Сделай Сам Свою Работу на 5

Глобализация и универсализация культуры.





Для современной эпохи свойственно формирование общепланетарной цивилизации, становление общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Это процесс тесным образом связан с процессами глобализации и универсализации культуры. Процессы глобализации связаны, прежде всего, с социально-экономическими и политическими аспектами жизни людей. Культура в условиях глобализации становится все более универсальной. Универсализация культуры опирается на мировоззренческую установку на культурный синтез и представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

1) в сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);

2) в области этнических отношений на планете;

3) в процессе развития мировой экономической системы.

В межкультурной коммуникации глобализация выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.

Особое значение для формирования современной культуры играют массовые коммуникации. Экспансия кино, телевидения, Интернета повышает роль визуальности, зрительного восприятия культурных образцов, способствует подмене последних знаками и символами. Виртуальные культурные модели завоевывают все более прочное место в массовой культуре.



По вопросу о том, каково реальное соотношение между культурой и массовым распространением ее продукции, сложилось несколько точек зрения:

· Американский культуролог Л. Лоуэнталь полагает, что конкретные способы общения людей, то или иное средство распространения художественных ценностей не затрагивают глубинных закономерностей самой культуры.

· Социолог З. Бжезинский утверждает, что именно средства массовой коммуникации фактически определяют содержание духовных феноменов. Он считает, что печать содействует выработке универсального взгляда на мир, отражающегося на облике культур, а телевидение в силу своей возможности манипулировать зрительно-слуховым образом формирует мозаичную картину мира.



· В. Шрамм и О. Ларсен указывают на способность СМИ одновременно воздействовать на большую анонимную аудиторию и передавать ей какие-либо символы.

· Немецкий культурфилософ Г. Энценсбергер отмечает, что передача информации на большие расстояния и охват огромной аудитории влияют на сам процесс культуры, ее содержание. Он ввел понятие «индустрия сознания», а главной целью его исследований является раскрытие феномена «фабрики мышления». Г. Энценсбергер считает индустрию сознания «чудовищным явлением», так как она ничего не производит, а транслирует готовые мыслительные продукты, и способна превратить любу. Мысль в лозунг, любой факт – в вымысел.

Одна из тенденций универсализации заключается в переосмыслении образования. Новая система образования предполагает приоритет ценностей культуры, приобщения человека к духовным ценностям.

С культурологической точки зрения глобализация и универсализация представляют собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но не к однообразию.



В последнее время сторонники культурологического подхода все чаще говорят о том, что единство в многообразии, плюрализм культур и единые этические принципы человеческого общежития уже перестали быть дилеммами ценностного выбора. Авторами «Всемирного доклада по культуре» было определено нынешнее состояние мировой культуры как «этап эволюции» в направлении более высокого уровня культурного единства. Они перечисляют следующие составляющие «господствующего культурного климата»:

1) идеал демократии (несмотря на отсутствие всеобщей приверженности правам человека);

2) идеал терпимости (хотя в отношении иностранцев он проявляется лишь частично и не всегда распространяется на некоторые меньшинства, например на гомосексуалистов);

3) ориентацию на локальный уровень артикуляции интересов (город, в меньшей степени – страна);

4) идею женской эмансипации и довольно либеральные взгляды на брак;

5) признание наличия проблем, связанных с окружающей средой (но не столь выраженное, как привыкли думать специалисты по экологии);

6) стремление защитить детей от воздействия неблагоприятных факторов.

Но вывод об однозначном доминировании в глобализирующемся мире тенденции к росту культурного единства вряд ли правомерен. Сохраняются тенденции поддержания «разнообразия» (как характеристики идентичности. В рамках поиска альтернативы глобализации можно видеть контуры различных культурных проектов: фундаменталистский, неоконсервативный, экологический.

Историческая практика свидетельствует, что в самих процессах культурной глобализации и универсализции изначально заложен определенный конфликтный потенциал. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк – от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаменталистских движений. Это в большой степени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Но сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения между культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрализма. Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плюрализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры.

С процессами глобализации в современном мире связана политика мультикультурализма, направленная на развитие и культурных различий, а также обосновывающие такую политику теория или идеология. Отличием мультикультурализма является признание за этническими и культурными группами прав на управление обучением своих членов, на выражение политических оценок и т. д. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла». Мультикультурализм является одним из аспектов толерантности и заключается в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле. В современной Европе мультикультурализм предполагает, прежде всего, включение в ее культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.