Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1 Библейские сюжеты в творчестве Леонардо да Винчи





Содержание

Введение.............................................................................................С.3

 

Глава 1. Библейские сюжеты в творчестве Леонардо да Винчи......С.5

 

Глава 2.Библейские сюжеты в творчестве Рафаэля Санти................С.13

Заключение..............................................................................................С.16

Литература...............................................................................................С.18

Введение

Библия — собрание древних текстов, канонизированных как Священное Писание иудаизмом (Ветхий Завет) и христианством (Ветхий и Новый Завет). Вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета Библия включает 77 книг, разделенных на стихи. Слово "Библия" через лат. biblia происходит от греческого ta biblia — "ряд книг" (от byblos — папирус, материал для письма, по названию города Библ в Финикии).

Библию по праву можно считать своего рода источником культуры, определяющим на протяжении столетий многие ее черты, сам образ жизни и стиль мышления людей, источником, который передавался от поколения к поколению. С веками идеи, сюжеты, образы и цитаты из Библии вплелись в ткань повседневного народного языка, стали неотъемлемой частью, культуры, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок. Книги Священного Писания помогают человечеству осознать свое место в общемировом историческом контексте.



Благодаря универсальному содержанию, отражающему все стороны человеческого бытия, книги Священного Писания заняли совершенно уникальную нишу. Поэтому в современной культуре Библию читают, используют и интерпретируют в самых разных целях и по-разному. Прежде всего, Библия имеет уникальное религиозное значение. В книгах Священного Писания заложена огромная воспитательная функция. Библейские сюжеты определяют нравственные законы, обладающие актуальностью во все периоды истории человечества. Именно поэтому к Библии обращаются не только в ходе богослужения, но и в процессе образования и воспитания, в практической жизни, в художественной литературе и изобразительном искусстве. Без Библии невозможно представить современные формы философии и права. Таким образом, Библию можно с полным правом считать книгой, которая определяла и продолжает определять жизнь людей, обществ и культур мира.



Библия явилась источником вдохновения для многих художников. Библейские истории получили визуальную форму в тысячах скульптур, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии сюжета, своеобразие которой определяется личностью и одаренностью художника находившегося под воздействием великого множества факторов общественной и культурной жизни своей страны и своей эпохи. Великие произведения искусства помогают человеку внести свет гармонии во внутренний мир, преодолевая диссонанс, пробуждая дремлющие духовные силы и в то же время оказывая освобождающее воздействие, очищая от душевного хаоса, помогая достичь просветленного состояния. Благодаря искусству, библейские сюжеты становятся более понятны и близки людям. Вероятнее всего, что людей знающих библейские сюжеты по картинам известных художников, гораздо больше, чем людей, прочитавших библию.

Библия - одно из наиболее древних и наиболее ценных творений, когда-либо созданных человечеством. Первые книги Ветхого Завета были написаны за полтора тысячелетия до наступления нашей эры, то есть три с половиной тысячи лет назад; но до сих пор Библия остается самой покупаемой книгой в истории цивилизаций.

Вы, наверное, замечали, что Библия есть в доме у каждого образованного человека, вне зависимости от его вероисповедания - ведь тот факт, что Библия, от первого своего слова до последнего, является уникальным произведением искусства, неоспорим и не зависит от конкретных религиозных убеждений.



Разнообразие и известность библейских историй, так или иначе перекликающихся с религиозными сюжетами священных книг всех конфессий, вдохновляла художников на протяжении всего долгого и непростого существования Библии. Деятели искусства – в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике, витражах или фресках – брали за основу глубокую мораль библейских сюжетов и придавали им неповторимую визуальность, раз и навсегда соединяя рожденный их воображением образ с написанным словом. Вспомните "Мадонну в скалах" Леонардо да Винчи, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Разве не так Вы представляли себе Мадонну?

Художественная ценность библейских сюжетов, помимо их смыслового богатства, состоит в свободной визуальной интерпретации, оставленной в большинстве случаев на усмотрение художника. Истины, освещенные в Библии, известны каждому цивилизованному человеку - в культурах всего мира, во всех религиозных течениях

С особенной красотой, утонченностью, изяществом передавались сюжеты из Библии художниками эпохи Возрождения. Изображая библейские сюжеты, художники Ренессанса пытались дать понять, что земные проявления человека можно изобразить более понятно, если при этом использовать библейские истории. Понять, что такое грехопадение, искушение, ад или рай можно, если начать знакомиться с творчеством художников того времени. Живописцы эпохи Возрождения очень любили воссоздавать образы Иисуса Христа, апостолов, Иоанна Крестителя, а также евангельские эпизоды. Самый популярный образ – это Богородица с младенцем – маленьким Иисусом Христом.

Глава 1 Библейские сюжеты в творчестве Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря»

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» исполненная в 1495-1497гг. для монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане. Это кульминационный эпизод Евангельского повествования, когда Христос, встречающий с апостолами иудейскую Пасху, объявляет, что один из них его предаст. Леонардо написал сцену совершенно по-новому: это не момент, когда произносится имя предателя, а момент смятения, когда апостолы вопрошают: «Не я ли, Господи?».

Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.
1 В. Лазарев так пишет о фреске: «Обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление...” В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.
“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в “Тайной вечере”, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: “Один из вас предаст меня”. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.
Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.
Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, психологические средства выражения у Леонардо в “Тайной вечере” достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово в искусстве.

Рассмотрим картину. Композиционно она разбивается на Христа в центре и четыре группы апостолов по три в каждой. Все перспективные линии сходятся над головой Христа. Самая высокая фигура – Христос, поскольку он, сидящий, почти вровень со стоящими персонажами; самая низкая – апостол Иуда. Он в ряду со всеми, но дан в резком повороте влево .У Христа обе кисти на столе. Протянутая к нам левая рука ладонью вверх, пальцами касается стола, но ладонь приподнята: с нее к нам как бы скатываются слова Христа. В то же время эта ладонь готова принять наши слова. Из запястья бьет вверх и в стакан неправдоподобно широкая – в полтора пальца шириной – струя крови. Правая кисть с широко разведенными напряженными полусогнутыми пальцами в очень энергичном движении двигает к нам… воздух: под пальцами ничего нет!
Кровь хлещет струей, но Христос сидит хотя и печальный, но спокойный. Поразительно, что окружающие (кроме Иакова) не обращают на это внимание: никто не торопится перевязать руку. Все что-то возбужденно обсуждают. Приведем известное место из Библии по Матфею гл. 26.
«и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Слова: «Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи» не соответствуют бурной реакции апостолов на картине. Вкушающие хлеб, в котором благословение Христа, вкушают как бы его тело: качества Учителя становятся их качествами. Когда ученики пьют кровь-вино, то они постигают суть нового завета, ибо кровь согласно верованиям древних была материальным носителем души. Правая рука Христа резким движением посылает вперед новый завет, заповеди которого провозгласила левая рука и кровь ее. Принимаете ли вы их, способны ли провести в жизнь, спрашивает он апостолов, потому что один из вас не только не согласен со мной, но предаст меня. Об этом же говорит и поза Христа: голова и руки образуют широкий треугольник, по сторонам которого направо и налево скатятся его слова, ударят по апостолам и отбросят их в стороны: одни возмущены, – этого не может быть! А другие готовы покарать предателя. Левая ладонь Учителя принимает ответ учеников. То, что Христос увидел и услышал, ввергнет его в печаль, ибо он увидит слабость их. Он опускает голову, признавая правоту ответившего на его вызов. Ответ дан Иудой.
Иуда.
Левая рука и плечо повторяют откинувшегося Иоанна, но вместе с правыми плечом и рукой, надежно упершимися в стол, образуют низкий устойчивый треугольник. Иуда невысок ростом, кряжист, грубого – почти уродливого – сложения. Черная грива волос, коричневатая борода. Открытая могучая шея, утопленные под нависший лоб глаза, искривленный, длинный – до нижней губы – орлиный нос. Решительно выдвинутые вперед нижняя губа, подбородок и остроконечная бородка, резкие складки щек. Облик Иуды дан в резком контрасте с благостным светлым Петром справа от него. Но главное в Иуде – руки. Это они ответили Учителю. В правой руке у него не кошель, и не тридцать сребреников, а увесистый мешочек с деньгами, стоящий на столе. Левая рука Иуды в точности повторяет жест левой руки главного персонажа: точно так же лежит на столе, так же напряженно полусогнуты пальцы и такое же энергичное движение вперед по линии, ведущей к правой кисти Христа. В них – ответ Иуды. Деньги, говорит апостол Иуда – вот власть, сила, честь и достоинство. И жизнь. Только их обладатель имеет право учить людей. Жертва твоя не принесет спасения никому. Люди грешили и будут грешить, поскольку грех – не беда, а беда нищета, бедность, зависимость. Ты призываешь поставить духовные ценности превыше материальных. Чтобы иметь жизнь вечную – поделиться имуществом с неимущими; принять основными заповедями – любить Бога, любить ближнего, как самого себя. Какое нам дело до вечной жизни? Нет, люби себя и свое благополучие, умножай свое богатство! Только имущество и деньги обеспечат тебе достойную жизнь, уверенность и уважение окружающих, свободу. Посмотри на людей за моей спиной в трапезной, их толстые подушки брюх, пухлые щеки и лоснящиеся губы, от чьего имени я говорю, посмотри на людей за стенами монастыря, и ты убедишься в правоте моих слов. Обрати взгляд на своих беспомощных учеников, горстку наивных людей. Разве в их телах сила, а в головах истина?
Как художник подкрепляет сказанное? Сидящий Христос выше всех, перспективные линии сходятся над его головой, он сидит на светлом фоне открытой двери, за которой открытое пространство. Художник подчеркивает и разделяет его высокие духовные принципы, но убежден, они не найдут поддержки, они наивны, безжизненны, и их ждет такая же гибель, как близкая смерть самого Учителя (глаза Христа находятся на уровне горизонта и скоро он сам и его учение погибнет). Иуда вещает с духовного низа, но эта низкая, земная правота на его стороне.

Роберт Уоллэйс в книге Мир Леонардо, М., 1997 пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества». Иуда сидит со всеми, как апостол в ряду апостолов. Одинок Христос, оттого и печален, но кто наименее одинок, так это Иуда. Отсюда и его уверенная сила. И вины его нет, потому что разговор в картине идет не о предательстве, а о спасении души людей, менее всего озабоченные этим. Рассмотрим апостолов, хотя после сказанного они уже ничего не решают. 12 11 10 9 8 7 Христос 1 2 3 4 5 6 1.Фома в проеме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления». 2. Иаков с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним. 3. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно». 4. Обе руки принимают слова Христа и взглядом спрашивает у 6-го: «Разве возможно то, что он говорит». 5. Симеон правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает 6-го. 6.Матфей, обе ладони направлены на Христа, – он возвращает его слова назад: «Это невозможно!» 7. Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече. 8. Петр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает 7-го. В правой руке нож – он готов убить предателя. 9. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия. 10. Поднятые ладони на уровне груди: «Кто же предатель?» Взгляд скосил на нож. 11. Правая рука на плече 10-го: он согласен с ним. Она принимает слова Христа. 12. Варфоломей решительно встал и готов действовать. В целом правая группа апостолов не допускает предательства; левая – допускает такую возможность и полна решимости покарать предателя. В том, как сильно качнулся влево Иоанн, освободив полностью окно – свет истины Христа, а Фома, находясь в окне на уровне Христа, но надеется не на себя, а на Бога; как отбросило вправо 2-го апостола, как смешались, растерялись, мелко засуетились остальные ученики выдают мысль Леонардо да Винчи, что идеи жертвенности и спасения, заповеди нового завета Христа апостолами – этими слабыми людьми – проведены не будут и жертва его напрасна. В этом причина уныния Христа. Притом, что сам художник отдает дань высокому устремлению и жертве земного Бога.  
    «Благовещение» Ангел Гавриил был послан в Назарет, чтобы приветствовать нареченную невесту Иосифа, по имени Мария, и , войдя к ней ,сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь сына , и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Так повествует о Благовещении евангелист Лука и добавляет, что Мария была смущена от слов его и опечалена. Этот сюжет стал основой для картины Леонардо «Благовещение». Художник изображает благородную красоту девы Марии, согласно традиции, с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом. Перед ней коленопреклоненный ангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой ангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, стройными кипарисами, волшебной и нереальной атмосферой. Именно Леонардо первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины. Живописец использовал множество традиционных символов: лилия в руке ангела-знак чистоты и целомудрия, трава и цветы означают весну, открытая книга, лежащая на подставке, должна напомнить о пророчестве Исайи, что непорочная дева родит сына.   «Мадонна в скалах» Евангелие повествует, что, спасаясь от учиненной царем Иродом резни младенцев бегством в Египет, Мария с Иисусом нашли приют в пещере Синайской пустыни. Здесь произошла первая чудесная встреча Иисуса с Иоанном Крестителем. Этот сюжет вдохновил Леонардо да Винчи на создание картины «Мадонна в скалах»Сама трактовка сюжета, и необычайный, чуть загадочный пейзаж, и органическая слитность его с фигурами, и освещение, и сами образы людей, овеяны какой-то особой, возвышенной красотой. В пещере, где причудливые кристаллы свисают с потолка, а из расщелин камня пробиваются цветы и травы, прямо на земле расположились Мадонна, дети и ангел. Сквозь просветы в скалах синеет небо. В таинственном влажном сумраке грота расплываются очертания фигур, а лица, окутанные световоздушной дымкой, кажутся трепетно-живыми. Юная мать ласковым жестом обнимает опустившегося на колени малютку Иоанна, другая рука её тянется к сыну. Ангел, обращаясь к зрителю, вводит его в картину, указывая на эту сцену перстом. Группа построена по принципу пирамиды, вершина которой- голова Мадонны , стороны – её простертые руки, углы основания – фигуры ангела и детей. Персонажи картины Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием – младенец Христос благословляет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи библейского сюжета представляются воплощением идеальных образов мирного счастья.   Глава 2 Библейские сюжеты в творчестве Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» Мадонн изображали многие мастера Ренессанса, но никто из них не достиг той многогранности, тех тонких оттенков в трактовке образа женщины-матери как Рафаэль. Его мадонны идеализированно прекрасны и являются символом всепрощающей, безмятежной, материнской любви. В раскрытии образа Мадонны Рафаэль превзошел всех художников Возрождения. Самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно самая знаменитая вообще из всех картин, когда-либо написанных – «Сикстинская Мадонна». …Раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с сыном является вашему взору. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава её нечем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает её, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют в верх мечтательно-задумчивый взор. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. Мария Рафаэля, двигаясь по белоснежным облакам на встречу зрителю, ведет с ним душевную и скорбную беседу в её широко раскрытых глазах видна и материнская любовь, и некоторая растерянность, и безысходность, и смирение, и глубокое переживание за дальнейшую судьбу её горячо любимого сына. Она как провидица знает все, что случится с её ребенком, однако ради спасения людей готова принести его в жертву. Той же серьезностью обладает и младенец Христос. Ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. У В.Жуковского в статье «Сикстинская Мадонна Рафаэля» мы находим: «Сказывают, что Рафаэль, натянув полотно свое для этой картины. Долго не знал, что на нем будет: вдохновение не приходило. Однажды он заснул с мыслию о Мадонне, и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Он вскочил: она здесь! закричал он, указав на полотно, и начертил первый рисунок. И в самом деле, это не картина, а ведение : чем долее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то не естественное происходит…И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и легкостью, передала холстине то чудо, которое во внутренности её совершалась… Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит.»   «Преображение» Человеческое восприятие и отношение к Божественному является темой этого в высшей степени драматического произведения Рафаэля. В нем художник объединил два рассказа, следующие в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки непосредственно друг за другом. Тексты трех евангелистов сохранили рассказ о явлении Преображения: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели». Евангелие от Луки 9:28-36; от Матфея 17:1-7; от Марка 9: 2-9. На этой картине Рафаэль изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой, и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями. Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего, и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет. Есть там и одна женщина в числе многих других, которая, будучи главной фигурой на этой картине, стоит на коленях впереди всех остальных и, повернув к ним голову, протягивает руки к бесноватому, как бы указывая на его страдания. Апостолы же, кто стоя, кто сидя, а кто склонив колена, проявляют величайшее сочувствие к его беде. Художник показал в этом произведении фигуры и лица, которые настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, эта картина - самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных. Так всякий, кто захочет представить себе божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль отобразил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, облаченного в белоснежные одеяния. Иисус, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единую сущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля. «В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию». Евангелие от Луки 9:37-43; от Матфея 17:14-18; от Марка 9:14-27. Исцеление, как физическое, так и духовное может принести только Христос, чье Божественное происхождение подтверждается Преображением. Это творение мастера может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками и прожита наполнено и интенсивно. ?Рафаэль приступил к работе над созданием «Преображения» в 1518 году. Внезапная лихорадка унесла жизнь великого художника и, в тот же день и месяц, в какие за 37 лет до этого родился Рафаэль, Рим оплакивал своего любимца. Работа была закончена им перед самой своей смертью 6 апреля 1520 года. Тело художника было выставлено в Пантеоне вместе с только что завершенной картиной (говорили, что голову Христа он написал непосредственно накануне своей кончины).    

Заключение

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста Бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

Силу воздействия чувства гармонии на внутренний мир личности, окружающую действительность можно сравнить только с влиянием солнечного света на все живое – таким же благотворным, творческим, жизненосным оно является.

Почему художники эпохи Возрождения использовали именно сюжеты из Библии? Почему не старались выразить себя в создании портретов своих современников? Может, они таким образом пытались изобразить обыкновенных людей с присущими им чертами характера? Да, живописцы того времени старались показать людям, что человек – существо божественное.

Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии, и даже преимущественно из Нового Завета. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Тем не менее художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). Естественней было бы перейти к написанию портретов своих современников, а не скрывать портрет в библейском образе. В чем здесь дело? Едва ли живописцы Ренессанса стремятся только к тому, чтобы доказать, что под библейскими персонажами скрываются обыкновенные люди, с земными мелкими страстями. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного. Ренессанс стремится не принизить божественное, а, наоборот, возвысить земное до божественного. Евангельские сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека, чего нельзя или гораздо труднее достичь, если на картине изображен сюжет из чисто земной жизни. «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» — эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. И одновременно, что земная человеческая личность достойна быть причастной к божественному. Так, например, в образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.

Искусство никогда не создавалось только ради бескорыстного любования красотой окружающего мира. Вводя во внутренний мир личности новый духовный опыт, бесконечно раздвигающий рамки индивидуального мировидения, искусство становится мощным фактором развития души с помощью искусства формируются такие универсальные способности личности как воображение, память, способность к творчеству.

Библейские сюжеты в изображении великих художников оказывают катарсическое воздействие т.е очищение внутреннего мира человека от гнева, зависти, озлобленности, различных низменных побуждений и установление душевной гармонии под влиянием красоты.

 

 

Литература

1.Библия.Издание Московской патриархии. М. 1992г.

2. «Великие художники. Рафаэль Санти». Т 1.Издательство «Дерект-Медиа». ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня». 2009г.

3. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство Западной Европы. Италия. Испания. Серия «Наследие Знаменитых Энциклопедий». Под ред. В. Бутромеева. - Москва «Современник» 1996г.

4. «Искусство. Часть 1.Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения». Сост. М.В.Алпатов. Н.Н.Ростовцев. - Москва «Просвещение»1987г.

5. «Искусство». Учебно-методическая газета для учителей. № 2 16-31 января 2009г. Издательский дом «Первое сентября»

6. «История искусства для детей. Леонардо до Винчи». Франческа Ромеи. Перевод с англ. Т.В.Сафронов. Москва «Росмэн»1998г.

7. Л. Любимов. «Искусство западной Европы». - Москва «Просвещение» 1982г.

8. Мартынов В.Ф. «Мировая художественная культура». - Минск «Тетра Системс»1997г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.