Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные центры и направления развития клиометрии в отечественной и зарубежной историографии.





Метод и его структура. Типология методов и основные сферы их применения.

Метод –это спосб познания\изучения исторической реальности.

Говоря о методе, следует его харктеризовать в двух аспектах:

1.С точки зрения уровня.

По уровню: x Философские x Общенаучные x Специальнонаучные методы.

Количественые методы относят кобщенаучным методам. Однако использование количественых методов истории имеет свою очень значимую специфику.

2.С точки зрения структуры.

Любой метод имет 3 составные части: Методология это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути спосба познания. Методика –это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е методологии). Техника исторического иследования –это инструментарий примения методик.

 

Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении. Описание в принципе самый традиционный метод в истории. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Положительные стороны:



x глубокая традиция в историческом сочинении

x полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных харктеристиках исторической эпохи

x биографический характер

x «история повседневности»

Имет опредленную ограниченность для решения задач, связанных с изучением

массовых явлений и процессов. Тут описание нам не помогает. Неизбежные ограничения

x фактографизм

x илюстраивность

Выявление закономерности –важность в исследовании массовых явлений и процесов.

Выявлять эту закономерность дают как раз эти методы измерения.

Определение количественных методов. Методология, методика и техника количественных методов, их характеристика.

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Они предполагают выявление и формирование системы численных характеристик, использование различных методик измерения, получение количественной меры как основы для исторического анализа.

Количественные методы, как любой метод исследования, имеет свою структуру – методология\методика\техника исследования.



Методология – системный подход структур (системно­структурный подход).

Методика – различные процедуры измерения.

Техника – компьютерные технологии.

Количественный анализ предполагает выявление и создание основы для раскрытия сути изучаемых явлений и процессов на основе измерения, то есть получения их количественной меры. Получение этой меры основывается на измерении. Само измерение представляет собой выявление соотношений между изучаемыми объектами, явлениями или их сторонами, формирование системы численных характеристик и совокупность измерительных процедур. Различные системы измерения называются шкалами.

Причины и предпосылки обращения историков к количественным методам

Причины(потребность исторической науки в кол. методах):

1. Изменение масштаба исследования поставило новые задачи

2. Введение в научный оборот массовых исторических источников статистического характера (источник, который имеет повсеместный характер, повторяемость).

3. Необходимость повышение точности, достоверности, репрезентативности.

4. Желание историка создать новые методы хранения информации

Связывают с информационным подходом.

Предпосылки(возможность реализовать эти потребности:

• Воздействие научно-технической революции во второй половине 20 века на все сферы знания, математизация научного знания

• Интеграция научного знания (сближение, взаимопроникновение)

o Междисциплинарный подход

• Информационный взрыв, то есть применительно к истории-вовлечение в научный оборот новых исторических источников, в том числе массовых исторических источников, на историков обрушилось большое количество статистических данных?(не уверена, в причины или в предпосылки)



· Развитие самой науки

20й век дал нам колоссальное количество источников

Дискуссии о «количественной истории» как «новой», научной истории

В Американской историографии процесс утверждения квантификации в истории шел под лозунгами борьбы за «новую научную» историю, ниспровержения традиционной истории и оценивася как «культурная война» или «компьютерная революция». Престиж истории как науки был в целом невелик. В 1960-70ые гг. на волне бурных общественных движений в связи с 200-летием Американской республики в стране выросли как интерес к прошлому, так и спрос на исторические исследования. Происходила и эволюция самой исторической мысли, её характерной чертой стал активный поиск преодоления кризиса ситуации путём привлечения новейших теорий и методик, совершенствования техники исследования. Особенно отчетливо это проявилось в формировании «новой научной» истории и междисциплинарного подхода в историографии. Распространение новых методов диктуется и логикой развития самой дисциплины. Кол. Методы способствовали раскрепощению, появлению творческих поисков, повышению общего профессионального уровня и т.п. В 1970 гг. количественная история заняла одно из центральных мест в американской историографии. Стали выпускать специальные журналы, при Американской исторической ассоциации были созданы специальные комиссии. Новые методы позволили значительно расширить тематику исследований, уже в 1970ых гг. были созданы банки данных и машинных архивов, где хранятся данные о выборах по штатам и графствам за всю историю США. При Национальном архиве США был создан отдел машинной обработки и хранения документов.

Основные центры и направления развития клиометрии в отечественной и зарубежной историографии.

Направление, течения и школы – ориентация в потоке развития исторической науки. Существование национальных исторических школ. Необязательно мы должны принадлежать к национальной (отечественной) школе, их тоже много. Национальные школы количественной истории. Рождение кол истории связано в тенденцией сделать историю научной, это направление имеет определение научной истории. В отличие от западных историков-клиометристов, заявляющих о рождении «новой научной истории», отечественная школа «количественной истории», основателем и главой которой был Иван Дмитриевич Ковальченко, рассматривала применение количественных методов не как революцию, а как естественное продолжение развития методологии исторического исследования на основе марксистской теории исторического прогресса. Первые публикации по применению мат. Методов появились в начале 1960ых гг. Первые опыты по применению математических методов были связаны с обработкой локальных данных по соц.-экономической истории страны. В 1970ые спектр применения существенно расширился, были проведены крупнейшие исследования по аграрной истории страны, истории социальных конфликтов и тп. В это время в нашей стране сформировалось сообщество учёных, применяющих математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. В 1984 был издан первый в СССР учебник по этой дисциплине. Мощные центры в Московском университете, Новосибирская школа и Прибалтийская Проводились международные симпозиумы , проведенные в Балтиморе и Таллине. Сравнивая советскую школу с американской, Роуни выделяет другой интересный аспект: советские историки, применяющие количественные методы, в отличие от американских коллег не обороняются, их работы не вызывают того вала критики со стороны историков «традиционалистов». В штатах и сегодня есть издания – «Междисциплинарная история» и «НMN». У нас – «Математические методы в историческом исследовании» на регулярной основе. В подтверждение рождения и оформления какого­то направления поднимается проблема международного сотрудничества, мощное сотрудничество между советскими и американскими учеными­клиометристами. Постоянные доклады на эту тему. Если отечественные историки ставили вопрос исходя из методологии, то американские ученые ставили вопрос исходя из техники ( т.к. у них техническое состояние было лучше). К 1980­ым годам сотрудничество очень мощно было развито и в форме двухсторонних коллоквиумов, и в форме выхода печатных монографий. Был единый метод – строго научный, именно это позволяло очень эффективно работать (несмотря на политическую ситуацию). Мощное развитие тенденции на всех уровнях организационного развития исторической науки.

В 60-70х гг. бурное развитие шло не только с СССР и в США, это направление захватывает школу «Анналов». Наиболее впечатляющей была французская книга Ле Руа Ладюри, в которой рассматривалась история без людей, основанная на статистическом анализе различных сфер жизни. Ребятки, почитайте ещё главу 2, с 24 по 27 страничку, а то я больше не могу этот бред описывать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.