Сделай Сам Свою Работу на 5

Социокультурный мир Древнего Востока.





Территориально Древний восток включает в себя Переднюю, Южную и Восточную Азию и Северо-восточную Африку. Культура населения Древнего Востока представлена рядом цивилизаций: древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, древними цивилизациями Месопотамии, Ирана, Сирии, Финикии, Палестины, Закавказья.

Хронологически история Древнего Востока охватывает огромный период времени – 4 тысячелетие до н.э. – первые века н.э.

Огромная территория и этническая пестрота населения Древнего Востока, на первый взгляд, делают невозможным разговор о единых закономерностях, присущих Древнему Востоку как региональному типу культуры. Однако в культуре древневосточных цивилизаций можно выделить ряд общих характерных черт и особенностей:

Древневосточные цивилизации сформировались в сходных климатических и природных условиях. Это плоскогорья с обширными степями и равнинами; низменности, прорезанные и орошаемые большими реками, либо прибрежные морские регионы. «Даром Нила» называют Египет; древнеиндийская культура сложилась в долинах двух великих рек – Инда и Ганга, древнекитайская – в бассейне Хуанхэ и Янцзы, шумеро-аккадская цивилизация связана с Тигром и Ефратом. Эти культуры Древнего Востока можно с уверенностью назвать культурами речных цивилизаций.



Технологической основой развития этих древних культур явилось ирригационное земледелие. Н.И. Вавилов во время путешествий по Востоку убедительно показал прямую связь возникновения цивилизаций от складывания эффективной системы поливного земледелия

Древнейшие культуры Востока имели ряд общих характерных черт и в области социальной жизни:

Древнейшие государства в рамках древневосточных цивилизаций сложились как номовые. Ном представлял собой город-государство, которой охватывал одну или несколько тесно связанных между собой территориальных общин, имеющих общую оросительную систему. Ном имел центр в виде храма главного местного божества, вокруг селилась администрация, сооружались продовольственные и материальные склады, склады оружия, здесь же сосредотачивались главные ремесленные мастерские. Все это для безопасности обносилось стеной, и образовывался город как центр маленького государства. К нему тяготела прилегающая сельскохозяйственная территория. Кроме главного города ном включал в себя несколько соподчиненных небольших общин-городов. Например, ном Ур с центром в городе Ур имел меньшие поселения Муру, Эреду. Древнейшими в Индии были города-государства Хараппской культуры - Хараппа и Мохенджо-Даро.



Для всех древневосточных цивилизаций было характерно деспотическое государство с развитым централизованным бюрократическим аппаратом. Аристотель в книге «Политика», анализируя различные формы государственной власти, впервые определил тиранию как деспотическую монархию и связал ее с Востоком, с Ахеменидской державой. Суть ее состоит в неограниченной власти правителя, отсутствие частной земельной собственности и правовых гарантий личности, произволом административного аппарата. Во всех древневосточных государствах чиновничество было привилегированным слоем общества. Особые права на занятие высокой должности давало образование. Например, в Древнем Китае овладение конфуцианской мудростью открывало путь к чиновничьей карьере. Древнейшая традиция сдачи государственных экзаменов дожила до эпохи династии Цинн (XIX в.). Существовали три ступени государственных экзаменов для будущих чиновников – уездные, провинциальные и столичные. Дворцовые экзамены на получение третьей ученой степени проходили под наблюдением самого императора. Сочинение соискателям предписывалось строить строго в соответствии с шаблоном. Вводный параграф должен был состоять из четырех-восьми строк из 24 иероглифов. Каждый параграф основной части сочинения должен начинаться определенными словами, отдельные слова должны писаться на определенной строке, в тексте должны были присутствовать цитаты из императорских указов. Всего сочинение должно включать не менее тысячи иероглифов. Выдержавшие дворцовые экзамены зачислялись в придворную академию. Академики выдвигались на высшие ступени чиновничьей иерархии, получали ответственные посты и титул « историка императорского двора».



В древних цивилизациях Востока сформировался тип власти-собственности. Все богатства в древневосточных государствах сосредотачивались в руках правителя. Собственность воспринималась, прежде всего, как государственная. Принадлежность к государственному аппарату означала приобретение определенных прав собственности. В трактате « Чжоули» ( «Чжоуские ритуалы») говорится : владения гунов имеют территорию в 500 ли в окружности и кормятся гуны с половины этой территории. Владения хоу имеют 400 ли в окружности, и кормятся они с трети ее. Владения бо имеют 300 ли в окружности и кормятся они с трети ее. Владения цзы составляют 200 ли и кормятся они с четверти ее. Владения нань составляют 100 ли и они кормятся с четвери этой территории. [3] Таким образом, чиновникам передавались лишь права на доходы с этих земель, а при вступлении на трон нового правителя эти акты дарения должны были возобновляться.

Для древневосточных обществ была характерна сакрализация власти правителя. Для культур Древнего Востока был характерен культ священного (харизматического) царя. В Древнем Египте царь представлялся одним из богов, был представителем от земли среди богов. Фараон был единственным официальным посредником между богами и людьми, единственным правомочным жрецом всех богов. Наделенный божественностью, правитель Египта обладал изменчивым характером божества: он мог слиться с другими богами, мог стать любым из них. В одном из древнеегипетских текстов фараон приравнивался к ряду божеств: «он - Сиа»- бог познания; «он – Ра» - бог солнца; «он – Хнум» - бог, сотворивший человечество на гончарном круге; «он – Бастет» - богиня-защитница; «он – Сехмет» - карающая богиня. Познание, высшая власть, сотворение народа, защита и наказание были атрибутами царя. Страна Египет и фараон, как сын Ра, были братом и сестрой и составляли обычную супружескую пару египетских божеств. Когда власть фараона ослабевала, египтяне считали, что фараона покинуло его божественное величество.

В цивилизациях Древнего Востока зародилась правовая культура. В Вавилоне в 18 веке до н.э. возник знаменитый свод законов царя Хаммурапи, состоящий из 247 статей судебника. В древнеегипетских документах эпохи Нового царства сохранились сведения о том, что в это время уже существовало кодифицированное право. В истории Индии известны законы Ману – сборник правовых норм, составленный предположительно в 5 веке до н.э. В Китае уголовный кодекс предусматривал довольно разработанную систему наказаний, полагавшихся за различные преступления: смерть, ампутация ног, отсечение носа, наложение позорного клейма в виде черной татуировки на лице и др. Этот уголовный кодекс, приписываемый легендарному царю древности – Му, содержал в себе 3 тысячи статей, которые образовали древнейший свод уголовного права.

Общество в древневосточных цивилизациях было этатистским. Этатистское общество – общество, в котором государственная власть пронизывает все стороны жизни общества. Пафос великодержавности звучит в строфах раннечжоуской оды из древнекитайской «Книги песен» («Шицзин»): «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!». В культуре Древней Месопотамии, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве высшей добродетели, ибо государство построено на безоговорочном подчинении власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью». Человек в Древнем Востоке стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий: власть старших в семье, государственная власть, общественные обязанности, божественная власть.

Для дервних цивилизаций востока была характерна резкая поляризация общества на аристократические слои, связанные с аппаратом государственной власти и простых людей, строгое закрепление социальных ролей. В Древней Индии эта черта выражается в сложившейся в ведийский период системе каст или варн. Сословное деление древней Индии нашло отражение в древнейших священных книгах – Ведах. Касты объединяли людей, связанных кровнородственным происхождением, общей профессией, общими религиозными обрядами и стоящих на одной ступени социальной лестницы. В Ригведе называются основные касты древнеиндийского общества, их происхождение связывается с легендарным первочеловеком Пурушей. Пуруша был принесен в жертву богам и при этом возник весь мир. Из уст Пуруши вышли брахманы, их основным занятием стало изучение священных книг, обучение людей и совершение религиозных обрядов, им принадлежали святость и истина. Символически брахманам соответствовал белый цвет. Первые кшатрии были созданы из рук Пуруши. Они должны сражаться и управлять, так как им принадлежат сила и мужество. Кшатриям соответствовал красный цвет. Люди третьей касты – вайшья – были созданы из бедер Пуруши. Им предписывалось заниматься сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Этой касте соответствовал желтый цвет. Представители четвертой, низшей касты – шудры – были созданы из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи, им было предопределено служить другим трем кастам. Этой касте соответствовал черный цвет. В Древнем Китае жесткое закрепление социальных ролей достигалось посредством исключительной роли традиций, обычаев, ритуалов. В зависимости от социального статуса каждому человеку предписывалось строго определенные нормы поведения, известные как «китайские церемонии». Строжайший церемониал касался, прежде всего, поведения и внешнего вида чиновников. Цвет одежды, ее материал, покрой и число пуговиц, фасон шляпы, цвет паланкина и число носильщиков, даже цвет зонтиков – все это было расписано по разрядам чиновников. Каждому разряду полагалась особая официальная одежда, различающаяся по четырехугольным нашивкам на груди и спине. Гражданские чиновники носили на халатах изображения птиц, военные – изображения животных. Халаты гражданских чиновников 1-го класса украшались белыми журавлями, военных чиновников – единорогами. Гражданские чины 2-го класса узнавались по изображению золотого фазана, военные чиновники – льва. Третьему классу соответствовали павлин (гражданские чины) и пантера (военные); четвертому – соответственно: дикий гусь и тигр; пятому – белый фазан и черный медведь, шестому – белая цапля и пятнистый медведь; седьмому – утка и леопард; восьмому – перепел и тюлень; девятому – сорока и носорог. Представители ученого сословия облачались в малиновые халаты. Китаец всегда знал, сколько и кому надо отдать поклонов, когда преклонить колени, как наклонить голову, как улыбнуться, как изменить голос. Считалось, что статус человека в Китае мог меняться, но оставались неизменными нормы поведения, характерные для определенного социального статуса.

Все древневосточные общества были традиционными обществами. Мировосприятие человека в традиционном обществе определялось мифом, магией, религиозными представлениями. Природа и общество воспринимались как единое целое, неразрывное и гармонично связанное. Наиболее ярко традиционализм просматривается на примере древнекитайской культуры. Одной из характерных ее черт является обращенность в прошлое, ориентация на прожитый опыт, отказ от новаций. Это выразилось в таком характерном приеме китайской культуры как цитирование – постоянное обращение к классическим образам, которые каждый новый автор переживал по-своему. Многие художественные приемы, стили, жанры в китайской культуре зародились в глубокой древности и сохранились до наших дней.

Все древневосточные цивилизации базировались на рабовладельческом способе производства. В истории Древнего Востока мы видим первое деление общество на классы рабов и рабовладельцев. Рабство существовало в культуре Древнего Востока не только как социально- экономический, но и как социокультурный феномен. Как отмечал П.А. Сапронов, «человек, признающий свое полное ничтожество в качестве человека, – раб»[4]. Такое «духовное» понимание рабства возникло в культурах древневосточных цивилизаций. В древневосточных культурах человеческое стало символом рабского, потому что среди людей присутствовал один сверхчеловек – божественный правитель. В этом смысле рабами считались и крестьяне, и ремесленники, и чиновники, и жрецы, и сановники, и царедворцы. Максимум достоинства, которое в праве был признать за собой раб – это преданность, исполнительность и благодарность за царские милости. У человека Древнего Востока еще не существовало четкого сформировавшегося представления о свободе человека.

Характерной чертой культуры Древнего Востока является информационность. В IV тыс. до н.э. в Шумере возникло древнейшее рисунчатое письмо. В Китае изобретение иероглифов приписывали легендарному Фу Си.

Особенности древневосточного искусства:

1. Тесно связано с традицией;

2. Существовала развития система художественных канонов, которая фиксировала устоявшиеся принципы и нормы культуры. Канон предписывал художнику схемы изображения животных и людей, правила перспективы и использования цветовой гаммы красок. Художественный эффект при этом достигался незначительным варьированием форм внутри канонической системы. Так в древнеегипетских рельефах и росписях человек изображался одновременно в фас (глаз, плечи, грудь) и в профиль (голова, ноги), что можно объяснить стремлением художника быть как можно более точным в передаче фигуры на плоскости.

3. Искусство Древнего Востока имело ярко выраженную связь с религией. Художественное творчество в культурах Древнего Востока имело магическое предназначение.

4. Магическая роль искусства была связана с представлением о неразрывном единстве человека с природой. Красота, воплощенная в искусстве, понималась не как результат духовных и материальных усилий художника, а виделась воплощением красоты природы. Красота природы может открыться мастеру в созерцании, путь к которому лежал через религию и философию.

5. Характерной чертой древневосточного искусства является символизм. Каждый элемент древнекитайской живописи символичен: сосна – символ долголетия; бамбук – стойкости и мужества; аист – одиночества и святости. Важнейшим символом всей древневосточной культуры является Солнце.

6. Искусство на востоке носило безымянный характер. Художник не стремился выразить собственную позицию, общественное и коллективное получало широкое сакральное значение.

7. Художественная культура древневосточных цивилизаций имела синкретический характер.

Таковы общие характеристики Древнего Востока как социокультурного мира.

Уникальные черты древневосточных цивилизаций. Народы, являвшиеся носителями древневосточных культур, принадлежали к различным этносам, говорили на языках различных языковых групп. Жители Месопотамии говорили на языках, близких прототюркским (шумеры) и семитским (аккадцы, аромеи); хеттский язык по ряду особенностей соотносится исследователями с индоевропейской группой языков. В Древнем Китае издавна обитали множество народностей, относящихся к тайской, тибето-бирманской, тюркской и монгольской. В Древней Индии создателями древнейшей культуры Хараппы и Мохенджо-Даро были дравидские племена. Во второй половине II-го тысячелетия до н.э. в Индию вторглись арийские (индоевропейские по языку) племена, внесшие глубокие изменения в культуру.

Каждая из цивилизаций имела свой способ летоисчисления: в государствах Двуречья годы соотносили с выдающимися событиями: войнами, гигантским строительством. В Египте счет лет велся по периодам царствования фараонов, летоисчисление возобновлялось с приходом новой династии. Поэтому история каждой древневосточной культуры имеет собственную периодизацию и хронологию.

Природная среда находила своеобразный отклик в культуре каждого народа. Рассмотрим специфику культуры Двуречья и Египта. В Месопотамии, как в Египте, человек сталкивался с теми же самыми великими космическими ритмами (смена времен года, неизменное движение солнца, луны и звезд), но он находил здесь элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Не случайно именно в Месопотамии сложился миф о потопе.

Каждая древневосточная цивилизация имела собственное неповторимое лицо и главную идею культуры. Например, культура Древнего Египта выражала протест против смерти. Чтобы спасти душу, по представлениям египтян, необходимо было спасти тело. Для этого тела мумифицировали и помещали в пирамиду. Священные тексты «Книги мертвых», высеченные на стенах пирамид, сопровождали душу в загробный мир. Идея мощного государства и неограниченной власти китайского императора воплотилась и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуана, включавшем подземный могильный дворец и более 6 тысяч глиняных фигур воинов, боевых коней и колесниц. В выполненных в натуральную величину и раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю.

Примерно в середине I тысячелетия до н. э. в культурах Древнего Востока формируются первые религиозно-философские и религиозно-этические мировоззренческие системы, в которых мифологические образы отступают на второй план. В то же время, религиозная догматика и культовая практика постепенно становятся в них самодовлеющими началами. Таковыми были древние религиозные учения Древнего Востока: ведизм, брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм.

Все древневосточные цивилизации оставили после себя уникальные артефакты материальной культуры. Египетские ремесленники искусно выделывали меха и кожу, обтачивали рог, кость, панцирь черепахи, раковины, изготовляли бумагу из папируса и тонкие ткани из льна; уникальным художественным материалом стал так называемый египетский фаянс. Некрополи Мемфиса сохранили свидетельства подлинно монументального величия эпохи (ансамбль первой ступенчатой пирамиды Джосера, ее зодчий Имхотеп позднее почитался как бог врачевания и как изобретатель способа кладки из тесаного камня; прославленные гигантские четырехгранные пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекерина, «охраняемые» каменным двадцатиметровым исполином – Большим сфинксом). В Фивах, на восточном берегу Нила, на территории современных Луксора и Карнака, сохранились величайшие храмы Древнего Египта. Шумеры создали древнейший героический эпос о Гильгамеше, изобрели клинопись и способы монументального строительства из глины и сырцового кирпича. Шумерская мифология была воспринята, дополнена и развита населявшими Месопотамию аккадцами, вавилонянами, ассирийцами. Расцвет Нововавилонского царства связывают с правлением Навуходоносора II (604 – 562 до н.э.). От этого времени сохранились знаменитые ворота богини Иштар, храм бога Мардука и зиккурат Этеменанки, известного в истории под названием «Вавилонская башня», даже развалины которого глубоко потрясли своим величием Александра Македонского. Богатейшее наследие Древней Индии представлено мифологическими эпопеями «Махабхарата» и «Рамаяна», драмами знаменитого поэта 4 – 5 вв. Калидасы, древнейшими текстами Вед, памятниками Аджанты. Фундамент богатой и самобытной культуры Китая был заложен в древний период. Во втором тыс. до н.э. в Китае возникла иероглифическая письменность, было изобретено 6розовое литье, заложены основы градостроительства. Выдающимся памятником древнекитайской архитектуры является Великая Китайская стена.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.