Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль государства в политической системе.





Особое место государства в политической системе общества обусловлено следующими факторами:

1) Государство имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения.

2) Государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества.

3) Государство располагает огромным набором средств воздействия на своих граждан.

4) Государство устанавливает правовые основы функционирования всех элементов политической системы. Принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций.

5) Государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики.

6) Государство выполняет интегрирующую роль в рамках политической системы, являясь её ядром. Почему? Поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

 

Государство и политические партии.

Партия в переводе с латинского «часть». Политическая партия – нет определении в конституции, фиксируются в законодательных актах («закон о политических партиях») – общественные объединения, созданные в целях участия граждан РФ в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.



Признаки партии:

1) Наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии.

2) Наличие устава, содержащего нормы внутрипартийной жизни.

3) Наличие руководящих органов и партийный функционеров.

4) Наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети местных первичных организаций.

5) Участие в борьбе за политическую власть.

6) Фиксированное членство.

Юридические признаки партий: (Юдин впервые выдвинул)

1. Политическая партия – общественное объединение, действующее на основе конституции и основанного на нем законодательства.



2. Организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, воплощенных в программе.

3. Объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру, зарегистрированное в установленном законом порядке.

Функции политической партии:

1) Политическая. Овладение государственной властью с целью осуществления своей программы.

2) Социального представительства. Каждая партия выражает в политической жизни интересы определенного социального слоя.

3) Политическое рекрутирование. Подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.

4) Идеологическая. Разработка партийной идеологии и программ.

5) Электоральная. Организация и участие в избирательных кампаниях.

6) Набор новых членов в партию и их политическое воспитание.

Принципы образования и деятельности политических партий.

1. Законность.

2. Добровольность вступления и выхода из партии.

3. Равноправие всех политических партий.

4. Гласность.

5. Самостоятельность и самоуправление.

Государство по отношению к политическим партиям: взаимодействие

1) Государство устанавливает правовые рамки деятельности политических партий в ФЗ.

2) Регистрирует в установленном законом порядке

3) Определяет роль и место в политической системе. Государство ставит партии на второе место

4) Предъявляет требование к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, её финансово-экономической базе.

Политические партии в отношении государства:

1) В ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, её использование, способы и формы осуществления.



Виды политических партий:

В зависимости от участия в осуществлении власти:

- правящие

- оппозиционные

По идеологической направленности:

- революционные. Стремится к качественной реструктуризации общественной жизни. Все сломать построить новое.

- реформистские. Ориентированы на существенные, качественные преобразования общества с сохранением го основных структур.

- консервативные. Стабильное сохранения того, что имеем. Основных черт социальной действительности.

- реакционные. Цель – частичный или полный возврат к структурам предшествующих этапов развития общества.

По политическому «весу»:

- мажоритарные. Получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса.

- партии с мажоритарным призванием, то есть в ситуации чередования партий у власти они способны победить на следующих выборах.

- доминирующие партии. Получившие относительное большинство депутатских мест мандатов.

- миноритарные партии. Имеют минимальное число мандатов.

По количеству партий:

- монопартийную систему. Одна партия монополизирует государственную власть. СССР, Албания, Заир.

- многопартийная система. Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Россия более 50 партий.

- двупартийная система. Состоит из нескольких партий, но с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Великобритания, США (республиканская, демократическая)

Процесс образования партий в России имел некоторые особенности.

1. Создание партий в Росси началось позднее, чем в странах западной Европы.

2. Образование партий началось с низов

3. Партии верхов стали создаваться в России только после первой русской революции, после издания манифеста 17 октября 1905г.

4. Российская многопартийность развивалась недолго до октября 1917г. и осталась в связи с этим недоразвитой.

 

Государство и церковь.

Церковь – это религиозная организация, созданная для обеспечения и регулирования отношений между членами религиозных объединений, для поддержания связей со светскими организациями. В традиционном обществе церковь – опора власти, оказывает огромное влияние. Но постепенно церковь отделилась от государственной власти. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают 3 типа государств: светское, теократическое, клерикальное. Светское – разграничение сфер деятельности, функций между церковью и государством, отделение церкви от политики. Церковь может оказывать влияние посредственно через другие организации. Государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует, но призвано охранять и регулировать деятельность церкви. Теократическое – государственная власть принадлежит церкви; религиозные нормы – основной источник законодательства; представитель церкви является главой государства (Ватикан). Клерикальное – религия имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Сотрудничество государства и церкви. Слияние государства и церкви не происходит, просто признается, что государство уважает исповедуемую населением религию (Великобритания, Норвегия, Швеция, Израиль), форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законадательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны. В России до 1918 г. православная церковь была государственной. Глава государства давал религиозную клятву. Церковь выдвигала своих представителей в высшие органы государства, вела религиозную цензуру печатной продукции, являлась крупным собственником. В настоящее время РФ является светским государством, но в последние годы наблюдается сильное влияние церкви на политическую власть:

1) религия и церковь преследуются властями или полностью подчиняются ей;

2) религия и церковь приобретают государственный характер.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.