Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка и составление анкеты (опросного листа).





При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) оперативный этап сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап обработка полученной информации. Исходя из метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Каждое конкретное исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования). Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т. п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.





По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней заочный раздаточный опрос);

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляются с помощью телетайпно-телеграфной сети).

Принцип построения анкеты

-следуем за логикой респондента

-говорим на языке респондента

-следим за последовательностью вопросов

«держим баланс» смысловых блоков

Идем от простого к сложному

Композиция (стр-ра) анкеты:

1) Обращение к респонденту (приветствие, инф-ия об иссл-ии, цель опроса, важность, гарантии конфиденциальности и анонимности, правила заполнения анкеты (3-4 предложения)

2) Вводная часть

3) содержательные вопросы (вопросы о фактах и событиях и вопросы о мнениях мотивах оценках)

4)контролирующая часть (фильтры и ловушки)

5)заключительная часть(дает возможность выговориться)

6)паспотричка (число вопросов=числу значимых признаков; личная информация не имеет статистической ценности; градация признаков должна осуществляться не по механическому, а по смысловому признаку)

Вводные и заключительные вопросы: позволяют поддержать контакт с респондентом, являются достаточно простыми, не обязательно явл информативными, вводные ориентированы на «да реакцию»



Вопросы разделяются по функции (основные, фильтры, зон­дирующие, детекторные), по форме (открытые, закрытые, полузакры­тые, дихотомические, прямые, косвенные, личные, безличные), по воздействию (нейтральные, наводящие).

По функциональному назначению вопросы можно классифицировать на основные, фильтры, зондирующие и детекторные.

Структурировать вопросы означает упорядочить их в какую-то систему, используя законы логики, правила перехода от простого к сложному, близость тематики.

Структура или композиция?

Не так давно выяснилось, что помимо чисто логических за­конов при составлении социологической анкеты действуют еще психологические и эстетические законы. Оказалось, что преды­дущие вопросы могут влиять на восприятие и понимание пос­ледующих, что чрезмерное количество тех и других утомляет респондента, что некрасиво оформленная анкета вызывает боль­шее число отказов от участия в опросе, чем анкета с современ­ным дизайном, и т.д.

Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Анкета обладает свойствами уникальности:

♦ создается под конкретное исследование и изобретается за­ново для следующего случая;

♦ отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и направленность интеллектуальной компетентности сво­его автора, поэтому утверждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

♦ адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допускает переноса на другой объект.

Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать — изощренный сценарий беседы ученого с респондентом.

Общая композиция анкеты

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о труде. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно отметить — один или несколько; как заполнять вопрос-таблицу — по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не заказчику данного обследования. В телефонном опросе и при опросах, связанных с присутствием интервьюеров, опрос носит только конфиденциальный характер.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомогательный аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.

Функцию фильтра выполняет «паспортичка».

Определяя содержание вопросов, необходимо учесть следую­щие обстоятельства. Вопрос должен быть сфокусирован на одной проблеме или теме, быть кратким и понятным. Все респонденты должны понимать заданный вопрос однозначно и отвечать имен­но на него, а не на свои варианты его домысливания. Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некоей положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы, формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.

Серьезное внимание необходимо обращать на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для запи­си свободных ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Существенную роль в графи­ческом оформлении играют иллюстративные материалы. Вопро­сы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят тех­нику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.

Кодирование — это присвоение числовых кодов вопросам и тем или иным значениям их ответов. Его задачей является упорядо­чивание первичной информации и обеспечение удобства ее ввода в компьютерную базу данных, которая и подлежит затем статис­тической обработке.

Источником для составления анкеты обычно служат: 1) чужие анкеты; 2) литература; 3) интуиция и опыт.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.