Сделай Сам Свою Работу на 5

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям





Культурология как наука

Культурология – комплексная наука, предметом изучения которой является культура как особая часть жизни человеческого общества, ее роль и значение в жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Культурология изучает предпосылки и процессы образования и развития тех или иных явлений материальной и духовной сфер жизни различных общностей людей.Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д., в то же время решая собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой, наукой прикладного искусства.



Методы культурологии:

1) общенаучные – используемые большинством гуманитарных наук:– анализ;– синтез;

– моделирование;– дедукция, индукция;– системный метод– структурно-функциональный метод

– сравнительно-исторический метод2) частнонаучные:

– описание тенденций в развитии культуры и основных концепций в ее изучении:

– осмысление с культурологической точки зрения материалов, получаемых в ходе эмпирических исследований различных культурных явлений;

– объяснение случаев противоречия различных явлений культурной жизни общества общему направлению развития культуры как общественного явления. Например, объяснение таких явлений, как ересь, анархизм, нигилизм, различных молодежных культурных течений (панки, хиппи) и их значения в общем процессе развития культуры;

Задачи культурологии как науки:1) изучение основных проблем развития культуры;2) анализ культуры как особой сферы жизнедеятельности человека;3) анализ связей между различными элементами культуры;



4) выделение и характеристика различных видов и типов культур в процессе исторического развития мировой культуры;5) исследование роли и места личности в развитии культуры;6) исследование влияния культуры и культурных явлений на развитие личности.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились специальные работы.К середине 70-х годов их число резко возросло, и в настоящее время наука, получившая название «культурологи» я переживает период своего расцвета. Появляются новые направления в науке: культурфилософия, культурфутурология, социальная культурология, информационная и прикладная культурология. Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев



2Культура,этимология,смыслЭто понятие характе­ризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообраз­ных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры. Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. — «века Просвещения». В это время общественную мысль волновала проблема осмысления специфики образа жизни человека.Особенности человече­ского бытия, связанные с развитием разума и духовного мира человека, стали обозначаться латинским словом cultura. Выбор этого слова для такой функции был обусловлен тем, что в латинском языке слово cultura,первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр., agricultura— обработка почвы), противостояло слову natura(природа).



Таким образом, культура стала обозначать сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, сти­хийному, животному бытию.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.


 


3. Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в- XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представле­ний о культуре и построить ее общую теорию.Феноменологические, эмпирические взгляды на культуру не исчезли — они продолжают существовать и разви­ваться до сих пор. Однако на основе методологического анализа и обоб­щения накопленного в них конкрет­ного материала в культурологии со­здаются теоретические концепции культуры как фундаментального соци­ального феномена, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, со­знание и поведение его членов.Разработка теоретических взглядов на культуру в XX веке идет в двух ос­новных направлениях. Одно из них — адаптационизм— рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объясне­нии культурных явлений отводится здесь понятию деятельности. В русле этого направления развивается функцио­нальная концепция культуры, ведущая начало от Б. Малиновского, который рассматривал культуру как порожден­ную обществом систему способов удов­летворения потребностей. К этому на­правлению примыкает и марксистскаятеория культуры как «исторически раз­вивающейся совокупности внебиологи­чески выработанных способов, средств и механизмов деятельности общества» (Э. Маркарян).Другое направление — идеацио­низм— понимает культуру как область идеального, содержащую продукты ду­ховного творчества человека.В конечном счете, средоточием культуры, ее определяющим и обра­зующим началом оказывается лишь не­которая ограниченная сфера духовного творчества — главным образом наука и искусство (так называемая «высокая культура»). Именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в свете ко­торых люди воспринимают и понима­ют действительность и строят свое бы­тие в мире.Позиции адаптационизма и идеа­ционизма в течение последнего време­ни постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотичес­кая концепция культуры.6 В ней, по сути дела, синтезируются и развива­ются содержащиеся в них идеи.

 


 


4Функции культурыФункции культуры - совокупность ролей, которые выполняет

культура по отношению к сообществу людей, порождающих и ис-

полняющих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность

селекционированных историческим опытом наиболее приемлемых

по своей социальной значимости и последствиям способов (техно-

логий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно кол-

лективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.Основные функции культуры:• Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только

в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и

моменты миропонимания, формирования, воспитания и социали-

зации человека. Иначе эта функция называется преобразующей,

поскольку освоение и преобразование окружающей действитель-

ности являются фундаментальной потребностью человека.

• Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемст-

венности и различные формы исторического прогресса. Проявля-

ется в закреплении результатов социокультурной деятельности,

накоплении, хранении и систематизации информации.

• Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает

из стремления любой культуры создать свою картину мира. Суще-

ствуют как теоретические, так и практические формы познания, в

результате которых человек получает новое знание о мире и самом

себе.

• Коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена инфор-

мацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.

Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуника-

ции.

• Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является

следствием необходимости поддержания определенного сбаланси-

рованного отношения человека и окружающей среды, как природ-

ной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью

поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соот-

ветствие с общественными потребностями и интересами действия

различных социальных групп и индивидов. Культура создает нор-

мы - юридические, технические, этические, экологические и др.

Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений,

законы, порядок. История нормативных актов - это часть истори-

ческой культуры.• Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные

системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семио-

тическая функция.• Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируют-

ся базовые основания совместной жизни людей, артикулируются

смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные

ориентиры.

• Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.

• Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса,

напряжения.


 


5КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯИсследование взаимоотношений культуры и религии во многихотношениях затруднительно. Наиболее заметная методологическаятрудность состоит в следующем: если логически понятия “культура” и“религия” связаны отношениями части и целого (религия есть частькультуры), то аксиологически - в сфере отношений ценности и оценки -они равноправны: не только религия может быть оценена с позицийкультуры, но и культура - с позиций религии. Отсутствие признаковрелигии характерно лишь для становящегося, возникающего общества,такого, которое еще нельзя назвать обществом в полном смысле этогослова. Всякое сложившееся общество предполагает существование ре-лигии. Религия - в первую очередь духовное явление, состояние и фор-ма сознания, основу которого составляет вера.Рели́гия (от лат. religare — связывать, соединять) — системапредставления мира, основанная на том, что человек ощущаетсвязь с неким бытием, высшим существованием, имеющим сис-темность и организованность. Религия это сложное духовное обра-зование, специфический способ духовной деятельности человека, фор-ма общественного сознания. Понятие "религия" означает особыйвзгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реаль-ного существования трансцендентного, сверхъестественного, опреде-ляющего существование мира и человека, основанного на вере и выра-женного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группеили иной организационной структуре. Религия опирается на веру илимистический опыт.Вера, верность, уверенность, достоверность - все это слова, одно-коренные с латинским veritas - истина. Уточнение понятия вера - толь-ко первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера - ве-ра религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но недостаточно для выявления сущности религии. Обычно определение ре-лигии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестест-венное. Такое определение приводит к смешению религии с другимиявлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.Развитие культуры сопровождается возникновением и становлени-ем относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось смифологией, религией, искусством, наукой.Миф, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся в до-письменных обществах предания о первопредках, богах, духах и геро-ях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретиче-ские визуально-вербальные формы, выступает как специфический спо-соб систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа со-стоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое по-роднение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытиеприроды или общества. В первобытном и традиционных обществахмиф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о воз-никновении социальных институтов, о культурных приобретениях, озарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии,идеологии, философии, истории, науки.Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в це-лом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и услов-ности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре мифиграет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарноезначение.Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своейжизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жиз-ненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

 


6Основные понятия теории нравственной культуры. Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы Пользуемся понятием морали. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуацииНормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми. Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний.Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия "гуманность" должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.



 

*


1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. СребролюбиеЛюбление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. ГневВспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. ПечальОгорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. ТщеславиеИскание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. ГордостьПрезрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.


 


О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.6. Трезвение Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.7. Смирение Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви. 8. Любовь Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (Св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен!


 


8Важное место в культуре общества занимает эстетическая культура. Мера приобщения к миру эстетических, в том числе художественных, ценностей в наши дни во все большей степени характеризует уровень культуры личности, является важным показателем духовного развития человека.

Смысл понятия «эстетическая» очень по-разному трактуется теорети­ками. При всех исследователь­ских разногласиях очевидно, что сфера эстетических явлений - это сфера прежде всего красоты и искусства, в той мере, в которой оно связано с кра­сотой. Поле «эстетического» в жизни - это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чув­ственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений дей­ствительности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.