Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и классификация прибыли предприятия





Содержание

Введение……………………………………………………………….……………...5

Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности торгового предприятия…………………………………………………………...….7

1.1. Сущность и классификация прибыли предприятия…………………….......8

1.2. Факторы, влияющие на прибыль…………………………………..………….19

1.3. Планирование увеличения прибыли предприятия………………………...23

1.4. Рентабельность, показатели исчисления……………………………………...29

1.5. Организационно - экономическая характеристика ООО «Альянс»…..….34

Глава 2. Анализ финансовых результатов и разработка мероприятий по улучшению хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Альянс»…………………………………………………………………………….37

2.1. Анализ финансовой деятельности ООО «Альянс»………………………38

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…………….60

2.3. Разработка мероприятий по улучшению хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Альянс»…………………………………………..64

Заключение…………………………………………………………….....................68

Библиографический список……………………………………………………….72



Приложения………………………………………………………………………....74

Введение

Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирую­щимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпри­нимательское поведение во взаимодействии одновременно со мно­гими субъектами рыночной экономики.

У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оп­товую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т. д.

Поиск ответов на эти вопросы нередко происходит на основе так называемого метода проб и ошибок, что в нынешних условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является не простое умение, а скорее, незнание руководителями форм и методов работы в условиях ры­ночной системы хозяйствования.



В то же время нельзя механически переносить на российскую почву опыт работы фирм развитых стран. Необходима его адап­тация с учетом традиций и менталитета российских хозяйствен­ников.

Успешное ведение экономики предприятия в условиях ры­ночных отношений предполагает использование предпринима­тельских подходов, в основе которых лежит поиск и реализация инноваций, нетривиальных решений поставленных задач.

Финансовый результат - главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов. Кроме того, здесь следует вспомнить о различных интересах партнерских групп предприятия. В связи с этим анализ финансовых результатов представляет собой ключевую проблему анализа финансово-хозяйственной деятельности, поэтому рассмотрение темы анализа финансовых результатов деятельности предприятия актуально на современном этапе развития экономики.

Целью написания данной работы является изучение вопросов анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Задачи работы:

- исследовать теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности торгового предприятия;

- провести анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия ООО «Альянс».



Круг экономистов, посвятивших свои труды исследованию финансовых результатов, следующие: Ковалев В.В., Баканов М.И., Беллендир М.В., Классон Б., Кондраков Н.П. и ряд других ученых.

Предметом изучения в данной работе является прибыль и рентабельность предприятия и их анализ.

Объектом исследования в данной работе ООО «Альянс».

Методы, применяемые в работе при анализе: аналитический, монографический, статистический и ряд других.

Сущность и классификация прибыли предприятия

В условиях рыночных отношений целью предприятий является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Следовательно, одна из важнейших составных частей финансового анализа - анализ формирования прибыли[5,с 407].

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках в форме №2 годовой и квартальной отчетности.

Показатели финансовых результатов, среди которых важнейшим является прибыль, характеризуют эффективность финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера его жизнеспособности, так как ее рост создает финансовую базу для самофинансирования: расширенного воспроизводства; решение проблем социального развития коллектива; материального стимулирования работающих; погашение долговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами и инвесторами; а также прибыль является важнейшим источником формирования бюджета (федерального, субъектов Федерации, местного).

Она характеризует степень деловой активности, финансовой устойчивости и благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия [8,с.104].

Финансовый результат - главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов. Кроме того, здесь следует вспомнить о различных интересах партнерских групп предприятия. В связи с этим анализ финансовых результатов представляет собой ключевую проблему анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Основные задачи анализа финансовых результатов, состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности.

Если толковать суть финансового анализа упрощенно, он сводится к сравнению значений финансовых показателей с их базисными величинами, к изучению их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться рекомендуемые нормативы, усредненные по временному ряду показатели данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, показатели, рассчитанные по данным отчетности успешных предприятий отрасли. [22,с. 142]

Существует два вида показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия[6, c. 231]:

Ι группа – показатели прибыли, которые характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия;

ΙΙ группа – показатели рентабельности, которые характеризуют относительную эффективность или финансовую отдачу от различного вида вложенных финансовых средств.

Основные характеристики прибыли[6, c. 233]:

▪ постоянная прибыль создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, то есть обеспечивает его экономическую независимость;

▪ прибыль является основой для осуществления расширенного производства на предприятии;

▪ рост и наличие прибыли является источником для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и собственников предприятия;

▪ за счет прибыли покрываются все обязательства предприятия, и прежде всего, перед бюджетом.

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение.

Прибыль представляет собой основной результат деятельности фирмы. Различают следующие виды прибыли: от реализации, валовая, налогооблагаемая, чистая.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью этой продукции.

Валовая прибыль включает в себя прибыль от реализации продукции, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Налогооблагаемая прибыль исчисляется для целей определения величины налога на прибыль на базе валовой прибыли, уменьшенной на определенные суммы в соответствии с положениями, предусмотренными законом о налоге на прибыль.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после выплаты налогов.

Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис. 1.

 

Валовый доход
Материальные затраты Оплата труда Прибыль
Себестоимость Чистая прибыль Налог на прибыль
Выручка от реализации
       

 

Рис. 1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Рассчитывается по формуле

ПРЕАЛИЗ = , (1)

где Цi - цена реализации i-го вида продукции (без НДС и акцизного налога); Ni - объем реализации i-го вида продукции; n - номенклатура реализуемой продукции или услуг; Sni - полная себестоимость производства и реализации i-го вида продукции.

Прибыль балансовая определяется балансированием общей суммы всех прибылей и всех убытков. В балансовую прибыль включают[11, c. 287]:

§ прибыль (убыток) от реализации товаров;

§ прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов;

§ прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;

§ доходы и потери от валютных курсовых разниц;

§ доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий;

§ расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;

§ внереализационные доходы (потери).

Из балансовой прибыли в соответствии с налоговым законодательством производятся обязательные платежи.

Прибыль чистая - это разница между балансовой прибылью и обязательными платежами из прибыли (налогами, относимыми на финансовые результаты и налогом на прибыль предприятия).

В состав группы налогов, относимых на финансовые результаты, входит налог на имущество предприятий, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и сборы на нужды образовательных учреждений, сборы на целевое содержание милиции.

Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики

Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики[2, c. 185]:

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности.

2. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности.

3. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие.

4. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия.

5. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества.

6. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства.

Сущность и функции прибыли предприятия

 

Рассматривая сущность прибыли, в сете современной экономической парадигмы, выделяют такие ее свойства[15, c. 188]:

ü прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности;

ü прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха;

ü прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса;

ü прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности;

ü прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях: оценочная функция характеризует прибыль, как результат деятельности предприятия;

1. функция стимулирования служит взаимоувязкой между интересами предприятия, его работниками и общества в целом;

2. воспроизводственная функция характеризует прибыль, как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.

Классификация прибыли предприятия[4, c. 251]:

Таблица 1

Классификация прибыли предприятия

Признак классификации прибыли Виды прибыли по соответствующим признакам
1. характер деятельности предприятия Прибыль от обычной деятельности Прибыль от чрезвычайных событий
2. основные виды хозяйственных операций Прибыль от реализации продукции Прибыль от внереализационных операций
3. основные виды деятельности предприятия Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности
4. состав формирующих элементов Маржинальная прибыль Валовая прибыль Чистая прибыль

 

5. характер налогообложения Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению
6. характер инфляционной очистки Прибыль номинальная Прибыль реальная
7. достаточность уровня формирования Низкая прибыль Нормальная прибыль Высокая прибыль
8. рассматриваемый период формирования Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прибыль планового периода
9. характер использования Капитализируемая прибыль Потребленная прибыль

Прибыль от обычной деятельности – это финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности.

Прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.

Прибыль от реализации продукции (прибыль от основной деятельности) – это основной результат на предприятии, непосредственно связанный с отраслевой спецификой его деятельности. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции.

Прибыль от внереализационных операций – это сальдо внереализационных доходов и внереализационных расходов.

Прибыль от операционной деятельности – это совокупный объем прибыли от реализации продукции.

Прибыль от инвестиционной деятельности – это результат от операций по приобретению и продаже амортизируемого имущества, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

Прибыль от финансовой деятельности – это результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия.

Маржинальная прибыль – это сумма чистого дохода от операционной деятельности за вычетом суммы переменных затрат.

Валовая (балансовая) прибыль – это сумма чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов.

Чистая прибыль – это сумма балансовой прибыли за вычетом налоговых платежей за счет нее.

Реальная прибыль – это размер номинально полученной суммы прибыли, скорректированной на темп инфляции в соответствующем периоде.

Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия текущих затрат остается доход, равный минимальной ставке депозитного процента.

Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня номинальной прибыли.

Капитализированная прибыль – часть ее суммы, направленная на финансирование прироста активов предприятия.

Потребленная прибыль – часть, израсходованная на выплаты акционерам, персоналу или на социальные программы предприятия.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли.

Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

Модель формирования и распределения финансовых результатов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики содержит ряд операций или расчетов. Рассмотрим их подробнее.

1-й расчет. Определение валового дохода от реализации продукции (работ, услуг).

Валовой доход от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость. В себестоимость продукции при определении валового дохода включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовой доход – показатель эффективности работы производственных подразделений предприятий.

2-й расчет. Определение прибыли от реализации продукции. Она определяется вычитанием из валового дохода текущих периодических расходов (коммерческих и общехозяйственных расходов), приходящихся на реализованную продукцию. Прибыль от реализации есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т. е. производства и реализации продукции (работ, услуг), торговой деятельности.

3-й расчет. Определение результата от финансовых и прочих операций и прибыли от финансово- хозяйственной деятельности (основной, финансовой и прочей деятельности). Он определяется алгебраическим (с учетом знака) сложением процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе от прочей реализации, т. е. продажи основных средств, нематериальных активов и иных материальных ценностей. Прибыль от основной, финансовой и прочей деятельности есть сумма результатов от реализации продукции и от финансовой и прочей деятельности.

4-й расчет. Определение общей балансовой прибыли. Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной, финансовой и прочей деятельности и сальдо прочих внереализационных доходов и расходов. Балансовая прибыль есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.

5-й расчет. Определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т. е. чистой прибыли. Чистая прибыль определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налогов. Для налогообложения балансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговым стандартом (Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, и другими). Чистая прибыль в России включает в себя значительные расходы (фонды потребления, социальной сферы и т. п.), что недопустимо по западным стандартам.

6-й расчет. Определение нераспределенной прибыли, включаемой в бухгалтерский баланс. Такая прибыль определяется вычитанием из чистой прибыли средств, использованных в отчетном периоде.

Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показатели финансового положения.

Рассмотренная модель отражает основные черты системы принятых нормативных распределительных отношений между интересами государства и отдельных предприятий (предпринимателей).

Модель формирования и распределения финансовых результатов деятельности предприятия определяет порядок и направление анализа показателей прибыли [4,с. 39].

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций [4,с. 45].

Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным формы №2 проводят с использованием метода горизонтального анализа.

Для данного анализа используют следующие показатели[4, c. 330]:

- выручка от продажи продукции;

- себестоимость проданной продукции;

- валовая прибыль;

- расходы периода;

- прибыль от продаж;

- сальдо от операционных расходов;

- прибыль от налогообложения;

- налог на прибыль;

- прибыль от обычной деятельности;

- сальдо чрезвычайных доходов и расходов;

- чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного периода).

Данные показатели берутся за отчетный период, за аналогичный период предыдущего года, затем рассчитываются данные в графу „отчетный период в процентах к данным предыдущего года”.

Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием методов вертикального анализа.

В показатели берется прибыль до налогообложения, которая принимается за 100%, и составляющие: валовая прибыль, прибыль от продаж, от операционной деятельности, от внереализационных операций, налог на прибыль, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. По этим показателям рассчитывают, сколько они составляют в процентах к прибыли до налогообложения [7,с. 215].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.