Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы развития и формирования мировой экономики.





Нефтедобывающие страны

Нефтедобывающие страны это прежде всего страны — члены организации стран экспортеров нефти (ОПЕК). За счет экспорта нефти они имеют сопоставимый с развитыми странами уровень ВВП на душу населения. Однобокость развития экономики не позволяет отнести их к развитым странам.(Иран, Ирак, Кувейт, Индонезия, Алжир, Эквадор, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла)

Наимение развитые страны

50 стран Африки, Океании, Латинской Америки. Имеют крайне отсталую патриархальную экономику, которая характеризуется низким ВВП на душу населения (менее 350$). Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет менее 10%. Грамотность взрослого населения не превышает 20%.

Главными экономическими стратегиями развивающихся стран являются: национализация захваченных иностранным капиталом ресурсов, индустриализация и отраслевая диверсификация экономики, протекционизм, завышенный валютный курс, импортозамещение и развитие экспортно-ориентированных отраслей. Идея коллективной опоры на собственные силы предполагает региональную интеграцию развивающихся стран.



Развитые: (Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Республика Корея, Канада, Люксенбург, Мексика, Нидерланды, Польша, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Япония, Сингапур)

Общие черты новых индустриальных стран:

-демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

-ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

-экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;

-активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

-образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

-большое внимание уделяется образованию;

-использование высоких технологий;

-привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

-главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

 

 

12. Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны.



Международные экономические организации в зависимости от направлений делятся на:

• универсальные и специализированные.

• межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.).



В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000

Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.), Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.). Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.).

4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки».

К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

Универсальные организации:

Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)

Всемирная торговая организация (ВТО)

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Европейская экономическая комиссия ООН

Международная торговая палата

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Организация Черноморского экономического сотрудничества

другие универсальные экономические организации

• К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Консультативная служба по международным инвестициям

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Международная ассоциация воздушного транспорта

Международная морская организация

Всемирная таможенная организация

Всемирная туристическая организация

Международный автотранспортный союз

Международный газовый союз

Международный союз железных дорог

Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Международный институт статистики

Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)

другие специализированные экономические организации

В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:

Международный валютный фонд (МВФ)

Группа Всемирного банка

Банк международных расчетов

Европейский банк реконструкции и развития

Европейский инвестиционный банк

Азиатский банк развития

Африканский банк развития

Арабский валютный фонд

Исламский банк развития

Межамериканский банк развития

Черноморский банк торговли и развития

Евразийский банк развития

Базельский комитет по банковскому надзору

другие международные финансовые организации

13.Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда.

Прежде всего международная рабочая сила может различаться в зависимости от характера сфер международной деятельности. Таковыми могут быть:

· межнациональные политические организации;

· межнациональные общественные организации;

· международные общественные организации;

· международные экономические структуры.

Но в любом случае в международной рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это прежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу в межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.

На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования творческого созидательного потенциала современного работника. Теперь главным критерием является качество труда, определяемое квалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнем его социального и экономического мышления. Говоря о важнейших качественных характеристиках международной рабочей силы, и прежде всего о ее профессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующие возможные моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международном рынке включает в себя такие характеристики: освоение международного опыта, национальных особенностей, значение культуры международного общения и т.д.

В последние годы многие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии в целом.Дефицит персонала нужной квалификации покрывается сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.

В составе международной рабочей силы формируется особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущии слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование иностранной рабочей силы - важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения.

К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:

· рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;

· повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;

· усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;

· продолжает существовать дискриминация мигрантов;

· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения", чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы.

 

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

1. международная переселенческая миграция; Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

2. международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

Определение термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

1. различия в уровне экономического развития отдельных стран.

2. наличие национальных различий в размерах заработной платы.

3. существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

4. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.

Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

1. из развивающихся стран в развитые;

2. между развитыми странами.

3. между развивающимися странами.

4. из постсоциалистических стран в развитые страны.

5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.

  Позитивные Негативные
Страна -экспортер рабочей силы 1. Приобретение работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Сокращение дефицита платежного баланса 2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства 4. Рост инфляции
Страна -импортер рабочей силы 1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям  
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников  
     

14. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

В качестве ключевого элемента тарифных методов государственного регулирования торговли выступает таможенная пошлина. Она представляет собой особый налог, которым облагается продукция, циркулирующая по каналам международной торговли. Соответственно свод ставок таможенных пошлин, применяемых к перемещаемым через таможенную границу данной страны товарам, представляет собой таможенный тариф. Теоретически пошлина с равным успехом применима ко всем разновидностям внешнеторговых операций. Иными словами, речь может идти об импортной, экспортной и транзитной пошлинах. Хотя формально две первые из них выглядят как равнозначные и равноправные, однако фактически дело обстоит иначе.

В мировой практике больше всего используется импортная пошлина. Как таковая она прежде всего направлена на защиту интересов отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными хозяйствующими субъектами. В частности, необходимо ограничивать их доступ на рынок своей страны. Этой цели и служат импортные пошлины. Что же касается экспортных, то они налагают на отечественного производителя дополнительные издержки, фактически оказывая тем самым дестимулирующее воздействие. Применение таких пошлин может быть оправданным только в том случае, если экспорт угрожает вызвать дефицит той или иной продукции на внутреннем рынке.

Принято выделять три основные группы целей, на достижение которых может быть направлено введение импортных пошлин:

• непосредственное ограничение импорта;

• увеличение доходов государственного бюджета (так называемые фискальные соображения);

• недопущение «недобросовестной конкуренции».

В контексте внешнеторговых операций наибольшее значение имеет такой специфический вид недобросовестной конкуренции, как демпинг.

В простейшем виде демпинг представляет собой продажу на внешнем рынке товара по ценам ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке. В соответствии с определением, принятым ВТО, демпинг заключается в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене, ниже нормальной. Под последней понимается ситуация, при которой цена товара, экспортируемого из одной страны в другую, устанавливается «ниже сравнимой цены, при обычном течении торговли, на аналогичный товар, когда последний предназначается для потребления в экспортирующей стране».

После того, как демпинг в его классическом виде был объявлен «вне закона», экспортеры стали использовать для завоевания позиций на внешних рынках его модифицированные формы. К их числу прежде всего относится так называемый "скрытый демпинг". Он предполагает заключение соответствующего соглашения между фирмами-компаньонами, занимающимися экспортно-импортными операциями. В результате фирма-импортер реализует на внутреннем рынке товар по цене ниже, чем та, по которой выставлен счет фирмой-экспортером.

В последнее время все большее внимание привлекает к себе так называемый демпинг комплектующих. Под ним понимается реализация в стране готовой продукции, собранной из комплектующих, купленных и завезенных фирмой по демпинговым ценам по линии внутрифирменных поставок. Так, японская компания, имеющая сборочные заводы в странах ЕС, может быть обвинена в демпинге по отношению к европейским производителям, если она завозит дешевые комплектующие и реализует произведенную на их основе продукцию на европейском рынке.

 

 

15.Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

К числу методов нетарифного регулирования принято относить:

) квотирование, заключается в установлении квот, т.е. тех количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. При этом в зависимости от ряда конкретных особенностей принято выделять:

• глобальные квоты, устанавливающие общий разрешенный объем импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период времени без разбивки по странам. Именно глобальные квоты наиболее широко используются в международной практике. На их долю приходится примерно 2/3 всех случаев квотирования;

• индивидуальные квоты, которые определяются применительно к отдельным конкретным странам. В качестве критерия распределения квот могут выступать встречные обязательства государств, в результате чего появляются двусторонние квоты;

• сезонные квоты, ограничивающие размер импорта определенным временем года. Чаще всего это касается продукции, выпуск которой, как например сельскохозяйственной, носит ярко выраженный сезонный характер;

• неконкретизированные квоты, устанавливающиеся без учета временного периода.

Квоты могут быть введены тем или иным правительством в одностороннем порядке, либо являться результатом переговоров. Таким образом, целью введения квот на импорт (или, как их еще называют - импортных квот является защита национального рынка от проникновения продукции зарубежных производителей. Ту же цель могут, как известно, преследовать и импортные пошлины.

-б) лицензирование, предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений - лицензий на проведение внешнеторговых операций. Существует несколько основных типов лицензий. В зависимости от характера выдачи они подразделяются на:

• автоматические лицензии, подавая заявку на выдачу которых участники внешнеэкономической деятельности получают отрицательный ответ лишь в исключительных случаях;

• неавтоматические лицензии, выдаваемые лишь при соблюдении ряда необходимых условий.

В зависимости от характера разрешаемой деятельности лицензии делятся на:

• генеральные лицензии, представляющие собой постоянно в течение длительного времени действующее разрешение на право, например, импорта определенных товаров либо только из указанных стран, либо вообще без ограничений географического порядка. При этом какие-либо пределы по объему и стоимости не устанавливаются;

• индивидуальные лицензии, выдаваемые конкретной фирме с указанием объема, времени, страны происхождения товара, с которым разрешена внешнеторговая операция.

• открытые индивидуальные лицензии, отличающиеся от простых индивидуальных тем, что в них отсутствуют ограничения по объему участвующих в разрешаемых операциях товаров.

-в) эмбарго, предоставляет собой запрет на проведение экспортно-импортных операций. Эмбарго может:

• распространяться на определенную страну или группу стран;

• вводиться в отношении отдельных видов продукции;

• носить (как чаще всего и бывает) смешанный характер, т.е. касаться ввоза (вывоза) из определенной страны или группы стран продукции определенного вида.

) валютный контроль, как таковой направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами национального законодательства, регулирующего валютные операции и выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Вместе с тем валютный контроль оказывает непосредственное влияние на развитие международной торговли, поскольку предполагает, в частности, установление:

• так называемых финансовых квот, т.е. ограничений на количество валюты, которое может получить экспортер;

• ограничений на количество валюты, которое может вывозить из страны ее гражданин (резидент), совершающий зарубежную поездку;

• ограничений на объем иностранных инвестиций в страну.

Все это в известной мере сдерживает развитие внешнеторговых операций, лишая хозяйствующих субъектов необходимых для их осуществления денежных ресурсов.

 

-д) налоги, на экспортно-импортные операции весьма широко используются сегодня в целях ограничения торговли. В определенном смысле довольно трудно провести четкую грань между налогом и таможенной пошлиной, которые на практике чаще всего дополняют друг друга. Существующие различия могут быть сведены к двум основным:

• налоги, в отличие от пошлин, не регулируются международными соглашениями, и их применение в меньшей мере связано с обязательствами по торговым договорам;

• пошлина взимается только с иностранного товара в момент пересечения им таможенной границы в качестве платы за право ввоза. Налог взимается как с иностранных товаров, так и с товаров, производимых национальной промышленностью.

-е) субсидии, в обобщенном виде представляют собой различные формы финансовой поддержки, предоставляемые за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам. Это может быть целевое выделение средств на реализацию определенного проекта - так называемые прямые субсидии. Наряду с ними существуют и косвенные субсидии, представляющие собой различные налоговые льготы, льготные или полностью беспроцентные кредиты и т.п. Что же касается внешнеэкономической деятельности, то в данном случае речь идет о двух основных вариантах субсидий. Во-первых, это предоставление субсидий отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров. Во-вторых, это так называемые экспортные субсидии, предоставляемые производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.

-ж) административные барьерыэто различного рода ограничения, касающиеся качества (потребительских свойств) товаров, продаваемых на отечественном рынке, условий их производства и реализации.

Причины использования различных административных барьеров. Во-первых, это вполне законное и заслуживающее только положительной оценки желание оградить потребителей своей страны от недоброкачественной продукции, минимизировать негативное воздействие человеческой жизнедеятельности на окружающую среду, не допустить распространение инфекционных и иных заболеваний и т.п.

Во-вторых, к использованию административных барьеров нередко прибегают для того, чтобы (как и применительно ко всем другим методам протекционистской политики) защитить отечественных хозяйствующих субъектов от конкуренции со стороны зарубежных производителей, которые могут захватить слишком большую долю рынка. Здесь соответствие стандартам является не более чем предлогом, поскольку импортируемая продукция в данном случае не является более «вредной» по сравнению с отечественными аналогами.

 

 

16.протекционизм и политика свободной торговли. Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.Фритредерство (англ. Freetrade – свободная торговля) — политика поощрения свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельностФритредерство – внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборотТакую политику проводят страны с высокоэффективным национальным хозяйством, она дает возможность его товаропроизводителям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и преодолевать протекционистские таможенные барьеры, расширять экспорт своих товаров на мировой рынок.Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; противники состоят из многих левых партий и движений: социалистов и коммунистов, защитников прав человека и окружающей среды, а также большинства профсоюзов.Еще во времена промышленного переворота в Англии Адам Смит отмечал пользу политики фритредерства, утверждая, что следует импортировать товары из страны, где расходы на их изготовление меньше, а экспортировать товары, расходы на каких более низких у экспортеров. Эта теория получила название теории абсолютных преимуществ.Однако модель А. Смита не охватывала все виды производства. Согласно ней не могли извлечь экономическую выгоду страны, которые не имели абсолютных преимуществ в расходах производства.еория А. Смита была дополнена и развитая Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных расходов (сравнительных преимуществ), которые являются теоретической основой политики свободной торговли, и используется в международных экономических отношениях.Д. Рикардо обосновал возможность взаимовыгодной международной торговли при наличии абсолютных преимуществ одной страны над другой в производстве всех товаров. В такой ситуации выводы о целесообразности обмена необходимо делать на основе сопоставления сравнительных расходов.Движение сторонников фритредерства зародилось в последней трети 18 века в Великобритании, и было связано с промышленной революцией.В дальнейшем тенденции фритредерства проявились временно в торговой политики Франции, Германии, России и других странах. Однако большинство государств придерживалось протекционистской политики. Возрождение свободной торговли началось в 20 веке, особенно в связи с созданием региональных экономических группировок.Протекционизм (Protectionism от лат.Protectio – покровительство, защита) – экономическая политика государства противоположная политике «свободной торговли».Политика протекционизма направлена на то, чтобы:защитить от иностранной конкуренции имеющие стратегическое значение отрасли отечественной экономики;временно защитить относительно недавно созданные отрасли отечественной экономики;расширить внешний рынок;

 

 

17.теории мировой торговли.

Теория абсолютных преимуществ А. СмитаОсновоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности.. То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.