Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская философия конец 19 - начало 20 вв.





19 столетие называют «золотым веком» русской

философии. Это был классический период в истории русской философской мысли,

эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и

либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы,

демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри

художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма

оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной

духовной культуры.

4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три

сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

-сфера познания

-сфера действия

-сфера нравственности

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на

определённый идеал:

-в сфере познания - это идеал рациональности или духовности

(задаваемые наукой или религией)

-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или

демократия (либерализм, социализм, анархия)

-в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:



а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ,

община, церковь;

б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное

чувство, разумность.

Розанов Василий Васильевич принадлежал к философскому течению - экзистенциализм (в широком понимании).По мнению мыслителя “мир бесконечен”, он обладает формой и без нее не может существовать. Мир он считает реальным и проявляющимся в бытии, которому противостоит небытие.

Важное значение Розанов придавал проблемам пола. Он видел в любви, семье, деторождении источник творческой энергии индивида и духовного здоровья народа.

Существенной проблемой в философии В. В. Розанова выступает проблема цели. Под целью он подразумевает то, что становится действительным через другое.

Согласно Розанову, цель человеческой жизни заключается в служении другим людям. Человек не должен забывать, что он лишь часть общества. Человек, реализуя цель своего существования, стремится знать истину, устранять препятствия на путях к добру и сохранять свою свободу. В этом заключаются три его предназначения.



Вопрос № 23

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Трансценденция (от лат. transcendere - переступать) - в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего (принадлежащий вещественному миру, реальный, земной ) в область потустороннего (трансцендентного).

Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности.



Вопрос № 24

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм представлен в современной философии многочисленными учениями и школами.

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами.

Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.

Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы - человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни.

Бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования или экзистенции.

Итак, существенное определение нашего бытия, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость, предпосылкой чего является конечность экзистенции, ее смертность.

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки.

Вопрос № 25

Сознание человека как предмет философской рефлексии.

Рефлекси́я — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. Сознание - это способность идеального отражения действительности и возможность поступать согласно собственным взглядам.

М.К.Мамардашвилли указывает, что проблема сознания неотделима от проблемы свободы. “Сознание, по определению, есть моральное явление. Не случайно во многих языках слова “сознание ”и “совесть” происходят от одного корня. Ведь моральные феномены означают просто следующую вещь: способность человека руководствоваться причинно ничем не вызванной мотивацией. Так называемой идеальной мотивацией. Это, говорил, Мамардашвили и есть область морали.

Вопрос № 26

Феноменологическая парадигма в центр внимания ставит внутреннюю жизнь: видение, ощущение, переживание, и все это именно как переживаемое, ощущаемое, а не как чего-то причина и чего-то следствие. Важно, как все это проживается, о чем говорит и что напоминает...

Феноменология - это приоритет содержание индивидуального сознания: главное то, что именно я у себя в сознании вижу, ощущаю, и как я это переживаю. Или: как ты это видишь, как ты это понимаешь и переживаешь. Субъективное важнее любого объективного.

Тебе могут рассказывать, что ты объективно счастлив, но если рядом с тобой нет любимого человека и ты ощущаешь боль и пустоту, то что тебе до этой внешней, чужой тебе объективности?

Тебе рассказывают, что это человек хороший и подходящий, но ты чувствуешь, что это - не твое, ты его не любишь, душа не поет, сердце не екает... И ты против жить с этим человеком.

В феноменологическом подходе важно не объективное положение вещей, а то, что этот уникальный человек при этом чувствует, видит и думает; не собственно поведение, а стоящие за ним переживания, планы и намерения: содержание уникального воспринимающего и переживающего сознания. Когда психологи говорят о субъективности индивидуального восприятия, они переходят в феноменологическую парадигму.

Сознание и язык

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе.

Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации.

Вопрос № 27

Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20 вв. Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд(1856-1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.

Философ отстаивал преобладание воли по отношению к разуму и высказал немало оригинальных идей, относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира и их жизненной значимости. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить его страстей.

Личность разделена на Оно, Я (эго) и Сверх-Я (супер эго).
Сознание личности - система внешних запретов и правил (супер-эго), а истинное содержание индивидуального (эго) составляет нечто 'надсознательное' (оно), содержащее импульсивные влечения и страсти.

Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, которые подавляют подсознательную сферу. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки:) или прямо ненормальных (неврозы, психозы).

Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличивает его роль в поведении нормального, здорового человека, который руководствуется разумом, адекватно отображающем логику вещей и событий.

Вопрос № 28

Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длительный путь развития.

В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки, методологии и гносеологии.

Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в философии». У истоков позитивизма стоял Огюст Конт (1798-1857). Термин «позитивизм» применяется в двух аспектах: во-первых, как совокупность взглядов О.Конта; во-вторых, и это более широкое определение позитивизма, как философское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс. В этом смысле позитивизм явился разработчиком метода, широко применявшегося в гносеологии, логике, социологии, этике, истории культуры и других науках ХХ в.

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа.

Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция).

«Второй»позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.

Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др.

Постпозитивистская программа все внимание концентрирует на пересмотре частных вопросов методологии науки. Но одновременно она продвигается вперед, поскольку рассматривает науки как целостный организм, развивающийся внутри всей социальной действительности. Его заслуга в том, что он пробует реализовать в своем анализе принципы исторического подхода к науке.

Вопрос № 29

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.