Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа проверки правильности и полноты исчисления НДС





Объекты проверки Аудиторские процедуры
Положения учетной политики для целей налогового учета 1. Тестирование учетной политики на соответствие нормам действующего законодательства.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) 1. Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур. 2. Проверка сопоставимости данных бухгалтерского учета, налоговой отчетности и книги продаж. 3. Выделение операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, с целью подтверждения правомерности невключения их в налогооблагаемую базу. 4. Проверка формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). 5. Проверка определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг, имущественных прав). 6. Выделение операций местом которых не является РФ. 7. Обоснованность применения налоговой ставки 0%. 8. Проверка правильности исчисления налога налоговым агентом. 9. Проверка исчисления налога по договорам поручения, комиссии, агентским. 10. Проверка прочих операций при которых велик риск возникновения ошибок (безвозмездная передача, СМР для собственных нужд, и т.д.)
Применение налоговых вычетов 1. Проверка ведения журнала учета полученных счетов-фактур и книги покупок, правильности заполнения обязательных реквизитов в входящих счетах-фактурах. 2. Проверка наличия и правильности оформления документов, являющихся основанием для оприходования товарно-материальных ценностей (товаров, работ, услуг). 3. Проверка ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. 4. Проверка соответствия применения вычетов по НДС порядку, указанному в ст. 172 НК РФ. 5. Проверка вычетов по авансам. 6. Проверка прочих операций при которых велик риск возникновения ошибок (СМР для собственных нужд, неденежные формы расчетов, и т.д.)
Заполнение налоговой декларации. Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Выборочная проверка своевременности уплаты сумм в бюджет, предоставления расчетов по НДС в налоговые органы, заполнения форм налоговых деклараций.

 





36. Содержание аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС

Последовательность работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

Ознакомительный этап:

- определяются существующие объекты налогообложения;

- оценивается соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства;

- устанавливается уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений, а также формируется информационная база для проверки путём запроса налоговых деклараций по НДС, книг покупок и книг продаж, журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учёта.

Аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

- оценить систему бухгалтерского и налогового учета;

- оценить аудиторские риски;

- рассчитать уровень существенности;

- определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

- проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организаций следующих основных документов:



- налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты);

- книги покупок и книги продаж;

- счетов-фактур;

- актов выполненных работ (услуг);

- товарных накладных;

- регистров бухгалтерского учета.

При этом необходимо получить информацию по следующим вопросам:

- как организована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции);

- каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета;

- каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;

- при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов – зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);

- осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

- представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов;

- проводится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок, книгой продаж, журналом учета полученных и выставленных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

Основной этап:

- оценка правильности определения налоговой базы;

- анализ содержания налоговой отчётности;

- расчёт налоговых последствий для аудируемого лица в случае некорректного применения нормативной базы.

При проверке и подтверждении правильности исчисления и уплаты НДС в бюджет проверяется правильность исчисления налога на добавленную стоимость по следующим позициям:

- правильность;

- своевременность;

- полнота формирования налогооблагаемой базы;

- соблюдение основных принципов при ее определении (например, заполнение книги продаж);

- правильность формирования налоговых вычетов (книга покупок);

- обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;

- действительность первичных документов для заполнения налоговых регистров;

- включение первичных документов в соответствующие налоговые периоды.

При проверке журнала регистрации полученных и выставленных счетов-фактур и книги продаж по реализованной продукции, работам, услугам, проверяется полнота внесения счетов-фактур.

При наличии посреднических операций - журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур не будут совпадать с книгами покупок и книгами продаж.

Аудитор устанавливает, какие материальные ценности и услуги приобретались за отчетный период. После того как из общей совокупности приобретенных ценностей выделены те, которые однозначно носят непроизводственный характер (по ним НДС не принимается к вычету), следует приступить к раздельной проверке каждой группы ценностей с учетом их особенностей.

Книги покупок проверяются по внесенным в нее счетам-фактурам.

Оцениваются все основания для налогового вычета: правильность оформления счетов-фактур в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1137 (от 26.12.2011 №1137 «О ФОРМАХ И ПРАВИЛАХ ЗАПОЛНЕНИЯ (ВЕДЕНИЯ) ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НДС»), факт получения товарно-материальных ценностей или услуг (наличие накладных, актов выполненных работ, услуг) и включения затрат в расходы, принимаемые для исчисления налога на прибыль.

В процессе аудита необходимо выделить элементы сплошной проверки, например, выявляющей полноту внесения счетов-фактур в книгу покупок, так как в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут быть приняты к вычету или возмещению.

При использовании автоматизированных средств учета взаимосвязь данных по накладной и счету-фактуре поставщика обеспечивается автоматически, задача же аудитора ограничивается взаимной сверкой данных указанных документов с показателями материальных отчетов материально ответственных лиц.

По Главной книге устанавливается, какие формы расчетов с поставщиками применяются в организации (корреспонденции с дебетом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»): безналичные (кредит счета 51 «Расчетные счета»); наличные (кредит счета 50 «Касса»); взаимозачет (кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»); бартер (кредит счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»); ценными бумагами (кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы») и др.

Аудитор прослеживает данные по цепочке: накладная —» приходный документ склада —» счет-фактура —» отражение в журнале учета полученных счетов-фактур —» отражение в книге покупок.

В журнале учета должны быть отмечены все полученные счета-фактуры поставщиков, как оплаченные, так и неоплаченные. По книге покупок проверяется, производятся ли записи по частично оплаченным счетам-фактурам, а также по материалам, полученным от поставщиков, не являющихся плательщиками НДС. По соответствующей графе книги покупок должен быть показан общий дебетовый оборот (оплата) по счетам 60, 76 вне зависимости от того, содержит ли он НДС или нет. Необходимо проконтролировать дальнейший путь движения материалов и убедиться, что они списаны на производственные нужды, учитывая нормативы расходов, принимаемых для целей бухгалтерского учета и налогообложения. При аудите налога на добавленную стоимость по внеоборотным активам необходимо убедиться в том, что приобретенные основные средства и нематериальные активы действительно введены в эксплуатацию.

По этим ценностям проверяется цепочка: накладная поставщика —» акт приемки- передачи —» акт ввода в эксплуатацию —» счет-фактура —» журнал учета полученных счетов-фактур —» книга покупок. Выделив из общего количества поставщиков тех, кто оказывает услуги, аудитор определяет постоя иных исполнителей и проводит с ними выборочную проверку.

По операциям с остальными подрядчиками контролируется цепочка: акт выполненных работ (оказанных услуг) —» счет- фактура —» журнал учета полученных счетов-фактур —» книга покупок. Если отсутствует первый документ цепочки, то данный факт является грубым нарушением требований законодательства и вызывает сомнения в производственном характере работ. При проверке правильности отражения вычета по суммам авансов и предоплаты, засчитываемым в отчетном периоде при реализации или в случае возврата авансов часто встречается ситуация, когда организации, игнорируя аналитический учет авансов и предоплаты по каждому покупателю и заказчику, исчисляют налог на добавленную стоимость по кредитовым остаткам по счетам расчетов с покупателями и заказчиками. Вычет в следующем налоговом периоде по авансам, засчитанным при реализации, также будет предъявлен без аналитических данных, что будет являться нарушением порядка ведения учета счетов-фактур. При проверке правомерности вычета следует убедиться, что под аванс действительно произошла реализация, или что он фактически возвращен покупателю.

Общая сумма за налоговый период по учтенным счетам-фактурам в журнале учета полученных счетов-фактур должна соответствовать общей сумме кредитовых оборотов за тот же период по счетам учета расчетов с поставщиками (счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Общая сумма налога на добавленную стоимость по графам 86 и 96 в книге покупок за налоговый период при определенных условиях должна соответствовать кредитовому обороту счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» в Главной книге.

Общая сумма записей по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 в Главной книге должна соответствовать сумме стр. (7 + 8 + 9) за вычетом стр. 13 листа 07 налоговой декларации.

Сумма восстановительных записей НДС за налоговый период в книге продаж должна быть равна сумме записей по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», дебету счета 90 «Продажи», кредиту счета 68 - сторно и суммы стр. (10 + 11 + 12) листа 07 налоговой декларации.

Сумма, указанная по статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в форме «Бухгалтерский баланс», должна соответствовать стоимости ценностей, по которым имеются счета-фактуры, но которые не были оприходованы на склад покупателя (не были введены в эксплуатацию) на начало и на конец отчетного периода.

Заключительный этап:

- рабочими документами оформляются результаты аудита, включая классификацию выявленных ошибок и нарушений.

Перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита НДС:

- ошибки при исчислении налоговой базы;

- неправомерное или неправильное применение налоговых льгот;

- нарушение порядка определения налоговых вычетов;

- отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля организаций за правильностью исчисления по НДС.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.