Сделай Сам Свою Работу на 5

Преимущества групповой формы работы. Виды групп.





Если человек чувствует себя одиноким в обществе, в особенности, в толпе, то в группе формируется микрокосм, отражающий в себе весь внешний мир и придающий реалистичность искусственно создаваемым отношениям. Опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.

Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальным взаимодействием психолога и клиента проявляются в целом ряде ситуаций оказания психологической помощи и могут быть представлены следующим образом.

1. Возможность получить поддержку от других участников группы за счет ряда феноменов групповой динамики. В процессе работы осознается ценность других людей и потребность в них. В группе личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими. Реакции, возникающие и прорабатываемые в процессе группового взаимодействия, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. Т. е. участники в комфортной обстановке могут пробовать новые стили поведения.

2. Кроме развития поведенческих умений, группа зачастую способствует личностному росту: люди знают, что они хотят, но боятся об этом заявить, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, что направлено на повышение самооценки.



3. Человек в группе может быть не только участником, но и зрителем. Здесь, в процессе идентификации с активным участником, можно использовать результаты наблюдения при оценке собственных эмоций и поступков.

4. Группа служит моделью реальных отношений. Приходя в группу, человек остается самим собой, проявляя здесь все свои проблемы и личностные особенности более непосредственно, чем при общении один на один с психологом.

5. Группа как форма психологической работы подходит почти для всех категорий клиентов и для решения многих психологических проблем [4, 13].

АСПО может производиться в подобранных группах, реально существующих (рабочий коллектив, школьный класс…) и семьях.

Организация АСПО также тесно связана с выделением видов групп.

Гетерогенные группы. Положительными показателями такого вида групп является то, что они отражают более реальную модель общества и степень напряженности в таких группах более высокая.



Отрицательным показателем является более частая, чем в других видах групп изоляция отдельных ее участников.

Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, более склонны к эмоциональной поддержке друг друга.

По размерам группы делятся на большие группы (размером 25-30 человек), малые группы (8-12 человек) и, соответственно, группы со средней численностью участников.

Малые группы не дают интенсивности межперсональных взаимодействий.

В больших группах растет число людей, которые остаются без внимания, либо сознательно остаются в тени, если их будут спонтанно подавлять более активные и агрессивные члены группы.

Закрытая группа - группа с постоянным составом участников.

Открытая группа предполагает постоянный приток клиентов. Если группа слишком велика, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями.

Таким образом, в зависимости от ситуации применения МАСПО, от конкретных задач обучения, коррекции, а возможно и групповой психотерапии (четкие демаркационные линии присутствуют не всегда), психолог должен учитывать все указанные характеристики отдельных видов групп.

 

Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

Личностные качества руководителя в значительной степени определяют успешность психологической работы группы.

Будущему практическому психологу следует ориентироваться на развитие качеств личности, которые нужны руководителю группы СПТ, дискуссионной и игровой форм работы. Сюда, прежде всего, следует отнести толерантность к чужим мнениям и взглядам, непредубежденность, открытость и искренность, доброжелательность, объективность, справедливость, гибкость и умение приспосабливаться, личностная зрелость,…



Развитие этих и других качеств, важных в работе психолога, студентам, лицам, проходящим повышение квалификации, следует производить, участвуя в тренингах личностного роста, применяя всевозможные иные способы самосовершенствования. Их реализация зависит от позиции (роли) руководителя в группе. В общем виде ролевую стратегию руководителя можно охарактеризовать как родительскую или партнерскую.

Например, тренинги личностного роста опираются на партнерскую позицию руководителя, а поведенческие тренинги — на родительскую. Для тренингов личностного роста очень важны межличностные отношения в группе и личностные особенности руководителя. Для поведенческих тренингов большее значение имеет его высокий уровень владения профессиональными навыками.

Помимо описанных личностных качеств руководитель должен обладать специальной профессиональной подготовкой как в области психологии вообще, так и по конкретному виду тренинга, который он проводит. Во многих зарубежных странах, где отработана практика лицензирования психологических услуг, специальное психологическое образование является безусловным требованием для получения права психологической работы с людьми, и в частности права проведения тренингов.

Важнейшие задачи руководителя группы СПТ, дискуссии, деловой игры, психолого-педагогического тренинга сводятся к следующему перечню фактически необходимых в любом виде групповой работы выполняемых им функций:

· создание атмосферы открытости, искренности, доброжелательности и психологической безопасности;

· побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;

· структурирование хода занятий и их интерпретацию, прояснение для участников целей и содержания каждого занятия.

· сбор психологической информации о членах группы, отслеживание индивидуальных изменений, поддержка личностного роста участников.

· разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Пять основных ролей группового руководителя по С. Кратохвилу и стили руководства группой.

При необходимости сочетания АСПО с решением коррекционных задач или даже с некоторыми формами групповой психотерапии, руководитель группы должен умело сочетать свои ролевые позиции со стилем руководства. Для анализа обучающихся дисциплине МАСПО предлагается следующий материал.

Роли психолога.

С. Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя:

1. Лидер - психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. клиенты сильно от него зависят. Такой вид руководителя встречается в школе трансактного анализа.

2. Аналитик - в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Ведет себя индифферентно, а когда группа уточняет, что ей интересно, начинает интерпретировать ассоциации.

3. Комментатор. Психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Он иногда обобщает и комментирует все, что произошло в группе - это зеркало группового процесса, резюме без выражения своих чувств.

4. Эксперт - советует, что следовало бы сделать, хотя сам не принимает активного участия в работе группы. Он координирует обсуждение. Эксперт не навязывает собственного мнения, но и не отказывается содействовать.

5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он - модель для подражания, делится своими проблемами.
Есть ограничения аутентичности связанные с:

- личными, негативными качествами руководителя.

- целями группы. Чрезмерная активность может привести к центрации на личных проблемах психолога.

- сиюминутными потребностями группы (при чувстве антипатии к девианту всей группой психолог должен помочь ему).

Стили руководства [13]:

· Эмоциональная стимуляция - стимулирование проявления различных чувств, конфронтации отдельных членов группы.

· Опека – руководитель поддерживает членов группы заботой, вниманием; открыто выражает теплоту.

· Познавательная ориентация - руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения человека и всей группы.

· Исполнительная функция - руководитель устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем и т.д. руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

Групповая динамика.

Групповая динамика (далее ГД)- совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

ГД составляют:

- задачи и нормы группы

- ее структура и структура лидерства

- групповые роли

- сплоченность группы

- групповое напряжение.

Задачи группы.

Задачи группы определяются общей системой работы в ней. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Есть общие задачи:

исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении;

изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации;

приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодействия с людьми;

содействие процессу личностного роста;

устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы групповой работы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но всюду поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота… от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа либо сможет подчинить правилам, либо исключает.

Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, реализация которых необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

Например, обговариваются следующие нормы поведения в группе:

- откровенность и искренность;

- не использование "ярлыков" – необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежание оскорблений;

- конструктивная обратная связь, которая выражается в передаче своих чувств, даже негативных, в форме кратких, но содержательных высказываний;

- контроль поведения: "обо всем можно говорить, но не все можно делать". На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем.

- ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы.

- правило "СТОП". Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности.

- соблюдение конфиденциальности.

- толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.