Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4.Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, чань - буддизм)





Вопрос 1.Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы)

Культура-все то, что создано обществом и человеком. Выделяют 2 уровня: материальный и духовный. Философия относится к системе духовной культуры, поскольку ее задача - систематизация, анализ всего комплекса общественной жизни, понимание глубоких смыслов бытия, природы, общества. Важнейшей стороной духовного быта выступает мировоззрение – система общественных знаний об окружающем мире и выражающееся в позиции человека к миру в целом. Мировоззрение состоит из совокупности традиционных ценностей, а так же новациях, обретаемых в результате жизненного опыта. Философия включает несколько типов и уровней. Типы: -нравственные убеждения, -религиозные убеждения, -философские убеждения, -научные убеждения. Исходным является обыденное сознание.

1)нравственные убеждения - совокупность наших поступков на основе различий добра и зла.

2)религия представляет собой систему эталонов духовных ценностей, освещенных именем Создателя.

3)мифология – исторически первый тип мировоззрения, сложившийся в условиях отсутствия письменности для запечатлевания важных тенденций и смысла культуры в древности и обретает форму легенды, притчи, сказки.



4)философия является одной из гуманитарных наук, изучающая основные законы бытия в предельно-общественной форме на основе анализа данных частных наук.

5)научный тип. В отличии от философии, частные науки исследуют законы бытия в рамках своего предмета, поэтому исключается возможность осмысления бытия в целом.

Уровни мировоззрения:

1)мироощущение – дает возможность контакта с объектом с помощью, как правило, одного органа чувств, поэтому опирается на эмоциональную сторону человека и отличается ограниченностью возможностей.

2)Мировосприятие – позволяет оценивать бытие в форме не только чувств, но и образов, имеющих интеллект, содержание, поскольку опирается не только на чувства, но и на разум, который обобщает информацию.

3)Миропонимание – опирается на данные эмоциональной сферы, этот уровень все же апеллирует не только к чувствительности реакции и образности, но и, прежде всего, к речи, системе терминов в которых отражается сущность объектов, смыслы бытия, закономерность стороны его эволюции.



 

Вопрос 2.Предмет философии, ее функции и роль в обществе

Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Функции: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.



Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Вопрос 3.Философская традиция Индии (буддизм, джайнизм, ведизм, локаята)

Древняя философия как тип мировоззрения и науки формируется в сер. 2-го тыс. до н.э на пространстве Индия и Китая. Общим для обоих традиций стало формирование строгой социальной иерархии, а также возникновение государственной идеологии в виде религии. Складывается финансовая система, появляются первые технологии(обработка металлов, развитие с/х).Общей являлась апелляция к нравственной проблематике и проблеме человека. Особенно ярко проявилась в Буддизме и Джайнизме.

Специфика: Древние индусы не предавали значения хронологии и персонификации, относя любую идею на счет школы. Основой индийской философии стали Веды – литературный памятник, в котором сконцентрированы идеи религиозного, нравственного, научного и философского порядка.

На смену традиционному Брахманизму в сер. 1-го тыс. приходит Буддизм, который критикует кастовое устройство и племенной характер. Буддизм способствует тому, что в Индии сформировалось единое государство, стало стираться кастовое различие.

В Брахманизме после в Индуизме проявляется божественное начало. Буддизм скоро вытесняется на юго-востоке Азии, его место занимает Джайнизм. Последний позиционирует себя как материальный тип отношения к бытию, даже признает наличие души, считая ее состоящей из частиц материи – атомов. Единственным религиозным принципом в Джайнизме является реинкорнация, так же принцип почитания учителя - гуру, автор которого приравнивается к божеству. После ухода Буддизма возникает атеистическая школа Чарвака-Локаята. Превознесение тела над духом, материального начала над сознанием, отрицание бога, конечность человеческой жизни. Возникло учение о первоэлементов из которых состоит мир – вода, воздух, земля, огонь.

 

Вопрос 4.Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, чань - буддизм)

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Конфуцианство - это морально- этическое учение, пытавшее ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. В его основе лежало два принципа.1) все несчастья жизни были следствием того, что люди отступили от традиций, кот следовали предки, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям 2) с точки зрения Конфуцианства, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены. Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощения судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле. Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: небо + человек + земля. человек — император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – цы. Даосизм. Основателем течения является Лао Цзы. Главная категория – Дао (путь) — универсальный закон мира, который является движущей силой всего. Дао — закон бытия, космоса, универсальное единство мира, господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему погрузиться в общение с божественным Дао. Чань-буддизм первоначально воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Основателем считается индийский монах Бодхидхарма. Чань-буддисты полагают, что бороться со страстями бесполезно, этот путь не ведет к просветлению; более правильным они считают отпустить страстью, дать ей свободу. Поэтому для чань-буддиста возможна реализация в искусстве, труде или в единении с природой. Это не следует понимать как потакание страстям. Чань-буддисты стремятся к удалению всех различий, и именно в этом они видят естественный путь освобождения и постижения истины. Чань-буддист должен отказаться от любого противопоставления свободы и несвободы, перестать различать свободу и несвободу

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.