Сделай Сам Свою Работу на 5

Аналитические жанры, их особенности и классификации

Международная Образовательная Корпорация

HAND-OUTS

Аналитическая журналистика

3 кредита

ФОГН-Ж-2С*

ассистент профессора, Турлыбекова А.А.

Л 1-2. Введение. Предмет АЖ и специфика аналитического отображения действительности.

Содержание лекции

Аналитическая журналистика (АЖ) составляет основное содержание качественной прессы. Тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют "новость прессы", комментируют ее и пытаются дать прогнозы. АЖ уподобляется мозгу, координирующему деятельность всех жизненноважных органов.

Профессионалу, работающему в АЖ, необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, принимать на себя ответственность за решения.

Предметом АЖ выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей.

Такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической - мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные мыслью.

Исследуя мир, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. А для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека. Вот, например, как АЖ может помочь удовлетворить некоторые из них.

Во-первых, потребностью может быть получение удовольствия от процесса самого труда. Когда человек любит свою работу, то качество производимой продукции во много раз возрастает. Объяснить человеку, в чем прелесть труда, помочь ему понять смысл своей профессии и полюбить свою работу, можно только показав роль и место конкретного человека в общей социальной жизни.



Во-вторых, результат деятельности. Журналист-аналитик, убедительно показывающий, что создаваемый продукт или усвоенные знания принесут в дальнейшем свои плоды, помогает создать в обществе потребность в результатах труда. Например, если вы знаете, какие выгоды вам принесет учеба, то приобретение конкретных знаний станет вашей потребностью. Допустим, вы будете пропускать занятия, не поймете, что такое АЖ, чем анализ отличается от информации, то, например, никогда не сможете стать журналистом-международником.

В-третьих, вознаграждение за деятельность. Таким вознаграждением могут стать заработная плата или повышение по должности, слава или профессионализм.

В-четвертых, избежание наказания. Помните анекдот о поощрениях и наказаниях? В какой-то школе наказывали тем, что били, а поощряли тем, что не били. Вряд ли найдется много таких людей, которым бы нравилось, когда их наказывают. И потому избежание наказания - весьма важная потребность. Если журналист покажет, к какому тяжелому наказанию может привести невыполнение обязанности, то это будет весьма убедительным аргументом для того, чтобы исполнить свой долг. Скажем, если человек будет уклоняться от службы в армии, ему будет грозить тюремное заключение.

В-пятых, высокие цели, которым служат процесс или результат деятельности. К высоким целям можно отнести и построение истинно демократического общества, и устранение болезнетворных бацилл, и достижение личного счастья. Примером такого аналитического показа взаимосвязи малого и высокого может служить хорошо известное всем стихотворение о гвозде, которого не оказалось в кузнице, чтобы подковать коня полководца: в результате было проиграно сражение, враг вошел в город, жители были уничтожены. Ради спасения всей страны кузнец и должен был вовремя выковать гвоздик.

Поскольку человеку не всегда известны реальные причинно-следственные связи средств и целей, то ему трудно по достоинству оценить то, что он сейчас делает. Аналитическое выступление в средствах массовой коммуникации способно развеять сомнения в нужности и значимости конкретных фактов, событий, явлений.

Тематически можно выделить разновидности журналистского анализа: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует:

=отдельные актуальные события (например, военный конфликт в Косово),

=процессы, протекающие в обществе (демократизация),

=ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).

Тематические аналитические материалы публикуются в специальных изданиях, например, политический анализ - в журналах "Открытая политика", "Российская Федерация", телепередачах "Итоги", "Зеркало", военный - в "Военно-историческом журнале", искусствоведческий - в журналах "Театр" или "Искусство кино" и телепрограмме "Театр плюс ТВ"... Но это не значит, что в других изданиях не могут появиться аналитические материалы: газеты "Красная звезда" и "Литературная газета" охотно печатают на своих страницах нравственный анализ современного общества.

Для того чтобы АЖ была интересна читателям, очень важен показ логической цепочки развития событий с возможным прогнозом. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а что вред, - приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.

В последнее время АЖ стала активно развиваться. Что интереснее: лично опросить свидетелей происходившего, получить информацию из первых рук, собрать собственное досье фактов, а потом сопоставить все, обнаруженное вами, и создать собственную версию событий, или приглашать комментаторов, специалистов по какой-либо проблеме и брать у них интервью. Журналист без посторонней помощи пытается осознать произошедшее и интерпретировать факты. Или выстроить факты и собственные размышления вслух в такой последовательности, чтобы аудитория сама сделала нужные журналисту выводы.

Такая специфика АЖ дает возможность журналисту изображать не столько реальную, сколько вымышленную страну. И это вовсе не обман. Расчет здесь такой: представление об образе жизни рано или поздно сформирует и саму жизнь. АЖ моделирует образ мысли аудитории. Это моделирование можно назвать и манипуляцией, поскольку журналист получает возможность вызвать определенную реакцию на свой материал, заранее спрогнозировать действия и, в конечном итоге, управлять ситуацией. Поэтому АЖ очень опасное оружие в руках неумелых журналистов.

Роль АЖ значительно возрастает в условиях, когда средства массовой коммуникации выполняют определенные обязательства перед обществом: материалы, соответствующие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности, не должны прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств. Журналист становится ученым-исследователем, не имеющим права на ошибку: он несет ответственность за то, каким мир предстанет завтра.

Аналитические жанры, их особенности и классификации

 

Анализ– это «метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы», говорится в энциклопедическом словаре. Добавим: и в выявлении скрытых причин и следствий явлений, взаимосвязей между ними.

А что такое анализ применительно к жанровой классификации продуктов журналистского творчества?

В произведениях аналитических жанров факты не просто сообщаются (хотя и сообщаются тоже, но это как бы первый уровень их изложения), но и исследуются, анализируются, комментируются.

В данном случае – в аналитических материалах – они, факты, становятся фундаментом дальнейшего построения журналистского выступления. И уже на основе анализа этих фактов выявляются причинно-следственные связи между ними, делаются выводы и обобщения – это уже второй уровень изложения. Кроме того, в аналитических материалах могут также даваться прогнозы развития описанной и проанализированной ситуации (то есть, данные жанры способны выводить автора, а значит и его читателей уже на третий уровень изложения темы, фактически в будущее время).

При подготовке материалов аналитических жанров используются методы логического анализа: сравнения, сопоставления, обобщения, выводов, изучения, наблюдения. И к базовым вопросам «Что? Где? Когда? С чьим участием?», на которые отвечают материалы информационного жанра, в случае аналитического жанра, как минимум, добавляются вопросы «Почему? По какой причине? С какой целью?»

М. Ким: «Логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения фактов:

1) выяснение частей факта и связей между ними;

2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов;

3) установление причины факта;

4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее».

Кроме того, стоит помнить, что журналистика, прежде всего, отражает действительность как мир людей и их бытие в этом мире, а значит в основе своей психологична. Исходя из этого, в материалах аналитических жанров одним из важнейших становится выявление мотивации человеческих поступков.

Какие же жанры обычно относят к аналитическим?

К аналитическим жанрам относятся: Корреспонденция, статья, обзор, обозрение, комментарий (точнее - факт с комментарием), отчет, рецензия, журналистское расследование.

2.

Что такое АЖ?



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.