Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет «теория и методика ознакомления дошкольников с природой» как наука





ТМОДсП как научная дисциплина должна основываться на определённую методологии. Методологическую основу составляют положения об объективном существовании законов природы их взаимосвязи и взаимодействии и возможности их познания. Теоретической основой методики дошкольного природоведения являются положения педагогики о роли воспитания и обучения в развитии личности ребёнка и роли деятельности в становлении личности ребёнка. МОДсП может ответить на целый ряд вопросов. У методики есть свой предмет исследования это изучение закономерностей восп-ия и разв-ия личности р-ка в проц ознакомл с прир-й. Для чего знакомить с природой? Как? С помощью каких методов?

МОДсП связана с общей педагогикой, историей педагогики, дошкольной педагогикой. Имеет тесную связь с психологией (знание психологического развития детей помогает выбрать методы и формы работы. Особенности развития мышления у детей и т.д.) Имеет связь и с др. методиками (ИЗО, ФЭМП, развитие речи и др.)

Источником МОДсП является: 1)наследие педагогов прошлого; 2)опыт общественного и семейного воспитания детей в процессе ознакомл-ия с природой; 3)современные науч-е исслед-я.



Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. С помощью органов чувств ребёнок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.



Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

2.(Первая или вторая лекции по природе: Каменский, Руссо, Писталоцце, Фребель, Кергамар, Мантесори, Адоевский, Ушинский, Водовозова, Тихеева,Руссова).

3. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Задачи озн-я детей с прир в д/с делятся на 3 группы:

1.Формирование у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.

2. формирование у детей трудовых навыков и умений.

Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе.

3. формирование у детей любви к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.



В соответствии с программой в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

Задачи умственно- трудового воспитания:

1.воспитание у детей любви к родному краю, бережного и заботливого отношения ко всему живому; 2.формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными; 3.воспитание у детей трудолюбия в процессе труда в природе;

4.воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, воспитание бережного отношения к его результатам.

Задачи эстетического воспитания в проц озн дет с прир:

1.восп-е у детей эстетич-го восприятия в проц общения с прир; 2.развитие эстетич чувств; 3.приобщение детей к созданию красоты в окр-ей их среде.

Задачи физич-го восп-я дошк-в в проц общения с природой:

1.укрепление и закаливание организма реб-ка естественными факторами природы; 2.развитие осн-х движ-ий и физич-их качеств в процессе экскурсий и прогулок в природу.

Задачи экологического воспитания:

1.формир-ие элемент-ых экологич-их представлений о взаимосвязях живых организмов с окр-ей средой; 2.восп-ие осознанного отнош-ия ко всем объектам и явлениям природы; 3.форм-ие умений и навыков экологически-ориентированной разнообразной деятельности в природе.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
• многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
• использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

4. Тихеева Е.И. придавала природе важное значение. Тихеева разработала план-программу по ознакомлению с природой. Весь материал распределила по триместрам: озн-е с прир вне учреждения; озн-е с прир в учреждении; озн с прир в семье.. Формы работы: экскурсии, прогулки. Тр в прир, работа с календарём, оформление альбомов и т.д.

Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи.

Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е.И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста.

Считая, что природа – естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе , к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку , возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы», который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Содержание наблюдений, труда детей и подбор материала для уголка природы, разработанные коллективом сотрудников, не потеряли значения и для настоящего времени.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

- наши огородные растения

- наши деревья и кустарники

- наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу:рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

5.- Экологизация развивающей предметной среды включает создание новых (экологические комнаты, живые уголки, лаборатории, экологические классы, экологические комплексы, экологические тропинки и т.п.) и использование ее традиционных элементов (музыкальные, спортивные залы и т.п.). Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор объектов живой и неживой природы и т.п.), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды. Экологизация развивающей предметной среды предполагает насыщение ее объектами живой и неживой природы. Этот процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях и осуществляется с учетом новой, эксцентрической парадигмы. Вариативность развивающей предметной среды проявляется в выборе и в сочетании отдельных элементов в зависимости от специфики образовательного процесса и региональных особенностей конкретного дошкольного учреждения. Большую роль в экологическом образовании детей играют такие элементы среды, как игрушки, игры, аудиозаписи, видеофильмы, слайды и т.п.;

- Оценка окружающей среды тесно связана с проблемой «здоровье—окружающая среда» и предполагает изучение состояния района, микрорайона дошкольного учреждения, его территории и внутренних помещений с точки зрения безопасности детей и взрослых, оценку профессиональной, материальной и методической базы учреждения, что отражается в «Экологическом паспорте дошкольного учреждения»;

- Экологизация различных видов деятельности ребенка означает обогащение их содержания за счет экологического компонента и проявляется в интегрированном подходе, когда каждый блок занятий реализуется через различные виды деятельности: игру, наблюдение, экспериментирование, чтение литературы, изобразительную, музыкальную, театрализованную, физическую деятельности, конструирование, труд. Система экологического образования дошкольников строится на деятельностном подходе, с учетом деятельностей, доступных для данного возраста ребенка, поскольку именно деятельность строит психику ребенка. Основными видами деятельности дошкольников в экологическом образовании являются игра и поисковая деятельность (в первую очередь, экспериментирование и наблюдение);

- Экологическое просвещение родителей включает познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный компоненты. Реализация данных компонентов происходит по нескольким направлениям: совместная деятельность с детьми; участие в природоохранных акциях и т.п.;

- Современный уровень подготовки работников дошкольных учреждений в области экологического образования обеспечивается реализацией следующих направлений: научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии и ее связей с другими науками, искусством), профессионально-методическая (освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход в обучении), освоение методик работы с родителями, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и связь этого состояния со здоровьем населения, организовывать развивающую предметную среду для целей экологического образования, способность анализировать собственное поведение по отношению к окружающей среде и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров), воспитание у педагога понимания чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды вплоть до ограничения собственных потребностей, желание участвовать в посильных акциях по защите окружающей среды в своем микрорайоне;

- Координация работы дошкольного учреждения с другими организациями, учреждениями имеет особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования; чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа. Сотрудничество может проходить в нескольких направлениях: организационное, образовательное, научное консультирование, эколого-оздоровительное и другие. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями снимает противоречие между детским садом как изолированным учреждением и дошкольниками как первой ступенью системы непрерывного экологического образования;

6. Отбор экологических фактов для непосредственного ознакомления детей с природой.
Отбор экологических фактов отражен в современных программах: "Детство", "Истоки", "Золотой ключик", "Юный эколог", "Мы – земляне" и др.
Основными принципами отбора экологических фактов для ознакомления детей с природой являются:
1. Принцип научности – он предполагает включение в содержание знаний основных идей и понятий современного естествознания. Принцип научности заложен в основных идеях:
- Идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа – источник удовлетворения потребностей живых организмов, также связь растений и животных проявляется в разнообразных приспособлениях к ней;
- Идея единства живого и неживого в природе. Она раскрывается через понятие "живой организм". Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой. Если условия среды соответствуют потребностям;
- Идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания. Человек рассматривается, как разумное существо, способное действовать осознано, предвидеть результаты своих поступков;
- Идея многообразия живых организмов их экологического единства – биоценоз, биотоп, цепи питания, устойчивость жизни.
- Идея системного строения природы. Она рассматривается на примере одного или отдельного живого организма, а так же сообщество организмов, их взаимодействия между собой и средой обитания.
Кроме освоения экологических знаний, дети овладевают элементарными понятиями: растения, животное, дерево, птица, человек, живой организм. Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные, общие связи, целые цепочки связей, разные по содержанию – причинно-следственные, пространственно-временные, генетические.
2. Принцип доступности – программы отбирают знания, доступные освоению детьми в соответствии с особенностями и возможностями их познавательной деятельности.
3. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний – в программы отобрано содержание, которое позволяет поступательно развивать основные виды деятельности.
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний, и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
§ связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфо-функциональные приспособления к ней, связь со средой обитания в процессе роста и развития;
§ многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
§ человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
§ использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды, охрана и восстановление природных богатств.

7.К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня. К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений — вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать». Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку. Задача: учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые становятся элементами его мыслительного процесса. Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на «естественной истории» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», — пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума. К.Д. Ушинский определяет и требования отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. Он останавливает выбор не на «заморских диковинках», а на предметах и явлениях природы, окружающих ребенка и наиболее ему близких и знакомых.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.