Сделай Сам Свою Работу на 5

Огромное влияние позитивистских и материалистических идей на русскую интеллигенцию XIX века носило не столько философский, сколько идеологический характер.





На формирование философских взглядов Петра Лавровича Лаврова 1823–1900), одного из лидеров народничества, оказали влияние идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее К.Маркса. В его философских сочинениях (Механическая теория мира, 1859; Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии, 1860; Три беседы о современном значении философии, 1861) царит дух «позитивной философии»: обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются различные формы метафизики. Критиковал Лавров и вульгарный материализм немецких естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем не столько вульгаризацию материалистической философии, сколько одно из ее наиболее последовательных исторических проявлений. Материализм, с его учением о единой, независимой от сознания субстанции, был для Лаврова своеобразным вариантом метафизической веры.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – признанный лидер радикальной российской интеллигенции 1860-х годов – также испытал влияние позитивистской философии. «Единственной философской системой, верной научному духу» называл Чернышевский учение основоположника позитивизма – О.Конта. В то же время многое в учении французского мыслителя он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех ступеней эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики – непримиримой и радикальной. К основным философским трудам Чернышевского относятся: Эстетические отношения искусства к действительности (1855), Антропологический принцип в философии (1860), Характер человеческого знания (1885).



 

Философские идеи в российском консерватизме

Консерватизм в русской общественной мысли второй половины XIX века представлен в различных вариантах и никогда не исчерпывался лишь официальным «охранительством». К числу наиболее ярких представителей российского консерватизма принадлежат Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – ученый-естествоиспытатель, автор фундаментального научно-критического исследования эволюционной теории Дарвина (Дарвинизм, 1885–1889). Однако самым известным сочинением ученого стала работа Россия и Европа, в которой была изложена оригинальная концепция культурно-исторического процесса. Центральное место в учении Данилевского занимает понятие «культурно-исторического типа». Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества.



Философские идеи в русской литературе: Достоевский и Толстой.

В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Древнейшие памятники философской мысли часто имеют литературно-художественную форму, в том числе поэтическую. Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Толстого.

Философское значение художественных творений Ф.М.Достоевского (1821–1881) признавали многие русские мыслители. Метафизические идеи и проблемы («проклятые вопросы») наполняют жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений («приключение идеи»), сталкиваются в «полифоническом» (М.М.Бахтин) диалоге позиций и мировоззрений. Испытав в молодости влияние социалистических идей, пройдя через каторгу и пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в своих романах и публицистике будет следовать тем идеям, в которых он видел суть философии христианства, христианской метафизики. Его христианское миросозерцание воспринималось далеко не однозначно: имели место как резко критические (например, со стороны К.Н.Леонтьева), так и исключительно позитивные характеристики (например, у Н.О.Лосского в книге Достоевский и его христианское миропонимание).



Религиозно-философские искания другого крупнейшего русского писателя, Льва Николаевича Толстого (1828–1910) отличались последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере – на уровне здравого смысла) при объяснении фундаментальных философских и религиозных проблем и, соответственно, своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного «символа веры». Идеи же писателя вызывали и вызывают неоднозначные оценки. Однако, сколь бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского учения, оно безусловно занимает уникальное место в истории русской мысли, отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на «последние», метафизические вопросы. С наиболее серьезной философской критикой религиозной этики Толстого в свое время выступали Вл.С.Соловьев (Три разговора) и И.А.Ильин (О сопротивлении злу силою).

Духовно-академическая философия

В 19 в. философские курсы читались в духовных академиях Москвы, Киева, Петербурга и Казани.

Владимир Сергеевич Соловьев (16 (28) января 1853 – 31 июля (13 августа) 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С.М.Соловьева. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики, художественного опыта русского символизма. Глубокое влияние оказали не только идеи философа-поэта, но и сама его личность, которая обрела в культуре «серебряного века» символические черты, а его жизнь и творчество воспринимались как религиозное служение («рыцарь-монах» – определение А.Блока), как вызов времени и открытие новых духовных путей («безмолвный пророк» – характеристика Д.С.Мережковского). Единство всего – эта формула в религиозной онтологии Соловьева означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия.

В начале 20 в. в российском философском процессе в той или иной степени были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Марксизм обретает четкие очертания философской системы в трудах Г.В.Плеханова(1856–1918), сближается с кантианством (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др.) и новейшими формами позитивизма (В.А.Базаров, А.А.Богданов, Н.Валентинов и др.). Российское неокантианство было представлено в творчестве А.И.Введенского (1856–1925), И.И.Лапшина (1870–1952), Г.И.Челпанова (1862–1936), С.И.Гессена (1887–1950), Ф.А.Степуна (1884–1965) и др. Наиболее крупным представителем феноменологии в России был Г.Г.Шпет (1879–1937).

Особое место в русской философии 20 в. занимает религиозная метафизика. Определяя роль религиозной философии в российском философском процессе начала века, следует избегать крайностей: в тот период она не была «магистральным» или наиболее влиятельным направлением, но она не была и неким второстепенным явлением (внефилософским, литературно-публицистическим и т.п.).

В последней трети 19 в. в России с апологией метафизики и соответственно с критикой позитивизма выступает отнюдь не только один Вл.С.Соловьев. Последовательный выбор в пользу метафизики сделали, например, такие яркие и авторитетные мыслители, как С.Н.Трубецкой (1862–1905), крупнейший в то время в России историк философии, близкий в своих философских воззрениях к метафизике всеединства, иЛ.М.Лопатин (1855–1920), развивавший принципы персоналистической метафизики (в течение нескольких лет эти философы совместно редактировали журнал «Вопросы философии и психологии»).

Первым зримым результатом религиозного движения российской интеллигенции в начале века принято считать Религиозно-философские собрания (1901–1903). Среди инициаторов этого своеобразного диалога между интеллигенцией и церковью были Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Д.Философов и др.

Проблемами философии права занимался и профессор Московского университета князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920) – видный представитель религиозно-философской мысли, один из организаторов издательства «Путь» и Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева. Другого известнейшего русского религиозного мыслителя – Н.А.Бердяева – проблема верности каким бы то ни было религиозным канонам волновала в несоизмеримо меньшей степени. Николай Александрович Бердяев (1874–1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению из университета, ссылке. «Марксистский» период в его духовной биографии был сравнительно недолгим и, что более важно, решающего влияния на формирование мировоззрения и личности Бердяева не оказал. Уже участие Бердяева в сборнике «Проблемы идеализма» (1902) показало, что марксистский этап практически исчерпан. Дальнейшая эволюция Бердяева была связана прежде всего с определением собственной оригинальной философской позиции.

Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) окончил юридический факультет Московского университета. В 1890-х он увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвовал в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», издательстве «Путь». Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней Булгаков руководил Православным богословским институтом в Париже.

И.А.Ильин (1883–1954) – автор глубоких историко-философских сочинений (Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека и др.), трудов по философии права, нравственной философии, философии религии (Аксиомы религиозного опыта и др.), эстетике. Центральное место в религиозно-философской эссеистике Ильина занимала тема России, ее исторической судьбы.

Это далеко не полный перечень. Именно религиозной метафизике отдали свои творческие силы многие русские мыслители-эмигранты. В Советской России такого рода философское направление в мире официальной культуры просто не могло существовать. Драматично сложилась судьба А.Ф.Лосева – выдающегося философа, ученого, исследователя и теоретика культуры, и, возможно, последнего русского метафизика.

 

Задание 3

 

Таблица 1

Основные представители русской философской мысли XIX в. Философская концепция
Илларион (XI в.) Рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии
князь Владимир Мономах Центральную роль в знаменитом Поучении играет идея правды
Кирилл Туровский (ок.1130-1182) Стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире
Даниил Заточник Являясь человеком религиозным, высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. В работах отстаивает сильную политическую власть и высказывает тревогу о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.  
Нил Сорский (1433-1508) (нестяжатель) Считал недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования.
В.Н. Татищев (1686-1750) Заложил основы светской философии как самостоятельной области творческой деятельности человека
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) Положил начало материалистической традиции в русской философии
А.Н. Радищев (1749 - 1802) Отстаивал материалистические позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблемы человека.
    П.Я. Чаадаев (1794-1856) Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из кот образуются все тела. Тела существуют в пространстве. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.
В.Г. Белинский (1811-1848) Идеи необходимости прогресса, буржуазного порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриархата на Руси.
М.А. Бакунин (1814–1875) значительную роль в его духовной эволюции сыграло гегельянство
А.И. Герцен (1812-1870)   Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.
К.Д. Кавелин (1818–1885)   Был склонен к философскому релятивизму и скептицизму  
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
Н.Я. Данилевский (1822–1885) Центральное место в учении занимает понятие «культурно-исторического типа».
Ф.М. Достоевский (1821-1881) В своих общественно-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для которого характерна религиозная ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека.
Лев Толстой (1828-1910) Подвергая критике общеполитическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие ─ отрицание государства.  
И.А. Ильин (1883-1954) На передний план он выдвигал практические запросы жизни, задачи духовного становления личности. Отсюда главное призвание философа, по Ильину, в предметном созерцании и мышлении.

 

 

Задание 4

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.