Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель проведения аудита налогообложения





Содержание и сущность аудита налогообложения

Налоговый аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также расчетов организации по налогам и сборам; экспертиза налоговых платежей клиента с целью выявления налоговых рисков и резервов снижения налоговой нагрузки на бизнес.

Налоговый аудит регламентируется: Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами». Одобрена комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ 11.07.2000. Документ носит рекомендательный характер.

Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней. Результатом налогового аудита является заключение по результатам проведения налогового аудита или отчёт по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена договором).



Объект налогового аудита – бухгалтерская и налоговая отчетность (декларации и расчёты), первичные учетные документы, регистры, договоры.

Задачи аудита налогообложения

1. Аудит налоговых обязательств на предмет соответствия законодательству РФ;

2. Планирование налоговой нагрузки;

3. Диагностика налоговых проблем;

4. Проверка правильности составления и заполнения налоговых деклараций.

Сущность налогового планирования сводится не только к минимизации налоговой нагрузки, но и к недопущению возникновения проблем со стороны налоговых органов и штрафных санкций. Налоговое планирование и налоговая оптимизация не имеют ничего общего ни с уклонением от уплаты налогов, ни с прямым сокращением налоговых выплат. На практике они проявляются в уменьшении размера налогооблагаемой прибыли и грамотном планировании налоговых выплат с учетом особенностей хозяйственной деятельности той или иной компании.



Итак, для построения системы налоговой оптимизации нужно:

- исследовать все стороны деятельности, проанализировать слабые и сильные бизнес-процессы, а также возможные направления для внедрения налогового планирования;

- учесть, что деятельность российских организаций регулируется помимо налогового отраслевым законодательством (таможенным - для экспортеров и импортеров, и антимонопольным - для крупных организаций), и т.д.;

- проработать и подготовить кадровый документооборот по налоговому вопросу (проверить все названия, цифры, показатели, данные контрагентов). Иногда мельчайшие опечатки привлекают внимание налоговиков. В случаях осуществления разовых хозяйственных операций необходимо это подчеркивать;

- надлежащим образом сформировать учетную политику организации. В приказе об учетной политике в целях налогообложения четко определить и однозначно сформулировать суть метода признания дохода в целях налогообложения, включая, разумеется, составляющие его элементы. В приказе об учетной политике в целях налогообложения зафиксировать метод начисления амортизации на основные производственные фонды.

 

Цель проведения аудита налогообложения

Аудит налогообложения является специальным направлением в аудиторской деятельности, поскольку занимается отдельной областью аудита - налогообложением и обязательствами перед бюджетом по налогам и обязательным платежам. При этом аудитор выполняет специальное аудиторское задание по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12. 2008 года № 307-ФЗ налоговое консультирование и оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, относятся к сопутствующим аудиту услугам.



Целью аудита налогообложения является выполнения специального аудиторского задания для выражения мнения о степени достоверности во всех существенных аспектах и соответствии порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством, а так же оказание других сопутствующих услуг по налоговым вопросам с учетом основных принципов и стандартов аудита. Поэтому раскрывая главную цель аудита налогообложения, можно определить прежде всего:

1. Определение правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов.

2. Предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения аудируемого лица.

 

4. Разработка плана и программы аудита налогов

Основной нормативный документ - ПСАД №3 «Планирование аудита».

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте.

Любая аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманноепланирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.

 

Таким образом, от планирования аудиторской проверки зависит эффективность и качество проведенияаудиторских услуг. Планирование налогового аудита состоит из следующих этапов:

 

1. Сбор общих сведений и информации о финансово-хозяйственной деятельности клиента и о его налоговыхобязательствах.

2. Оценка предпринимательского риска аудиторской организации. Если риск оценен как высокий, то аудитор, основываясь на своем профессиональном суждении, выражает мнение о продолжении проверки и заключении с клиентом договора, либо о приостановки проверки иисключении каких-либо связей с данной компанией.

3. Предварительная оценка налоговых рисков налогоплательщика.

 

Налоговые риски существенно зависят от действийналогоплательщика по уменьшению налоговых платежей (в нашей стране это принято называть налоговымпланированием, налоговой оптимизацией или минимизацией), а также отсложностей в понимании налогового законодательства, приводящих к конфликту налогоплательщика с налоговыми органами, которые могутоценить результаты экономической деятельностипредприятия отлично от результатов оценки налогоплательщика.

У законопослушного налогоплательщика налоговыериски достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения аудиторами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, которыйпредпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенновозрастают.

 

4.Оценка аудиторского риска и существенности.

Данный этап необходим для того, чтобы оценить:

· вероятность выражения ошибочного мнения аудитором иоценив ее, включить в договор;

· предполагаемый размер допустимой ошибки;

· предполагаемый объем проверяемой информации, видыи объем аналитических процедур;

· возможность использования выборочного или сплошногоисследования;

· наличие выборки при осуществлении проверки;

· сроки и затраты времени на проведения услуги по налоговому аудиту;

· стоимость налогового аудита;

· наличие сложных областей бухгалтерского и налоговогоучета с учетом особенностей аудируемого экономического субъекта;

· составление договора, определение целей, сроков, стоимости налогового аудита;

. разработка общего плана и программы инициативногокомплексного налогового аудита.

 

5. Составление общего плана и программы налогового аудита.

Программа инициативного комплексного налоговогоаудита должна представлять собой совокупность методов иприемов аудита, оформленную документальнопо установленной форме; включать перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторскойпроверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

При планировании инициативного комплексного налогового аудита аудиторская организация должнаруководствоваться требованиями Федерального Закона № 307-ФЗ, федеральными правилами аудиторской деятельности и внутрифирменными стандартами аудита, нормативными и законодательными актами. В основу построения представленной нами программы по инициативному комплексному налоговому аудиту положены общие условия установления налогов и сборов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считаетсяустановленным лишь в том случае, когда определеныналогоплательщики и элементы налогообложения:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, все законно установленные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, должны иметь данные условия, и поэтому программа по налоговому аудиту, охватывающая все элементы налогообложения, является универсальной для проведения комплексной проверки по налоговому аудиту. Четвертый раздел предлагаемой нами программы как раз и нацелен на проверку элементов налогообложения. Что касается первого, второго и третьего раздела предлагаемой программы, то они необходимы для того, чтобы аудитор смог ознакомиться с применяемой

системой налогообложения на предприятии; с особенностями деятельности компании и законностью совершаемых операций; проверить правомерность применения специальных налоговых режимов; выявить схемы оптимизации налоговых платежей и проверить их на соответствие действующему законодательству. Предлагаемая программа проведения инициативного комплексного налогового аудита отличается развернутой характеристикой поэтапного плана действий для практикующего аудитора. Она включает проверку всего процесса управления системой налогообложения на предприятии, основных ее функций, влияющих на правильность расчетов налогооблагаемых баз по налогам и отражении их в налоговых декларациях. Данная программа инициативного комплексного налогового аудита позволяет наглядно отразить характер и виды аудиторских процедур, которые преследуют цель подтверждения достоверности отражения налоговых показателей в налоговой отчетности, источники аудиторских доказательств и методы их получения.

В процессе подготовки программы аудита аудиторыобязаны принимать во внимание полученные ими оценки неотъемлемого риска, риска средств контроля и налогового риска, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

В заключение инициативного комплексного налогового аудита аудитор должен указать на выявленные налоговые нарушения, влияющие на порядок исчисления и уплаты налогов аудируемого объекта, на составление налоговой отчетности. Кроме того, следует отметить, своевременно ли отражаются изменения, вносимые в законодательство, оперативно ли вносятся в налоговый и бухгалтерский учет поправки, вызванные этими изменениями.

 

 

 

 

 

5. Предварительное планирование аудита налогов

Основной нормативный документ - ПСАД №3 «Планирование аудита».

Предшествовать планированию должен предварительный анализ бухгалтерской и налоговой отчётности на предмет выявления несоответствий и противоречий.

Цель данного этапа – предварительная проверка отчётности, а также рациональный отбор наиболее проблемных мест, на которые необходимо обратить внимание при проведении в дальнейшем процедур по существу.

Основные процедуры:

1) проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчётности,

2) анализ основных финансовых показателей налоговой и бухгалтерской отчётности с учётом их динамики и изменения удельных весов,

3) оценка налогового потенциала экономического субъекта,

4) проверка своевременности представления налоговой отчётности,

5) проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.

[В состав налоговой отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация является плательщиком.]

Проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчётности основана на существовании взаимосвязей между показателями, фигурирующими как в различных налоговых декларациях и бухгалтерской отчётности, так и внутри налоговой декларации по тому или иному налогу. Эти взаимосвязи называются контрольными соотношениями. Они включают в себя основные показатели налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности, используемые для начисления налогов. Существует два вида контрольных соотношений в зависимости от источников, используемых для анализа:

1) внутридокументные, представляющие собой проверку взаимоувязки показателей в рамках налоговой отчётности по одному налогу;

2) междокументные, основанные на соответствии отдельных показателей различных налоговых деклараций, финансовой отчётности или информации, полученной из внешних источников;

До начала проверки внутри- и междокументных контрольных соотношений с целью выявления арифметических ошибок проводится проверка правильности арифметических подсчётах в налоговых декларациях.

Проверка показателей налоговой отчётности на предмет соответствия их данных бухгалтерской отчётности заключается в сопоставлении показателей, содержащихся в налоговой отчётности, с показателями отчёта о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу.

Например, основой для исчисления налога на прибыль являются данные налогового учёта. Проверка соответствия налога на прибыль, отраженного в налоговом учёте и налога на прибыль, исчисленного по данным бухгалтерского учёта, является неотъемлемой частью предварительного этапа налогового аудита. Отсутствие в учёте корректировок, позволяющих учесть несовпадения момента признания или оценки доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учёта, с большой долей вероятности свидетельствует о наличии ошибок либо в бухгалтерском, либо в налоговом учёте.

Проверка сопоставимости показателей различных налоговых деклараций является следующей аудиторской процедурой на предварительном этапе налогового аудита. Основными налоговыми декларациями, между которыми возможно провести такую проверку, являются налоговые декларации по налогу на прибыль, по НДС и отчёт по страховым взносам.

Сопоставление показателей между налоговыми декларациями позволяет не только сравнить общие суммы, принимаемые в расчёт налоговой базы, но и отдельные значения, относящиеся к группе однородных операций, которые отражаются в нескольких налоговых декларациях, что облегчает дальнейшую проверку с точки зрения анализа выявленных расхождений.

Контрольные соотношения внутри налоговых деклараций также являются важным инструментом на предварительном этапе проведения налогового аудита. С помощью таких соотношений возможно выявить «узкие» места, нестыковки и потенциальные ошибки в налоговой отчётности. Порядок проверки зависит, прежде всего, от самой налоговой декларации по тому или иному налогу.

Классификация деклараций:

1) декларации с простой структурой,

2) декларации с разветвленной структурой,

3) декларации со структурой, изменяющейся сочетанием разделов

4) декларации с циклической структурой,

5) декларации со сложной структурой.

В зависимости от структуры декларации итоговые показатели, отражаемые в разделе по расчёту налога будут сопоставляться либо с суммой показателей, отражённых в повторяющихся листах декларации, либо с итоговой суммой, отражаемой в конце раздела с декларацией, либо с суммой показателей, отраженных в разных частях декларации. Это необходимо для выявления чисто арифметических ошибок.

Анализ основных финансовых показателей налоговой и бухгалтерской отчётности с учётом их динамики и изменения удельных весов позволяет рассчитать налоговую нагрузку, выявить и проанализировать нехарактерные отклонения показателей налоговых деклараций.

Анализ налоговой нагрузки (аналитические процедуры):

1) проанализировать динамику налоговых показателей с помощью цепных и базисных темпов роста налоговых начислений, что позволит выявить наиболее существенные изменения в динамике налогов, для последующего определения причин таких изменений,

2) проанализировать структуру налоговых начислений через расчёт удельных весов и факторный анализ структуры налоговых платежей,

3) рассчитать аналитические коэффициенты налоговой нагрузки, которая рассчитывается, как отношение соответствующих сумм налогов к выручке от реализации, прибыли до налогообложения или чистой прибыли, издержкам производства или обращения,

4) полученные коэффициенты можно сравнить со среднеотраслевыми и использовать их в качестве критерия для последующего анализа.

На предварительном этапе целесообразно соотнести суммы начисленных налогов с финансовыми показателями, характеризующими деятельность и финансовой состояние организации, такими, как: рентабельность продаж, коэффициенты оборачиваемости, капиталоотдача и покрытие. Значительные отклонения темпов изменения одного из показателей может свидетельствовать о наличии нарушений в учёте.

На предварительном этапе эффективным является способ анализа информации и физических объёмах потребляемой электроэнергии, теплоэнергии и иных материальных ресурсов на предмет соответствия уровня и динамики указанных объёмов показателям налоговой отчётности, отражающим объёмы производства и реализации продукции.

Предварительный этап позволяет выявить потенциальные ошибки, получить предварительные данные о состоянии налогового учёта и системы внутреннего контроля.

Аудитор, производящий проверку правильности начисления налогов, должен учитывать потенциальную опасность действий руководства экономического субъекта по сокращению налоговой базы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.