Сделай Сам Свою Работу на 5

Миф как феномен культуры; основные функции мифа





Мифы – главное достояние первобытной общины. Миф – отражение самого главного в жизни. В мифах: сначала хаос àпотом космос. Это отражение т ого, что сначала появился космос. Без космоса невозможно заметить хаос.

Миф: - сокральный (идеальные сущности)
- профарный (материальный)

Мифы создаются отдельными людьми.

Функции мифа:

1.Он выражает, возвышает и кодифицирует верования;
2. Он защищает и налагает моральные принципы;
3. Он гарантирует действенность ритуальной церемонии;
4. Предлагает правила для практической жизни;
5. Он живая реальность, к которой человек постоянно обращается, а не лишенная содержания выдумка;
6. Он представляет собой не абстрактную теорию и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости.
7. Мифы служат выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная.
8. Мифы определяют ежедневное существование и судьбу человечества.

На первобытной стадии был только миф. Со временем из мифа вышло все.

Мифы – результат абстрактной работы ума.

Миф включал в себя все что нужно для выживания коллектива. Первый способ организации – миф!



Пример: Греция.

Государство управлялось мифами. Зачем людям миф? Недостаток информации + личная заинтересованность в чем-либо. Мифотворчество – домысливание, ведь без создания обнадеживающего образа мы не сдвинемся с места.

3 способа понимания мифа:

Миф – древнее предание, обычно вымышленное (не история);

Миф – происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому понятию);

Миф – особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.

Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм – племя отожествляет своих предков с некоторыми животными. Фетишизм – обожествление предмета и наделение его демоническими силами.

Так что же такое мифология? Сказка для взрослых? Почему так называемые «взрослые» не могут расстаться с героями мифов, не могут их оставить в далеком-далеком детстве и время от времени возвращаться к образам, созданным несколько веков назад? Отчасти в этом виноваты исторически сложившиеся традиции, и мы по неволе вспоминаем имена мифологических героев, употребляя в жизни те или иные слова или крылатые выражения. Мир современного человека наполнен именами и понятиями, пришедшими к нам их «сказок древности». Многие крупные торговые компании устанавливают перед сходом в здания фирм статуи Гермеса, как бы испрашивая его покровительства. Изображения мифологических существ часто используется в современной геральдике. В символах Всемирной организации здравоохранения, Американской медицинской ассоциации используется посох Асклепия. Грифон стал одним из королевских символов Англии, символ банка «Мидланд Банк», присутствует на символах автомобильной компании «Сааб» и «Воксхолл». Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, в годы. Второй мировой войны был утвержден как отличительный знак воздушных британских войск. Феникс в качестве эмблемы был выбран Елизаветой первой и шотландской королевой Марией.



Феномен мифа состоит в том, что он объединил в себе историю (документальную) и художественное произведение. Дело в том, что не все 100% фактов и вообще информации в мифе – это точное, хронологически верное повествование. Авторы позволяли себе изменять, приукрашать события. С помощью этого понятия «миф» и дошла до наших дней.

В понимании человека миф зачастую – это что-то негативное. Однако без мифа человек жить не может. Нельзя упорядочить хаос, если не создать обнадеживающий образ неизвестного. Таким лишь образом можно расширить космос. Обладая мифотворческой энергетикой можно создать себе миф, который поможет упорядочить хаос.



Миф пробуждает энергию действия в интересах автора мифа, следовательно, не всегда стоит доверять чужим мифам. На первобытной стадии развития человека следование мифу было единственной формой поведения. А сейчас уже нет.

 

Миф – способ проявление архаического сознания, этапы на пути эволюции человека. Везде (у всех народов сначала был хаос). Образ появляется после понимания космоса. Хотя хаос раньше космоса. Чтобы понять, что есть хаос – нужно сравнить с точкой опры: с космосом. 1.Хаос 2. Творение. Упорядочивание мира – название и обозначение вещей. Бог делает их фактом культуры. Хаос в наше время – это информация о порядке, который мы все еще не знаем. Определение мира – в сказках. 1ый шаг постижения мира – отождествление.

Ночное происхждение мифа – ночью нет света → нет жестов, вся гамма переживаний в интонации и словах. В космосе изначально появляются божественные существа. В расском человек = смертный (кто ни умирает – тот не человек). Признаки человека: смертность, плодородие, множественность. Обряд инициации – проверка на «аттестат зрелости». Мнимая смерть – док-во, что человек смертен.

Миф - способ организации коллективной жизнедеятельности. Изначально мифом являлось словесное повторение жизнедеятельности общины; жизненно необходимые, коллективно вырабатываемые и регулируемые формы мышления. Миф возник в период формирования речи, слова как способа общения. С помощью мифа осуществлялось воздействие складывающегося общества на человека и таким образом осуществлялось принуждение его к определенным нормам мышления и поведения→ в мифе была очень сильна объединяющая/регулятивная функция и стремление воздействовать на человека словом, а не делом. Далее добавляются информативная (сохранение накопленного обществом знания) и объяснительная (выстраивание определенной картины мира) функции. Коллективное сознание, господство которого осуществлялось в мифе, может быть названо мифологическим сознанием. Главной особенностью его является нерасчлененность, неразделенность, что характеризует неразвитое состояние человеческого сознания и психики.Из мифов возникала религия, искусство, философия, наука. Способность человека к мифотворчеству и потребность в нем сохраняются на всем протяжении культурно-исторического развития. Миф как бы заполняет пустоты в исторически меняющемся сознании и тем самым как бы германизирует его. Потому в определенном смысле миф как феномен культуры обеспечивает целостность всей системы культуры. Отличие от сказки: в сказке герои = символы, в мифе образы = образы. Обращаемся к мифу, т.к. недостаток информиции+личная заинтересованность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.