Какими способами в психологии личности достигается объективация методов измерения параметров семантического поля или личностных факторов субъективной реальности человека?
Выберите верное утверждение.
c) В психологии предмет исследования имеет сложнейшую систему детерминации, а объект познания является одновременно и его субъектом.
Выберите точное утверждение из концепции методологического анархизма П. Фейерабенда.
a) В научном познании необходим плюрализм теорий, гипотез и др. форм знания, для чего следует выдвигать в т.ч. неподтвержденные и непроверенные законы, гипотезы.
Герменевтика – это:
a) особый метод истолкования текстов, как методологическая основа гуманитарного знания;
c) подходы, ориентированные на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения;
Гипотезы – это _____.
a) высказывания, истинность или ложность которых первоначально не известны, но могут быть установлены на основании эмпирической проверки.
Главными характеристиками деятельности являются _____.
b) предметность, социальная, общественно-историческая природа, мотивированность, принципиальное тождество внутренней орудийной деятельности и внешней, наличие плана образа.
Гносеологизм в организации познавательной деятельности предполагает _____.
b) множественность оснований познания и относительный характер истины, присущий этому виду рефлексии на неклассической стадии развития науки.
Гуманистическая психология содержит следующие утверждения:
b) В природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию
d) Личность представляет собой уникальную и неповторимую целостность.
e) Внутренний мир человека сильнее влияет на поведение, чем внешние стимулы окружающей среды.
Действие – это _____.
D) процесс поведения, соответствующий целям, которые ставит субъект.
Деятельность – это _____.
b) специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельностные подходы в философии и психологии объединяются _____.
e) материалистическим подходом к пониманию категории деятельности и возможностью объективного изучения деятельностно опосредствованной психики.
Для идеалистической объяснительной тенденции в психологии характерно следующее утверждение: _____.
b) Объект существует не иначе как в формах деятельности познающего его субъекта.
Для материалистической объяснительной тенденции в психологии характерно следующее утверждение: _____.
b) Чувственный опыт, его преобразование в рациональные «сценарии» познания возможен только потому, что независимая от этого опыта и этих форм (природная и социальная) действительность служит основой ее воссоздания в том, что конституирует психику.
Допарадигмальный тип развития психологической науки – это _____.
c) признак незрелости научной дисциплины.
Значение методологического знания для психолога состоит в _____.
b) использовании методов, способов организации познавательной деятельности и решения практических задач.
Идиографический метод в научном познании – это _____.
c) метод, в рамках которого объекты или явления рассматриваются в их неповторимой уникальности.
История психологии в концептуальных рамках смены парадигм включает в себя этапы:
a) постнеклассической рациональности – современный этап;
b) преодолении классических для старой психологии постулатов;
c) неклассической рациональности, ориентация на разнообразные схемы анализа;
e) классической рациональности;
f) допарадигмального состояния психологии, ее пребывание в лоне философии;
И. Лакатос – автор концепции _____.
c) универсальной логико-нормативной реконструкции развития теоретической науки – методологии научно-исследовательских программ.
История психологии в концептуальных рамках смены парадигм включает в себя этапы:
a) постнеклассической рациональности – современный этап;
c) допарадигмального состояния психологии, ее пребывание в лоне философии;
d) классической рациональности;
e) преодолении классических для старой психологии постулатов;
f) неклассической рациональности, ориентация на разнообразные схемы анализа;
Исходные философские предпосылки для создания объективного метода (В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили) включали в себя следующие положения:
a) Неразложимость явлений психологической реальности на элементы;
c) Внесение внутренней (психологической) реальности в объект изучения: принятие того факта, что субъективность сама входит в объективную реальность, является элементом ее определения, а не располагается над ней в качестве растворенного фантома физических событий или за ней в виде таинственной души;
d) Необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного;
Какие концепции отвечают принципам общепсихологической теории личности _____.
a) психогенетическая концепция индивидуальности, концепция развивающейся личности, историко-эволюционная концепция.
Какие виды активности приписываются живым системам:
a) процесс, характер которого в целом определяется, прежде всего, внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью;
b) переход от приспособления к природе к ее преобразованию и творческому изменению в соответствии с собственными целями человека;
c) ответ на необходимость представления живому организму будущего результата, ради которого возникло психическое отражение;
Какие из указанных методов основаны на психоаналитической теории?
c) психоаналитическая терапия, проективные методики;
d) ассоциативный тест Юнга, методика Роршаха, тематический апперцептивный тест;
Какие современные методы психологии преодолевают недостатки номотетического и идиграфического подходов?
d) Методы исследования субъективной семантики человека.
Какой принцип является общесистемным в построении теории личности _____.
d) принцип деятельностного опосредствования
Какими способами в психологии личности достигается объективация методов измерения параметров семантического поля или личностных факторов субъективной реальности человека?
a) С помощью психометрических методов, процедур субъективного шкалирования, ранжирования списков ценностей.
Классическая наука – это _____.
c) система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания, познаваемого объекта.
Личность – это _____.
c) особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей..
Методы интерпретации данных включают в себя _____.
c) генетический метод (интерпретация в характеристиках развития), структурный метод (интерпретация в характеристиках типов связей), формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы.
Методы обработки результатов исследования включают в себя _____.
b) стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа – дифференциация материала по классам, разработка типологии, составление психологической казуистики (описание случаев);
d) количественный анализ (работа с первичными статистическими данными, корреляционный, факторный анализ и т.д.), качественный анализ (описание случаев, разработка типологий);
Методологизм как наиболее характерный тип научной рефлексии – это _____.
c) характерный тип рефлексии науки, направленный на средства познания.
Моделирующий подход в теории познания выражается в следующих положениях _____.
c) исследователь в ходе мысленного эксперимента оперирует моделями, замещающими объекты на основании отношения подобия.
М. Полани – автор концепции _____.
c) личностного знания.
Назовите основные характеристики, определяющие состояние кризиса в современной психологии:
a) Отсутствие общепсихологической теории, продолжающиеся попытки определения предмета психологии, проблема адекватного метода исследования;
b) Невозможность объединения разнородных психологических знаний в единую целостную систему;
d) Сужение поля эмпирических исследований как следствие узости любого метода;
e) Изоляция подходов, использующих размытый язык, когда под одними и теми же те Наиболее значительные достижения, сделанные на пути поиска объективного метода – это:
c) предложенный А. Ф. Лазурским метод естественного эксперимента;
d) метод формирующего эксперимента Л.С.Выготского;
рминами мыслят разные реалии;
Научное знание – это _____.
c) рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки его истинности и включенное в контекст той или иной науки.
Научная проблема – это _____.
a) формулировка, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого вносит вклад проведение научного или практически направленного исследования.
Научная парадигма – это _____.
a) совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся научным сообществом как основа деятельности.
Неклассической психологии характерны следующие тенденции:
a) заявляет принцип неразрывности субъекта и объекта;
b) превращает принцип конструирования жизни в исходный пункт исследования;
d) делает своим принципом осознанное вмешательство в жизнь;
Ненаучное психологическое знание отличается от научного ______.
b) большей конкретностью, меньшей обобщенностью и направлено на решение преимущественно прагматических задач.
Общая классификация теоретических методов в психологии включает в себя: _____.
a) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный); индуктивный; моделирование
Общение – это _____.
d) многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Объективный метод – это _____.
a) совокупность способов и приемов, результат применения которых не зависит от субъективности исследователя.
Объективными методами в бихевиоризме являются: _____.
c) наблюдение и эксперимент.
Операции – это _____.
b) построение взаимодействий между средствами деятельности, отвечающими цели субъекта.
Опредмечивание – это _____.
b) переход процессов деятельности в покоящееся свойство предмета, умирание деятельности в предмете.
Основные характеристики научной работы включают в себя _____.
d) воспроизводимость, доказательность.
Основное различие между понятием «отражение» и «взаимодействие» в неживой природе заключается в следующем _____.
b) если взаимодействие предполагает взаимное изменение объектов, то отражение, наоборот, предполагает фиксацию присущих взаимодействующим объектам свойств.
Основной идеей культурно-исторического подхода Л.С. Выготского является _____.
a) идея об использовании психологических орудий как пути культурного развития психических процессов.
Основными методами исследования в психологии (по Б.Г. Ананьеву) являются _____
c) организационные методы, эмпирические, обработки результатов, методы интерпретации.
Основные типы характеристики надежности теста _____.
c) ретестовая надежность , надежность частей теста.
Отправной точкой деятельностного подхода является утверждение о том, что _____.
a) личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности.
Отражение – это:
a) объективно существующая и необходимо присутствующая сторона любого взаимодействия материальных тел;
b) такая сторона взаимодействия, которая связана с выделением особенностей оригинала (отражаемого объекта);
c) как отображение – тождество двух объектов, возникающих в результате их взаимодействия;
e) особая (внутренняя) сторона, особый результат взаимодействия систем, явлений действительности;
f) такой момент взаимодействия, который играет активную роль в развитии материального мира;
Отличия метода познания от методики состоят в том, что _____.
a) метод отличает путь познания, способ сбора эмпирических данных как структуру эмпирического исследований, то методику характеризует способ, или «техника», фиксации психологических показателей или управления ими.
Понятиеметодологии науки определяется как _____.
c) учение о методах и принципах познания.
Познавательная ситуация в научном исследовании включает в себя _____.
a) познавательную трудность (проблему), предмет, объект и средства исследования, требования к продукту.
Позитивизм в методологии науки – это:
c) основа естественно-научного подхода;
d) объявление единственным источником истинного знания конкретные, эмпирические науки, эмпиризм;
Постнеклассическая психология – это:
b) проблемно-ориентированные исследования, требующие междисциплинарного дискурса;
d) признание многопредметности картины мира, открытости и сетевого принципа в организации психического знания;
Позитивизм (сциентизм) в философии строился на постулате _____.
a) что научное знание и есть высшая форма человеческого знания.
Прагматизм в науке это ______.
b) направление позитивизма, рассматривающее значение понятий, суждений и пр. терминах последствий основанного на них действия, успешность которого составляет единственный критерий истинности и отождествляется с нею.
Преодоление кризиса в современной психологии связано с:
a) разработка объективного и косвенного метода, позволяющего идти к научным реконструкциям психики;
c) реализацией потенциала коммуникативной методологии, связанной с культурно-исторической концепцией;
d) идеей опосредствования;
e) легализацией ориентировки на разные типы рациональности;
f) необходимостью единой общепсихологической концепции – общность объяснительного принципа для высших и низших форм психики;
Принцип системности означает _____.
c) рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделения составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей, обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления; рассмотрение психических явлений как многомерных, многоуровневых, иерархических.
Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера подразумевает _____.
a) установку ученого в научном исследовании, которая предполагает возможность установления истинности или ложности проверяемой гипотезы, то есть ее соответствия фактам (действительности).
Принципиальные отличия постнеклассической рациональности от неклассической:
a) В неклассической рациональности развитие связано с поиском универсальных законов, в постнеклассической рациональности развитие мыслится в категориях «взрыва». «бифуркации»;
b) Если вдохновителем неклассической психологии явилась теоретическая физика, то на становление постнеклассической психологии оказала влияние культурология;
c) Постнеклассическая рациональность предполагает открытость знания новому опыту, неклассическая рациональность считала субъективность недостатком и придерживалась веры в объективность мира, постнеклассическая психология развивает идеи о социальном конструировании реальности и особой креативности субъективного опыта;
e) Классической рациональности был свойственен механический и биологический детерминизм, неклассическая рациональность имеет дело с социодетерминизмом, Постнеклассическая рациональность связана со свободой воли и свободой выбора;
f) Неклассическая психология развивалась в философском контексте, постнеклассическая рациональность допускает выбор методологии в зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя;
Проблема исследования – это _____.
a) столкновение «присутствия» конкретной необходимости и «отсутствия» конкретной возможности;
c) противоречие между необходимостью в некотором знании, в его получении, использовании и возможностями его получения, использования;
Процесс отражения определяется качеством:
b) внутреннего процесса;
c) активности объекта отражения и отражающего объекта (субъекта);
Психогностическая проблема в психологии включает в себя разработку _____.
a) причинных факторов, которые порождают и регулируют указанные феномены;
c) познавательных процессов (ощущение, восприятие, воображение, мышление) и их продукты (чувственные и умственные образы) как феноменов в контексте объяснительных принципов психологии;
d) историю стадиального преобразования этих феноменов;
Психологическое орудие по Выготскому – это:
a) использование знаков;
c) слово как знак;
Психологизм в теориях познания – это _____.
a) введение в теорию познания таких представлений о роли субъективного знания, которые оправдывают смешение субъективного и объективного в знании.
Психотехнический подход предполагает _____.
a) что становление человека происходит в контексте определенной практики, когда невозможно отделить искусственные воздействия и компоненты от естественных.
Психофизиологическая идентичность – это _____.
b) положение о том, что сознание человека как форма отражения окружающей реальности оказывается ненужным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения.
Психофизическая проблема – это:
a) результат включения философами души в общую картину мироздания;
c) соотношение между сущностями души и тела, их взаимосвязь, первичность;
d) соотношение между физическими параметрами стимула и психическими процессами (ощущениями);
Психотехнический подход предполагает _____.
b) что становление человека происходит в контексте определенной практики, когда невозможно отделить искусственные воздействия и компоненты от естественных.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|