоты, то оно своими очертаниями напоминало рог быка -* утолщённый у основания и тонкий, заострённый на конце. Русские поселенцы, появившиеся здесь позднее, окрестили Саумалколь Кривым озером, а свою деревню Кривоозёрной.

Вид с берегов Саумалколя открывался чудесный. На севере, невдалеке от соснового бора, поднималась двугорбая вершина Сырымбета, на юге манила голубоватая, подёрнутая маревом в солнечный день, седловина Аиртау.

(По С.Муканову) 162 слова

 

ОБ АБАЕ

Говоря об Абае, трудно быть оригинальным. Я сразу скажу то, что может сказать любой казах, любой казахстанец, знающий и понимающий дух Абая. Мы знаем Абая с детства, со школьной скамьи. В молодости всегда привлекала его лирика, но Абай живёт не только в поэзии.Он и замечательный композитор. Нет казаха, который бы не любил его песен. В нашей степи их знают и поют.



В школьные годы я запомнил поэму "Искандер", в которой Александр Македонский описывается поэтом как человек, как полководец. Абай говорит о жестокости завоевателя, о его алчности, неуёмности в своих устремлениях. Симпатия поэта остаётся на стороне мыслителя Аристотеля.

С возрастом начинаешь мудреть, набираешься жизненного опыта, возникает внутренняя потребность возвращаться к стихам Абая, в которых находишь созвучие с сегодняшним днём. Океан его мыслей настолько глубок, что каждый человек всю жизнь вновь и вновь как бы открывает Абая и всю жизнь его познаёт.

Слова Абая будто бы обращены к нам сегодняшним, к молодёжи. Такие понятия, как честь, совесть, доброта, целеустремлённость, всегда должны оставаться главной субстанцией человека

(По Н.Назарбаеву) 166 слов

 

ПОРТРЕТЫ АБАЯ

В тысяча девятьсот сорок пятом году Абылхан Кастеев создал картину «Портрет юного Абая». На ней изображен четырнадцатилетний Абай с томиком восточной поэзии в руке. Томик звезд Востока в руке начинающего поэта носил символический характер. Он учился у них, продолжил их традиции.

Спустя годы Абылхан пишет картину «Абай на жайляу». Здесь уже мы видим зрелого поэта и мыслителя. Внимательный взор, направленный на зрителя, непринужденная посадка, легко накинутое на плечи светлое одеяние. А в руке – вновь поэтический томик, на этот раз – пушкинский. За спиною Абая – родной аул, несколько юрт с хлопочущими возле них земляками, панорама безбрежной степи. Тут всё также символично. Пейзаж безмолвно повествует о том, что Абай рожден и вдохновлен степью, крепко-накрепко связан с нею и живущим на ее просторах простым, душевным народом. Сборник стихов Пушкина – это прямое указание на еще один источник, питавший абаевскую музу: русскую, а через нее и западноевропейскую поэзию.

Абылхан Кастеев много сделал для того, чтобы образ великого Абая дошел до нас во всей живописной полноте и наглядности.

(По Аль-Халел Карпыку) 164 слова

ТОЛМАЧИ

В нашем крае человека, не умеющего водить пером по белой бумаге, как говорили в народе, трудно было найти. Новое русское начальство требовало оформление дел на бумаге. И ввело правило: неграмотные, а их было тогда у нас девятьсот девяносто девять человек на каждую тысячу, вместо подписи должны были прикладывать к бумаге большой палец правой руки.

Все стали обращаться к моему отцу для оформления различных дел. При уездном управителе имелись толмачи – переводчики. Они, по существу, и были властителями казахов в уезде, ибо решение любого вопроса больше зависело от того, как толмач переведет начальнику какую-либо просьбу или жалобу. По рассказам отца, толмачи, как правило, были взяточниками и жуликами. «Твои слова буду говорить»,- обещал толмач, получая мзду, а говорил, что ему вздумается.

Моему отцу неоднократно предлагалась должность волостного писаря, то есть личного секретаря волостного управителя, но, не желая быть зависимым, отец отказывался, хотя и выполнял отдельные просьбы.

ВСТРЕЧА

Полтора года проработал Кахарман на Балхаше и понял: это древнее озеро тоже находится в плачевном состоянии. Не было сил осознавать, что у этого озера такая не бедственная судьба, как у родного Синеморья. Кроме того, не хотелось бы ему встречаться с рыбаками Коктениза. Интуиция подсказывала ему: это – соль на рану. А рана эта была теперь неизлечима, и не было никаких средств против недуга.

Десятка полтора рыбаков передвижной экспедиции прибыли на Балхаш и тотчас бросились искать Кахармана.

Кахарман жил в трехкомнатной квартире на окраине города. Когда раздался стук в дверь, он сразу же понял – это они! Только земляки могли забыть, что в городских квартирах существуют дверные звонки.

Айтуган бросилась открывать. «Легки же на помине», - подумал Кахарман. Только за чаем они говорили с женой про земляков. Кахарман рассказывал ей, что уже присмотрел для них на Балхаше место, славящееся хорошим уловом.

- Здравствуй, Айтуган! – раздался с порога голос Камбара. – Давненько я тебя не видел.

Бригада громко приветствовала хозяйку. Кахарман крепко обнялся с каждым из рыбаков.

(По Сейсенбаеву)162 слова

 

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не было хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года он научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.

Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону Божьему. После смерти отца в тысяча восемьсот шестнадцатом году Гансу Христиану пришлось зарабатывать уроками на жизнь.

Еще в Оденсе Ганс Христиан познакомился с актерами одного из копенгагенских театров, которые пообещали помочь юноше. Приехав в Копенгаген, Ганс Христиан разыскал их. Друзья помогли ему поступить в хоровую школу. Одаренного юношу заметили, и он даже смог получить в одном из спектаклей роль. Директор театра помог Андерсену продолжить образование в одной из городских гимназий, по окончании которой он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя. Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила его жизнь.

(По книге «100 великих имен») 172 слова

ЖЮЛЬ ВЕРН

Жюль Верн родился в тысяча восемьсот двадцать восьмом году в семье адвоката в городе Нант, расположенном на реке Луаре. Его детство прошло в городе моряков и больших кораблей, отправлявшихся в дальние страны. Маленький Жюль мечтал о путешествиях и необычных приключениях. И однажды, когда ему было одиннадцать лет, он ночью тайком ушёл из дома и нанялся на один из кораблей. Когда семья днем хватилась сына, корабль уже покинул порт. Адвокат Верн нанял самую быстроходную в городе лодку, и к вечеру ему удалось догнать корабль и вернуть сына.

Жюль Верн окончил лицей, где хорошо учился. Больше всего его увлекали история и география, книги о путешествиях и приключениях. В тысяча восемьсот сорок седьмом году он уехал в Париж, где закончил юридическую школу и получил диплом адвоката. Живя в Париже, Жюль Верн написал пьесу, которая сделала его знаменитым.

Став впоследствии писателем, Жюль Верн создал новый литературный жанр – научную фантастику. Среди его произведений - знаменитые "Дети капитана Гранта", "Таинственный остров", "Пятнадцатилетний капитан", "Путешествие на Луну", "Путешествие к центру Земли" и другие.

(Из книги "100 великих имён ") 168 слов

 

КУНАНБАЙ

Абай быстро оглянулся и только теперь заметил отца. Кунанбай стоял с несколькими стариками поодаль, позади Гостиной** юрты. Смущенный своей оплошностью, мальчик пошёл к отцу. Байгас и Жумабай, спешившись и ведя коней в поводу, тоже шли к Кунанбаю. Высокий, коренастый, с седеющей бородой, Кунанбай даже не удостоил их взглядом своего единственного глаза, странно сверкавшего на бледном, словно застывшем лице. С другой стороны аула к нему приближались несколько всадников, тучных, богато одетых, на хороших конях. Насколько можно было судить, всё это были старейшины. Кунанбай, видимо, ожидал их — он напряжённо смотрел на подъезжавших.

Байтас и Жумабай ещё подходили, когда Абай был уже возле отца. Кунанбай повернул голову, принял приветствие, но не сдвинулся с места. Он только окинул Абая быстрым взглядом и сказал:

- Ты вырос и возмужал. Выросли ли твои знания, как ты сам?

- Слава богу, отец, - ответил Абай и, помолчав, добавил: — Занятия ещё не кончились, но вы прислали за мной. Хазрет благословил, и я вернулся домой.

(По М.Ауэзову) 154 слова

 

ИЛЬЯС ЕСЕНБЕРЛИН

Ильяс Есенберлин не только крупнейший представитель казахской литературы, но и яркая личность, занимающая достойное место в истории казахского народа. Среди казахских писателей он, пожалуй, первым посвятил своё перо сложной и острой теме борьбы казахского народа за национальную независимость и обретение государственности.

И сам Ильяс Есенберлин, и его произведения не вписывались в идеологические стандарты тоталитарной системы. Это сказалось и на его личной судьбе, и на судьбе его творений. С болью и горечью вспоминаешь сегодня, как тернист и долог был путь к читателю каждой из его книг. Цензурные мытарства, заговор молчания или яростная травля со стороны официальной критики — это лишь часть того, что пришлось испытать мужественному писателю.

Несмотря на все трудности, Ильяс Есенберлин оставил после себя собрание прекрасных произведений. Центральное место в его творчестве занимает знаменитая трилогия «Кочевники», которую отличают эпический размах, динамизм действия, живые и неповторимые образы выдающихся деятелей казахской истории, точный и выразительный язык. Переведённая на многие языки мира, эта трилогия по охвату многообразных сторон национального бытия может быть названа энциклопедией жизни казахского народа.

(Из сборника «Писатель , личность, человек») 166 слов

ИЛЬЯС И ДИЛЯРА

Ильяс Есенберлин очень любил и уважал свою Диляру. Она оказалась достойной такого отношения и разделила с Ильясом его сложную жизнь; она вдохновляла его на творческие искания и спасла от тяжёлого недуга. Ильяс выбрал себе в спутницы жизни не просто красивую девушку, а человека, на чью долю с юных лет досталось столько трагических и драматических событий, что можно только удивляться, как она всё это выдержала, не сломалась и не очерствела душой. В этом смысле Диляра, дочь Хамзы Жусупбекова, видного представителя национальной интеллигенции, выкошенной в репрессиях тридцатых годов, — родственная душа самому Ильясу. О прекрасных женщинах написано много произведений. Книгу о хранительнице очага Ильяса можно было бы писатъ с натуры, ничего не придумывая к сюжету, сохранённому самой эпохой.

В конце войны у Ильяса и Дили родился первый ребенок – Раушан. Ильяс перевёз в Алматы из Акмолинской области мать Дили и двух её братьев-подростков. В это время Ильяс начал серьёзно писать, его поэмы и рассказы публиковались в журнале «Литература и искусство» и становились популярными.

(Из сборника «Писатель, личность, человек») 162слова

 

З. ОЗЕРО ДОС

Дос — по-казахски значит друг.

Это тихое, совершенно круглое, как глубокое блюдце, озеро, поросшее по берегам высоким камышом. На его северной стороне возвышался небольшой холм.

Озеро в окружности имело версты три. Все примыкающие к нему холмы и овраги, низины и луга порастали сочной травой. Её выжигали каждую весну, а летом она поднималась снова. Как хорош был вид на озеро и эти луга с высоты холма! Взглянешь, и кажется, что тихо колышутся рядом два озера: одно серое, блестящее, ровное, тихое, а другое — зелёное, осыпанное золотистой пылью и похожее на оперение чудесной птицы.

Мы любили озеро. Когда всходило солнце, всё начинало петь, стрекотать, заливаться на разные голоса, прыгать, летать, искать пищу.

Дорогой Дос! Милый, незабвенный друг! Так я и не написал о тебе ни поэмы, ни рассказа, не переложил на стихи ни твоих тихих жалоб в ненастную погоду, ни шёпота твоих ласковых волн в ясный день. Но как тебя благодарить за те маленькие радости, которые ты дарил нам! Ты и сейчас такой же красивый, как в дни моего детства.

(По С.Муканову) 168 слов

 

ПРАВНУК ХАНА АБЛАЯ

Ничто так не способствует раннему и стремительному развитию ума и характера, как необычность положения, в которое судьба ставит одарённого человека с малых лет. Детские впечатления Шокана, правнука хана Аблая, связаны с пребыванием семьи казахского султана в русской крепости.

Маленький торе выучился читать года в четыре. Он очень рано стал ходить в школу, построенную его отцом, овладел арабским языком. Через арабский ему открылась восточная литература.

Так уж вышло, что в числе его первых впечатлений детства оказались степные междоусобицы, политические разногласия. В те годы традиционные айтысы неизбежно превращались вполитические споры. Поэзия этого времени запечатлелась в памяти мальчика с поразительной яркостью. Позднее он вспоминал множество стихов, пословиц, историй. Шокан рано научился отличать истинный патриотизм от показного, также усвоил тончайшие приёмы восточной беседы, когда сказано всё, но не выдано ничего.

Подрастая, Шокан переходил от детских забав к отроческим. Юноша полюбил до самозабвения соколиную охоту. Однако, заслышав, что к отцу приехал знаменитый Орынбай, он бросал всё и бежал к юрте, откуда доносился звон струн.

(По И.Стрелковой) 164слова

 

В СИБИРЬ

Бескрайни просторы Российской империи, бесконечны её дороги. Но самая длинная – в Сибирь. С каждым днём всё дальше отодвигалась та жизнь, к которой уже не было возврата. А дорога то стелется по низинам и болотам, то взбирается на холм, чтобы неожиданно нырнуть в густой чёрный лес, колышущийся на ветру, и опять выбежать на простор. Здесь дорога греется на солнце, а когда прогремит тройка, взвиваются тучки пыли.

И снова тишина. Лишь свистит в ушах бездельник ветер да, кланяясь путникам, шелестит серебряными листьями молоденькая берёзка. И так каждый день.

Вдоль тракта бежали деревья, чахлые кустарники; они словно исполняли ритуальный танец под однообразную песню ямщика.

День догорал: солнце медленно погружалось в сизые облака на горизонте, и лишь лучи его, подобно острым кинжалам, пронзали предвечерний воздух.

Всё приуныло. В вышине пламенела разноцветная радуга, словно далеко-далеко, до тучи, похожей на гранитную гору, выстилая волшебную дорогу.

По тёплой земле, сглаживая все неровности на дороге и в поле и торопя опаздывающих, с востока приближался сонный вечер.

Выбравшись из низины, лошади побежали быстрее – почуяли жильё.

(По П.Кочуре) 168 слов

 

ВОСПОМИНАНИЯ

Наш аил расположен в предгорьях на широком плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточкой железной дороги.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.

Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные – у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна пролива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шепот, то вдруг, на мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.

По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка.

(По Ч.Айтматову) 165 слов

 

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ

Имя Сергея Ивановича Ожегова принадлежит к тому счастливому кругу имён, которым суждена долгая жизнь и широкая известность далеко за пределами специальной науки, известность и любовь поистине всенародные. Это имя прочно вошло в сокровищницу национальной культуры. Ожегов стал тем, кого в других странах с любовью и гордостью называют «человек-словарь».

А что привлекало больше всего в Сергее Ивановиче как в учёном и как в незаурядной личности? Неутомимость поиска в науке, тщательность в собирании и обработке научных фактов.

Особо надо сказать о том, что он страстно любил книги и вообще печатное слово.

Он высоко ценил деятельность таких писателей-современников, как С.С.Смирнов, автор книг о защитниках Брестской крепости, открыватель имён многих безвестных героев Великой Отечественной войны, как И.Л.Андроников, неустанными поисками которого воссозданы неизвестные ранее страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова и других деятелей культуры. Личное знакомство, а подчас и многолетняя дружба связывали Ожегова со многими писателями, для которых, как и для Сергея Ивановича, чувство любви к родному языку было едва ли не самым важным как в жизни, так и в творчестве.

(По Л. Озерову) 168 слов

 

ПАЛИТРА ХУДОЖНИКА

Существует легенда: однажды один греческий художник по имени Апеллес** оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Возможно, такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

…Сочетание различных цветов в картине называют колоритом. Для художника-колориста важен и сам по себе цвет, и его сочетания с другими цветами. Они могут быть удивительно разнообразными: гармоничными, спокойными или резкими. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.

Каждый художник вңдит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.

Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра». Это значит, что живопись этого художника отличается богатством цвета. А про другого говорят: «У него сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов.

Нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.

(По Е.Каменевой) 166 слов

СКАЗКА ДЛЯ АССОЛЬ

Не знаю, сколько пройдёт лет, —* только в Каперне** расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый гарус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

(По А.Грину) 160 слов

НА РЕЙНЕ

Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. *Старик поднял вёсла – и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце, поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось, содрогалось. Я склонился к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звёзды. Тревожное оживление мне чудилось повсюду – и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки. Шёпот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, и свежее дыхание волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы беспредметного восторга. Я ещё не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чём томился.

А лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над вёслами.

(П о И. С.Тургеневу) 161 слово

 

НА САРОЗЕКСКИХ РАЗЪЕЗДАХ

Чтобы жить на сарозекских разъездах, надо дух иметь, а иначе сгинешь. Степь огромна, а человек невелик. Степь безучастна, ей всё равно, худо ли, хорошо ли тебе, принимай её такую, какая она есть, а человеку не всё равно, что и как на свете, и терзается он, томится, кажется, что где-то в другом месте, среди других людей ему бы повезло, а тут он по ошибке судьбы. И оттого утрачивает он себя перед лицом великой степи, разряжается духом, как тот аккумулятор с трёхколёсного мотоцикла Шаймердена. Хозяин всё бережёт его, сам не ездит и другим не даёт. Вот и стоит машина без дела.

Так и человек на сарозекских разъездах: не пристанет к делу, не укоренится в степи, не приживётся – трудно устоять будет. Иные, глядя из вагонов мимоходом, за голову хватаются – господи, как тут люди могут жить?! Кругом только степь да верблюды! А вот так и живут, у кого сколько терпения хватает. Три-четыре года продержатся – и делу конец: рассчитываются и уезжают куда подальше.

(По Ч.Айматову) 161 слово

 

НАШЕСТВИЕ

Солнце село, сумерки сгустились, и ничего нового не произошло. В яме как будто всё замерло.

Вдруг сверкнул луч света, и светящийся зеленоватый дым взлетел над ямой тремя клубами дыма, поднявшимися в неподвижном воздухе.

Дым был так ярок, что тёмно-синее небо наверху и подёрнутая туманом пустошь с торчащими кое-где соснами вдруг стали казаться совсем чёрными. В этот же миг послышался какой-то слабый шипящий звук. Казалось, невидимая струя ударила и вспыхнула белым сиянием.

От невидимого пламени загорелись, потрескивая, сосны. Это огненная смерть, этот неотвратимый пылающий меч наносил мгновенные, меткие удары.

Что-то с грохотом ухало вдалеке, где-то слева. Шипение и гул прекратились, и чёрный куполообразный предмет медленно опустился в яму и скрылся.

Окружающая темнота стала ещё более мрачной. Холмистая пустошь казалась чёрной, лишь полоска шоссе серела под темно-синим небом. Всё исчезло. Вверху мерцали звёзды, а на западе светилась полоска. Марсиане и их орудия были невидимы, только на тонкой мачте беспрерывно вращалось зеркало.

Всё осталось таким же, как было, словно и не пролетал этот смерч смерти.

(По Г. Уэллсу) 163 слова

23. И СНОВА ДРОЖАЛА ЗЕМЛЯ

И —* тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу. Земля вздымалась, как необъезженный конь; степь, горы в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок. Страх и удивление сковали мою душу. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья.

Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки. Земля вновь задрожала. Я понял —* на меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками. И казалось, что наступил конец света.

Рассвело. В далёких отрогах горы Дегелен появилась лёгкая дымчатая туча. Ветер гнал её куда-то на восток. Это от взрывов. Гора разваливается, скоро от неё останется одна труха.

— Так верните же мне Родину! — закричал я. — Я хочу пройти босиком по зелёной траве, испить воды из наших озёр, лежать на чистой доброй земле и глядеть в чистое доброе небо. Родина, ты слышишь меня?

Но Родина молчала.

И снова дрожала земля.

(По Р. Сейсенбаеву) 169 слов

 

У ПАМЯТНИКА МОЛЬЕРУ

На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же суровую зиму на этой плите разожгли громадный костёр. От жара плита треснула и развалилась. Время разметало её куски, и когда через сто девятнадцать лет решили перенести тело Мольера в мавзолей, никто место его погребения указать не мог.

Итак, мой герой ушёл в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и письма. Говорили, что рукописи погибли во время пожара, а письма будто бы, тщательно собрав, уничтожил какой-то фанатик. Словом, пропало всё, кроме двух клочков бумаги, на которых когда-то бродячий комедиант расписался в получении денег для своей труппы.

Но даже лишённый рукописей и писем, он покинул однажды землю и поместился над высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он – королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет!

(По М.А.Булгакову) 160 слов

 

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

Деревянный домишко, в котором мы сидели, вдруг заходил ходуном, посыпалась штукатурка, зазвенели стёкла, затрещали косяки.

- Что это такое, Хаби?

- Бомбят, товарищ комбат.

Мы вышли на улицу. Гудели немецкие самолёты. Они звеньями шли с запада, против солнца, разворачивались, пикировали. Падали чёрные грушевидные бомбы, вздымались смерчем взрывы. Вдруг над самым лесом, прорезая воздух, с шелестящим свистом пронеслись маленькие наши истребители. Они, как бы вынырнув из гущи леса, задрав носы, с протяжным воем взвились вверх, описывая дугу, мигом очутились над эскадрильей бомбардировщиков, разворачивающихся под прикрытием косых солнечных лучей, зашли им в хвост и открыли огонь.

Бомбардировщики, не доходя до того места, откуда они обычно шли в пике, рассыпались в разные стороны, беспорядочно сбрасывая свой бомбовой груз над лесом. Наши преследовали их, словно ястребы стаю гусей.

Один из неуклюжих немецких самолётов сначала качнулся с крыла на крыло, потом завилял, заметался и, припадая на левое крыло, пошёл вниз.

Он рухнул на поляне у железнодорожной будки и взорвался, а остальные, прижимаясь к лесу, преследуемые нашими истребителями, ушли в направлении на Волоколамск.

(По Б.Момышулы) 167 слов

 

ГРОЗА В ГОРАХ

Горы! Сверкающие пики пронизывали бездонную глубину неба. Некошеная трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие дикой яблоней и абрикосом, берёзовые и дубовые рощи багрянились осенней листвой, а вечнозелёные ели терялись в облаках.

Бесчисленные тропки ручейками сбегали к водопою, однако самих животных не было видно. Стремительная река грохотала по дну ущелья. Вздрагивал краснотал, с листьев стекали прозрачные капли. По теплу ещё жужжали пчёлы, и от медвяного запаха разнотравья кружилась голова, но в первозданной миротворящей гармонии таилась угроза.

Тучи наплывали на дальние отроги, носились тени, опускалась удушливая тяжесть. Пахло дождём и сыростью, кромешный мрак опустился на землю. В тишине вдруг загрохотали колесницы демонов, зашумели, заволновались деревья, ошалело закричали птицы. Сверкнули золотые копья, небо лопнуло и обрушилось на горы. Земля вздыбилась, как испуганный конь, но в последнее мгновенье ангелы поддержали закачавшийся на краю мир, и тучи изошли обильным ливнем, и тысячи ручейков побежали в мутные воды бесновавшейся реки. Последняя колесница прогрохотала над головой, и в наступившей тишине вся округа засияла первозданной чистотой и свежестью.

(По Х.Адибаеву) 164 слова

 

ВСТРЕЧА С САБИТОМ МУКАНОВЫМ

Мы встретились с Сабитом Мукановым, когда он приехал домой на побывку.

Оказывается, Сабит давно перекочевал в Оренбург, в рабфак. Что такое рабфак? Рабочий факультет. Туда принимают тех, для кого в прежние годы дорога к высшему образованию была закрыта.

Честно говоря, я завидовал Сабиту. Ведь он с восемнадцатого года жил в больших городах, его кругозор был гораздо шире, чем у меня. Он легко и свободно рассуждал о положении дел в стране, о будущем Казахстана, о международных отношениях. И знал об этом не понаслышке, а из первых рук — из Оренбурга. Жил он у самого председателя Совнаркома — Сакена Сейфуллина, который поддерживал подающую надежду молодёжь. И это понятно: ведь Сакен Сейфуллин — большой поэт, чьи стихи расходились по нашему степному краю, пожалуй, быстрее, чем подписанные им постановления.

Сабит рассказывал о своих знакомствах, встречах, о своих стихах.

Его слова падали в благодатную почву. Я мысленно представлял себя там, в большом городе, среди студентов. Я удивлял их своими рассказами об увиденном, своим знанием жизни.

(По Г.Мусрепову) 161 слово

 

ПОЮЩИЙ БАРХАН

На правом берегу Или, в ста восьмидесяти двух километрах от Алматы, находится знаменитый Поющий бархан. Длина его достигает двух километров, ширина — полкилометра, а высота – ста пятидесяти метров. Сложен он из чистого жёлтого песка, отливающего золотом. Венчает бархан острый гребень. Песок тут звучит, когда начинает осыпаться. Звук то усиливается, то ослабевает, напоминая рокот моторов самолёта. А иной раз он похож на звук идущего по реке колёсного парохода. В безветренную и дождливую погоду, а также зимой бархан молчит. Но когда сухо, его нетрудно заставить звучать — надо лишь подняться на вершину и быстро сбежать вниз по крутому склону. При этом возникает громкий звук, будто бархан выражает свое недовольство вторжением человека.

«Мы несёмся, - рассказывает о своих впечатлениях профессор П.И.Мариковский, - вниз по горе, как на салазках, и с нами катится лавина песка. Гора трясётся как в лихорадке».

Когда дует сильный ветер, холм издаёт гул, напоминающий звучание органа. Об этом гуле сложены легенды: старики из казахских селений рассказывают, что внутри бархана воет шайтан, упрятанный туда аллахом.

(По В. Мезенцеву) 162 слова

СЕЛЬ

Тихо журчит в ущелье маленькая речка, порой даже ручей. Можно часами без устали любоваться его струями, то обтекающими разбросанные там и сям валуны, то устраивающими возле них пенные водовороты, и не подозревать, что этому мирному ручью ничего не стоит в одну минуту превратиться в беспощадного зверя. Резкий подъём воды, паводок, вызванный ливневыми дождями или бурным таянием снегов где-то в верховьях, — вот ручей уже не ручей, а ревущий, всё сметающий на своём пути мутный от ила, песка и почвы поток. Те самые камни и валуны, которые он так ласково обтекал, сорваны со своих мёст.

Это — сель.

Сель знают во многих странах: в Индии и Китае, Турции и Иране, на Кавказе и в Средней Азии.

Однажды (это было в июле тысяча девятьсот двадцать первого года) ночные улицы Алматы огласились тревожными криками:

- Сель идёт!

Со стороны гор уже слышался зловещий гул, а через считанные минуты на город обрушился грязекаменный поток высотой с двухэтажный дом. Он тащил с собой глыбы; иные достигали в поперечнике двух метров.

(По В.Мезенцеву) 162 слова

 

ДОМОЙ

Ахмет направился к коню, которого держал за повод кто-то из аульных ребят, сбежавшихся поглазеть на небывалое зрелище. Подняв Зигфрида, Ахмет посадил его в седло. Потом нагнулся, подобрал с земли курук и, едва коснувшись носком стремени, вскочил на коня сам. Седло, украшенное серёбряной насечкой, оказалось достаточно широким, оба в нём уместились: впереди — мальчуган с голубыми глазами на малокровном худом лице, давно не стриженный, обросший длинными светлыми вихрами, позади — сохранивший прямую осанку старик, с молодецки закрученными седыми усами и остроконечной бородкой, дочерна загоревший на солнце и степном ветру.

Рыжий жеребец с белой отметиной на лбу, давно изучивший все маршруты хозяина, повернул было вправо, к холмам, где паслись лошади, но старик, натянув поводья, тронул коня влево, а затем, пришпорив жеребца, поскакал, нарушая собственные привычки и заведённый обычай, напрямик, пересекая аул. И только после того, как позади остался аул, Ахмет придержал коня, разрешая ему перейти на шаг. Впрочем, и спешить больше было некуда — впереди, несколько на отлёте от аула, виднелась одинокая юрта, в которой жил Ахмет.

(По М.Магауину) 163 слова

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ВУЛКАНЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.