Сделай Сам Свою Работу на 5

Советская реклама в прессе, на радио и телевидении.





Развитие рекламного дела в СССР пошло несколько иным путем. Совет Народных Комиссаров принял декрет "О государственной монополии на размещение объявлений" в СМИ (от 18 ноября 1917 г.). Если рекламные сообщения и появлялись в некоторых изданиях, то посвящены они были скорее либо приобретению билетов лотереи, либо подписке на газеты и журналы издательства "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". Основной задачей этого декрета было лишить независимые газеты источника доходов и взять прессу под контроль. С началом нэпа опять появилась потребность в рекламе. Эти годы остались в истории как период бурного развития советской рекламы. Вновь стали открываться рекламные агентства. Шло активное соревнование за потребителя. Основную рекламную "нагрузку" взяли на себя частные агентства. Партийная пресса по-прежнему чуралась коммерции. В 1923 г. первой "потеряла невинность" газета "Известия", допустившая рекламные объявления на свои страницы.

С началом индустриализации необходимость в рекламе опять свелась к нулю. Предприятия не нуждались в активизации сбыта. Зачатки рекламы сохранились в торговле в виде вывесок, витрин и т.д. Начавшаяся война не совсем уничтожила рекламные ростки, а скорее изменила их направленность. Реклама мобилизовывала население на борьбу с врагом. Например, такие плакаты как "Родина-мать зовет!", "А ты записался добровольцем?" — появилсь еще в гражданскую войну, сюжет был заимствован с американского постера "I want you for US Army"), "Все для фронта — все для победы!"



После войны в условиях сохраняющейся карточной системы (до 1947 г.) обязанность заняться хоть какой-то рекламой была возложена непосредственно на торговлю. Парадокс был в том, что торговля не имела для этого средств. Поэтому расходы на оформление витрин и интерьеров, на упаковочную бумагу или газосветную вывеску относились на статью "Издержки обращения". А ежегодные планы требовали сократить издержки обращения на столько-то процентов. В середине 50-х гг. (с приходом "оттепели") в структуре Госкоопторга были созданы рекламные комбинаты, в которых помимо оформительских работ выполнялись заказы на печатную рекламу. В эти же годы своя рекламная служба была создана в системе Министерства внешней торговли СССР — "Внешторгреклама", которая выполняла заказы на рекламу отдельных товаров и еще издавала красочный журнал "Советский экспорт" на английском, немецком, французском и испанском языках. Спустя некоторое время собственными рекламными изданиями обзавелись и отдельные внешнеторговые объединения — "Авиаэкспорт", "Автоэкспорт", "Машприборинторг", "Лицензинторг" и многие другие. Реклама в них адресовалась "западным" потребителям и была сделана по их стандартам и на их полиграфической базе.



В сентябре 1965 г. был создан Межведомственный совет по рекламе, в который вошли все торговые министерства, потребкооперация, 22 промышленных министерства, Гостелерадио, Госкино и Госкомпечать. Несмотря на "межведомственный статус", на деле совет по рекламе остался "пристегнутым" к одному ведомству — Минторгу СССР.

Центральная пресса по-прежнему не допускала на свои страницы рекламу. Ограничения были сделаны для городских и вечерних газет, но и здесь существовал жесткий лимит на публикацию рекламы — не более 25 % от объема последней полосы. Учитывая, что поток желающих размещать рекламу нарастал как снежный ком выход нашелся в том, что специальным постановлением было разрешено выпускать рекламные приложения к вечерним и городским газетам. Всего по Союзу к 1985 г. выходило до 90 различных рекламных приложений.

Из-за существующего гигантского бюрократического аппарата большие проблемы возникали с рекламой новых товаров. Каждый образец, чтобы пойти в серию, должен был пройти согласование в 22 различных ведомствах.



Одним из новаторов в развитии рекламы стал симферопольский завод "Фотон", который в начале 80-х гг. стал заключать контракты со звездами российской эстрады. На рекламных плакатах телевизоров "Фотон" под девизом "Окно в мир прекрасного" появились изображения А. Пугачевой, Г. Хазанова, М. Ширвиндта и т.д., что способствовало росту популярности рекламируемого товара.

Итак, во время существования Российской империи печатная реклама развивалась "в ногу со временем". С приходом советской власти реклама как понятие исчезла вообще. Печатная реклама представлялась лишь в виде афиш театров и кинотеатров, и плакатов политического характера.

Видеореклама появилась даже раньше, чем телевидение, - ее крутили в кинотеатрах перед сеансами. Потом ролики от «Росторгрекламы» начали потихоньку проникать и на голубые экраны. Тогда их с удовольствием смотрели, ведь это были 1 - 3-минутные короткометражки с занимательным сюжетом.

В одном из первых дошедших до нас советских роликов (примерно середина 1950-х годов) рекламируют кукурузу. Это целая мини-оперетта! В кадре - легенда советского кино Иван Рыжов: привлекая известных артистов, чиновники подогревали интерес граждан к непопулярным товарам и услугам.

Тема плвленых сырков, которыми тогда были завалены магазины, досталась актеру Евгению Тиличееву. Виктор Ильичев заманивал народ в химчистки, а Алексей Смирнов (тот самый тунеядец Федя из «Операции «Ы») рекомендовал избавляться от старинного хлама и сдавать его в антикварные магазины.

Но рекламировалось и то, что и так великолепно раскупалось. В середине 1970-х народный артист СССР Василий Меркурьев советовал приобрести «второй телевизор в дом» «Юность-402», певец Валерий Ободзинский - магнитофон «Спутник-403», актер Михаил Светин в образе охотника нахваливал кварцевые часы «Чайка». Заполучить эти товары было непросто - их время от времени выбрасывали на прилавки, поскольку промышленность не справлялась с диким спросом. Кто успел, тот купил.

Для западного рынка снимали специальные ролики: в 1967 году вышла реклама автомобиля «Москвич-407» для... скандинавского рынка.

Поражает, что вся реклама в годы хрущевской оттепели и раннего Брежнева прямо-таки фонтанирует юмором и иронией.

Богатое наследие 1950-х - ранних 1970-х благополучно похоронено, с фантазией полный швах. Вот типичная реклама: угрюмые мужчины монотонно демонстрируют пиджаки с таким видом, что покупать «изделие» нет никакого желания. А у сенсорного выключателя для лампы даже нет названия - приспособление рекламируется просто как «новое изделие».

В то же время появляются робкие намеки на рекламные слоганы. Сегодня они кажутся трогательно наивными: «Стеклянные пуговицы - важный элемент в женской одежде!».

Как это ни странно, но даже в СССР существовал телевизионный рекламный рынок. Правда, рынком это можно было назвать с большой натяжкой, так как партийное руководство, разумеется по идеологическим причинам, не могло позволить активно развиваться этому сектору экономики.

С другой стороны, надо же было каким-то образом заставлять советских граждан пользоваться всеми новейшими разработками промышленности, ибо граждане все больше норовили урвать что-нибудь заграничное, из соцлагеря, так как всем было доподлинно известно, что любое советское изделие в 99% случаев нуждается в дополнительной доводке до ума. Однако реклама давала возможность хоть как-то привлечь внимание к советской продукции.

Уже в конце 60-х на Центральном телевидении появляются первые рекламные программы. Да-да, именно программы, которые пропечатывались в сетке передач. Как правило, они состояли из набора нескольких идущих друг за другом роликов длительностью не меньше минуты, в которых неторопливо рассказывалось о тех или иных продуктах, например, о «регуляторах тока с сенсорным управлением» или «миниатюрных кассетных магнитофонах». Разумеется, создатели этих роликов пытались использовать весь технический потенциал оборудования, поэтому количество телевизионных эффектов было громадным.

Блок из трех рекламных роликов

Чуть лучше с креативом было в прибалтийских республиках, то ли от более близкого соседства с западными странами, то ли по каким-то другим причинам. Реклама, производимая в этом регионе, была весьма приближена к тому, что снималось в остальном мире, разумеется, со скидкой на советскую действительность. Во всяком случае фоновая музыка была куда бодрее и веселее.

Реклама косметических средств

Эстонская обувная фабрика

Реклама жевательной резинки

Чуть особняком стояла мультипликационная реклама: длительность роликов в среднем составляла 2 с половиной минуты. Убивалось как минимум сразу два зайца: во-первых, воплотить задумку в рисованном виде гораздо проще, чем снимать с использованием эффектов; во-вторых, такую рекламу смотрели и дети, с младых ногтей усваивая информацию о величии советской жизни и промышленности. Правда, анимационная реклама носила в основном социальный характер, или рассказывала о вещах, недоступных для понимания иностранцев, например о том, как обогреть палатку.

Полезные советы профессора Чайникова. Как обогреть палатку

Полезные советы профессора Чайникова. Как побелить потолок

Берегите электроэнергию

Во времена перестройки ситуация изменилось. Взяв курс на гласность и хозрасчет, жизнь страны трансформировалась во всех областях, включая и область телевизионной рекламы. В 1989 году снимается экспортная реклама машин «Таврия» на английском языке, в которой уверялось, что данный агрегат расходует ну просто капельку бензина (в ролике «счастливый» автовладелец заправляет заглохшую машину от зажигалки). Ну а в 1990 году на советские экраны вышел сложнопостановочный (по тем временам), яркий (по тем временам) и необычный (по тем временам) ролик Московского вентиляторного завода, с песнями, плясками и даже слоганом!

Реклама ZAZ

«Вам пора, и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора»

Как бы ни наивно смотрелось это сегодня, советская телереклама, тем не менее, оказала огромное влияние на нынешний рекламный телерынок. Во всяком случае иногда складывается впечатление, что творцы Московского вентиляторного до сих пор успешно креативят по старым лекалам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.