Сделай Сам Свою Работу на 5

Разновидности аналитического метода





Методы разработки управленческих решений

План

1. Объективные методы разработки управленческих решений.

2. Использование активизирующих и эвристических методов при разработке управленческих решений.

3. Экспертные методы.

4. Комплексные методы разработки управленческих решений.

 

Объективные методы анализа альтернатив при разработке управленческих решений.

 

Понятие метода разработки у.р. Классификация методов разработки у.р.

Метод – это совокупность приемов, операций, мероприятий, технологий для достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Методы разработки управленческих решений – это приемы и процедуры, позволяющие генерировать различные варианты УР и оценивать предпочтительность того или иного варианта для определенной ситуации и осуществлять выбор наилучшей альтернативы.

Выделяют несколько групп методов разработки управленческих решений:

- объективные методы;

- методы психологической активизации, эвристические;

- экспертные методы;

- комплексные методы.

К объективным методам относятся: аналитические и статистический метод.



В процессе разработки управленческих решений важным этапом является анализпоступающей информации, используемой для принятия решений, а также анализ сформулированных решений, хода исполнения решения и отклонений от намеченной цели. Таким образом, аналитическая деятельность является неотъемлемым атрибутом всего управленческого процесса.

Анализ в переводе с греческого означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части. Такой разбор явления, процесса, события на отдельные части позволяет лучше понять его сущность и осмыслить его место в окружающей нас среде. Анализ выступает в диалектическом единстве с синтезом – соединением ранее расчлененных элементов в единое целое. Анализ невозможен без синтеза, так как полное осмысление любого явления требует, кроме расчленения на отдельные части, еще и установления связей и зависимостей между элементами, позволяющими соединить их в единое целое.

Аналитический метод разработки у.р., понятие, особенности, принципы эффективного использования.



Аналитический метод при разработке управленческих решений основан на использовании математических или логических зависимостей в виде формул, графиков, таблиц, умозаключений и т.п.

Существуют различные методы анализа, которые классифицируются по разным признакам: функциональному, временному, содержанию программы, использованию результатов, периодичности проведения, объектам управления, методике использования, полноте охвата объектов и т.д.

Наибольший практический интерес представляет деление анализа по функциональному признаку, т.е. по роли и задачам, которые он выполняет и решает. В этом аспекте анализ может быть финансовым, управленческим, маркетинговым, инвестиционным, технико-экономическим, логическим, функционально-стоимостным и т.д.

Управленческий анализ направлен на подготовку информации для руководства предприятия, используемой при разработке и контроле реализации управленческих решений. Управленческий анализ имеет следующие особенности:

1) ориентация результатов анализа на цели и интересы руководителей предприятия;

2) использование всех источников информации для анализа;

3) отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

4) комплексное изучение всех аспектов деятельности предприятия;

5) интеграция результатов учета, анализа и планирования в принятии управленческих решений;

6) закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Для эффективного использования аналитических методов в управлении необходимо придерживаться следующих принципов:



- всеобщность – применение аналитических методов и приемов на всех уровнях управления, что позволяет достичь единства и полноты представления ситуации. Анализ должен быть обязательной функцией управления, что предполагает наличие ответственных за проведение аналитической работы и доведение ее результатов до руководства организацией;

- непрерывность аналитической работы. Аналитическая деятельность должна проводится в зависимости от потребности постоянно либо периодически согласно графику. Непрерывность аналитической работы необходима на участках с повышенной ответственностью. В остальных случаях достаточно составить план-график анализа;

- определение оптимального перечня анализируемых показателей. Многие показатели взаимозависимы, поэтому необходим отбор только тех показателей, которые не дублируют друг друга. Требования к минимальному количеству показателей определяются характером разрабатываемого решения, его сложностью и степенью задействия различных уровней управления и функциональных подразделений предприятия;

- участие руководителей и специалистов в аналитической работе, при этом ее качество во многом определяется компетентностью и профессионализмом того, кто интерпретирует результаты анализа.

 

Разновидности аналитического метода

Рассмотрим основные методы анализа, применяемые на различных этапах разработки и принятия управленческих решений.

На этапе формирования информационной базы решения применяются:

- аналитические приемы сводки и группировки данных, определения абсолютных и относительных, средних величин, построение и анализ динамических рядов;

- методы сравнения, элиминирования, графический, факторный анализ, индексный метод.

На этапе разработки оценочной системы применяются приемы детализации и обобщения, методы сравнения, элиминирования.

На этапе анализа и диагностики ситуации используются методы сравнения, функционально-стоимостного анализа, факторного анализа, балансовые методы.

При выборе наилучшего решения из предложенных альтернатив широко используются экономико-математические методы.

В процессе контроля исполнения управленческого решения используются приемы сплошных и выборочных наблюдений, детализации и обобщения, методы сравнения.

Основные аналитические методы и приемы можно охарактеризовать следующим образом.

Метод детализации заключается в расчленении сводных показателей на составляющие их факторы. Может проводиться детализация по времени, удельному весу, месту. Например, при анализе затрат детализация по времени позволяет установить влияние сезонности на уровень затрат, по месту – оценить вклад каждого подразделения в формирование общей суммы затрат. Детализация, выполненная по удельному весу какого-либо показателя, позволяет выявить структуру показателя, определить вклад каждого элемента в формировании его общей величины. Характерным примером детализации является калькулирование себестоимости продукции по статьям калькуляции (сырье и материалы, основная и дополнительная заработная плата рабочих, отчисления на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и т.д.). детализация необходима для того, чтобы верно выбрать направление управленческого воздействия. Например. Если в результате детализации выявлена незначительная доля покупных полуфабрикатов в себестоимости продукции, то глубоко заниматься проблемой оптимизации условий поставок полуфабрикатов нецелесообразно, лучше сконцентрироваться на более затратоемких статьях и источниках их появления.

Метод сравненияоснован на сопоставлении показателей и определении отклонений от базовых показателей. Он также предусматривает установление причин несоответствия сравнимых показателей. В процессе сравнения могут сопоставляться следующие наборы показателей:

- отчетные и плановые;

- фактические показатели отчетного периода и аналогичные показатели предшествующих периодов; плановые показатели с предшествующими плановыми показателями;

- ежедневные показатели;

- фактические и среднеотраслевые показатели4

- фактические показатели отечественных предприятий и аналогичные показатели предприятий других стран и т.д.

Условиями применения метода сравнения являются единство измерения показателей, единый временной интервал, соответствие климатических, сезонных, географических и иных условий и др.

Индексный методприменяется в случаях, когда для составления полной картины ситуации недостаточно только средних величин используемых показателей и нужно знать относительное отклонение изучаемого явления от уровня того же явления, но в других условиях (например, уровень отчетных цен по отношению к уровню базовых цен). Различие условий может проявляться во времени (динамические индексы) и в пространстве (территориальные индексы).

Балансовый методнаходит свое применение в основном в бухгалтерском учете, статистике, планировании. В широком смысле «баланс» означает устойчивое равенство каких-либо взаимосвязанных явлений или процессов, имеющих количественно-стоимостное выражение. Существуют разные виды балансов: бухгалтерский, баланс денежных доходов и расходов населения, баланс трудовых ресурсов, материальный баланс, платежный баланс, баланс рабочего времени и т.д. Сущность этого метода заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей в форме равенства между группами показателей, характеризующих состояние одного и того же объекта управления, но в разных условиях. Например, бухгалтерский баланс характеризует соответствие имущества предприятия источникам его формирования и является отчетной формой, отражающей финансовое состояние.

Методы элиминирования (исключения) используются при наличии строгой функциональной связи между факторами и результативным показателем, при этом совокупный показатель является функцией нескольких переменных и может быть изображен в виде суммы, произведения, частного от деления одних показателей на другие либо в виде их комбинации. Содержание элиминирования заключается в том, что последовательно исключается один из факторов из расчетов, а затем сравниваются результативные показатели при каждом элиминировании и определяется, в какой мере исключение фактора отразилось на результате.

Функционально-стоимостной анализ – метод системного исследования, направленный на снижение затрат на управление и достижение наилучших производственно-коммерческих результатов путем выбора наиболее эффективных способов управления. ФСА основан на принципах: функционального и системного подхода; соответствия значимости функций управления затратам на них и качеству их выполнения; коллективного поиска и выработки эффективных вариантов развития управления организацией.

Задачи ФСА:

1) достижение наилучшего соотношения между эффективностью работы аппарата управления и затратами на его содержание;

2) снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее качества;

3) повышение производительности труда управленцев и рабочих производственных подразделений;

4) оптимизация использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

5) сокращение или устранение брака.

ФСА имеет следующие этапы: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедренческий. В настоящее время разработана и апробирована на практике методика ФСА. Объектом анализа могут быть аппарат управления организации в целом или отдельное функциональное подразделение.

На подготовительном этапе выбирают объект анализа, определяют его конкретные задачи, составляют рабочий план. На этом этапе исследуют состояние производства и управления им.

На информационном этапе осуществляют сбор, систематизацию и изучение данных, характеризующих систему управления, ее отдельные подсистемы, а также данных об аналогичных передовых структурах.

На аналитическом этапе производят формулирование, анализ и классификацию функций, их декомпозицию, анализ функциональных связей между подразделениями в аппарате управления, стоимостную оценку функций, оценку систем их значимости, степень и причины несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат на их выполнение.

На творческом этапе осуществляют поиск путей улучшения работы управленческого персонала, выбирают идеи, формулируют варианты выполнения функций на основе предложенных идей.

На исследовательском этапе разрабатывают проект (осуществляется сравнительно-экономическая оценка вариантов с участием специалистов заинтересованных подразделений).

На рекомендационном этапе производят подготовку проекта к внедрению, заключающуюся в расчете его потенциальной экономической эффективности.

На этапе внедрения описывают методику проведения социально-психологической, профессиональной, материально-технической подготовки работников к реализации решения.

Для снижения трудоемкости ФСА целесообразно отдельные его задачи решать с использованием ЭВМ.

Экономико-математические методыпозволяют изучать внутренние механизмы сложных экономических систем, определять количественные оценки экономических процессов, протекающих в рамках исследуемой организации. Эти методы позволяют выбрать наилучший (оптимальный) вариант при заданных параметрах окружающей среды. Во многих случаях число факторов и их комбинаций настолько велико, что требуется применение электронно-вычислительных машин, поэтому эти методы требуют больших затрат времени и ресурсов, особенно интеллектуальных.

Основные условия эффективного использования данных методов:

- штат исполнителей, привлеченных к выполнению управленческих решений, неограничен;

- время выполнения управленческого решения ограничено (требуется быстро найти решение);

- характер процесса разработки управленческого решения, объекта управления инновационный;

- потребители решения однотипны;

- цель, измеряемая ситуация и анализируемые параметры четко сформулированы.

Статистический метод

Статистический метод предполагает использование информации о прошлом удачном опыте каких-либо компаний при подготовке или реализации управленческих решений. Информация может быть представлена в виде набора инструкций, рекомендаций, отзывов, примеров и других справочных и описательных данных. Выбор того или иного варианта решения осуществляется в процессе сбора, обработки и анализа статистических материалов, полученных в результате реальных действий или выработанных искусственно, путем статистического моделирования.

Статистический метод очень распространен из-за его простоты и очевидной, сиюминутной полезности. Так, руководители многих компаний периодически собираются для обсуждения опыта работы, используя для этого, рыбалку, баню, охоту и др. Симпозиумы, конференции, собрания также являются элементом статистического метода. Ряд консультационных фирм используют данный метод для создания интегрированных систем управления компаниями.

Основные условия эффективного использования данного метода:

- штат исполнителей, привлеченных к выполнению управленческих решений, неограничен;

- время выполнения управленческого решения должно быть ограничено в соответствии с жизненным циклом функционирования модели;

- характер принятия и разработки управленческого решения, объекта управления и потребителя решения – типовой.

Профессионализм процесса разработки управленческого решения определяется руководителем или специалистом, ответственным за выбор варианта модели или всего набора мероприятий.

Данный метод базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории подготовки решений в условиях неопределенностей. Статистический метод гарантирует среднюю эффективность управленческого решенияи достижение цели.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.