Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории социальной реальности и социальной практики П. Бурдьё.





Основные понятия концепции.

 

Капитал и габитус являются важнейшими категориями в модели социальной реальности П. Бурдье. В большинстве работ, посвященных этой проблематике, капитал соотносится с полем (позиция в социальном пространстве), габитус описывается в связи с практиками (усвоение и порождение практик).

1.1. Социальный агент.

 

Чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению социальной реальности Бурдье вводит понятие агента в противоположность субъекту и индивиду. Он подчеркивает, что понятие “субъект” используется в широко распространенных представлениях о “моделях”, “структурах”, “правилах”, когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в соответствии с законами механики, которые им неведомы”. Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Бурдье предлагает в качестве основы для объяснения практики агентов не теоретическую концепцию, построенную для того, чтобы представить эту практику “разумной” или, того хуже, “рациональной”, а описывает саму логику практики через такие ее феномены, как практическое чувство, габитус, стратегии поведения.



 

1.2. Понятие “габитус” (habitus).

 

Одним из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье является понятие габитуса, позволяющее ему преодолеть ограниченность и поверхностность структурного подхода и излишний психологизм феноменологического. Габитус (habitus) - системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства. Проще говоря, габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Habitus, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики — опять историю — в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует „правильность" практик и их постоянство во времени более надежно, чем все формальные правила и открыто выраженные нормы. Такая система предрасположенностей - то есть присутствующее в настоящем прошедшее, устремляющееся в будущее путем воспроизведения однообразно структурированных практик, внутренний закон, через который постоянно исполняется не сводимый к непосредственному принуждению закон внешних необходимостей, - есть принцип преемственности и регулярности. Он позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации.



 

 

Габитус, по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, в соответствии с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик в представлениях агентов. Отношения между этими двумя процессами определяют тип габитуса: способность продуцировать определенный вид практики, классифицировать окружающие предметы и факты, оценивать различные практики и их продукты. (то, что обычно называют вкусом), что также находит выражение в пространстве стилей жизни агентов.



 

Связь, устанавливающаяся в реальности между определенным набором экономических и социальных условий (объем и структура капиталов, имеющихся в наличии у агента) и характеристиками занимаемой агентом позиции (соответствующим пространством стилей жизни), кристаллизуется в особый тип габитуса и позволяет сделать осмысленными как сами практики, так и суждения о них.

Капитал, обозначающий у П. Бурдье позицию агента в поле, представляет степень власти над полем, уровень в иерархии доминирования и «легитимного принуждения», ограниченный ресурс, способный к росту и конвертации. Л.В. Стрельникова относит капитал П. Бурдье к капиталам внешнего типа по цели использования, то есть к ресурсам, способствующим вертикальной мобильности индивида. Такое мнение базируется на данных П. Бурдье определениях капитала. Во-первых, капитал есть ресурс, основанный на родственных отношениях и отношениях в группе членства. Во-вторых, капитал – сумма ресурсов, фактических или виртуальных, которые накапливаются у индивидуума или у группы благодаря наличию устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного признания и узнавания.

Согласно П. Бурдье капитал указывает на позицию агента в поле, представляет степень власти над полем, уровень в иерархии доминирования и «легитимного принуждения», является ограниченным ресурсом, способным к росту и конвертации. П. Бурдье предлагает классифицировать капитал по области функционирования, выделяя три основные формы: экономический, социальный, культурный. К этим формам с большей или меньшей определенностью могут быть сведены остальные. Так, образовательный капитал с точки зрения статуса, который он предполагает, оборачивается социальным, а в поле культуры навязывает агенту соответствующие системы представлений.

П. Бурдье предлагает также различать состояния капитала: инкорпорированное, т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела» (например, вкус); объективированное – в форме материальных объектов (книга); институционализированное в форме объективации отношения агента к социальным сетям и институтам (диплом). Каждое из описанных состояний может быть выявлено у любой формы капитала, но для исследования соотношения капитала и габитуса важным становится инкорпорированный капитал, понимаемый как неотъемлемые социально востребованные характеристики агента.

Накопление символического капитала П. Бурдье описывает как результат в определенной степени сознательного стремления. Такое сознательное стремление для агента оказывается более серьезным поведенческим основанием, например, в вопросах достоинства и уважения, чем следование правилам или подчинение ценностям.

Габитус, напротив, является оригинальным концептом П. Бурдье, это «система прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций)». Габитус является «порождающим принципом объективно классифицируемых практик и одновременно системой классификации этих практик».

Процесс конструирования габитуса описывается через понятие траектории опыта. Отдельный представитель социального слоя с определенной долей вероятности попадет во множество ситуаций (семья, образовательные учреждения, медиареальность и пр.), которые так или иначе характерны для данного социального слоя, и получит соответствующий опыт, а также комплекс представлений о поле. Естественно, траектории приобретения опыта не совпадут полностью, но для тех агентов, которые обладают близкими позициями в поле, совпадут максимально, отличаясь незначительно, например, порядком прохождения ситуаций.

П. Бурдье предлагает понимать габитус как порождающую практику, способную объяснить классифицируемые практики и их результаты и вместе с тем суждения, относимые к тому или иному классу, которые преобразуют эти практики и результаты в систему отличительных знаков. Следовательно, восприятие не может быть непосредственным и свободным, а способность восприятия варьироваться на индивидуальной основе иллюзорна. Восприятие базируется на заранее заданной системе знаков, кодов. По П. Бурдье, восприятие — это «форма культурной дешифровки», которая распределена в обществе неравномерно. Наиболее важные статусные позиции и способность выполнять наиболее сложные задания принадлежат в обществе тем, кто овладел необходимыми кодами. Эти коды формируют культурное достояние любого общества, богатство, владеть которым могут только те, кто имеет для этого символические средства. П. Бурдье полагает, что габитусы, воспринимаемые агентами, способными в силу собственных габитусов и капиталов к их истолкованиям, функционируют как знаки даже без специальных интенций их трансляторов, следовательно, социальная реальность объективно предстает как символическое пространство.

Габитус ограничивает возможные практики индивида усвоенными заранее установками, навязывает соответствующую систему оценок. Индивид полагает, что действует свободно, выбирая в каждой ситуации наиболее эффективную стратегию, которая в свою очередь не выходит за рамки предшествующего опыта.

Существует представление о коллективном габитусе, объясняющее формирование идентичных габитусов у представителей группы. Представители социальной группы имеют сходные условия формирования габитуса, общий набор потенциальных ситуаций, ограниченный доступ к другим ситуациям, и, как следствие приблизительно одинаковые результирующие опыта, «траектории опыта», т.е. порядки ситуаций, социальные маршруты агента различны, но итог одинаков: формирование габитуса, сходного с габитусами других представителей группы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.