Сделай Сам Свою Работу на 5

Рентабельность, показатели исчисления





Показатели финансовых результатов деятельности предприятия непосредственно характеризуют абсолютную эффективность его хозяйствования. Наряду с абсолютной оценкой рассчитывают также и относительную эффективность хозяйствования, представленную прежде всего рентабельностью, относительной прибыльностью[15,с. 492].

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы[3, c. 219]:

1. показатели рентабельности капитала (активов);

2. показатели рентабельности продукции;

3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.



Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например,

 

(22)

 

 

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. [4,с. 82].

Названные показатели весьма удобны для практического применения. Они отвечают интересам различных участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей- доходность акций. [15,с.493].

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:



(23)

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремится к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

(24)

Как видим, рентабельность собственного капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

 

(25)

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 

(26) (27)

или

(28)

где

Р10-прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

N1,N0-реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S1,S0-себестоимость продукции(работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

∆К-изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)



 

(29)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

 

(30)

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

∆K=∆Kn-∆Ks. (31)

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

(32)

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного притока.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.[4,с.86].

Повышение уровня рентабельности можно добиться следующими путями:

- увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;

- снижением себестоимости продукции (для материалоемких отраслей промышленности - за счет экономии материальных ресурсов; для трудоемких- за счет роста производительности труда; для фондоемких- путем улучшения использования основных производственных фондов; для энергоемких- путем экономии топлива, электроэнергии и т.п.);

- увеличением объемов производства за счет внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;

- переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведет к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;

- улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведет не только к увеличению последней, но и к росту прибыли.[14,с.115].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.