Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №27. Особенности архитектуры средневекового Китая.





Китай - огромная страна, простирающаяся от тропических джунглей на юге до хо-лодных скал Приамурья на севере. Многообразны природно-географические условия в разных частях территории страны, различны складывавшиеся в тех или иных местностях строительные и архитектурно-планировочные приемы. Однако в процессе четырехтыся-челетней истории Китая политическая и национальная консолидация, консерватизм об-щественного быта и догматизм господствующих идеологий сказались на особенностях архитектуры, обусловив ее характерные общекитайские стилевые черты.

Для безлесных местностей северной части Китая характерен тип дома с глухими наружными стенами, помещения которого обращены во внутренний дворик.

Южный тип китайского жилого дома имел вид павильона - отдельно стоящей по-стройки, опоясанной ажурной галереей, с массивной двускатной крышей. Дом стоял по-среди участка, огражденного стеной. Богатая усадьба представляла собой комплекс, со-стоявший из подсобных построек по периметру двора и главного здания посредине. Весь комплекс обносился высокой каменной стеной. Большие размеры дворца или храма дос-тигались обычно не увеличением размеров здания, а увеличением количества построек и дворов.



Планировка средневековых китайских городов была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитны-ми, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями. Еще в средние века в городах Китая в отличие от европейских городов того времени улицы были замощены, богатые дома оборудовались водопроводом, канализацией и да-же имели газовое освещение, а для отопления использовался каменный уголь. Но основ-ная масса городского населения ютилась в жалких хибарках, лишенных каких-либо удобств.

Китайский жилой дом павильонного типа послужил прообразом для зданий куль-тового и общественного назначения.

Несущим остовом постройки является деревянный каркас, состоящий из стоек, ба-лок и стропил. Крыша опирается не на стены, а на деревянные столбы. Устойчивость каркаса обеспечивается жесткостью сопряжений балок со стойками. Жесткое соединение осуществляется с помощью своеобразной капители в виде расширяющейся кверху клет-ки, которая представляет собой несколько ярусов перекрещивающихся деревянных кронштейнов сложной формы. На капители опираются и связаны с ними балки-обвязки, балки перекрытия, стропила и свес крыши.



Промежутки между столбами заполнены деревянной, глинобитной или сложен-ной из мелких камней стенкой, а в верхней части стены оставлены проемы для освеще-ния, забранные деревянными решетками. Таким образом, крыша покоится на столбах, а стена, ограждающая помещение, не является несущей конструкцией здания; ее может и не быть.

Постройки, облику которых хотели придать величие (например, храмы), возводили на высоких каменных платформах.

В VIII в. возникает форма крыши с выгнутыми краями, которая с тех пор стала ха-рактерной особенностью китайской архитектуры. Кровля делалась из соломы, дранки или глазурованной черепицы.

В XIII в. Китай был завоеван монголами, но через сто лет к власти снова пришли правители местного происхождения. В XIV-XVII вв. (период династии Мин) ведется грандиозное строительство храмов, дворцов и зданий церемониального назначения. Па-мятники этого периода ныне в основном и представляют старую архитектуру страны.

В первых веках нашей эры в Китае распространялся буддизм. В Китае буддийски-ми мемориальными сооружениями являются многоярусные башни - пагоды.

Раннесредневековые пагоды отличаются монументальностью и простотой стиля. Это массивные башни, у которых каждый верхний ярус уменьшается и отделен от ниж-него простым карнизом. Впоследствии стали сооружать пагоды усложненного силуэта, с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.



Один из типов зданий, характерных для архитектуры Китая, - так называемые «во-рота почета». В Китае над воротами въезда в город, над входами на храмовый, мона-стырский или дворцовый участок сооружалась декоративная надстройка в виде крыши или даже целого павильона, что должно было подчеркнуть символическое значение во-рот. «Ворота почета» играли роль архитектурных монументов. Каждый пролет увенчи-вался крышей; сооружение богато украшалось скульптурой, резьбой и раскраской. Ме-мориальные ворота строились из камня, но формы их свидетельствуют о происхождении от деревянных прототипов.

Из-за того что в Китае, особенно в северной части страны, издавна практиковалось строительство из камня, здесь была известна не только балочная, но и арочная конст-рукция. Сохранился арочный мост V в. пролетом в 37,5 м, построенный из тщательно отесанных камней.

Большое значение в архитектуре Китая имеет декоративное оформление. Прежде всего крыша здания, кроме ее утилитарного назначения, использовалась в качестве глав-ного акцента архитектурной композиции, и ей придавались формы, усиливавшие ее де-коративную роль. Для этого применялись такие средства, как двухъярусное построение крыши, оснащение ее затейливыми украшениями, вычурные изгибы ее свесов. Интерье-ры украшены резьбой и росписями. В качестве декоративного средства широко приме-нялся цвет. Глазурованные черепицы кровель цветные: для храмов - синие, для дворцов - золотисто-желтые (на остальных постройках - серые). Столбы красного цвета. Балки пе-рекрытий и клетки кронштейнов расписаны голубым и зеленым с отделкой белым и зо-лотым.

Особо следует отметить характер скульптур и барельефов, которые украшают ар-хитектурные сооружения в Китае. Обычно это изображения драконов и других чудовищ устрашающего вида. Резьба тяжеловесна, перегружена деталями.

 

 

Вопрос №28. Особенности архитектуры средневековой Японии.

В Японии издревле существует обычай, по которому обветшавший деревянный храм в определенные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений.

В VI в. в Японию из Кореи проникает буддизм, а затем и формы китайской архи-тектуры. Буддийские храмы и пагоды строились в Японии китайскими или корейскими архитекторами, даже черепицу для них привозили из-за моря. Одно из таких сооружений - храм в г. Нара, являющийся выдающимся историческим памятником, национальной святыней.

В средние века культурное влияние Китая.

В XVII-XVIII вв. военные правители проявляли склонность к возвеличению своей власти - дворцы, мавзолеи, храмы возводились в стиле китайской архитектуры того пе-риода.

В 1867 г. в Японии европеизируются образование и военное дело; налаживаются оживленные связи с другими странами. С тех пор архитектура Японии развивается в об-щем русле архитектуры капиталистических стран.

Буддизм в Японии не вытеснил древний местный культ - синто.

Японский синтоистский храм резко отличается по своему облику от буддийского. Это очень простое по форме здание, с двускатной крышей, кровля которой сделана из уплотненного слоя тростника или соломы. Постройка стоит на столбах, так что главное храмовое помещение находится на втором этаже. Вокруг него устроена открытая веран-да. Полностью отсутствуют какие бы то ни было. Живописные детали на коньке имеют практическое назначение: эти накладки в виде крестовин и горизонтальных брусков слу-жат для укрепления конструкции. Декоративный эффект достигается высоким совершен-ством работы. Детали здания выполнены точно, поверхности их отделаны тщательно. Качеству работы придавалось этическое значение.

На территории храмового участка имеются и другие строения; в отличие от китай-ских храмовых комплексов эти сооружения расположены на участке свободно, не под-чиняясь строгой симметрии. Символические ворота, установленные перед входом на территорию храма, сделаны из дерева. Они отличаются от китайских и индийских про-стотой формы и отсутствием украшений.

Конструктивно японские постройки сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша.

Японцы не окрашивают деревянные части построек, потому что, по их понятиям, древесина должна выглядеть такой, какой ее создала природа. В японском саду нет ал-лей, штакетников и клумб, потому что их нет в природе.

Японский жилой дом представляет собой объем прямоугольной формы, постав-ленный для защиты от сырости на столбы или, если место сухое, прямо на землю. Обяза-тельная часть жилища - открытая веранда, навес над которой образуется выступающим свесом крыши (он может быть консольным или подпертым деревянными стойками).

Несущей конструкцией постройки является деревянный каркас. Камень в строи-тельстве здесь до XVI в. почти не применялся. Легкие деревянные решетки в верхней части стен и широкие двери способствуют связи внутреннего пространства дома с внеш-ним пространством природы, с садом, являющимся важной частью японского жилища. Внутреннее пространство дома членится тоже посредством раздвижных и перемещаемых перегородок. Мебель в японском жилом доме почти отсутствует, а различные предметы быта, когда ими не пользуются, убираются в ниши и шкафчики.

Японский дом - это прежде всего крыша. Стены представляют собой деревянные рамы, оклеенные бумагой; они раздвигаются, можно их и вовсе снять. Зимой в Японии довольно холодно, но жилище не отапливается: это бесполезно, если стены представля-ют собой легкие ширмы.

Для японской архитектуры характерны легкость конструкций и зрительная лег-кость форм, а также незамкнутость пространств, связь интерьера с внешней средой. Кон-струкции здания оставлены открытыми, а формы конструкций не видоизменены какими-либо деталями, не имеющими практического назначения. Фактура материалов не скрыта штукатуркой, облицовкой или покраской. Застройка осуществляется по принципу сво-бодной планировки, без нарочитой симметрии и других предвзятых композиционных по-строений.

Большое внимание уделялось устройству сада при доме. Сад невелик по размерам, но каждый его уголок тщательно проработан, чтобы воссоздать естественный пейзаж в миниатюре. Планировка сада живописная, рассчитанная на восприятие движущимся зри-телем, на смену картин и впечатлений. Сад мыслился как образ природы; его композиция и отдельные части имели символический смысл, так же как специфическое для Японии искусство компоновки цветов в вазе.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.