Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные проблемы качества воды: состояние, тенденции, факторы, управление





Фактически деятельность человека постепенно превращает реки из дренажных систем в сточные канавы, иногда с очень высоки уровнем загрязнения (свыше 100 ПДК).

Главными источниками загрязнения природных вод являются предприятия черной и цветной металлургии, химической, нефтяной, газовой, угольной, целлюлозно-бумажной промышленности, с\х (как земледелие, так и интенсивное животноводство), коммунальное хоз-во.

Загрязнение воды взаимосвязано с возникновением и распространением болезней. И около 80% всех заболеваний в мире вызвано питьевой водой неудовлетворительного качества. Например: в развивающихся странах 25 млн. чел. Ежегодно умирает вследствие воздействия патогенов и загрязненной питьевой воды.

Основные показатели загрязнения природных вод:

- растворенный кислород (чем выше его содержание, тем лучше качество воды);

- показатель биохимического потребление кислорода (БПК). (Чем выше показатель, тем больше в воде загрязняющих веществ, тем хуже качество воды);

- содержание в воде микроорганизмов. Их показателем служит содержание кишечной палочки (колититр);

- содержание в воде аммония (NH4), нитратов (NO3), нитритов(NO2), нефти и нефтепродуктов, фенолов, СПАВ, тяжелых металлов.



Основное нормативное требование к качеству воды в водных объектах заключается в соблюдение установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК). Для предприятий устанавливается величина предельно допустимого сброса поллютантов (ПДС).

Основные типы проблем, связанные с загрязнением различных водных объектов:

1.Заражение патогенами – очень важный фактор высокой заболеваемости и смертности от желудочно-кишечных болезней.

2.Органические вещества (заражение патогенами и загрязнение органическими веществами взаимосвязаны) – самая большая группа загрязнителей исторически появляющаяся обычно первой, в самом начале процесса загрязнения реки. Они попадают в воду в растворенном или взвешенном виде, главным образом со стоками канализации или с нерегулируемыми бытовыми стоками (заметный вклад вносят также целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность).

Способы решения:

- стратегия разбавления лишь временная и неглубокое решение проблемы;



- для решения проблемы загрязнение воды орг. веществами и патогенами необходимо осуществлять комплекс мероприятий. Главную роль здесь играет снижение объема поступающих с бассейна загрязнений и с другой стороны строительство очистных сооружений (и модернизация существующих очистных сооружений).

3.Взвешенные вещества – это преимущественно тонкие частицы почвы. Значительную роль играет с/х.

Способы решения:

- Мероприятия по снижению эрозии почв.

4. Асидификация – (закисление)

Способы решения:

-снижение выпадения кислотных осадков на озеро и весь его бассейн.

- непосредственное воздействие на воду, главным образом путем ее известкования.

5.Эвтрофикация – избыточное поступление биогенных веществ, т.е. соединение фосфора и азота в озера, водохранилища и устья рек.

Приводит к ухудшению качества воды, снижению рекреационных ценностей озера, снижению рыбной популяции, блокированию водосбросов. Главным источником поступления азота и фосфора являются с/х и бытовые стоки.

Способы решения:

- управление эвтрофикации обычно направлено на снижение фосфорной нагрузки.

- ограничение применения удобрений и построение систем канализаций.

6. Нитраты. Важнейшим источником явл. с/х удобрения.

Способы решения: Регулирование поступления нитратов с поверхности представляют собой типичную стратегическую задачу управления рассеянным загрязнением.

1. Минерализация воды – содержание в ней растворенных веществ. Усиление деятельности человека приводит к росту содержания в воде основных ионов (хлоридов, сульфатов, гидрокарбонатов, кальция, натрия, калия – в зависимости от климатических условий). В особенности повышается минерализация вод вследствие развития орошения в бассейнах рек аридных районов. Способ решения: опреснительные установки.



2. Тяжелые металлы и мышьяк. Сточные воды промышленности, коммунальные стоки, горнодобывающая промышленность и цветная металлургия.

Способы решения: Основная стратегия управления для тяжелых металлов заключается в управлении технологическими процессами. Более строгие стандарты на сбросы.

3. Органические микрозагрязнители. Связано со стоками таких секторов промышленности как производство синтетических веществ и пестицидов, черная металлургия, нефтеперегонная, целлюлозно-бумажная и текстильная промышленности, добыча угля и др. Пример: ПХБ, ДДТ, (диоксины).

Стандарты качества воды – важный инструмент управления состоянием окружающей среды.

Стандарты качества воды различается в зависимости от целей использования воды:

питьевой воды, воды для домашнего хоз-ва, рыбного хоз-ва, рекреации, орошения, промышленность и пр.

Стандарты качества воды – важный инструмент управления состоянием окружающей среды. Предприятия могут платить штрафы, если сбросы воды не соответствуют стандартам, или налоги, пропорциональные степени вклада загрязнения воды. Эти меры помогают в решении проблем качества воды в развитых странах. Однако по ряду причин они не действенны в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Пример: западные страны добились успехов в управлении точечными источниками загрязнения.

На ряду с обычным загрязнением воды увеличивается число случаев катастрофических ситуаций.

Штрафы, налоги и др.меры экономического характера мало успешны при управлении рассеянным загрязнением. В таких случаях необходимо обратить внимание на технологию с\х работ, таких как вспашка, внесение минеральных и органических удобрений, методы орошения и т.д. Управление неканализованными стоками сельских поселений и малых городов также относится к этой категории.

Управление качеством воды на уровне речного (озерного) бассейна или гидрогеологической формации (подземные воды) – чрезвычайно сложная задача системного характера, кот. Должна осуществляться как часть стратегии социального, экономического и экологического развития бассейна. Тогда в ней должно найтись место для управления как точечным, так и рассеянным загрязнением, равно как и для решения конкретных проблем качества воды, приведенных в таблице.

Основные проблемы качества воды

Водный объект Проблемы качества воды
Специфические для водного объекта Всеобщие
Реки Патогенны Органические вещества Взвешенные вещества Асидификация (закисление) Тяжелые металлы   Органические микрозагрязнители
Озера и водохранилища Эвтрофикация Ассидификация
Подземные воды Повышение минерализации Повышение концентрации нитратов

 

ПРИМЕРЫ:

Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2004 г., уменьшился и составил 51,3 км3 (2003 г. – 52,3 км3), из них загрязненных – 18,5 км3. Объем нормативно очищенных сточных вод в 2004 г. уменьшился и составил 2,2 км3 (2003 г. – 2,3 км3), или 10,6% объема сточных вод, требующих очистки (20,7 км3), что является результатом перегруженности или отсутствия очистных сооружений. За отчетный год мощность очистных сооружений уменьшилась на 1,0 км3 (до 30,5 км3).

Анализ данных гидрохимической сети наблюдений Росгидромета за 2004 г. показал, что качество поверхностных вод существенно не изменилось, Воды рек Северная Двина, Печора, Волга, Ока, Кама, Дон, Иртыш, Обь, Колыма, Амур в основном характеризуются как “загрязненные”, особенно в их верховьях, однако по мере приема вод притоков, которые характеризуются в основном как “грязные”, воды основных рек также переходят в эту категорию, особенно в их устьевых участках. Среднегодовая концентрация нефтепродуктов в воде р.Охинка (о. Сахалин) ежегодно находится на уровне экстремально высокого загрязнения. Загрязнение воды остальных рек Сахалина в течение ряда лет практически не меняется. Данные гидрохимического и геохимического контроля в 2004 г. в целом свидетельствуют об относительной стабильности антропогенной нагрузки в районе выпуска сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в 2004 г. Зона наибольшего загрязнения сложными органическими и биогенными соединениями приурочена к северо-западному участку полигона, выше которого проходит трасса БАМ.

В целом в пограничных районах России нарушение норм качества чаще всего было в пределах от 1 до 10 ПДК, отмечены единичные случаи больше этих значений ПДК. Наиболее загрязненные участки рек, вода которых характеризовалась как “грязная”, отмечены на границах с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Польшей, Китаем и “очень грязная” – на границе с Казахстаном.

Максимальную нагрузку от загрязнения испытывают реки Обь, Волга, Амур, Енисей и Северная Двина. Значительный вклад в загрязнение поверхностных вод вносят азот нитратный и аммонийный, ионы железа, марганца, меди, цинка алюминия, никеля, ртути и свинца, а также нефтепродукты, сероводород, изомеры ГХЦГ, фосфаты.

Таким образом, в 2004 г. из-за продолжающейся нестабильной работы предприятий, включая очистные сооружения, состояние водных объектов на территории Российской Федерации по-прежнему оставалось неблагоприятным и обостряло проблему водообеспечения многих регионов России питьевой водой, создавая серьезную опасность для здоровья населения.

Чрезвычайно опасной степени загрязнения подземных вод (1-й класс опасности) подвержены 3% общего количества загрязненных участков, высокоопасному (2-й класс) – 22%, опасному (3-й класс) – 47% и умеренно опасному (4-й класс) – 20%. На малых водозаборах в ряде случаев зоны санитарной охраны либо вообще не созданы, либо хозяйственная деятельность в пределах таких зон не соответствует нормативным требованиям.

По данным наблюдений, выполненных организациями системы Росгидромета в 2004 г., в целом средний уровень загрязнения вод Азовского моря немного снизился по сравнению с предыдущим годом. Воды района Адлер – Сочи и акватории порта Сочи в Черном море и в Кандалакшском заливе Белого моря отнесены к “умеренно загрязненным».

На крупных водозаборах подземных вод, находящихся в ведении ЖКХ городов, как правило, организованы зоны санитарной охраны, в пределах которых, в основном, соблюдаются требования СанПиН 2.1.4.027–95 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения”. На малых водозаборах в ряде случаев зоны санитарной охраны либо вообще не созданы, либо хозяйственная деятельность в пределах таких зон не соответствует требованиям указанного выше нормативного документа. Особенно часто отсутствие зон санитарной охраны наблюдается на водозаборах, сооруженных на участках с неоцененными запасами подземных вод. Кроме того, отмечаются случаи неудовлетворительного технического состояния водозаборных скважин. В результате отсутствия зон санитарной охраны на таких водозаборах нередко происходит загрязнение подземных вод.

Контроль за охраной водных биоресурсов и регулирование рыболовства во внутренних водоемах Российской Федерации в 2004 г. по-прежнему осуществляли 25 федеральных государственных учреждений – бассейновых управлений по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, поскольку соответствующие территориальные органы Россельхознадзора не были образованы.

Контроль во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации возложен на Росприроднадзор. Контроль обеспечивают специализированные морские инспекции МПР России, которые дислоцируются на побережье морей, омывающих территорию России.

Регулирование:

- СанПиН (санитарные правила и нормы):

- ПДК единые в масштабе страны и индивидуальные для каждого региона

- мероприятия по созданию зон санитарной охраны

- установка очистных сооружений

Охрана вод включает систему мер, направленных на предотвращение и устранение загрязнения, засорения и истощения вод. Использование водных объектов может осуществляться с изъятием либо без изъятия, следовательно: 1) установление норм охраны вод; 2) установление водоохранных зон; 3) установление прибрежно-защитных полос: 4) ПДК вредных в-в в питьевой воде и воде водоемов; 5) экономия потребления водных ресурсов; 6) установление очистных сооружений; 7) мониторинг водных объектов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.