Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности разделения властей в РФ





Принцип разделения властей является одним из основополагающих в организации деятельности и функционировании каждого демократического и правового государства. Необходимость изучения сложившейся ситуации в системе разделения властей в России детерминировано проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает самостоятельность и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга. Это основа и ценность конституционного строя нашей страны. Но соблюдается ли это положение на практике в деятельности всех органов государственной власти? Полагаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается. В делении властей по горизонтали в современной России преобладает/доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации. Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время, основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб. Президент – вроде гарант принципа разделения властей, но это больше похоже на еще одну ветвь. Конституционно-правовое законодательство Российской Федерации не даёт опорных точек, позволяющих определить в контексте принципа разделения властей конституционно-правовой статус.



Отметим существование нетипичных ветвей власти (в. 33) + Назначаемый и освобождаемый от должности Государственной Думой Уполномоченный по правам человека "независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам", обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Имеются достаточные основания для того, чтобы выделить как сам государственный орган - Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом - так и осуществляемую им специфическую власть как относительно самостоятельную и независимую форму государственной власти. В качестве таковой эта форма государственной власти имеет свои функциональные проявления в общей системе разделения властей.



Исторические предпосылки права.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Зникновения права

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.



Теория естественного права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей.". Право — это "особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида"1. Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Признаки права.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки П:

1. Сознательно-волевой характер. Право- это проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, соц. Группы, отдельных лиц и организаций.

2. Нормативность. П.-это система норм, хар-ся иерархичностью, взаимодействиям, согласованностью и непротиоречивостью.

3. Формальная определенность, означает, что нормы фиксируются в определенной форме. (закон,нпа.)

4. Обеспеченность гос-ом, право охраняется гос-ом и нарушение его норм порождает гос. принуждения. Также право исходит от общ-ва или гос., создаются и санкционируются ими.

5. Системность. П. представляет собой сложное системное образование. 3 элемента и + субъективное право- индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Также системные связи права расматрив. И в др. аспектах: правно делится на частное и публич., на нормы, институты и отрасли.

Общеобязательность права означает, что его нормы распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере действ. Данных норм и требования, независимо от их отношения к данным нормам

Функции права.

Функции права.

-это обусловленные социальным назначением права; направления правового воздействия на общ. отношения. Правовое воздействие это пути, формы и способы влияние права на общ. отн-я.

Признаки функции права:

а. исходят из сущности права, и определяет его назначение в обществе.

б. выражают наиболее существенные главные черты права и направлены на осуществление основных задач правового регулирования.

в. Представляют направление активного действия права.

г. отличаются постоянством и длительностью действий.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни обш-ва, поэтому у него есть социальные функции- это экономич., политическая и воспитательная (духовные отношения). Помимо социального право имеет функциональные назначения. Фун-ое – это предназначение права проявляется в ряде более конкретных функции:

1. Регулятивно-статистическая функции, или функция закрепления, стабилизации общ-ых: закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и дол. лиц, правосубъектности ф и ю лиц. Реализуется с помощью управомочивающих норм.

2. Регулятивно-динамическая функция. Право определяет, каким д.б. будущее поведение людей. Осуществляется с помощью обязывающих норм. (воинский долг, плата налогов).

3. Охранительная функция. –это правовое воздействие направленное на охрану общ-ых и вытеснение отношение чуждых данному общ-ву. Реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.( имеет место при нарушении субъ-ых прав и обращение для их защиты в компетен. гос. органы.

4. Оценочная функция. Позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправом. чьих-л решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в кот. в общем виде содержатся отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. (н/р. Обвинит. Приговор суда, указ президента о награждении).

Формы реализации функции права:

 

а. информационное воздействие- это сообщение адресатам требований гос. и общества.

б. ориентационное воздействие, направленное на выработку у граждан позитивных правовых установок.

в. Правовое регулирование, осуществляется при помощи системы правовых средств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.