Сделай Сам Свою Работу на 5

Применение проектного метода в активном социально-психологическом обучении.





Организация активного социально-психологического обучения на основе проектного метода заключается в построении его программы и последующей ее реализации в соответствии с этапами проектной деятельности.

Исследовательский этап в данном случае будет включать выявление основных психологических проблем участников группы, выбор и обоснование теоретического направления, конкретного метода активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, имитационная игра, социально-психологический тренинг), составление программы практической работы. Программа может создаваться по запросам отдельных организаций, по результатам диагностики сотрудников того учреждения, где работает психолог, или учащихся школы и т.д. Она должна содержать набор психологического инструментария для текущей диагностики, основных приемов и упражнений в работе с группой. При составлении программы психолог может обратиться к собранному банку проектов, включающему данные по предыдущим программам, различные задания и упражнения, описание психотехнических приемов.

Технологический этап выполнения проекта состоит непосредственно в проведении групповых занятий. Они могут быть построены в традиционном или авторском стиле. Практическая деятельность на занятии может представлять собой серию упражнений, рассмотрение реальной ситуации, ролевую игру Содержание занятия должно побуждать участников к активному включению в работу.



На технологическом этапе в соответствии с потребностями участников апробируются и корректируются положения запланированной программы занятий. Какими бы привлекательными ни выглядели задания и упражнения на стадии изучения программы, они могут не соответствовать настроению членов группы, их актуальным проблемам.

Заключительный этап реализации проекта групповой работы подразумевает анализ и рефлексию преобразовательной психологи - ческой деятельности, подведение итогов, оценку полученных результатов. В этот процесс включаются все участники групповой работы; именно здесь психолог имеет возможность получить итоговую обратную связь в дополнение к промежуточной обратной связи, предусмотренной отдельными заданиями и упражнениями. Члены группы могут высказать свое мнение относительно выполненного проекта, степень удовлетворенности своим участием в групповой работе, сформулировать свои пожелания психологу.



Классификация тренингов в психологии.

Классификация тренингов (по психологическим запросам).

Существуют различные классификации групп.

Карл Роджерс выделяет: Т-группы, группы психотерапии, группы развития восприимчивости, группы ориентации, группы сенсорного осознания, группы творческого самовыражения, группы развития организаторских навыков, группы сплоченности, гештальт-группы, группы «синанон».

Ковалев А.Г. различает тренинг-группы (Т-группы), группы обучения (С-группы) и группы встреч (Е-группы).

1. Тренинг-группы (Т-группы). В этом типе групп осуществляется обучение процессам, происходящим в группе по мере ее развития и изменения. Цель Т-групп заключается в повышении способности участников осознавать ситуацию, поощрении исследовательского отношения к действительности, создании атмосферы раскованности и свободы для того, чтобы можно было искренне и свободно выражать свои чувства, сосредоточении внимания на принципе «здесь и теперь».

2. Группы обучения (С-группы). Этот тип групп является альтернативой Т-группам. Они имеют общие цели – изучение моделей индивидуального и группового поведения в ситуации «здесь и теперь». Отличие заключается в том, что в Т-группах акцент делается на равенство и взаимосвязь ее участников, а С-группы ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия людей.



3. Группы встреч (Е-группы). Цель этих групп также заключается в создании атмосферы открытости и честности, принятие ответственности, ориентации на принцип «здесь и теперь». Данные группы имеют экзистенциальную направленность и ориентированы на решение вопросов человеческого бытия и существования.

В организационном аспекте специалисты-психологи выделяют четыре основные группы тренингов: занятия по самоорганизации, подготовка к командной работе, обучение организации сотрудников в коллективе и обучение ориентации на клиента.

Тренинги по самоорганизации направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих программ людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Тренинги командной работы учат специалистов координировать свои действия с деятельностью коллег. Основной упор направлен на обучение принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Тренинги по организации сотрудников в коллективе предназначены главным образом для топ-менеджеров. Руководители компаний или подразделений обучаются эффективной мотивации подчиненных, делегированию полномочий, технологиям лидерства и контроля.

Тренинги ориентации на клиента направлены на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с так называемыми внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, представителей средств массовой информации и органов власти. Эти занятия формируют правильную психологическую установку по отношению к клиенту, обучают работе на выставках, искусству проведения презентаций и переговоров.

В рамках дисциплины МАСПО следует сконкретизировать столь различные подходы к тренинговой работе следующим образом.

Мы выделяем для изучения поведенческие тренинги, предназначенные для развития у обучающихся разного рода умений (коммуникативных, бытовых, навыков саморегуляции и т. п.), Тренинги личностного роста , которые включают, прежде всего, работу в Т-группах, в группах встреч (Е-группы), сензитивного тренинга а также, в группах гештальт-ориентации и трансактного анализа.

Поведенческие тренинги (Группы тренинга умений).

Группы умений. Использование бихевиористских понятий и законов научения. Техника занятий групп тренинга умений. Виды упражнений. Тренинг асертивности.

Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место наблюдаемые поведенческие реакции.

Учебная модель.

Многие упражнения, предлагаемые в таких группах, направлены на приобретение опыта. В целом форма работы в них явно учебная, что соответствует отходу от лечебной медицинской модели и переориентации на решение проблем, которое требует определенных умений. Занятия в таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся как к студентам, стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое умение жить. Руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой.

Для руководителей групп тренинга умений наибольший интерес представляет изучение нормального развития личности. Например, тому, кто подумывает о вступлении в брак, следует расширять репертуар умений, необходимых для объединения двух уникальных личностей, обладающих каждая своим стилем жизни, в гармоничное целое. Если необходимые умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и стрессовыми ситуациями.

Одним из критических периодов жизни является превращение подростка во взрослого человека, когда впервые возникает необходимость сделать множество жизненно важных выборов. На этом этапе приобретаются умения вступать в межличностные отношения, удовлетворять свои потребности, справляться с тревогой и беспокойством, а также другие жизненно важные навыки, которые определяют будущие удачи и неудачи в установлении близких отношений и достижении независимости и компетентности в работе и в других сферах жизни. Есть множество причин, по которым человек не приобретает необходимые умения на каждом этапе. К их числу относятся отсутствие адекватной родительской модели поведения, не поддерживающее или обедняющее окружение, …

В группе может возникнуть разделение труда, способствующее более эффективному использованию времени и более высокому качеству решения проблемы, чем если бы она решалась отдельной личностью. Однако научению в группе могут мешать защитные реакции ее участников, их конформизм или стремление к власти. Некоторые руководители поведенческой ориентации сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели.

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих участников. Руководитель группы тренинга умений обязан вносить коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной цели в области общей личностной перестройки.

В группах обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, уверенности в себе и родительские навыки...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.