Способы обеспечения научности исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность как особый вид познавательной деятельности.
Своей целью является получение достоверного (объективного знания)
Осн этапы иссл-ой деятльности:
1) Определение целей и способов их достижения 40%
2) Сбор данных 15
3) Анализ и обработка данных – получение инф-ии
4) Получение знаний
Виды научных иссл-ий:
1) По сфере проведения
2) По цели проведения
3) По продолжительности
4) По объекту изучения
5) По широте охвата
Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки - научное исследование – особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Другой формой познания – является познание стихийно-эмпирическое. Процесс научного познания – особый процесс. Он складывается из познавательной деятельности людей, средств познания, его объектов и знаний. Остановимся на различиях научного познания и стихийно-эмпирического.
Стихийно-эмпирическое познание первично. Оно существовало всегда и существует поныне. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действия с ними – их обработки, использования. Таким путем в древности люди узнали свойства полезных злаков и правила их выращивания. Не ждали они и появления научной медицины. В памяти народа хранится множество полезных рецептов и знаний о целебных свойствах растений, и многие из таких знаний не устарели и по сей день. Стихийно-эмпирическое знание и в эпоху научно-технической революции сохраняет свое значение. Это не какое-то второсортное, а полноценное знание, проверенное многовековым опытом.
Специфика научного познания, в отличии от стихийно-эмпирического, состоит прежде всего в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей – научных работников. Формой ее осуществления и развития становится научное исследование.
В истории науки создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает. К числу средств научного познания относится, например, моделирование, применение идеализированных моделей, создание теорий, гипотез, экспериментирование.
Наука в отличие от стихийно-эмпирического процесса познания изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки. Нередко их изучение предшествует практическому использованию. Так, например, практическому применению энергии атома предшествовал достаточно длительный период изучения строения атома как объекта науки.
В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности – научные знания. Разрабатываются критерии, согласно которым научные знания можно отделить от стихийно-эмпирических знаний, от мнений, от умозрительных, спекулятивных рассуждений и т. д.
Научные знания фиксируются не только на естественном языке, как это всегда происходит в стихийно-эмпирическом познании. Часто используются (например, в математике, химии) специально создаваемые символические и логические средства.
Новое научное знание, которое дает исследователь, требует активного отношения, оно меньше всего приспособлено для пассивного восприятия. Без самостоятельного осмысления его читающими оно так и останется лежать мертвым грузом, малопонятным собранием ученых рассуждений.
Наконец, кардинальное отличие научного познания от стихийно-эмпирического состоит в том, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер. Оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.
Основными признаками научного процесса познания выступают – характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов. Любое научное исследование осуществляется в соответствии с теми или иными методологическими установками. Методология характеризует подход исследователя к анализу действительности. Она входит в саму ткань исследования, проявляется в его замысле, методике и результатах.
По своему характеру и содержанию исследования разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основными отличительными признаками являются: теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение, – концептуальность, историзм, критический анализ научно несостоятельных положений, использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности, новизна и научная достоверность полученных результатов. Однако главным критерием фундаментального исследования является решение перспективной задачи подготовки развития науки в течение ближайших 10–15 и 6олее лет, а также те теоретические выводы, которые вносят серьезные изменения в логику развития самой науки.
Основными признаками прикладных исследований являются: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов и др. Решая оперативные задачи, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.
К разработкамотносятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам, инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой опыт. Отличительными чертами разработок являются: целенаправленность, конкретность, определенность и сравнительно небольшой объем.
Способы обеспечения научности исследовательской деятельности.
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
-Предметность научного знания – круг вопросов. Из мира выделяется определенный фрагмент и его условия.
-Проблемность – очерчивание области неизвестного.
-Обоснованность требует аргументов, доказанности, достоверности.
-Системность
-Проверяемость
-Логичность
-Непротиворечивость
-Согласованность (с тем, что уже существует).
Применительно к качеству реализации научно-исследовательской работы в вузе используется система частных критериев полнота (системность) научного исследования; сформированность системно-деятельностного мышления; глубина исследования проблемы; степень академичности; степень практического использования; степень инвестиционной привлекательности.
Научно-исследовательский проект - это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. Содержание проектирования - это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.
Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.
Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности - проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].
Повышение эффективности научных исследований в вузе включает в себя следующие уровни:
1. Совершенствование организации и управления научными исследованиями:
– развитие организационных структур;
– совершенствование планирования и стимулирования научных исследований;
– улучшение координации и укрепление связи с производством и учебным процессом;
– совершенствование информационного обеспечения управления НИР.
2 Улучшение ресурсного обеспечения научных исследований:
– улучшение материально-технического обеспечения;
– улучшение использования кадрового потенциала;
– совершенствование финансирования.
3. Совершенствования процесса планирования НИР:
– совершенствование исследовательских процессов;
– улучшение обслуживания исследовательских процессов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|