Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурные сценарии деятельности: труда, учебы, досуга, общения.





Человечество живет в пространстве культуры. Но жизнь человека сама по себе не является феноменом культуры. Не случайно Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд рассматривали жизнь и культуру как противоположности. Человеческой жизнь становится тогда, когда принимает определенные культурные формы. З. Фрейд писал: «культура есть то, в чем человеческая жизнь поднялась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных». Культура усмиряет враждебные животные инстинкты человека и направляет жизненную энергию человека в разумное русло, определенным образом программирует жизнедеятельность людей. Такие программы получили название сценариев. В рамках культуры формируются культурные сценарии – это эталонные программы жизнедеятельности, которые задаются людям социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и идеалами, нормами и правилами поведения.

Культурные сценарии очень разнообразны. Есть сценарии, предназначенные для реализации их какими-то более или менее сплоченными группами людей (общинами, организациями, государствами), и сценарии поведения отдельной личности. Э. Берн ввел понятие жизненного сценария – индивидуального сценария, в соответствии с которым личность организует ход своей жизни. Выбирая профессию, каждый человек вписывается в определенный культурный сценарий. Этот выбор во многом определяет жизненный сценарий человека.



Культурный сценарий может воплощаться в «миссии», которая возлагается на тот или иной институт культуры: например, миссия Ульяновского технического государственного университета. Существуют некоторые типовые образцы культурных сценариев жизни, которым следуют люди, обитающие с детства в определенной социокультурной среде – эталонные сценарии жизни крестьянина, аристократа, ученого, бизнесмена и т. д., по которым строятся их жизненные планы.

Важное место среди культурных сценариев занимают сценарии деятельности. Они предопределяют в общем виде характер, цели, нормы деятельности людей в какой-либо области жизни. Первостепенное значение в повседневной жизни людей имеют сценарии, определяющие культуру труда, учебы, отдыха, общения.



Культура труда. Правильнее называть эту область культуры организация труда. Сфера организации труда представляется весьма далекой от культуры. Но на самом деле она является ничем иным как культурным сценарием трудовой деятельности. Если организация труда соответствует лучшим образцам, имеющимся в мировой практике, это означает его высокую культуру, а если не соответствует – низкую. Однако попытки создать универсальную теорию организации труда не увенчались успехом, потому что существует специфика разных областей трудовой деятельности, исторических условий, социокультурных особенностей общества.

Культура труда в различные исторические эпохи имела собственные характеристики.

В первобытности зародились основные виды трудовой деятельности – охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло. Первой культурной нормой в организации труда стало разделение труда (половозрастное разделение труда; отделение ремесла от земледелия; выделение скотоводства в самостоятельную отрасль). Особенностью первобытной культуры труда было закрепление всех трудовых процедур, навыков, приемов и способов труда в форме ритуалов и придание им магического истолкования. В любой мифологической системах народов мира найдется божество, покровительствующее земледельцам, скотоводам, охотникам, торговцам, мореплавателям и др.

На более поздних стадиях общественного развития разделение труда усложняется, выделяются узкоспециализированные специалисты. В средневековой Европе возникла система цеховой организации ремесленного труда. Мастера следовали строгим нормам, регламентирующим процесс производства и свойства производимого товара. Внутри цехов складывалась определенная социальная иерархия. В конце средневековья появились мануфактуры, на которых сложные трудовые операции раскладывались на более мелкие элементарные операции, не требовавшие высокой квалификации. Но уровень мануфактурного производства требовал более четкой организации коллективного труда. Разложение сложных трудовых операций на элементарные позволило постепенно заменять ручной труд простыми машинами.



Переход к индустриальному обществу ознаменовал революцию в культуре труда. Появился новый социальных слой – наемный рабочий, который должен был обладать профессиональной квалификацией, знаниями, соблюдать трудовую дисциплину, соизмерять ритм своих действий с работой машины. Важнейшим показателем культуры труда становится степень технической оснащенности рабочего места. Повышается роль управленцев (иженеров, менеджеров) Культура труда делается предметам их особых забот. Сценарии трудового процесса приобретают облик четких технологических схем. В 19 в. появляются специальные работы, посвященные научной организации труда. Американский инженер и исследователь Ф. Тейлор разработал систему управления производством, направленную на интенсификацию труда и повышение его производительности. Его система предусматривает хронометраж и нормирование времени осуществления отдельных операций, стандартизацию орудий и приемов труда, введение поточных линий и конвейеров, научное обоснование функций работника, режима работы и т. д. Большое внимание Тейлор уделял тому, чтобы оплата труда стимулировала его интенсификацию. Эти идеи получили развитие во многих последующих разработках научной организации труда. В процессе развития индустриальной культуры труда все более явственно обнаруживается ее внутренняя противоречивость. Человек все больше превращается в придаток машины, в безжалостно эксплуатируемую «рабочую силу». Происходит отчуждение работника от процесса и результатов его деятельности. Борьба трудящихся за улучшение своего положения, с одной стороны, и необходимость иметь квалифицированных работников – другой, способствуют повышению их жизненного уровня. Однако отчуждение остается непреодоленным и доныне.

С середины XX века культура труда на производстве тесно связана с авматизацией, освобождением работника от выполнения как физической, так и однообразной, рутинной умственной работы. Вместе с тем направлением совершенствования культуры труда становится требование его гуманизации. Это обусловливается как развитием культуры постиндустраильного общества, так и недостаточной эффективностью методов внешнего принуждения и контроля в условиях автоматизации производства. Современная культура труда требует от работников внутренней ответственности за свою работу и самоконтроля. К необходимым признакам высокой культуры труда в настоящее время относят: эффективную систему материального и морального стимулирования работников, поощрение их инициативы, заботу об улучшении условий труда и быта работников, создание благоприятного психологического климата в коллективе, установление «человеческих отношений» между администрацией и рабочими и т. п. Отсутствие же таких признаков расценивается как недостаток культуры труда на предприятии.

Культура умственного труда.Бурное развитие информационной техники во второй половине 20 в. привело к существенным переменам в культуре умственного труда. Произошел информационный переворот, связанный с его компьютеризацией. С помощью персональных компьютеров становится возможным выполнять многие виды работ (например, бухгалтерское делопроизводство, теоретические исследования, проектно-конструкторские работы, управление автоматизированными техническими системами). Развивается сеть работ, выполняемых не в офисе, а на дому, получая необходимые данные и пересылая результаты работы по компьютерной сети. Это, вероятно, приведет в скором будущем к широкому распространению новых форм организации труда в учреждениях и на предприятиях: без ежедневного сбора работников в одно помещение, со свободным, индивидуально определяемым распределением времени работы и отдыха, с безбумажной технологией и т. д. Компьютеризация является важнейшим направлением развития культуры труда. Однако ученые не без основания указывают на то, что компьютеризация может стать фактором дегуманизации не только труда, но и всей жизни человеческого общества, если переложить на компьютеры решение проблем, связанных с судьбами людей. Не следует упускать из виду и негативные стороны работы с компьютером (усталость глаз, нагрузку на головной мозг, увеличение «сидячего» образа жизни, вредное воздействие на психику). В работе с компьютером еще более настоятельно, чем в докомпьютерный век, требуется выполнять общие правила гигиены умственного труда (режим, правильный выбор рабочей позы, удобная организация рабочего места, нормальное питание, активный отдых и пр.).

Управленческий труд.Особое внимание в деловом мире стали в настоящее время привлекать проблемы организации управленческого труда. Управленцам приходится воспринимать огромный объем информации, принимать решения по разнообразным вопросам, контролировать сроки и качество их исполнения, разбираться с жалобами, улаживать конфликты. Эффективно справиться со всеми многочисленными и разнообразными обязанностями можно лишь при достаточно высокой культуре управленческого труда. Она предполагает разработку и умелое проведение в жизнь сценария управленческой деятельности, предусматривающего рациональное планирование времени, делегирование полномочий подчиненным, подбор надежных помощников, создание вокруг себя атмосферы доверия и ответственности и многое другое.

Большое значение имеет стиль руководства. Принято различать два основных стиля: демократический и авторитарный. В современных условиях более предпочтительным считается демократический стиль. Но стиль руководства должен соответствовать как личностным особенностям руководителя, так и обстоятельствам, в которых он работает. П. Герсей утверждал, что стиль должен варьироваться в зависимости от качеств персонала. Из этих качеств необходимо учитывать: степень умения, способности выполнять работу хорошо и степень усердия, старательности, желания хорошо работать. Он предложил четыре модели стиля руководства (и соответственно четыре сценария управленческой деятельности):

директивный стиль – при неумелом и неусердном персонале; управление с помощью приказов и указаний;

тренирующий стиль – при неумелом, но усердном персонале, управление с помощью обучения и разъяснений;

стимулирующий стиль — при умелом, но не усердном персонале; управление с помощью поддержки и привлечения к соучастию в выработке решений;

делегирующий стиль – при умелом и усердном персонале; управление с помощью делегирования полномочий и предоставления самостоятельности.

Высокая культура труда, отвечающая потребностям постиндустриальной экономики (при сохранении национальных особенностей), возможна только там, где эта экономика сложилась.

Культура учебы.Всякий труд требует обучения. Чем сложнее труд, тем сложнее и дольше процесс обучения ему. В истории человеческого общества культурные сценарии учебы постепенно усложнялись и совершенствовались:

Обыденно-практическое обучение стало исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса, сценарий которого не предполагает специальной организации учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших в процессе решения своих трудовых задач, не отвлекаясь на организацию учебы как особого дела. В первобытных племенах ритуалы инициализации юношей служили своего рода экзаменами на «аттестат зрелости»: успешно выдержавший испытания юноша считался полноправным членом племени, способным участвовать в его делах наравне со взрослыми. В натуральном крестьянском хозяйстве дети с раннего возраста постепенно овладевали знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы заниматься земледелием и животноводством, охотой и рыбной ловлей, крестьянскими ремеслами и домоводством. Обыденно-практическое обучение и сейчас сохраняется там, где труд не требует специального образования, и овладеть его секретами можно просто путем наблюдения и подражания старшим в домашних условиях (так обычно с детства происходит приобщение к домашнему труду).

Демонстративное обучениевторая форма учебного процесса, исторически складывавшаяся по мере усложнения задач учебы. В ней обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя. Учеба становится самостоятельным, специфическим видом деятельности. Сценарий демонстративного обучения требует от учителя педагогических навыков и методических приемов. От ученика требуется лишь точное повторение действий учителя, а не понимание того, что и почему надо делать. Сначала демонстративное обучение возникло в области ремесел и прикладного искусства, а затем распространяется и на другие занятия. Демонстративное обучение господствовало в средневековой Европе: в ремесленных цехах, в монастырских школах и университетах. В той или иной мере демонстративное обучение входит в учебный процесс и сегодня. Демонстративное обучение имеет ряд преимуществ (наглядность) и минусов (ученик ставится в позицию пассивного объекта обучения, индивидуальные особенности личности учащегося существенного значения для действий учителя не имеют).

Развивающее обучениеболее совершенная форма учебного процесса. Оно связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся. Сценарий учебного процесса здесь ориентирует учителя не только на показ, но и на объяснение, а ученик должен не просто повторять и запоминать, а понимать изученный материал и самостоятельно выполнять упражнения. Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу учащегося. Развивающее обучение в том или ином виде сейчас является наиболее распространенным в системе образования. Сценарий развивающего обучения предполагает, что учитель не просто учит, но и разжигает у ученика интерес к знаниям, любознательность, охоту к учебе. «Учиться можно только весело, – говорил герой романа Анатоля Франса.– Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Но и в развивающем обучении учитель остается центральной фигурой сценария учебного процесса.

Креативное обучение.В 20 в. постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обучения предполагает «штучный подход», индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся. Во главу угла ставится задача развития способностей учащихся к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действий. Главным фактором креативного обучения является инициативность учащихся. В креативном обучении учебный процесс превращается в совместную работу учителя и ученика. Он организуется как форма естественного, живого контакта полноправных партнеров, заинтересованных друг в друге и в деле, которым они вместе занимаются. Креативное обучение – это и обучение творчеству, и сама по себе творческая деятельность. Огромное значение при этом приобретает личность педагога. Он должен быть яркой, талантливой личностью. В креативном обучении происходит как бы возврат к тому, что было характерно для начального обыденно-практического обучения: учебный процесс сливается с жизнью, становится совместной жизнедеятельностью учителя и ученика. В то же время креативная форма обучения синтезирует в себе методы всех предшествующих форм.

Культура досуга.Досугом называется свободное от работы время. Досуг есть отдых, а отдыхать – значит, как сказано в классическом Толковом словаре В. Даля, «покоиться после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами». Поэтому культурные сценарии досуга являются сценариями бездеятельности. Противопоставление досуга работе (труду, делу), конечно, имеет свое оправдание. Однако и пассивный, бездеятельный отдых является разновидностью культуры досуга. Человек может отдыхать более активно, заполняя время досуга какими- то занятиями, доставляющими ему удовольствие: чтением, просмотром телепрограмм, встречами с друзьями, посещением музеев и театров. Это обычно и называют «культурным отдыхом». Если бы досуг всегда проводился в пассивной форме, то духовная жизнь людей протекала бы на крайне примитивном уровне. Развитие культуры при этом шло бы очень медленными темпами, если бы вообще было возможно. Для того чтобы она развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.

Досуг как условие развития культуры.В первобытных племенах, где все были в равной мере заняты физическим трудом, для досуга и для развития духовной культуры, времени оставалось мало. Важнейшим шагом, ускорившим ее развитие, было отделение умственного труда от физического. Первыми людьми, частично или полностью освобожденными от производительного физического труда были вожди, шаманы, жрецы. Они и становились основными хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций. С переходом к классовому обществу темпы роста культуры значительно возрастают. Расслоение общества на бедных и богатых привело к тому, что небольшая верхушка неработающих состоятельных собственников получила возможность иметь много досугового времени. Выделение слоя богатых собственников имело двоякие последствия. Во-первых, они сами стали на досуге заниматься искусством, философией, наукой и т. д. Во-вторых, они могли тратить деньги на оплату творческого труда, делать заказы архитекторам, художникам, музыкантам, писателям, покупать продукты их творчества. Это позволило добывать хлеб насущный не только трудом, создающим материальные блага, но и трудом, создающим духовные ценности. Духовное производство стало превращаться все в более обширную область приложения труда. В наши дни трудом, связанным с созданием, сохранением, распространением духовных ценностей, живет в развитых странах значительная часть населения (30-50%). Для людей, профессионально занятых духовным творчеством, работа есть то, что у других является досугом. Крестьянин, украшая свою избу деревянной резьбой, занимается этим на досуге. Художник- профессионал делает подобные вещи в свое рабочее время. Но творческий труд отличается тем, что требует полной самоотдачи. Он продолжается в уме творца и тогда, когда тот, казалось бы, отдыхает. Поэтому у людей творческого труда зачастую стирается грань между работой и досугом. Физик А. И. Китайгородский в своей книге «Реникса» рассказал, как однажды дома он, обдумывая какую-то научную проблему, услышал шепот соседского мальчика, пришедшего к его сыну: «Тише, твой папа спит...» На что его сын ответил: «Нет, что ты! Раз он лежит в кресле и у него закрыты глазки, значит, он работает».

Вместе с тем для развития культуры необходимо, чтобы и у потребителей, т. е. тех, кому нужны вырабатываемые творцами духовные ценности, был досуг, и притом досуг активный, т. е. чтобы после работы у них оставались бы силы для «культурного отдыха».

Можно выделить несколько типичных сценариев досуга в современном обществе:

1. Отсутствие отдыха. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. В такую ситуацию люди попадают либо из-за трудных жизненных обстоятельств, либо из-за того, что становятся «трудоголиками». Долго жить в подобной ситуации опасно: дело может кончиться нервным срывом и серьезными заболеваниями.

2. Будничное безделье. После работы – бездумное, беззаботное и бесцельное времяпрепровождение (лежание на диване, домино, карты, футбол, болтовня с приятелями, телевизор, легкая музыка, дискотека, любовное свидание). Эта форма проведения досуга дает отдых и разрядку, позволяет человеку восстановить силы для нового рабочего дня. Но о росте культурного кругозора тут говорить не проходится.

3. Домашняя работа. Поскольку большая часть хозяйственных забот по дому падает обычно на плечи женщин, это значительно сокращает их досуг. Следствием этого может быть накапливающаяся годами усталость, подрывающая здоровье, а также интеллектуально-культурное отставание жены от мужа, который имеет больше времени для повышения уровня своего культурного развития.

4. Праздник. В широком смысле слова праздником может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся распорядок и создает приподнятое настроение. Наиболее ярким выражением праздничной стихии является карнавал. По М. М. Бахтину, карнавал есть кратковременный «бунт против культуры», санкционированная культурой форма нарушения культурных норм. На карнавале, да еще под маской, можно отступить от многих надоевших правил «обычного» поведения и делать то, что в будни вызвало бы суровое осуждение. В результате происходит разрядка, сброс долго копившегося напряжения.

5. Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне его служебных обязанностей. Переключение на другой вид деятельности оказывает положительное воздействие на мозг и нервную систему.

Неоценимые возможности для полноценного отдыха открывает приобщение к миру искусства. Распространенной формой досуговых занятий являются хобби (увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время). Обычно в подобных увлечениях деятельность ведется на любительском уровне, но многие достигают высокого профессионализма.

6. Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях «ненормированного» рабочего дня. Они могут перемежать отдых с трудом так, как считают удобным, включать его в структуру своей деятельности (например, проводить деловую встречу на пикнике). Но платой за это является то, что ответственность и забота о деле сопровождают человека повсюду. Стирание грани между работой и отдыхом является характерной особенностью творческого труда.

Формы отдыха людей зависят от возможностей, которые у них имеются в данных социальных условиях. Но в пределах этих возможностей каждый волен сам решать вопрос о том, как проводить ему свой досуг и какой способ отдыха ему лучше всего подходит.

Культура общения.Вступая в общение, люди «настраиваются» на взаимодействие друг с другом. Каждый хотя бы в приблизительном виде представляет, что и как он скажет или сделает, какова будет реакция других на это, его собственная реакция на эту реакцию, и т. д. Представления такого рода образуют индивидуальный сценарий общения. Может показаться, что индивидуальные сценарии общения строятся совершенно произвольно. Однако в основе индивидуальных сценариев лежат некоторые типовые культурные сценарии общения. Среди них есть и сценарии, определяющие способы, цели, формы общения, принятые в какой-то группе или субкультуре, и сценарии более общего типа, выраженные в общекультурных нормах и правилах общения. Такого рода общекультурные сценарии представляют собою то, что называют культурой общения.

В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта:1) внешний, ритуальный, «этикетный», и 2) внутренний, социально-психологический. Первый аспект определяет «внешнюю культуру» человека. Он выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать. Например, нельзя громко разговаривать в общественном месте; нужно уступать место пожилым людям в транспорте и др. Второй аспект предполагает наличие «внутренней культуры» человека.

К основным нормам «внутренней культуры» относятся следующие требования:

1. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе («Золотое правило нравственности»). Этот принцип возник в середине первого тысячелетия до н.э. независимо друг от друга в разных культурах: древнекитайской (Конфуций), буддийской (учение Будды), древнегреческой, христианской, культуре Нового времени («категорический императив» И. Канта)).

2. Выполняй свои обещания, договоренности и обязательства. Древние римляне выражали это требование в виде принципа: «Договоры должны исполняться», который был принят на Карфагенском соборе и лег в основу международного права в 483 г.

3. Будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.

Культурный человек строит общение по сценариям, предполагающим единство и согласованность внешней и внутренней культуры. Когда «внутренняя культура» не находит выражения во «внешней культуре», это может привести человека к поступкам, ставящим его в неловкое положение и способным даже вызвать неприязнь к нему. Его в таких случаях считают «невоспитанным», «неотесанным», ведущим себя «неприлично». Оплошности против светского этикета, которые совершались разбогатевшими людьми, проникшими в высшее общество, презрительно оценивались аристократами как «дурное поведение», «моветон»; а русские крестьяне в прошлом веке с недоверием относились к интеллигентам, которые «шли в народ», селились в деревне с благородным и искренним стремлением принести в нее просвещение. В подобной ситуации нередко оказываются люди, попавшие в инокультурную среду. Писатель Илья Эренбург в своих мемуарах рассказывал, что в Японии его считали не особенно культурным человеком, потому что он часто нарушал приличия. Например, он не обнюхивал собеседника, тогда как у японцев было принято, встречаясь, тщательно нюхать друг друга: вдыхать аромат – значит, по-видимому, показывать, как приятен собеседник. А однажды, вспоминал Эренбург, его переводчик вскрикнул от ужаса, увидев, что жена писателя вошла в комнату, не сняв туфли.

Выделяют следующие виды общения (рис. 1):

 

 

 

Рис. 1.

 

Анонимное общение.Это кратковременный контакт между незнакомыми людьми, например на улице, в городском транспорте. Сценарии анонимного общения на улице требуют соблюдения правил движения: держаться правой стороны, уступать дорогу встречным переходить улицу по сигналу светофора и т. д. Главное в анонимном общении – доброжелательное отношение к людям.

Функциональное общение.Оно имеет место тогда, когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных с их социальными ролями. Это типичная форма деловых отношений. В этом случае отношения между ними определяются правами и обязанностями, соответствующими их ролям. Функции, права, обязанности – это все «прикреплено» не к личности как таковой, а к социальной позиции, которую она занимает. Функциональное общение по своей сути не требует личностной эмоциональной вовлеченности. Чиновник, следуя законам, инструкциям и т.п., в принципе должен быть в известном смысле «бездушным формалистом». Поэтому в сценариях функционального общения на первом месте стоят интересы дела, а не личности собеседников. Но выполнение служебных задач никоим образом не освобождает чиновника от общих норм культуры, от доброжелательности к людям.

Приятельское общение.Это неформальное общение достаточно хорошо знающих друг друга людей, которых связывают какие-то общие дела, интересы или просто желание сохранить сложившуюся в прошлом (например, в школе) связь. Приятельское общение является неформальным, поскольку сценарии его не требуют обязательного соблюдения принятых в обществе правил этикета. Нарушение этикета – это знак близости. Например, в дворянской среде было принято неформальное обращение к близким людям без отчества (княжна Марья, князь Иван). Но и в сценариях приятельского общения предполагается выполнение определенных норм поведения. Обычно в каждом кругу приятелей складываются свои обычаи, формы обращения друг к другу, способы проведения досуга.

Интимное общение.Основой этого общения являются личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокая душевная близость. Основные типы отношений, с которыми связано интимное общение, – это дружба и любовь. Дружба –это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Дружба во все времена и во всех культурах почиталась как величайшая ценность. Однако сценарии дружеских отношений исторически менялись. В первобытных общинах существовала ритуальная дружба, символически приравниваемая к родству. Например, у дагомейцев каждый мужчина был обязан иметь трех друзей — «братьев по ножу», с которыми он породняется при инициации. Дружба как «побратимство», ритуально скрепленное обменом нательными крестами, описывается и в русских былинах. В Древней Греции дружба противопоставлялась родственным отношениям и строилась на свободном выборе друзей в ходе совместной деятельности. Друзьями Одиссея Гомер называл его соратников. Во времена Сократа подчеркивали важность эмоциональной и духовной близости дружеских отношений. В средние века дружеские связи устанавливались между людьми, занимающими одну и ту же ступень социальной иерархии: рыцарская дружба, «молитвенные братства» и пр. Гуманисты эпохи Возрождения воспевали духовную дружбу, основанную на интеллектуальном общении. В век Просвещения на первый план выдвигалась нравственная сторона дружеских отношений. В общественном сознании утвердилась мысль, что дружба может связывать людей из разных слоев общества, что дружеские чувства важнее происхождения и социального ранга. В литературе воспевается идеал романтической дружбы, в которой друзья готовы друг ради друга выдержать любые испытания, вплоть до смерти. В XIX в. этот романтический накал ослабевает.

У Пушкина есть строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен...

И есть размышления совсем другого рода:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

В современную эпоху дружба остается социальной и нравственной ценностью, но отношения, которые именуют «дружескими», имеют множество градаций и оттенков. Опросы мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет, проведенные психологами М. Аргайл и М. Хендерсон в Англии, Италии, Японии, Гонконге, показали, что есть некоторые неписаные правила дружбы, одинаково признаваемые в разных странах. Этот неписаный «кодекс дружбы» включает в себя следующие правила:

• Делиться новостями о своих успехах*;

• Оказывать эмоциональную поддержку*;

• Добровольно помогать в случае нужды*;

• Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе*;

• Быть уверенным в друге и доверять ему*;

• Защищать друга в его отсутствие*;

• Возвращать долги и оказанные услуги;

• Быть терпимым к другим его друзьям;

• Не критиковать друга публично;

• Сохранять доверенные другом тайны;

• Не ревновать и не критиковать посторонние личные связи друга;

• Не быть назойливым, не поучать;

• Уважать внутренний мир и автономию друга.

К самым важным опрошенные во всех странах относили шесть первых правил, которые помечены «звездочками».

Любовь (имеется в виду половая любовь). Веками мудрецы ведут споры о том, что такое «любовь»? Как выразился знаменитый остроумец XVII в. Ларошфуко, «истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел». Под любовью понимают – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

При всей своей исключительности и неповторимости любовь подчиняется, так же как и дружба, существующим в культуре сценариям. Даже сексуальное влечение принимает культурно обусловленные формы. Во многих примитивных культурах вводился запрет на половые сношения на время важных коллективных дел: видимо, чтобы избежать конфликтов, рождавшихся в условиях беспорядочных половых связей. Еще в недавнем прошлом сваны в Грузии, пигмеи в Африке, моту в Новой Гвинее соблюдали обычай воздерживаться от половых сношений в ночь перед охотой, а меланезийцы даже в течение нескольких недель. В Индии сложилась система эротических наслаждений, изложенная в «Камасутре».

Христианство провозгласило духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами, между человеком и миром. Духовная любовь стала рассматриваться в христианском учении как высшая ценность для всех людей. В любви между мужчиной и женщиной стали видеть лишь частное проявление любви как высшего блага, дара Божьего.

Культура облекает различные варианты любви в одежды ритуалов и ролевых норм, которые программируют как поведение участников любовного действа, так и реакцию общества на это поведение. Сценарий рыцарской любви в Средневековье предполагал ее публичную демонстрацию: исполнение серенад под окном дамы сердца, посвящение ей побед на турнирах, но более тесное духовное и физическое общение при этом было совсем не обязательным. А вставая на путь любовных приключений, описанных Боккаччо в «Декамероне», можно было идти на любые хитрости ради физического обладания предметом страсти, но сам факт этого обладания надлежало держать в секрете. В протестантских общинах любовь, наоборот, не мыслилась иначе как в рамках брачных уз; в любовном общении ценились порядочность, верность супружескому долгу, забота о благополучии семьи.

С конца 19 в. «проблема пола» стала одной из модных тем, где развернулась критика «буржуазного лицемерия». 3. Фрейд выдвинул идею о том, что вся человеческая культура возникла как результат сублимации либидо, т. е. переноса сексуальной энергии в сферу творческой деятельности.

Стремление освободить любовь от культурных ограничений проявилось в так называемой «сексуальной революции» 20 в. «Сексуальная революция» выразилась в «раскрепощении секса», поиске новых форм семьи и пр. Однако к концу века оказалось, что, хотя нормы тендерного поведения заметно изменились (половая мораль стала более либеральной, внебрачные связи более распространенными, вопросы секса более открытыми), опасения, что это приведет к разрушению идеалов любви и сведению ее к «голому сексу», были напрасными. Любовь не исчезла, но секс перестал быть чем-то оскверняющим ее. Социологические исследования показывают, что «сексуальная революция» не ослабила веру в существование «большой, настоящей любви». Выбор идеала любви обусловлен полем выбора, который предоставлен конкретной личности конкретной культурой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.