Сделай Сам Свою Работу на 5

Обоснование системы целей





Главная страница ---> Разработка управленческих решений --->Обоснование системы целей

 

Например, - в качественном плане речь может идти о достижении без убыточности, о внедрении на новый рынок, об освоении новой модели.

- В количественном плане это может быть достижение, например, определенной доли в объеме рыночных продаж, увеличение рентабельности, прибыли и т.д.

Миссия – это общественное предназначение организации – удовлетворение определенной общественной потребности (например, производство определенных товаров, оказание услуг) или выполнение общественно необходимой функции (например, обеспечение экологической безопасности) определенным способом.

Миссия направлена во внешнюю среду организации. Она не тождественна сфере деятельности организации. Примером четкого определения миссии организации может быть даже название фирмы. Название концерна «Фольксваген» – переводится как «народный автомобиль». Не автомобилестроение в целом, а именно производство автомобиля для народа, причем конкретно для немецкого народа – это миссия концерна. Такой автомобиль должен отвечать ряду требований конкретных потребителей.



Это надежность, долговечность, экономичность и самое главноедоступность по цене для широкого круга потребителей.

В настоящее время доходы потенциальных потребителей существенно возросли. Изменились и представления о народном автомобиле. Изменился и сам автомобиль.

 

Определение миссии означает выявление определенного сегмента общественных потребностей, которые организация может удовлетворить наиболее эффективным способом. Реализация миссии организации обеспечивает достижение ее целей ( См.рисунок).

Рис. Взаимосвязи в системе целей

Фундаментальные цели определяют общую направленность деятельности организации, являются исходным пунктом построения дерева целей организации. Эти цели не всегда ясны даже высшим менеджерам, а тем более – персоналу.

В то же время именно здесь необходима ясность. Выяснить, что нужно делать, часто довольно трудно. Однако необходимо четко определить, что делать нельзя.

Примерами стратегических целей могут быть выход организации на новый рынок, оптимизация соотношения различных источников финансирования развития организации (например, направление на научные исследования и разработки определенной части прибыли).



Тактические цели:

- обеспечивают перевод стратегических целей в термины и показатели, которые могут быть использованы при принятии решений;

- имеют своей основой стратегические цели, направленные на их поддержку;

- более конкретны, чем стратегические цели.

Операционные цели являются еще более конкретным, чем тактические, элементом системы целей (табл.).

Фундаментальной целью компании будет обеспечение лидирующего положения на рынке нефтепродуктов России, присутствие в стратегически значимых регионах.

Стратегическими целями будут:

- захват 20% рынка,

- удержание этой доли.

Тактическими целями, достижение которых будет поддерживать стратегические цели, являются:

а) на стадии захвата:

- ориентация на оптовую продажу привозных нефтепродуктов,

- становление сети розничной торговли;

б) на стадии удержания – развитие сети розничной торговли на основе собственного производства в регионе.

Операционные цели будут связаны с принятием конкретных решений по строительству объектов, размещению заказов.

Целеполагание в процессе разработки и принятия управленческих решений

Что же такое цель? Существуют различные определения этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность.

Цель – это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.



Цель определяет желаемое состояние объекта. Цель указывает общее "направление", в котором мы должны двигаться для достижения лучшего результата.

Цель описывает желанный конечный результат деятельности. Она выделяет ядро, главные характеристики проблемной ситуации и описывает новое, устойчивое состояние управленческого процесса.

Цели – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы достичь группа, работая вместе.

Данный перечень различных определений понятия "цель" можно продолжить. Однако и приведенных выше определений достаточно, чтобы выделить то общее, что содержится в них и наиболее адекватно характеризует цель.

Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, т.е. под целью следует понимать идеальный результат деятельности в будущем. Цель определяет то, ради чего создают систему. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения.

Формулирование целей – процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует. Процесс формулировки целей носит эвристический характер. Например, для коммерческих организаций основной целью является максимизация прибыли.

 

Понятие внешней среды

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов среде предпринимателей и ученых-экономистов произошло осознание необходимости обеспечения длительного выживания предприятий и фирм в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся и внешней среды. С этого периода связь фирмы с внешней средой стала рассматриваться как одна из главнейших ее характеристик. Данный подход к учету влияния внешней среды основывается на том, что организации полностью зависимы от внешней среды. Анализ деятельности фирм, предприятий и организаций показывает, что все они получают из внешней среды необходимый для их деятельности комплекс ресурсов, поставляют производимую ими продукцию (работы, услуги) потребителям, функционируют с учетом правил, принятых во внешнем окружении, тенденций и событий, имеющих место в обществе и на рынке. Следовательно, что любая организация представляет собой открытую систему. Исходя из сказанного сформулируем понятие внешней среды.

Внешняя среда фирмы, предприятия или организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за их пределами, не поддающихся контролю со стороны фирмы, предприятия или организации и влияющих на возможности фирмы, предприятия или организации устанавливать и поддерживать отношения с субъектами внешнего окружения для достижения своих стратегических целей.

Среда прямого и косвенного действия. Внешняя среда фирмы достаточно разнородна. В то же время, все множество субъектов и сил ее составляющих, принято подразделять на две группы: среду прямого и косвенного действия.

20.Среда прямого воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции в организации. К ним относятся поставщики: трудовых ресурсов, материалов, капитала; потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

1. Поставщики материалов - некоторые организации зависят от непрерывного потока материалов, например, магазин розничной торговли, машиностроительные фирмы и отсутствие хотя бы одной детали или лишение хотя бы одного популярного продукта может создать трудности для организации и для дальнейшей работы.

Поставщики трудовых ресурсов- без людей, способных эффективно выполнять сложную технологию, капитал и материалы все перечисленное принесет мало пользы. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов (компьютерная промышленность – нужда в программистах)

1. Потребители. Само выживание и существование организации зависит от потребителя результатов ее деятельности и удовлетворения их запросов. Именно потребители решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене.

2. Конкуренты. Руководитель каждой организации должен понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то организации долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребитель, а конкурент, определяет какую продукцию выпускать, и какую цену можно запросить. Потребитель – это не единственный объект соперничества организаций. Может также вестись борьба за трудовые ресурсы, материалы, капитал.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.