Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА





ТЕМА. НОРМЫ ПРАВА

 

  1. Понятие и признаки правовой нормы.
  2. Структура правовой нормы.
  3. Соотношение нормы права и статьи НПА
  4. Виды правовых норм.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. № 12.

2. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. №4.

3. Пугинский Б.И. О норме права // Вестник МГУ. Серия «Право».1999. №5.

4. Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. 2003. №6.

 

1. Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки нормы права:

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. Норма права является государственным регулятором общественных отношений. Данное регулирование осуществляется путем определения и закрепления в правовых нормах прав и обязанностей. Права и обязанности выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.



3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.



4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

 

2. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение. Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Санкция – часть правовой нормы, котораяуказывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение. Логическая форма выражения правовой нормы выглядит следующим образом: если – то – иначе.

Например: Находясь на территории государства, необходимо соблюдать законы этого государства, в противном случае государство применит к нарушителю меры принуждения.



ГИПОТЕЗА

Гипотеза – предпосылка претворения в жизнь правовой нормы. Она определяет обстоятельства и сферу действия правовой нормы. Гипотеза привязывает правовую норму к конкретным лицам, к определенному жизненному случаю, месту, времени. Событию или действию, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

Виды гипотезы:

1. в зависимости от строения:

1) простая – указывает одно условие, при наличии которого реализуется правовая норма (договор найма заключается в письменной форме).

2) сложная – действие нормы связано с наличием 2 или более условий (для вступления в брак необходимо: достижение брачного возраста, полная дееспособность, не состояние в другом браке и т.д.). Разновидностью сложной гипотезы альтернативная гипотеза – это гипотеза, которая предусматривает 2 или более условий осуществления правовой нормы, но для вступления в действие которой достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств (например, при постановке на очередь).

2. по форме выражения:

1) абстрактная – определяет условия действия нормы общими признаками (например, ст. 130 УК устанавливает ответственность за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Абстрактный характер данной гипотезы проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, не детализирует возможные проявления «неприличной формы выражения»)

2) казустическая – гипотеза, которая связывает реализацию правовой нормы со строго определенным частным случаем (например, ст. 14.7. АК Обман потребителей устанавливает ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей)

ДИСПОЗИЦИЯ

Диспозиция – это стержень правовой нормы, который выступает в качестве государственного регулятора поведения людей. Диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.

По форме выражения:

1) управомочивающая – предоставляет субъектам право на совершение предусмотренных в ней положительных действий, определяют вариант возможного поведения (вправе, имеет право, может)

2) обязывающая – возлагает на субъектов обязанность совершения определенных положительных действия, предписывают вариант должного поведения (обязан, должен)

3) запрещающая – содержат запрет совершения определенных противоправных действий и бездействий (запрещается, не вправе, не может).

САНКЦИЯ

Санкция предусматривает нежелательные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, которые наступают за нарушение диспозиции. Санкция – это вид и мера юридической ответственности. Санкция является самой подвижной частью правовой нормы.

1. по отраслевой принадлежности:

1) уголовно-правовые

2) административно-правовые

3) дисциплинарные

4) гражданско-правовые

2. по характеру неблагоприятных для нарушителя последствий:

1) правовосстановительные (возместительные) – направлены на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав (санкции ГП, ТП)

2) штрафные (карательные) – направлены на ограничение каких-либо прав, возложение специальных обязанностей (санкции УП, АП)

3. в зависимости от степени определенности:

1) абсолютно-определенные – точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена к правонарушителю.

2) относительно-определенные – установлены верхние и нижние границы в рамках которых правоприменительный орган будет устанавливать точный размер.

3) альтернативные – объединяют несколько видов санкций, из которых правоприменительный орган будет выбирать какую то одну, наиболее соответствующую обстоятельствам совершенного правонарушения.

4) кумулятивные – устанавливают возможность применения одновременно нескольких видов санкций (например, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью)

 

3. Норма права и статья НПА не всегда совпадает. То есть в формулировке отдельной статьи не всегда можно обнаружить все три элемента правовой нормы. Кроме того, часто вычленение структурных элементов правовой нормы – сложный мыслительный процесс.

Существует 3 варианта соотношения или изложения нормы права в статьях НПА:

1. норма права и статья НПА совпадают, то есть все 3 элемента НП излагаются в статье НПА (прямой способ изложении правовых норм) (любая норма особенной части УК: диспозиция: запрет совершения указанного преступления; гипотеза: совершение указанного преступления; санкция: наказание за совершение преступления).

2. НП изложена в 2 или нескольких статьях одного и того же НПА (отсылочный способ изложения) (например, ст. 116 УК Побои устанавливает ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса).

3. НП изложена в 2 или нескольких статьях различных НПА (бланкетный способ изложения) (например, ст. 264 УК Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств устанавливает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

4. Существует множество классификаций НП. Рассмотрим некоторые из них.

1. По предмету правового регулирования:

1) уголовно-правовые

2) административно-правовые

3) гражданско-правовые и т.д.

2. По способу воздействия на поведение людей:

1) дозволяющие (управомочивающие) – нормы, предоставляющие лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

2) обязывающие – нормы, устанавливающие обязанности совершения определенных действий.

3) запрещающие – нормы, которые запрещают совершать определенные действия.

3. по методу правового регулирования:

1) Императивные нормы – строго обязательные веления, не допускающие отклонений в регулируемом поведении.

2) Диспозитивные нормы - предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют возможность субъектам отступить от него.

3) Рекомендательные нормы - устанавливают варианты желательного для государства поведения.

4) Поощрительные нормы – предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством вариант поведения субъектов.

4. по предмету правового регулирования:

1) материальные – нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, направленных на регулирование общественных отношений (отвечают на вопрос: что регулируют нормы права?)

2) процессуальные – нормы, определяющие порядок, процедуру реализации материальных норм (отвечают на вопрос: как регулируют нормы права?).

5. По социальному назначению и роли в правовой системе:

1) учредительные нормы – нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, закрепляют правовые категории и понятия. Они непосредственно не регулируют общественные отношения, поскольку не закрепляют права и обязанности субъектов. К ним относятся:

- нормы-принципы (закрепляют принципы права)

- нормы – дефиниции (формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

- нормы – декларации (включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны»).

- нормы-цели

- нормы-задачи

- нормы-начала (конституционное закрепление основ экономики, политики и др.)

2) нормы - правила поведения – непосредственно регулятивные нормы, которые устанавливают вид и меру возможного и должного поведения субъектов.

6. по выполняемым функциям:

1) регулятивные - направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

2) охранительные - фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

7. по сфере действия:

1) нормы общего действия – не предусматривают каких-либо ограничений их действия.

2) нормы ограниченного действия – нормы пределы применения которых определяются пространственными, временными, субъектными и ситуационными факторами.

3) локальные – действуют в пределах отдельных организаций, объединений.

ТЕМА. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  1. Понятие и структурные элементы системы права.
  2. Предмет и метод правового регулирования.
  3. Система законодательства: понятие, виды, соотношение с системой права.
  4. Частное и публичное право.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. №2.

2. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. №9.

3. Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия «Право».1994. №4.

1. Система права – внутреннее строение права, которая показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Признаки СП:

1) носит объективный характер и складывается в соответствии с потребностями общественного развития

2) целостность и структуированность, то есть состоит из взаимосвязанных норм права, правовых институтов, подотраслей и отраслей.

3) непротиворечивость и согласованность, так как составляющие элементы находятся в отношениях взаимозависимости, соподчинения, координации.

4) постоянно развивается, так как способна изменять свою внутреннюю организацию под воздействием потребностей общества.

Система права и правовая система понятия нетождественные. В отличие от системы права, правовая система – правовая организация всего общества.

Структурными элементами СП являются:

  1. норма права.

2. институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность общественных отношений.

Виды правовых институтов:

  1. по отраслям:

- уголовно-правовые (институт необходимой обороны, крайней необходимости и др.)

- гражданско-правовые (институт исковой давности, институт купли-продажи)

- административно-правовые (институт ответственности ДЛ) и др.

2. по отраслям:

- материальные

- процессуальные

3. по содержанию:

- отраслевые – включают правовые нормы одной отрасли права (институт залога)

- межотраслевые (комплексные) – совокупность правовых норм, входящих в состав различных отраслей, но регулирующих взаимосвязанные отношения (институт собственности)

4. по структуре:

-простые (не содержат никаких подразделений внутри себя0

- сложные (имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования, т.н. субинституты)

5. по выполняемым функциям:

– регулятивные (направлены на регулирование общественных отношений)

- охранительные (на охрану, защиту)

- учредительные (закрепляют статус тех или иных субъектов права)

3. отрасль права –совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. В рамках наиболее крупных отраслей выделяют подотрасли права. Подотрасли права регулируют определенные массивы общественных отношений, характеризуются своей спецификой и родовой обособленностью.

Виды отраслей права:

  1. по масштабу действия норм права:

- международное право

-национальное право.

Международное право – система норм, выражающая согласованную волю народов и регламентирующая межгосударственные и внутригосударственные отношения. Нормы и институты МП закрепляются в МД, уставах, конвенциях, документах ООН. Выделяют международное публичное право и международное частное право. МПП включает в себя МКП, право МД, право международной ответственности, дипломатическое и консульское право и т.д. МЧП регламентирует внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и ЮЛ (МГП, МСП, МТП и т.д.)

МП может входить в систему национального права, как например, в РФ (ст. 15 КРФ)

Национальное право действует внутри государства.

  1. по назначению:

- отрасли материального права (данные отрасли непосредственно регулируют общественные отношения) – КП, АП, ГП,УП, ТП и др.

- отрасли процессуального права (включают отрасли, которые регулируют отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских и арбитражных дел) – ГПП, УПП и др.

3. по предмету правового регулирования: УП, ГП, СП, КП и др.

2. В основе деления права на отрасли лежат два критерия:

1. предмет правового регулирования (материальный критерий)

2. метод правового регулирования (юридический критерий)

Предмет правового регулирования – однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права. Однако в силу многообразия общественных отношений и их взаимосвязанности материального критерия недостаточно для деления права на отрасли, так как он порождает большое количество отраслей. В связи с этим, в качестве дополнительного критерия был введен юридический критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Зависит от взаимного положения участников правоотношений.

К признакам, характеризующим метод, относятся:

1. юридическое положение участников правоотношений, выраженное в их правоспособности, дееспособности, компетенции, характере и распределении их взаимных прав и обязанностей.

2. порядок и основания возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей участников правоотношений

3. виды и характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение и порядок применения мер государственного принуждения.

Традиционно выделяют 2 основных метода правового регулирования:
1. диспозитивный (метод автономии) – способ регулирования отношений между равноправными субъектами. В основе данного метода лежит принцип «разрешено все, что не запрещено». И только когда стороны не могут договориться о содержании своих отношений, действуют правила, установленные законодательством.

2. императивный (метод власти-подчинения) – основан на соподчиненности одних участников правоотношения другим. Для него характерна жесткая регламентация поведения субъектов права. Данный метод не допускает отступления от установленного правила поведения.

Методы правового регулирования осуществляют свое воздействие с помощью трех способов:

  1. дозволение – предоставление лицу права совершать действия, не запрещенные законом. (обычно применяется диспозитивным методом)
  2. обязывание – возложение на субъекта обязанности совершать определенные действия (характерен для императивного метода)
  3. запрещение – воздержание от совершения определенных, предусмотренных законом действий.

3. Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, котораяявляется внешним выражением системы права.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить:

1. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).

2. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

3. Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

4. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Соотношение СП и СЗ:

    1. СП – внутреннее строение права.

СЗ – внешнее строение права.

2. Первичный элемент СП – норма права; СЗ – НПА

3. В основе деления права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства выделяются только по предмету.

4. СП – носит объективный характер

СЗ – определяется волей законодателя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.