Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Методическое обоснование формирования иноязычных лексических навыков обучающихся начальной школы





Анализ УМК «Мозаик»

«Немецкий язык. Мозаика» («Deutsch.Mosaik») - это учебно-методический комплект (УМК) для 3 класса школы с углубленным изучением немецкого языка.

Авторы: Гальскова Н.Д., Артемова Н.А., Гаврилова Т.А. Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».

Курс «Deutsch. Mosaik» - это новое поколение учебников для углубленного изучения немецкого языка. Он создан на основе новой программы с учетом современных требований к уровню владения немецким языком и новейших обучающих технологий.

В основе обучения немецкому языку по курсу «Мозаика» лежит методическая концепция, разработанная при участии института им. Гете и изложенная в «Программе для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка». Содержание курса и технология обучения ориентированы, прежде всего, на интересы и потребности современного ребенка, его возрастные особенности. Поэтому изучение немецкого языка выходит далеко за рамки узко понимаемой учебной деятельности, а в процессе обучения используются преимущественно интерактивные творческие формы. Еще одна особенность курса - ярко выраженная коммуникативная направленность. Специально подобранный материал является высокочастотным и аутентичным. Работа над языковыми аспектами устной и письменной речи подчинена развитию способности осуществлять устное и письменное общение. Особое внимание уделяется формированию у ребенка способности к самостоятельной работе над языком, мотивации к осознанной оценке речевого опыта и, в случае необходимости, его осознанной коррекции.



• книга для учителя (3 класс);

• учебник (3 класс);

• рабочая тетрадь (3 класс);

• аудиокурс на CD (3класс);

• книга для чтения (3 класс).

Для анализа мы выбрали учебник для третьего класса.

 

 

v Специфика формирования лексических навыков

Процесс формирования лексических навыков в учебнике включает в себя три этапа:

1) Введение

2) Тренировка

3) Применение

Рассмотрим процесс формирования лексических навыков на примере темы учебника «Wo tut es weh?». (3 класс)

На первом этапе обучающиеся знакомятся с новой лексикой. Задача учителя на данном этапе актуализировать знания по данной теме, а так же мотивировать детей на работу. Здесь можно сказать о важности умения правильно отвечать на вопрос «Wo tut es weh?». Далее учитель знакомит обучающихся с лексикой по данной теме. Составляет вместе с детьми ответ на вопрос «Wo tut es weh?» с использованием новой лексики, например:



В учебнике даны слова – der Zahn, der Mund, die Nase и т. д.

Учитель предлагает детям пример: Mein Zahn tut weh. Mein Mund tut weh.

По примеру дети подставляют слова и составляют ответ на вопрос «Wo tut es weh?».

Далее учитель предлагает поиграть в игру «Was sagen die Spielsachen?»
и вместе с детьми вспоминает названия игрушек с иллюстрации в учебнике.
Объем новой лексики – 13 существительных, характеризующих различные части тела (der Kopf, das Auge, die Nase, der Zahn, das Ohr, der Hals, der Mund, der Arm, die Hand, der Finger, der Fuß, der Bauch, das Bein). На данном этапе используются преимущественно беспереводные способы семантизации, например использование иллюстрации (наглядности) как в первом задании.

На втором этапе (применение лексики) обучающимся предлагается ситуация «Martina ist krank. Der Arzt untersucht sie», в которой нужно распределить реплики, содержащие лексику по теме, в графы der Arzt и Martina. Здесь используются так же беспереводные способы семантизации, например, способ раскрытия значения слов на иностранном языке, а так же способ определения слова на основе контекста, например, даны фразы
- Ich habe Kopfschmerzen

- Ich gebe dir Rezept

Так как дети уже знают слово Kopf, они легко догадаются о значении слова Kopfschmerzen и подберут нужную фразу.

На третьем этапе (применения) обучающимся предлагается прослушать диалог на немецком языке и выделить из него понятные им слова, а затем составить собственный диалог в парах с использованием лексики по теме.
Здесь используются переводные способы семантизации, конкретно – способ замены слова соответствующим эквивалентом из русского языка.



Исходя из представленного выше анализа, можно сделать вывод о том, что авторы УМК «Мозаик» ставят перед собой цель, которая соответствует цели обучения иностранному языку, как одному из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся начального этапа обучения.


 

Анализ методической действительности (анализ уроков и уровня обученности учащихся в конкретной школе)

 

 

2.3 Обобщение полученных результатов

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что лексический материал воспринимается детьми легко и с интересом. Они с удовольствием узнают новые слова.
Учитель в основном выполняет функцию организатора…
Работа с лексическим материалом проводится в течении всего занятия, так как лексика используется и в обучении грамматике и в обучении фонетике.

При работе с лексикой учитель часто использует игровые формы, а так же аудирование…

Тестирование показало, что детям интересны новые слова, но не всегда им домашние задания, так же детям не нравятся диктанты ….

Анализ УМК «Мозаик» показал, что данный учебно-методический комплекс соответствует требованиям, направлен на получение результатов, прописанных в примерных программах. Содержание и построение учебника соответствует требованиям к формированию лексических навыков.

Существуют перспективы для дальнейшего исследования данной области обучения иностранному языку.

 

 

Заключение

Анализ литературы по теме показал, что особенностью преподавания иноязычных лексических навыков являются три основных этапа: 1)Ознакомление (ориентировочно-подготовительный)

2) Тренировка (ситуативно-стереотипизирующий)

3) Применение (вариативно-ситуативный)

А так же выявили специфичность лексических навыков - они включены во все виды речевой деятельности.

Теоретически обосновав важность усвоения и пополнения лексического материала на уроках немецкого языка в начальной школе, мы сделали вывод, что психолого – педагогические особенности данного возраста предполагают большие возможности в изучении иностранного языка. Поэтому важно именно на начальном этапе формирования лексических навыков создать крепкую основу, для дальнейшего продуктивного усвоения лексики на уроках немецкого языка.

Описав специфику развития аналитических умений обучающихся в начальной школе, выявили, что грамматические умения создают лингвистическую базу для развития аналитических способностей, развивают креативные свойства мышления и творческие способности учащихся.

Определив способы формирования иноязычных лексических навыков, мы увидели, что все способы, направлены на лучшее усвоение материала, на повышение мотивации к изучению иностранного языка, на развитие познавательной активности обучающихся. Проанализировав этапы работы над лексическим материалом в учебном методическом комплекте и на уроках немецкого языка, мы сделали вывод, что УМК «Mosaik» направлен на формирование коммуникативных умений. В учебнике много наглядности, что способствует сохранению интереса к учебному процессу на протяжении всего урока. Присутствуют задания как индивидуального, так и группового характера, что говорит о частой смене деятельности на уроке. Просмотрев занятие, я выявила, что обучающиеся стремятся узнать новый лексический материал, пытаются сами перевести новые слова, подобрать эквиваленты без помощи учителя. Учитель корректирует и поясняет. Также учитель творчески подходит к работе над лексическим материалом, что делает процесс формирования лексических навыков более интересным и динамичным. В дальнейшем я также планирую работать по данной проблеме. Я планирую разработать некоторые приёмы для творческой работы по формированию лексических навыков у обучающихся начальной школы.

 


 

Список литературы

1. А. А. Смирнов. Психология ребенка и подростка. Издательство «Просвещение», 1975

2. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранного языка в школе. – 1998.

3. Лексика [электронный ресурсы]// Словарь литературных терминов URL: http://slovar.lib.ru/dictionary/leksika.htm/ (16.05.2014)

4. Лексика немецкого языка [электронный ресурс]// Кафедра немецкого языкознания URL: http://www.philol.msu.ru/~gerdep/ru/asp_minimum.htm/ (16.05.2014)

5. Лингвистический энциклопедический словарь/Серия «Советская энциклопедия», 1999.

6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под редакцией В.М. Филатова)/Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

7. Миньяр–Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Высшая школа, 1996.

8. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник,1982.

9. Периодизация возрастного развития [электронный ресурс] // Психология от А до Я URL: http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/periodizatsiya-vozrastnogo-razvitiya-39243.html/ (27.05.2014)

10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. «Просвещение», 2011. (Стандарты второго поколения)

11. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Издательство "Питер", 2000.

12. Семантизация [электронный ресурс] //А. Я. Психология URL: http://azps.ru/handbook/s/semantization.html/ (17.05.2014)

13. Солодилова И.А. Лексикология немецкого языка: Учебное пособие для студентов III курса - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

14. Требования программы [электронный ресурс] // Центр современных методик преподавания URL: http://www.dioo.ru/trebovaniya-programmyi.html/ (27.05.2014)

15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России № 39 от 24.01.2012)

16. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. Пособие. М.: Высшая школа,1986.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.