Сделай Сам Свою Работу на 5

Античность как тип культуры.





Слово «antiqus» по латыни означает «древний». В культурологии под термином «античность» понимают определенный уровень и характер культуры Средиземноморья. Обычно в рамках античной культуры рассматривают Древнюю Грецию и Древний Рим. Однако рамки античного мира были значительно шире. Они включают культуру греческих колоний Северного Причерноморья, эллинистических государств Востока, Карфаген и античные города-государства северной Африки. Но колыбелью и сердцевиной античной цивилизации, безусловно, являются Греция и Рим.

Хронологически античная культура охватывает период между I тысячелетием до н.э. по V век н.э.

В природной среде Древней Греции преобладали горы и море. Обозримость пространства, отсутствие в окружающем мире чего-либо громадного, подавляющего человека, сформировало у эллинов чувство грамоничности, соразмерности, целостности окружающего мира. В то же время, отдельные территории Греции развивались достаточно обособленно. Эта территориальная замкнутость способствовала созданию особой формы социально-государственной организации – античного полиса.

Полис – особая форма государственного и общественного устройства, город-государство, гражданская община. В центре полиса находился акрополь - укрепленная возвышенная часть города, крепость. Здесь располагался главный храмовый комплекс, посвященный наиболее почитаемым в городе богам, государственные учреждения. Полис был местом, где древний грек чувствовал себя человеком, находящимся под защитой гражданских законов от произвола, под покровительством богов. Аристотель так говорил о полисе: «Полис есть общность людей, соединившихся ради справедливой жизни». Гражданином полиса были, прежде всего, земледельцы, обладатели участка земли. Именно это делало их полноправными членами полиса. Земля обрабатывалась фамилией. Фамилия в античности имела кровнородственное ядро и периферию (сюда относились друзья дома и клиенты, с которыми фамилия вела дела). Каждая семья имела своих богов-покровителей, которые назывались пенатами или ларами. Отсюда поговорка: «вернуться к своим пенатам», т.е. вернуться домой. Все, что находилось вне города, мыслилось греками как чужой, необжитый мир. Поэтому каждый грек боялся изгнания из полиса (остракизма).





Античный полис отличался от древневосточных номов: 1) наличием гражданской солидарности. Античная община отменила долговое рабство и избежала иерархических структур с сакральной властью правителя на вершине. У граждан сложилось понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-то личной власти, сочетавшееся с чувством долга перед полисом, гарантировавшим свободу. 2) В греческом полисе носителем традиций выступало не профессиональное жречество, а сам гражданский коллектив.

Феномен полиса и гражданственности сложился в Древней Греции в рамках античной демократии (народовластия). Формирование демократии связано с именем Солона. Все граждане, не зависимо от принадлежности к классу, имели право голосовать в народном собрании, выступать в нем. Народное собрание было главным органом управления Афин. Высшим исполнительным органом был сначала Ареопаг- совет архонтов (должностных лиц и стратегов), преобразованный позже в Совет пятисот. Архонты отвечали за определенные участки работ или за городские районы – филы. Высшим судебным органом был Трибунал судей – гелиастов.

Вся античная культура выросла на рабовладельческом способе производства. Но Греция не знала таких мощных восстаний рабов, как восстание Спартака в Риме.

Социокультурная среда античного полиса сформировала менталитет древних эллинов. Среди личностных качеств греков преобладали свободолюбие, честность, гордость и благородство, чувство собственного достоинства, поклонение красоте, стремление к гармонии. Наряду с этим нужно отметить такую негативную черту менталилета эллинов как этноцентризм – стойкое неприятие чужих национальных особенностей. Соседние народы, которых греки называли «варварами», подвергались осмеянию, несмотря на торговые и деловые контакты с ними. В менталитете древних греков большое место занимал фатализм – вера в рок, судьбу, предопределение.



Античности как типу культуры присущи следующие черты:

Космологизм – космос выступал в античной культуре абсолютом. По-гречески космос – это не только Вселенная, но и мировое целое, противостоящее Хаосу своей упорядоченностью и красотой.

Рационализм. Наиболее ярко попытка осмыслить окружающий мир с позиций рационализма видна на примере античной науки. В 6 в до н.э. В Ионии возникла первая философская система античности – натурфилософии, для которой были характерны материализм и поиск закономерностей в окружающем мире (поиск первоначала: Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Пифагор и пифагорейцы создали учение о числе как основе Вселенной. Пифагореец Аристарх Самосский предложил и аргументировал гелиоцентрическую гипотезу строения Вселенной. Коперник не только знал, но и цитировал его труды. В эпоху классики в Афинах творили – Сократ, Платон, Аристотель Демокрит и Левкипп. Сочинения Аристотеля – это энциклопедия знаний античности, включая физику, механику, математику, астрономию, биологию, психологию, историю, экономику, философию. Они служили почти две тысячи лет каркасом науки. В области физики и механики широко известен Архимед. Ктесибий изобрел зубчатое колесо, усовершенствовал водяные часы, изобрел гидравлический насос. Герон Александрийский создал прообраз паровой турбины. В области гуманитарных наук известны достижения греков в области историографии (Геродот – отец истории; Фукидид – автор «Истории Пелопонесской войны», где впервые выделяются причинно-следственные связи между историческими событиями; Ксенофонт – автор «Анабасиса» и «Греческой истории» – написал историю жизни великих личностей), где видна разница в подходах исторического исследования. В области география и мореплавание достигнуты значительные успехи. В том числе и в открытии новых земель. Пифей изучил север Европы, обогнул Англию, описал течение Гольфстрим, фьорды Норвегии. Дании, Голландии вплоть до Янтарного (Балтийского) моря, доплыл до кромки льдов. Описал туземные обычаи и их языки. Евтидем описал берег Западной Африки до Сенегала. Эратосфен составил карты с широтой и долготой, градусами, полюсами, экватором, различием климатических зон, наиболее близкие к реальности. Рациональность в мышлении проникла и в сферу художественного творчества. Известный скульптор Поликлет создал учение о симметрии в своем произведении «Канон». Он математически точно рассчитал размеры человеческого тела: голова- 1/7 к росту, лицо и кисть руки – 1/10, ступня 1/16 и т.д. Отсюда - пропорциональное телосложение.

Антропоцентризм. В античной культуре человек воспринимался как центр Вселенной и конечная цель мироздания. Отражение этого можно видеть в античной религии. Боги антропоморфны. Они отличаются от людей только бессмертием и могуществом, повседневная жизнь богов и людей сходны: боги ссорятся, воюют, ревнуют, любят: люди, как боги, боги, как люди. Элементы антропоцентризма мы находим в античной архитектуре. Каждая постройка воспринималась греками с точки зрения пропорций человеческого тела, соотносилась с эмоциями человека. Витрувий сравнивал дорическую колонну с могучей мужской фигурой; ионическую – со стройной фигурой прекрасной женщины, утонченной и нарядной; коринфскую колонну рассматривал как подражание девичьей грации.

Телесность. Наиболее полно телесность нашла воплощение в скульптуре античности. Выдающимися скульпторами Древней Греции были Мирон, Фидий, Пракситель, Греки считали, что каждый человек должен быть атлетически сложен. Скульптура античности передает красоту гармонически развитого человека.

Мифологичность. Для античной культуры характерно большое влияние мифологических и религиозных сюжетов и представлений на культуру. Это ярко видно на примере античной литературы и искусства.

Подход древних эллинов к окружающему миру утверждал эстетические категории, пронизывающие всю античную культуру, и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония. Идеал воспитания человека греческие философы называли калокагатией. Он заключался в гармоничном сочетании физических и внутренних духовных достоинств, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса. Красота человека достигалась через систему образования и воспитания (пайдейя), которая предполагала единство «гимнасического» (физического развития) и мусического (искусство счета, речи, мастерство спора (диалектика), пение, музыка, танцы, поэзия). Основу литературного образования составляли Гомер, Эзоп, Гесиод.

Античности, в отличие от Древнего Востока, присущ индивидуализм. Здесь человек начал осознавать себя отдельным субъектом, личностью. Следует отметить, что личностные заслуги особенно ценились тогда, когда они соответствовали полисным идеалам. Важнейшее значение для духовного воспитания эллинов имел театр. Считалось, что театральная постановка достигла успеха, если зал смеялся до слез во время комедии или до слез сопереживал героям трагедии. Такое очищение духа при помощи страха и сострадания Аристотель в «Поэтике» называл целью трагедии. Нравственное очищение путем сопереживания героям трагедии или комедии называется катарсисом.

Принцип агонистики (состязательности). Он проявлялся в соперничестве древнегреческих полисов, в состязании ораторов в Народном Собрании, в соревновании атлетов на олимпийский играх, актеров в древнегреческом театре, в борьбе научных и философских школ.

Праздничность. Древнегреческие праздники были многочисленны и прежде всего связаны с богами. Раз в четыре года в устраивались Большие Панафинеи в честь покровительницы города Афин – Афины. Празднества в честь бога Диониса стали прообразом театральных представлений. В честь бога виноделия устраивались веселые шествия, участники которых изображали пастухов – свиту Диониса. Они надевали на себя козлиные шкуры, пели, плясали. Славили гимнами своего хмельного бога, завершали праздник жертвоприношением козла. Первые представления получили название трагедии, что в буквальном переводе означает «песнь козлов». В городе Элевсин ежегодно устраивались праздники в честь Деметры и Персефоны. Раз в четыре года проходили праздники в Афинской Академии.

В эпоху эллинизма Греция вошла в состав державы Александра Македонского. Произошло слияние и взаимное обогащение культуры древней Греции и восточных стран. Во II-I вв. до н. э. римские легионеры постепенно завоевали все Восточное Средиземноморье.

Особенности древнеримской цивилизации и культуры. Война стала главной целью в жизни римского общества, пронизала все ее стороны. В культуре Древнего Рима на первый план выдвинулся такой социокультурный феномен как государство. Отсюда особая роль триумфаторов, полководцев, патрициев, осознание римлянами гражданского поступка и воинского подвига как высшего проявления добра и красоты. Рабство в римском обществе носило более жесткий характер, чем в Греции. Постоянный приток в Рим рабов и богатств, награбленных в военных походах, развратил ту часть населения Рима, которая не принимала непосредственного участия в военных походах. Паразитизм и праздность становятся неотъемлемой частью римской культуры. Постепенно происходит духовный упадок римской культуры, начали нарастать кризисные явления в обществе, что пробудило в обществе интерес к новым религиозным учениям, одним из которых было зарождавшееся христианство.

В римской культуре было достаточно много заимствований из греческой и других культур. Например, основы строительной техники были заимствованы у этрусков, архитектура (основной тип храма и ордерная система) испытала серьезное влияние греческой культуры. Тем не менее, римская цивилизация оставила ряд культурных достижений, которые остаются непревзойденной сокровищницей мировой культуры: это достижения в военной сфере (создание регулярной армии, атрибутики, кодекса чести воина, осознание значения военной инженерии и системы связи, разработка тактики ведения боя и т.д.); римское право явилось основой всей европейской юриспруденции (выделение отдельных отраслей права – гражданского, уголовного, военное, международное, четкая фиксация прав и обязанностей граждан, создание институтов обвинения и защиты, введение системы договоров с побежденными странами и понятия «контрибуции»; ораторское искусство (яркие представители – Марк Тулий Цицерон и Квинтий Руф).

В 393 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров. Ее культура стала цементирующей основой западноевропейской средневековой культуры.

Античная культура, согласно Ф. Ницше, может быть определена как аполлонийско-дионисийский тип культуры. Два бога – Аполлон и Дио­нис – породили два противоположных мироощущения, которые способствовали развитию культуры. Бог Аполлон воплощал в ней умеренность, гармонию, красоту и покой. Бог Дионис был симво­лом раскованности и свободы, стихни природы и инстинктов, богом вина и виноделия, непокоя, чрезмерности. Эти два начала должны были равноправно сочетаться, чтобы избежать гибели культуры. Если возобладает первое, это приведет к застою; если второе – культуре угрожают хаос и разрушение.

Средневековая культура.

Термин «средние века» весьма условен. Он возник в эпоху Возрождения, когда гуманисты разделили историю итальянского языка на древнюю (до 5 в.н.э.) и новую (эпоха Возрождения). Образовавшийся период в 10 веков (с 476 г. по 1492 г.) они назвали средними веками. Позднее этим термином стали обозначать в общественных науках период существования феодального общества в Европе. С 4 в. н.э. начинается «великое переселение народов». Варварские племена стали захватывать земли западной Римской империи. В V-VII вв. вожди варварских племен после ряда успешных завоеваний превратились в королей, создав королевства англов, франков, бургундов, лангобардов.

Культура средневековой Европы сформировалась под влиянием двух культурных традиций: позднеримской античной и варварской. Культурное влияние римского населения проявилось в том, что варварские королевства заимствовали административную, фискальную систему империи и римское право. На королевской службе находились образованные римляне, так как большая часть варваров была неграмотной. Романское начало вошло в европейскую культуру не как ядро, а как скрепляющий элемент: латинский язык стал общеевропейским до окончания процесса формирования национальных языков; общеевропейское значение приобрели основные правовые установления (влияние на Салическую правду франков), технические достижения (прежде всего в строительстве) военное искусство, и, конечно, христианство. Влияние варварского начала ярко прослеживается. Например, в средневековом европейском эпосе (Младшая и старшая Эдда).

Важнейшим социокультурным процессом раннего средневековья (5 – середина 11 вв.) стала ассимиляция друг другом германских и романских племен, складывание новых этнических общностей и народных говоров, диалектов ставших основой для формирования национальных европейских языков. Постепенно на территории Западной Европы сформировались две языковые группы: романская группа (испанский, итальянский, французский, португальский, румынский и молдавский); германская группа (немецкий, английский, норвежский, датский, шведский). Латинские корни сохранились в романских и германских языках. Например, название месяцев – март – месяц Марса, январь – месяц Януса и др. Формирование новых этнических общностей сопровождалось процессом образования устойчивых государств. В 800 году король франков короновался в Риме императорской короной, возникла Священная римская империя со столицей в г. Аахен. Культура периода правления Карла великого получила название Каролингского Возрождения. Культура эпохи Каролингов несла в себе ярко выраженный отпечаток античности. В империи Карла Великого стала быстро расти грамотность, создавались школы, возникли центры книгопечатания. Созданию книг придавалось особое значение. Возник единообразный упрощенный шрифт – каролингский минускул, благодаря чему книга стала более доступной для чтения. Сложилось несколько школ по оформлению книг.

Классическое средневековье (11 – 13 вв.) – это время, когда достигли полного расцвета все основные социокультурные институты: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов, отношения вассалитета внутри класса феодалов («феодальная лестница»), римско-католическая церковь с ее атрибутами и духовным, культурным и общественным влиянием. С X в. начались важнейшие социокультурные процессы: складывание городов, развитие ремесла, системы образования, зарождение первых схоластических форм науки. Основой экономического уклада был феодализм.

Средневековый человек чувствовал тесную связь с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря – это связь с родовым поместьем и замком, название которого присоединялось к его личному имени; для крестьянина с его деревней; для горожанина с городской общиной. Отсюда – огромное значение областей, сила местного патриотизма. Лишь к концу средневековья в умах людей крепнет сознание того, что бургундцы, туринцы, гасконцы, нормандцы –французы, а швабы, саксонцы, баварцы – немцы. В средневековье существует множество народностей, но еще нет наций.

Культура Средневековья, кото­рая основана на доктрине христианской религии, представляет собой христианско-религиозный тип культуры. Духовной доминантой социокультурного развития средневековья было христианство, которое зародилось в Древнем Риме. Первоначально в 1 в. христианство еще не знало церковной организации, но понятие «церковь» уже существовало и означало единение верующих в Иисуса Христа. Институт священства тогда заменяли сами апостолы. А позднее их ученики – проповедники, которые выходили из числа верующих и отличались харизмой (способностью к учительству, пророчеству). Самыми выдающимися харизматическими личностями, сыгравшими важнейшую роль в становлении христианской церкви были апостолы Петр и Павел. Павел (Савл) был первым миссионером, продвигавшим христианское учение за пределы сектантского движения, создавшим из христианства вненациональную мировую религию. Петр стоял у истоков формирования христианской церкви. Римские епископы, считавшиеся приемниками апостола Петра, веками трудились над усилением своего авторитета и влияния. Примерно с конца 5 в. они приняли на себя титул «римский папа», сосредоточив в своих руках не только духовную, но и в значительной мере и светскую власть над Римом и Италией. Папа Григорий I в конце 6 в. добился независимости от Византии. При поддержке франкского короля Пипина Короткого папа Стефан II создал в Центре Италии в 756 г. cобственное государство – Ватикан. Но в 10-м - середине 11 вв. в Италии наступает политическая анархия, папство приходит в упадок, а духовенство попадает в полную зависимость от светской власти.

Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в 6 в. Отцом-основателем монашества считается Бенедикт Нурсийский. Он написал монастырский устав, в котором изложил основные принципы монашеского движения: монахи должны отличаться скромностью, умеренностью, милосердием и, в то же время, вести активную физическую и духовную деятельность. После него монастыри стали центрами аграрного производства, мастерскими по изготовлению рукописей и яркими очагами духовной жизни. Борьбу за изменение жалкого положения церкви в период политической анархии возглавил монастырь Клюни в Бургундии в середине 11 в. Клюнийцы выступали за укрепление церковной организации и дисциплины; вели строгий контроль за имуществом церкви; развивали систему образования для священников. В Х- 11 вв. были созданы объединения монастырей с единым управлением – первые монашеские ордена (бенедиктинцы, цистерцианцы и др.). Крестовые походы 12-13 вв. породили полувоенные-полумонашеские организации – духовно-рыцарские ордена (госпитальеров, ианнитов, тамплиеров, тевтонских рыцарей). Руководители этих орденов подчинялись лично римскому папе. В начале 13 в. возникли нищенствующие ордена (францисканцев и доминиканцев), призванные бороться за чистоту христианского учения против еретиков и выступать миссионерами.

В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (греко-кафолическую или православную). Православие и католицизм с этого времени представляли собой два варианта религиозной христианской культуры. Рассмотрим отличия православия и католицизма (табл. 3).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.