Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные признаки деепричастия





Профессиональный русский язык

 

Кыдырмолданова Айдана Сериковна

ССК-1

 

 

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

Целью обучения компрессии является формирование у студентов культуры работы с научным текстом, совершенствование навыков и умений чтения, понимания, анализа научного текста и написания вторичного научного текста (аннотации, реферата, рецензии, реферативного обзора, курсовой работы), основанного на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника.

Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме. Читая текст, необходимо выделить смысловые части, т.е. подтемы текста, и определить связи между ними, так как компрессия осуществляется путем членения текста и называния (наименования) этих вычленяемых блоков. Иными словами, умение работать с научным текстом во многом зависит от понимания его смысловой структуры.

Работа по написанию любого вторичного текста проходит несколько этапов. Первый этап – определение области знаний, к которой относится текст. Второй этап – это анализ каждой части текста. Если мы исключаем из текста всю второстепенную информацию, то, к примеру, получаем тезисы. К второстепенной информации относятся примеры, отступления, иллюстрации. Например, написание конспекта происходит за счет расширения информации. Если выстроить тезисы в логической последовательности, оставить необходимые для понимания текста примеры, то мы напишем конспект.



Если говорить о вторичных текстах в целом, то они могут создаваться процессом сжатия и развертывания текста. Для того чтобы осуществить эти виды деятельности, необходимо охватить весь текст целиком, но это невозможно сделать без понимания прочитанного. Таким образом, прежде чем начать писать аннотацию, тезисы, реферат или конспект, необходимо понять исходный текст.

После того как текст понимается, наступает следующий этап – подготовка к созданию вторичного текста. Невозможно создать вторичный текст без умения трансформировать полученную информацию. Главной семантической трансформацией является перефразирование.



Итак, в написании вторичного текста участвуют сразу два механизма: восприятие прочитанного текста и его воспроизведение. Воспроизведение текста может проходить как за счет сжатия, так и за счет расширения полученной информации (процессы свертывания и развертывания информации). Так происходит количественное изменение прочитанного текста, которое идет как в сторону уменьшения (например, тезисы, конспекты), так и в сторону увеличения (например, комментарий). При воспроизведении исходный текст не только сжимается (то есть преобразуется), но и создается вторичный текст, который носит субъективный характер, что указывает на множественную вариативность всех вторичных текстов. Иными словами, сколько человек создают вторичный текст – столько и получается в итоге вторичных текстов.

Таким образом, под компрессией понимается умение не только извлекать из текста самое основное, но и понимать каждую часть прочитанного произведения. Компрессия связана с умением видеть иерархическую структуру в содержании текста: понимать идею текста, видеть второстепенную информацию. При чтении любого текста сознание читающего соединяет ключевые слова в свернутые и законченные выражения. В это время происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование.

Видами компрессии текста являются аннотация, тезисы, реферат, рецензия. Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.



Аннотация – краткое сообщение о содержании источника. Аннотация сообщает, о чем говорится в статье, книге.

Тезисы излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения. В отличие от реферата тезисы могут иметь конспективный характер.

Реферат – это композиционно организованное обобщенное изложение содержания статьи, ряда статей, книги. В отличие от аннотации реферат информирует о том, что именно существенное содержится в источнике и излагает его основное содержание, раскрывает основные концепции.

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений, толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.. , Сколько.. , Когда.. , Почему.. . и т. д. , но не Есть ли..., Пришел ли.. . и т. п.) .

Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим) .

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии) . Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков) .

План-опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.


шаг1

Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.

Шаг2

После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.

Шшаг3

Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.

1. Необходимость составления плана научного произведения

Необходимость составления планов определяется многими при­чинами; выделим три из них, являющиеся ос­новными:

- неопределенность будущих научных достижений;

- координирующая роль плана (координирует и направляет научную деятельность);

- оптимизация последствий научной деятельности.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисципли­нирует как перспективную, так и текущую научную деятельность, приводит ее в определенную систему.

Компрессия текста – это его переработка и последующее сокращение. Есть несколько видов компрессии текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Таким образом, планы составляются для компрессии теста.

Приемы краткой и рациональной записи, в том числе план, тезис, развивают и совершенствуют базовые приемы самостоятельной работы студента, занимающего научной деятельностью и любого человека, задействованного в данной сфере.

Составление плана регулирует и определяет логику развития и совершенствования научного произведения.

 

2. Виды планов

Планы бывают двух видов:

1. Простые – схема, главный вопрос, содержание текста.

2. Сложные (развернутые) – краткое изложение основной мысли с ее некоторой расшифровкой в виде лаконичных тезисов изложения научных положений.

Также в научном исследовании выделяют полевой (как пример слабой логики доказательства при проверке гипотезы) и рабочий (истинно экспериментальный план как образец логики доказательства в исследовании) планы научного исследования.

Составление планов изучаемых монографий и статей приучает к четкому, логическому мышлению, помогает выработать умение сжато и последовательно излагать суть вопроса.

Выделяют развернутый план или краткий план изложения материала.

При написании научных произведений составляется план-график. План-график работы составляется под руководством руководи­теля научной работы и утверждается им. Удачно составленный план-график способ­ствует успешному написанию работы. При его составлении следует уяснить содер­жание общих узловых вопросов, а также последовательность их рассмотрения в процессе написания работы. Кроме того, важно учитывать индивидуальные возможности составителя, сложность и степень научной разработанности проблемы.

План-график предусматривает основные этапы работы, сроки их завершения. Как правило, в него закладываются все основные этапы написания работы. В нем в индивидуальном порядке определяется время для проведения консультаций с руководителем. Кроме того, план графиком предусматриваются сроки завершения научной работы, представления ее для рецензирования.

На основе общего замысла будущего исследования составляется развернутый план научной работы. Развернутый план ― это рабочий документ, который вместе с планом-графиком дисциплинирует деятельность студента по исследованию избранной темы. Как свидетельствует практика, чем детальнее м конкретнее составлен развернутый план, тем легче работать над выбранной про­блемой, тем выше результат исследования. Вместе с тем следует иметь в виду. что в ходе исследования развернутый план может меняться или корректироваться. Это вполне естественное явление, так как научное исследование ― это всегда творческий и многогранный поиск.

Развернутый план, обеспечивающий оптимальную композиционную структуру, должен включать в себя введение, основную часть, состоящую из трех параграфов (больше трех в дипломной работе с указанным объемом рассматри­вать не следует, поскольку это наверняка приведет к недостаточно полному или не очень четкому освещению предмета исследования), заключение и приложения.

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Развернутый рабочий план в обязательном порядке должен быть обсужден и одобрен руководителем.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

В раскрытии основной части дипломной работы должна при­сутствовать определенная логика, при которой первый из трех вопросов посвя­щается раскрытию методологических и теоретических аспектов рассматриваемой проблемы к по объему должен быть меньше, чем остальные. Второй обычно отражает сущность и содержание явления или процесса, являющегося предметом исследования, а третий ― ориентируется, как правило, на анализ главных направлений деятельности специалистов по связям с общественностью и рекламы, которые вытекают из результатов исследования проблемы дипломной работы.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

При научном исследовании сначала пишется укрупненный план, а затем в процессе теоретических исследований его детализируют и корректируют. содержание вспомогательных задач (ВЗ), необходимых для решения главной задачи. По каждой вспомогательной задаче составляется план-программа исследования, приводящий к их решению. Исследования вспомогательной задачи начинаются с информационного поиска, уточняющего постановку вспомогательной задачи и содержание исследования. Затем начинается научный поиск, который для вспомогательных задач осуществляется совместно для теоретических и экспериментальных исследований, начиная с выработки гипотезы предполагаемого научного результата (НР) по каждой вспомогательной задаче.

План научных исследований сначала разрабатывается укрупненно. В качестве укрупненного плана решения главной задачи, сформулированной в наименовании темы работы, целесообразно использовать технологическую карту научных исследований. Для каждой вспомогательной задачи составляется собственно детализированный план научных исследований, который ориентирован на определенный метод.

Помощь в составлении календарно-тематического плана оказывает научный руководитель. Таким образом, взаимодействие руководителя и автора научной работы складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

Фактически в научной работе развернутый и краткий план представляют собой оглавление с разбивкой на параграфы и подпункты и без такой разбивки.

Составление плана для научного выступления несколько отличается и включает:

ü определение целей и аудитории,

ü содержание выступления,

ü последовательность изложения,

ü разработка сценария выступления.

 

3. Тезисы, их особенность и отличия от плана

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Тезисы - более сложная и более совершенная форма записи, чем составление плана. Это - сжатое изложение основных мыслей. Их особенность - утвердительный характер (по-гречески "тезо" значит "утверждаю"), что придает выразительность и силу выдвинутым утверждениям. План, выписки, тезисы обычно следуют тексту. В этом их отличие от плана.

Тезисы — кратко сформулированная основная мысль, положе­ние, истинность которого нуждается в доказательстве. Составление тезисов (тезирование) способствует углубленному усвоению текста и развитию речи.

Тезисы — логический стержень произведения. Это письменное краткое изложение основных по­ложений источника без пояснений, иллюстраций и ссылок. В те­зисах преобладают общие положения.

В заключении научной работы могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; во-вто­рых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связы­ваться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться глав­ная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы. План же не повторяется.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

При убеждении корректным считается введение тезиса с ис­пользованием так называемых глаголов мнения. Пропуск или сознательное неиспользование этих глаголов делает предложение, истинность которого нуждается в доказательстве, бесспорным и, следовательно, соответствующим истине, поскольку факт умолча­ния воспринимается как отсутствие сомнений; например: Я счи­таю, он должен пойти туда и Он должен пойти туда. Высказы­вание из утверждения превращается в категорическое заявление, требование, приказ[1].

Пример пересечения терминов “тезис” и “план” можно привести такой. Ораторская научная речь по природе своей полемична и понять ее организацию можно, исходя из учета позиций, которым она противостоит, путем сопоставления двух или нескольких планов, которые можно принять за тезис и антите­зис (позитивный и негативный планы)[2].

В научных дискуссиях и диспутах зачастую имеют место быть опровержение тези­сов оппонента путем логических доказательств, прогнозирование тезисов оппонента (прием полемической предположительности), который выражается, в частности, в такой фразе: «Мой оппонент, может быть, будет также ссылаться на много­численных ученых людей, которым ученость не мешает надеяться на господа бога и на пути его, но такое возражение я заранее отво­жу и заявляю, что ученые не всегда являются законченными уче­ными».

Аристотель описывал идеальный научный спор так: все, что высказывается участниками, должно быть так или иначе связано с тезисом. В ходе диалектической беседы партнер, отрицающий тезис, задает другому вопросы, позволяющие точно установить, принима­ет ли тот положения, которые предполагается использовать для опровержения тезиса.

При подготовке научного выступления текст речи может быть написан или «со­ставлен в уме» на основе проработанных материалов, прошлых текс­тов или прошлого опыта. При подготовке выступления можно напи­сать его полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план.

Под дискуссией обычно также подразу­мевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных во­просов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дис­куссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объ­единяющего начала темы[3].

К дискуссиям, организуемым, напри­мер, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требо­ваний, что и к спорам, организующим началом которых является тезис.

Критика научной работы — это предельно острая форма оценки ее основных тезисов, отказ от критики есть отказ от оценки. Самой естественной и самой непосредственной реак­цией на критику тезиса является подавление ее ис­точника, что аналогично решению спора об интересах с позиции силы. Т.е. критика представляет собой организованную определенным образом деятельность, в состав которой входит оценка тезиса на:

ü внутреннюю непротиворечивость,

ü со­ответствие фактам,

ü практическую полезность,

ü соотноше­ние с интересами классов, групп, индивида[4].

 

Общенаучная лексика

 

– лексика, используемая в науч. текстах всех областей знания.

Специфической чертой науч. прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формирования мысли. Состав лексики науч. речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельных слоя: нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В.П., 1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Нетерминологическая лексика формирует нейтральную словесную ткань специального текста. О. л. характеризуется однородностью не только сферы употребления, экспрессивно-стилистической окраски, но и семантики. В ее состав входят отглагольные имена процессуального значения (введение, заключение, формирование, использование и др.), оценочные прилагательные и наречия типа активный, глубокий, важный, новый, существенный, активно и др., имена отвлеченного качества типа сложность, активность, истинность, актуальность и др. О. л. используется для связи науч. понятий, выражения их отношений, толкования понятий, описания материала. Она объединяет специальные слова, которые "обслуживают" не одну науч. область. Эта лексика обозначает понятия "широкого профиля", которые соотносятся с объектами, явлениями, процессами, свойствами в разных областях изучаемой действительности (морфология – в языкознании, биологии; электрогенераторный – в физике, биологии; изоляция – в физике, истории и др.). Этот класс лексических единиц имеет тенденцию к расширению благодаря интеграции и дифференциации наук и их терминосистем, а также проникновению методов одних наук в другие. Слова широкой семантики выполняют методологическую функцию в процессе получения нового знания. Методологическая функция понятий и их номинаций выявляется, напр., при характеристике свойств исследуемого объекта. Свойства объекта (свойства, качества, признаки) конкретизируются со стороны содержания (содержание, сущность, природа), формы, состава (форма, состав, структура, строение, элементы, единицы, компоненты), генезиса (генезис, происхождение, истоки), отношений с другими объектами, явлениями (статус, положение, место; соотношение, связь, взаимодействие, взаимосвязь; единство, диада, триада; отличия, различия, специфика, особенности), изменения (становление, формирование, развитие, движение), функции (функция, роль) и др.

В речевой ткани текста О. л. представлена совокупностью речевых единиц, объединенных различными значениями. Одно из них – ‘идентификация форм науч. знания’, связанная с функцией выражения познавательных форм в той последовательности, которая определяется логикой авторской мысли. В этой функции используются существительные проблема, задача, вопрос, идея, гипотеза, предположение,доказательство, обоснование, подтверждение, аксиома, вывод, результат, концепция, теория, закон и др. В качестве номинаций более частных познавательных форм выступают слова принцип, категория, понятие, постулат, критерий, признак, параметр, свойство, система, структура, функция, процесс, классификация, типология и мн. др. Данные номинации маркируют этапы развертывания науч. содержания от постановки проблемы до непротиворечивого вывода. В связи с этим они обладают высоким текстообразующим потенциалом, обеспечивая методологическую оформленность нового знания и членение текста на кванты смысла.

Другую группу О. л. составляют слова, объединяемые вокруг когнитивного существительного метод и его контекстуальных синонимов: методика, принцип, средство, способ, подход, путь, процедура. Данные существительные фиксируют методы различной степени обобщения – от философских подходов, отражающих науч. картину мира субъекта и его мировоззрение, до специальных способов решения частной проблемы. Выбор конкретной номинации определяется типом решаемой проблемы и содержанием познавательной операции. Так, для эмпирических текстов актуальны существительные наблюдение иэксперимент с дальнейшим расширением семантической зоны за счет наименования конкретных действий, напр.: измельчение, обезвоживание, растворение, термическая обработка, обжиг, обогащение, взвешивание, измерение и мн. др. В текстах теоретической направленности типичными номинациями являются существительные анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение, моделирование, описание, классификация, систематизация, дифференциация, формализация, интерпретация, экстраполяция и др. В контексте науч. произведения приведенные языковые единицы определяют направление науч. поиска как при решении основной проблемы, так и в процессе работы над более частными проблемами. "Синхронизируя" познавательную деятельность субъекта и представление в тексте ее этапов, эти единицы обеспечивают прогрессию содержания, программируют композиционное развертывание произведения, координируют логическое развитие науч. мысли автора и читателя.

Фиксирование в тексте познавательных действий субъекта осуществляется посредством большой группы общенауч. когнитивных глаголов исследовать, изучать и их контекстуальных синонимов, обозначающих виды профессиональной науч.-познавательной деятельности и действующих во всех предметных областях:анализировать, выявлять, классифицировать, определять, описывать, характеризовать, понимать, получать, обнаруживать, разрабатывать, рассматривать, противопоставлять, объединять, отождествлять, соединять, различать, доказывать, обосновывать, объяснять, подтверждать, систематизировать, уточнять, интерпретировать, моделировать и мн. др. Общей чертой этих глаголов является их способность описывать пути получения и обоснования знания. Вместе с тем эти глаголы демонстрируют разнообразие семантики, обусловленное содержанием конкретных познавательных ситуаций. Глаголы объединяются в следующие семантические группы: 1) перцептивные, связанные с ситуацией эмпирического пополнения знания (видеть, следить, наблюдать, фиксировать, выявлять, обнаруживать и т.д.); 2) аргументативные, описывающие ситуацию логического вывода знания (объяснять, разъяснять, доказывать, опровергать, обосновывать, подтверждать и др.); 3) релятивные, обозначающие ситуацию определения понятий и установления между ними логико-семантических отношений (относить (ся), соответствовать, обусловливать (ся), контрастировать, гармонировать, ассоциировать (ся), соотносить (ся), определять (ся), называть (ся), классифицировать, дифференцировать, систематизировать, разделять (ся), делить (ся), объединять (ся) и др.). Между семантическими группами отсутствуют жесткие границы, так как одни и те же глаголы могут употребляться в различных значениях.

Кроме нетерминологической и общенаучной лексики в науч. тексте используется лексика терминологическая .Она представляет собой совокупность специальных наименований, объединенных в терминосистемы, каждая из которых отражает категориальный аппарат, систему понятий конкретной науки. В этих системах термин безразличен к контексту, жанру высказывания, ситуации речи. Кроме того, как утверждает Л.А. Капанадзе, "термины – наиболее "управляемая" часть лексики… пример целесообразно управляемого приспособления языковых средств к потребностям обмена опытом в человеческом обществе" (Капанадзе Л.А., 1965, с. 75). Основными признаками терминов являются точность, однозначность, удобство образования от них производных слов, ориентированность на объект в системе.

 

Термин (лат. terminus «граница, предел, конец») - это специальное слово или словосочетание, принятое в определенной профессиональной сфере и употребляемое в особых условиях. Термин представляет собой словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний. Терминология (как совокупность терминов) составляет автономный сектор любого национального языка, тесно связанный с профессиональной деятельностью. Термины каждой отрасли науки, техники, производства формируют свои системы, определяемые, в первую очередь, понятийными связями профессионального знания при стремлении выразить эти связи языковыми средствами.

Термины - это слова специальные, ограниченные своим особым назначением; слова, стремящиеся быть однозначными как точное выражение понятий и называние вещей. Это необходимо в науке, технике, политике и дипломатии.

Термин является членом определенной терминологической системы, относящейся к той или иной области науки, техники, производства. Каждый термин имеет свое точное научное определение в ряду прочих терминов в той же области. Термины, в отличие от «обиходных» слов, внутри своего терминологического поля обычно однозначны; одно и то же слово может быть термином различных областей знания, но это не полисемия, а омонимия (ср. термин волна в гидравлике, радиотехнике и оптике). Термины противопоставлены общей лексике также в том отношении, что они связаны с определенной научной концепцией: в термине отражаются результаты научных исследований и их теоретическое осмысление. Термином может стать и искусственно созданное слово.

Термины существуют не просто в языке, а в составе определенной терминологии. Если в общем языке (вне данной терминологии) слово может быть многозначным, то, попадая в определенную терминологию, оно приобретает однозначность. Термин не нуждается в контексте, как обычное слово, так как он 1) член определенной терминологии, что и выступает вместо контекста, 2) может употребляться изолированно, например в текстах реестров или заказов в технике, 3) для чего и должен быть однозначным не вообще в языке, а в пределах данной терминологии.

Общенаучные терминыпредназначены для того, чтобы выражать понятия, применимые ко всем областям научного знания. Это такие слова, как система, программа, категория, функция. Межнаучные термины – это наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук. Например, общетехнические, общебиологические, общефилологические и т.д. Например, термин «адаптация» используется как в биологии, так в педагогике и психологии. Узкоспециальные термины используются для каждой отрасли знания. Например, слово «микропроцессор» связано с науками, занимающимися вычислительной техникой.
В последнее время существует тенденция использования в публицистическом стиле научной терминологии. Сейчас в публицистических текстах мы можем встретить ранее не употреблявшиеся здесь слова такие, как принтер, сканер, бренд, мониторинг и др. Нужно сказать, что в связи с быстрым развитием науки и техники некоторые термины постепенно входят даже в разговорный обиход. Сейчас трудно представить, чтобы подросток или даже ученик младшей школы (не говоря уже о взрослом человеке) не использовал в разговорной речи таких слов, как компьютер, сканировать, сотовая связь и т.д. А ведь еще совсем недавно это были термины, употребление которых ограничено научными текстами.

Отраслевые терминосистемы взаимодействуют друг с другом, имеют общий терминологический фонд изолированных терминосистем нет, они содержат унифицированные относительно норм современного языка сроки на межотраслевом уровне

зависимости от степени специализации значение сроки передиляються три группы:

1 Общенаучные термины, употребляемые почти во всех отраслевых терминологии, например: система, тенденция, закон, концепция, теория, анализ, синтез и т.д. Надо заметить, что такие сроки в пределах пе Евно терминологии могут конкретизировать свое значение, пор:.: языковая система, законы благозвучия, теория происхождения языка К этой категории относят и обще-техническую терминологию (машина, устройство, агрегат)

2 Межотраслевые сроки - это сроки, которые используются в нескольких родственных или и отдаленных областях (экономическая наука терминологию, общую с другими социальными, естественными науками, наприкла ад: амортизация, экологические издержки, санация, технополис, частная собственность)

3 Узкоспециальные сроки - это слова или словосочетания, обозначающие понятия, отражающие специфику конкретной отрасли, например: авантитул, аграф, боковик, Ваката, привка, ретушь

Способы создания терминов

украинский научный язык имеет давние традиции терминообразования, ее терминосистемы формировались на собственной языковой основе, усваивая то, что уже было наработано Соотношение национального и международного было и остается каркасом в концептуальном подходе к терминообразованияя.

Для терминологической системы характерны такие способы создания:

1) морфологический способ (по соответствующим словообразовательных моделями);

2) семантический, который реализуется при помощи развития специальных значений в словах естественного языка, 3) различные типы заимствований (словообразовательное и семантическое калькирование)

Научные термины украинского языка образуются следующими основными способами:

1 Вторичная номинация - использование имеющегося в языке слова для названия научного понятия: потребительская корзина, водяной знак, собственный заголовок, ритмическая структура книги, сатиновый печать, чистая конкуренция я, отчуждения, рынок труда Это древнейший способ терминообразованияня.

2 Словообразовательный - образования терминов при помощи префиксов (перепроизводство, пересупозиция), суффиксов (маркировка, гуммирование, оборачиваемость), сложением слов и основ (адрес-календарь, гальваноклише, литературоведение, государство-монополия, материалоемкость) сокращением слов (СЭЗ - специальные экономические зоны) Этот способ терминообразования самый

3 Синтаксический - использование словосочетаний для называния научных понятий: выходные сведения, основной текст, академическое издание, общий множитель, встречный иск, государственный заказ, капиталодефицитни страны

4 Заимствования - названия научного понятия иноязычным словом: контроллинг, ливериджу, бюргшафт, диссимиляция

Причины заимствования терминов разнообразны:

o заимствования термина вместе с новым понятием: бонус \"дополнительное вознаграждение\", \"дополнительная ценовая скидка\", \"комиссионное вознаграждение\";

o параллельное использование собственного и заимствованного термина в различных сферах (например, научной и учебной): рамбурсува-ти - возвращать долг; импорт - ввоз; ассимиляция-уподобление; лабиализация - огублення;

o поиск совершенного термина, в результате чего параллельно функционируют заимствованные и собственные термины: пролонгация - продление срока действия соглашения; интерстелярний - межзвездный; бартер - прямой безгра ошовий обмен товарами

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.