|
Концептуальные основания социологического марксизма.
Социологический марксизм: концептуальные основания
Смысл сложных научных теорий часто передают простые концептуальные фразы, образующие основополагающее ядро теории. Так, ядро биологической теории эволюции Дарвина это идея "естественного отбора" и положение о том, что "биологическая эволюция в целом объяснима естественным отбором путем способности к воспроизводству". Конечно, современная эволюционная биология содержит много других идей и сложных положений. Никто не станет сводить ее к простому ядру ... Каково же ядро социологического марксизма? Мы считаем, что центральной идеей социологического марксизма являются класс и эксплуатация, а также сопровождающее его положение: "дилеммы и динамика воспроизводства и трансформаций капиталистических институтов в целом объяснимы через понятие класс". ... Это не значит, что воспроизводство и трансформацию капитализма можно свести к классу. Есть много сложных ситуаций, где играют важную роль иные каузальные процессы. Мы скорее утверждаем, что класс и эксплуатация означают нижний уровень социологического марксизма, придающий стройность его объяснительной логике. В данном разделе мы представим основания нашего утверждения по поводу теории противоречий в воспроизводстве капиталистических общественных отношений. Мы системно изложим идею класса как собственно эксплуатации. Мы разъясним шесть концептуальных проблем: 1. Концепт производственных социальных отношений; 2. концепт социальных отношений на производстве; 3. идею класса как специфичной формы производственных отношений; 4. проблему форм варьирования классовых отношений; 5. эксплуатацию и господство как главные процессы классовых отношений; 6. концептуальный сдвиг от абстрактного анализа классовых отношений к конкретному
анализу классовой структуры.
От теории классовых отношений к конкретным классовым структурам.
От абстрактных классовых отношений к конкретным классовым структурам. Выше мы
обсуждали идею классовых отношений, определяя ее на очень высоком уровне абстракции: отношения целиком полярны между эксплуататорами и эксплуатируемыми, теми, кто господствует, и теми, кто подчинен. Реальные классовые структуры, в которых люди живут и работают, гораздо сложнее во многих отношениях:
- Сосуществуют разные формы эксплуатации. Реальная классовая структура может сочетать элементы капиталистических отношений, феодальных связей, даже форм посткапиталистических производственных отношений.
- Эксплуатация и господство совпадают не полностью: например, менеджеры могут командовать рабочими, но их эксплуатируют капиталисты.
- Права и власть рабочих по отношению к производственным отношениям не полностью
поляризованы. Разные государственные нормы могут лишить капиталистов возможности
неограниченно использовать права и власть при использовании своих средств производства.
Институциональные формы - рабочие комитеты, со-участие работников - могут дать рабочим надежные права и силу в организации производства.
- Люди могут иметь разные, часто нестандартные связи с производством. Простые работники на работе у капиталистов могут иметь акции или своих компаний (например, программы акций в собственности персонала) или вне их. В семьях могут быть лица, занимающие разное положение в производственных отношениях, что косвенно связывает очень по-разному каждого с классовой структурой.
Теория фреймов И. Гофмана.
Согласно сформулированному И. Гофманом тезису об изоморфизме наблюдения и наблюдаемого, фрейм представляет собой матрицу свершающихся в пространстве и времени событий и, одновременно, схему их интерпретации наблюдателем.
Фрейм— понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как—социология,психология,коммуникация,кибернетика,лингвистика) означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Другими словами — фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации.Фрейм — это метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации и вовлечённости в события
СогласноЭрвингу Гоффману, фрейм — это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем — смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и не вербальным).Фрейм у Э. Гоффмана — это «способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля», это вид процедурного знания — «знание как»или последовательность действий, описывающих какой-либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект. Аналитик Э. Гоффмана Мэнинг подчёркивает, что фрейм — это «разбор наличных целостностей (социальных, культурных) и затем сборка структур как совокупности взаимодействующих элементов»[. Кроме того, фрейм, согласно Э. Гоффману,— это «определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации»
Понятие первичных систем фреймов и их перенастройки в теории фреймов.
Когда в нашем западном обществе человек распознает какое-либо конкретное событие, во всех случаях он вкладывает в свое восприятие одну или несколько систем фреймов или схем интерпретации, которые можно назвать первичными.
Первичные системы фреймов различаются по степени организации. Некоторые из них представляют собой хорошо разработанную систему учреждений, постулатов и правил, другие -их большинство - не имеют, на первый взгляд, отчетливо выраженной формы и задают лишь самое общее понимание, определенный подход, перспективу. Однако независимо от степени своей структурной оформленное™ первичная система фреймов позволяет локализовать, воспринимать, определять практически бесконечное количество единичных событий и присваивать им наименования
И. Гофман о смещении актуальной интеракции к определяющему её фрейму.
Несмотря на структурный подход, наиболее интересные достижения Гофмана лежат в сфере интеракции. Он утверждал, что, поскольку люди в представлениях на авансцене обычно1 пытаются представить идеализированную картину самих себя, они неизбежно понимают, что должны в своих представлениях что-то скрывать. Во-первых, исполнители, возможно, захотят скрыть тайные удовольствия (например, употребление алкоголя), присутствовавшие в предшествующем выступлению времени или в прошлом (как, например наркоманы), несовместимые с их текущим представлением. Во-вторых, исполнители, вероятно, захотят скрыть ошибки, которые были допущены при подготовке представления, а также предпринимаемые шаги по их исправлению. Например, таксист, возможно, постарается утаить, что сначала поехал в неверном направлении. В-третьих, исполнители могут обнаружить необходимость показывать лишь конечные продукты и скрывать процесс, включенный в их производство. К примеру, профессора могут потратить на подготовку к лекции несколько часов, но они, вероятно, будут иметь желание вести себя так, как будто всегда знали материал. В-четвертых, для исполнителей может быть необходимо скрыть от аудитории, какая «грязная работа» была проведена при создании конечного продукта. Грязная работа может включать в себя задачи; которые «были физически нечистоплотными, полулегальными, жестокими и как-то иначе предосудительными» (Сопгпап, 1959, р. 44). В-пятых, играя определенную роль, исполнители, возможно, пожертвуют какими-либо другими нормами. Наконец, исполнители, вероятно, считают необходимым скрывать любые оскорбления, унижения и сделки, предпринятые, чтобы представление могло продолжаться. В общем, корыстный интерес исполнителей состоит в сокрытии от своей публики всех фактов подобного рода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|