Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование активизирующих и эвристических методов при разработке управленческих решений.





 

Активизирующие методы разработки управленческих решений

Цель: рассмотреть специфику активизирующих методов разработки УР, показать особенности их применения

1. Методы психологической активизации.

2. Теоретико-игровой метод.

3. Методы подключения новых интеллектуальных источников.

К активизирующим методам относятся:

n методы психологической активизации;

n теоретико-игровой метод;

n методы подключения новых интеллектуальных источников (метод наставничества и работа в внешними консультантами).

n К методам психологической активизации относятся: методы мозговой атаки, вопросов и ответов, свободных ассоциаций, инверсии, личной ассоциации и др. Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека.

В основе метода «мозговой атаки» лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Существует несколько разновидностей этого метода: прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», «конкуренция идей» и др.

Прямая «мозговая атака» - форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель – отбор идей.



Правила для участников:

n участники садятся за стол лицом друг к другу;

n запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;

n время выступления для участника – 1-2 мин;

n высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;

n количество идей важнее их качества.

Воснове метода «мозговой атаки» лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Существует несколько разновидностей этого метода: прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», «конкуренция идей» и др.

Прямая «мозговая атака» - форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель – отбор идей.

Правила для участников:

n участники садятся за стол лицом друг к другу;

n запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;

n время выступления для участника – 1-2 мин;

n высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;

n количество идей важнее их качества.

Обратная «мозговая атака» - предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.

Правила для участников:

n каждая идея критикуется, обсуждается и оценивается по определенным критериям (соответствие начальным требованиям, возможности ее реализации; стоимость реализации, применимость в другой сфере и др.);



n критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие продолжительного времени для обсуждения, рассматриваются позже;

n выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;

n продолжительность выступления – 15-20 мин;

n желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.

n

Преимущества метода:

n возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов;

n совершенствование социально-психологических внутригрупповых процессов.

Недостатки метода:

n позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки;

n неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов;

n требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации коллективной мыслительной деятельности;

n не всегда удается преодолеть стереотипы мышления.

Метод когнитивных карт

n Суть метода состоит в формировании ассоциаций и одновременном структурировании мыслей

Алгоритм применения

n Возьмите большой лист бумаги. Лучше всего подходят чертежные листы;

n В самом центре листа запишите, о чем идет речь;

n Затем, двигаясь от этой точки, запишите тезисно все мысли, которые приходят Вам в голову по поводу решаемого вопроса;

n Структурируйте свои мысли, распределяя их по аспектам решения;

n Будьте открыты для любых идей, записывайте все, что придет Вам в голову.

Метод вопросов и ответов - применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющихся данных при решении проблемы.



Рекомендации для руководителя:

n должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;

n в вопросах должна быть минимальная информация;

n Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.

Метод свободных ассоциаций

Был впервые предложен З.Фрейдом в качестве альтернативы метода гипноза.

Как метод разработки УР данный метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей.

Рекомендации по проведению:

Для руководителя:

n не спешить решать задачу (проблему), а попытаться неоднократно ее переформулировать, посмотреть на нее с другой стороны;

n предлагать слово, понятие, попытаться «вызвать» какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;

n на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;

n смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.

Для членов группы (аппарата управления):

n высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вызывает возникновение ассоциаций, идей;

n фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;

n после наработки идей систематизировать и классифицировать их;

n посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи.

Метод инверсии

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом.

Рекомендации для руководителя:

n побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;

n наряду с прямой задачей выдвигать обратные;

n добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;

n предлагать членам группы в процессе решения проблемы использовать противоположные процедуры.

Метод (способ) личной аналогии

При решении задач (проблем) иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами. Обычно используются прямые аналогии, субъективные аналогии, символические и фантастические аналогии. Для лица, принимающего решение, необходимы личные аналогии, когда объекту исследования приписываются свои чувства, эмоции, цели, функции и т. п.

В основу способа положено замещение изучаемого объекта (процесса) другим (собой).

Метод позволяет:

n развивать воображение, фантазию (образное мышление) и на этой основе получать оригинальные решения проблем;

n исследовать объекты, не привлекая средства, ресурсы.

В результате успешной мыслительной работы можно получить только идею решения проблемы.

Метод «за» и «против»

n Определите критерии, по которым будете оценивать свое решение

n Составьте оценочную шкалу

n Разделите лист на 2 части: в одном столбике запишите все «за» Вашего решения, а в другом – все «против»

n Подсчитайте и оцените по значимости все «за» и «против», используя оценочную шкалу (самое высокое значение означает, что критерий удовлетворен полностью, самое низкое – критерий не удовлетворен) и сделайте выводы

Метод «шести шляп»

n Позволяет отстраниться от ситуации принятия решения и посмотреть на происходящее с другой стороны.

n Особенно эффективен для людей, склонных мыслить узко (или позитивно, или негативно или консервативно и т.п.)

Алгоритм проведения

n Возьмите 6 шляп или других символических предметов разных цветов;

n Каждый цвет символизирует определенный аспект:

- белая шляпа – нейтральность/объективность: мыслить рационально, опираясь на данные и факты;

- красная шляпа – эмоциональное, субъективное поведение;

- черная шляпа – негативное мышление;

- желтая шляпа – позитивное мышление;

- голубая шляпа – контроль и организация процесса мышления;

- зеленая шляпа – новые идеи и варианты решения.

n Лучше всего использовать данный метод в группе.

n Тот из участников, который надевает красную шляпу, должен отстаивать эмоциональный подход к решению; тот, кому принадлежит желтая шляпа, акцентирует внимание на положительных аспектах и т.д.

n Таким образом, каждый участник обращает внимание других на ту или иную сторону решения, что позволяет создать целостную картину и принять хорошо взвешенное решение.

n Может использоваться и при принятии индивидуального решения.

Метод 635

n Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию.

n Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения.

n Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

Теоретико-игровой метод

Применяется при принятии нестандартных решений в ответственных ситуациях, когда речь идет о дальнейшей судьбе компании. Этот метод предусматривает построение экономико-математических зависимостей и положений.

n Реализация метода предполагает организацию совещания в форме игры, где участниками являются лица, занимающие ключевые посты в управлении фирмой. Каждый участник вводит в компьютер максимальные требования, и после обработки всех требований компьютер выдает ответ о возможности реализации его запросов либо рекомендует изменить первоначальные требования. Эта процедура продолжается либо до получения результата, который устроил бы всех участников, либо до полного разногласия.

n Условиями эффективного использования данного метода является доверие к используемой модели и ее качественное построение, а также высокий интеллектуальный уровень участников игры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.