Сделай Сам Свою Работу на 5

Объективный характер развития международного обмена научно-техническими знаниями





Важную и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или технологические ресурсы.

Технология - совокупность знаний про использование или усовершенствование машин, оборудования, которые обеспечивают обработку, изготовление, изменение состояния, качества и формы сырья, материалов или полуфабрикатов, а также про реализацию продукции.

Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:

· набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;

· материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)

Международный технологический обмен – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Расширение и углубление международного разделения труда неизбежно ведут к развитию научно-технического сотрудничества, так как в условиях НТР отдельные фирмы всё больше специализируются в определённых отраслях науки и техники. Крупномасштабность и комплектность задач, стоящих перед наукой и техникой на современном этапе, заставляют крупные фирмы объединять свои усилия в достижении поставленной цели. В этой связи объективно необходимым является развитие международного обмена результатами научно-технических разработок, который превратился в специфическую область международных экономических отношений.



В сфере международной торговли сложился и становится все более ёмким международный рынок научно-технических знаний. Научно-технический прогресс, создав невиданные ранее материально-технические возможности для развития производства, дал ТНК мощный дополнительный импульс к преодолению ограничительных рамок национальных рынков.

В современных условиях обмен научно-техническими знаниями представляет собой объективную необходимость, позволяя широко внедрить в производство новейшие достижения мировой научно-технической мысли. В росте обмена научно-техническими знаниями, а также в разнообразных видах обмена техническими услугами и в формах взаимодействия и объединения усилий ряда крупных компаний для решения актуальных проблем науки и техники проявляется развитие и углубление международного разделения труда в области науки и техники.



Формирование мирового рынка технологий произошло во второй половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ количество стран, обменивающихся технологиями с 1960 года увеличилось с 22 до 84, расширился объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о возрастающей экономический роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, в расчете на единицу затрат валютный эффект от реализации технологического ресурса на мировом рынке гораздо выше, чем экспорт обычных товаров. Технологический обмен превышает традиционные мирохозяйственные потоки товаров, услуг и капиталов.

Основные предпосылки, обусловившими бурное развитие международного обмена технологиями:

· на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах и с различием целей их применения.

· на уровне предприятий приобретение технологии способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и других ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.



Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:

· источник получения доходов;

· форма борьбы за товарный рынок;

· способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;

· способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п.

· возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;

· возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.

Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что это:

· доступ к новшествам высокого технического уровня;

· средство экономии затрат на НИОКР;

· средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;

· обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;

· условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям;

· гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д.

Основными центрами, где сконцентрированы мировые технологические ресурсы являются США, Япония и страны Западной Европы (в частности члены ЕС). Однако в последнее время стремительно увеличивается количество научно-технических работников и укрепляются позиции в области высоких технологий стран, которые раньше считались странами «третьего мира».

Основные характеристики развития международного обмена научно-техническими знаниями:

l объективный характер;

l монополизация научно-технических знаний;

l рост участия мелких и средних фирм (венчурных или рисковых);

l усиление противоречий и соперничества;

l активизация внутрикорпорационных связей;

l противоречивость результатов деятельности ТНК в развивающихся странах.

 

Международный обмен лицензиями.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

лицензиар – продавец лицензии

лицензиат – покупатель лицензии

Виды лицензий.

1. По наличию патента:

патентные — на право использования запатентованного изобретения;

беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением— договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

2. По объему прав, передаваемых лицензиату: простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

3. По способу коммерческой реализации: чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

4. По степени производственного освоения: достижения, освоенные в производстве; исследовательские.

5. По предмету сделки: научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»); промышленные образцы; торговые знаки; услуги.

6. По форме выплаты лицензионного вознаграждения: роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения; паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок; комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим: приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет; покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР; каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов; экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

Различают три типа франчайзинга.

1. Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

2. Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

3. Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Возможные проблемы франчайзи: объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером; помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой; франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.