Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы докладов и сообщений





1. Научный, религиозный и художественный взгляды на мир[4, 5].

2. Христианский идеал человека[2, 7, 11].

3. Искусство и мировые религии[1, 3, 7, 9, 11].

4. Музыка и религия[1, 8, 10].

5. Традиции и новаторство в русском религиозном искусстве[6, 7, 8, 9].

6. Религия в системе культуры[1,4,5].

 

 

Семинар 6

Культура и техника

1. Техника, ее природа и этапы развития.

2. Специфика культурологического взгляда на технику и его значимость для будущих инженеров.

3. Настоящее и будущее техники как культурного феномена.

Основные понятия:техника, технология, технократизм, техносфера, техногенный, универсальный.

Основная литература

К вопросу 1

1. Иванов, Б. И. и др. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. - Л.: ЛКИ,2010. – 264с.

2. Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. - М.: Наука,1989.-512с.
Ленк, К. Размышления о современной технике / К. Ленк. - М., 1996.-С.43-80.

3. Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем. - М., 1995.-С.67-125.

4. Философия техники. История и современность / Отв. Ред. В.М.Розин. – М.: ИФ РАН, 1997. – 283с.

К вопросу 2

1. Анисимов,К.Л. Человек и техника: Современные проблемы / К.Л. Анисимов. – М., 1995. – 360с.



2. Орешников И. М. Гуманитарная культура и инженер: учебное пособие / И.М.Орешников. - Уфа,1992. – 119с.

3. Розин, В. М. Философия техники: учебное пособие / В.М. Розин. - М., 2001. –284с.

4. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат,1991.-287с.

5. Шаповалов Е. А. Общество и инженер. - Л., 1984. – 183с.

К вопросу 3

1. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 352с.

2. Вычислительные машины и мышление. М.: Мир, 1996. – С. 283-301.

3. Шалютин С. Искусственный интеллект. М., 1999. – С.15-71.

 

Дополнительная литература

1. Баженов Л. Б., Гутчин И.Б. Интеллект и машина. М.: Знание, 1973. – 410с.

2. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1995. №2.- С.3-38.

3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. – С. 3-71.

4. Клаус Г. Кибернетика и философия. М.: Иностранная литература, 1973. – С. 22-45.

5. Наука и культура / Отв. ред. В. Ж. Келле. - М., 1984. – 246с.
Новая технологическая волна на Западе. - М., 1986. – С.5-87.
Нестеров В. Г., Иткин И. Б., Соколова Н. П. Инженерная этика. - М., 1982. – 100с.



6. Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск, 1992. – 75с. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. - 1993. - №10. - С. 32-68.

7. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. – 287с.

8. Стёпин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10. - С. 3-18..

9. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. - М., 1993. - С. 221-238.

10. Шпенглер О. Техника и человек // Культурология. ХХ век. - М., 1995. – С.454-492.

11. У. Росс Эшби. Применение кибернетики в биологии и социологии // Вопросы философии. 1958. – №12. – С. 100-117.

Методические указания

Целью изучения темы «Культура и техники» является осмысление сущности техники, ее места и роли в системе культуры, выявление характеристик техники как культурного феномена. Для этого необходимо показать ее связь с другими элементами культуры, подчеркнуть ее роль в культуре настоящего, прошлого и будущего, вскрыть односторонность технократического мышления.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с определения сущности техники, специфики ее происхождения и функционирования. Необходимо найти ответ на вопрос о месте техники в жизни человека. Обратите внимание на широкую трактовку понятия «техника», на попытку осмыслить это явление не только в рамках технических наук, но и в рамках социологии, психологии, этики, философии, культурологии. Необходимо рассматривать эту проблему под особым, культурологическим углом зрения, как сложный феномен культуры. Сравните точку зрения на технику технических наук с пониманием техники естественными науками и гуманитарными. Для этого нужно рассмотреть влияние техники на природу (вспомнить о проблемах экологии), рассказать о защитной функции культуры и о дисфункции, о роли техники в научных исследованиях.



При рассмотрении второго и третьего вопросов необходимо отметить, что культурология изучает технику как явление человеческой культуры, как искусственный мир, созданный человеком. Именно поэтому необходимо осознавать роль техники не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Расскажите о кризисе современной техногенной цивилизации, которую многие исследователи связывают с особым рассмотрением техники как инструмента для достижения тех или иных целей. Обратите внимание на работы О.Шпенглера, М. Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, помогающие понять не только смысл техники как явления, но и проследить взаимосвязь становления человека как личности и рассмотрения техники как ценности.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Дайте определение понятию «техника».

2. Расскажите о причинах появления техники, ее роли в жизни человека.

3. Выделите и охарактеризуйте этапы в развитии техники.

 

К вопросу 2

1. В чем состоит специфика культурологического подхода к пониманию техники?

2. Что такое технологическая культура?

3. В чем современные исследователи видят кризис инженерии?

4. Почему мы говорим об этических нормах современного инженера?

 

К вопросу 3

1. Какое место будет занимать техника в будущем?

2. Как инженер может помочь избежать глобальной катастрофы – гибели человечества в результате неразумного использования техники?

3. Как техника, как ценность, может повлиять на характер современной цивилизации?

 

Темы докладов и сообщений

1. Техника в системе культуры[1,2, 5,8]

2. Техника и человек в концепции Х. Ортеги-и-Гассета[9].

3. Роль техники в современном обществе[3,4,12,13].

4. Н.А.Бердяев о соотношении человека и техники[2].

5. Виртуальная реальность[4,10,11,14,].

6. Инженерная этика[6,7,10].

 

 

Семинар 7.

Типологии культуры

1. Этнические и национальные культуры.

2. Восточный и западный типы культур. Общие и отличительные признаки.

3. Восточная культура и ее разновидности. Особенности конфуцианско-даосисткой культуры. Индо-буддийская культура. Специфика мусульманской культуры.

Основные понятия:тип, типология, этнос, этноним, традиция, народ, нация, менталитет, антропоцентризм, теоцентризм.

Основная литература

 

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 296-302

2. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3)

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание. (Часть 2. )

К вопросу 2

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 302-315

2. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 81-89.

3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997. - С.88-114.

 

К вопросу 3

1. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 292 - 344

2. Культурология / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 2).

3. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с

4. Васильев Л. С. История религий Востока : учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.

5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 115-137

 

Дополнительная литература

1. Бабинов Ю. А., Колесов М. С. И. А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.

2. Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков, Изд-во «Фолио, 1997 – С. 494-544.

3. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т., Т. 2, М., Наука, 1993. – С. 435-457.

4. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Там же. – С. 644-653.

5. Васильев Л. С. История религий Востока : учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.

6. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

7. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с.

8. Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

9. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.

10. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с. (Индия С. 249-261; Китай С. 261-266).

Методические указания

Мир культуры выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Целью занятия является выделение и изучение типов культур, рассматриваемых как целостные объекты классификации.

Подготовку к семинару следует начать с определения социально-культурных общностей: род, племя, народность, народ, этнос, нация. Этническая культура – это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию.

Самосознание (осознание принадлежности к общности - этнониму) определяет границы данного этноса, выражается в установке «мы – они», «свое – чужое».

Национальная культура имеет социально-нормативную структуру, обеспечивающую координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этом случае соотношение понятий нация и государство, нация и народ. Объясните разницу между полиэтническим и моноэтническим государством. Приведите примеры. Определите содержание национальной культуры. Приведите примеры, когда понятие нация шире понятия этнос и наоборот.

Для рассмотрения восточной и западной типов культуры, необходимо использовать литературу [1, 3, 4], а сравнительный анализ, для выявления общих и специфических черт, целесообразно проводить, используя литературу [2]. Результаты следует оформить в виде схемы или таблицы.

При подготовке к третьему вопросу занятия следует обратить внимание на специфику каждого типа культуры. В основе конфуцианско-даосисткого типа культуры прослеживается огромная роль традиций, со временем заменивших религиозно-мифологическое восприятие мира. Обратите внимание, что космически санкционированный коллективизм исключает из культуры индивидуализм и личность. Еще одной характерной чертой культуры является доверчивость к мудрости природы, некоторые качества которой возводятся в абсолют. Раскройте основные идеи даосизма. Приведите пример практики даосизма. Обозначьте роль даосизма в развитии науки и искусства. Определите время появления конфуцианства и раскройте роль основателя этого учения. Проанализируйте основы конфуцианской этики и модели идеального человека.

К особенностям индо-буддийского типа культуры следует отнести консерватизм, религиозность и строгая, замкнутая сословно-кастовая система. Это создавало предпосылки для своеобразного понимания жизни и смерти. Дайте определение важнейшим понятиям культуры: реинкарнация, карма, сансара, нирвана. Объясните причину распространения буддизма. Определите нравственную сущность буддизма. Через выявление сходств и различий, раскройте причину вытеснения буддизма индуизмом в Индии.

Проанализируйте мировоззренческие основы исламской культуры, изложенные в Коране. Раскройте факторы, способствующие распространению ислама. Дайте определение важнейшим понятиям исламской культуры. Обратите внимание, что в исламской культуре нет места для личности как ценности. Обособленность является важной характерной чертой мусульманской духовной традиции. Важной чертой является абсолютизация власти. Определите, какие характерные черты присущи искусству ислама.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Что понимается под типом культуры.

2. Дайте определение этносу, нации.

3. Что такое этноним?

4. В чем отличие понятий «нация» и «народ»?

5. Дайте определение понятиям «менталитет», «ментальность» и «национальный характер».

К вопросу 2

1. Назовите характерные ориентации западного типа культуры.

2. Назовите специфические черты восточного типа культуры.

3. Какова роль традиций и инноваций в восточном и западном типах культур?

4. Что такое антропоцентризм? Приведите примеры его проявления.

5. Что такое теоцентризм? Приведите примеры.

6. Что такое европоцентризм? Каковы его конкретные проявления.

7. Укажите отличия западного и восточного типа культуры в отношении к миру, природе.

8. Назовите отличия западного и восточного типа культуры в отношении к государству, власти, закону.

9. Чем отличается отношение к религиозной вере, истине на Западе и Востоке.

10. В чем специфика ценностных ориентаций личности и общества в западном и восточном типах культуры?

К вопросу 3

1. Укажите специфические черты искусства восточной культуры.

2. Какова роль традиций в китайской культуре?

3. Как идеи даосизма повлияли на культуру Китая?

4. Какова нравственная сущность буддизма?

5. Раскройте суть договора человека с Аллахом.

6. Почему живопись и скульптура не получили развития в искусстве ислама?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.