Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы исследования информационных потоков





 

Целью исследования потоков информации является изучение и формализация информационных процессов, документопотоков, т.е. инфраструктуры системы управления компанией. В настоящее время имеются регламентирующие документы в области документооборота на предприятиях (ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", ГОСТ Р ИСО 15489-1 -2007 "Управление документами. Общие требования", ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"). Тем не менее, на каждом предриятии реализация документооборота имеет свою специфику. Вследствие этого при исследовании систем управления часто требуется исследовать и информационные потоки предприятия.

 

Рассмотрим функции делопроизводства. Служебные документы подготавливают в тех случаях, когда их содержанию необходимо придать определенную юридическую силу, или когда вопрос нельзя решить путем личного контакта или по телефону.

Основными участниками любого делопроизводства являются:

 

• руководители (руководители высшего звена управления – первые руководители, заместители и т.п.), обычно у каждого руководителя есть секретарь-делопроизводитель;



• заведующие делопроизводством подразделений;

 

• руководители-исполнители (руководители подразделений – начальники отделов, секторов, которые ответственны за исполнение), у некоторых из них есть секретари-делопроизводители;

• непосредственно исполнители;

 

• канцелярия;

 

• курьеры (обычно входят в одно из подразделений канцелярии);

 

• машбюро;

 

• архив.


 

 

Функции участников процесса делопроизводства меняются и количественно и качественно в зависимости от того, автоматизирован процесс или нет, а также от подхода к автоматизации. Функции участников показаны в таблице.


       
Таблица 6.                            
                             
Участники Условное обозначение Функции      
делопроизводства                            
                           
Руководители                     1)Формулировка поручений    
                       
                      2)Содержательный контроль результатов  
                             
                             
Руководители-исполнители                     1)Исполнительские:      
                      содержательное исполнение поручений, подготовка  
                      документа-результата;    
                      2)Руководство: формулирование поручений, содержательный  
                      контроль результатов      
                         
                             
Заведующие                     1)Регистрация документов и поручений  
                     
делопроизводством                     2)Формальный контроль    
(контролеры)                            
                         
                             
Исполнители                     1)Содержательное исполнение поручения  
                      2)Подготовка документа-результата    
                         
                         
                             
Канцелярия                     1)Прием и регистрация внешних и внутренних важных  
                      документов      
                           
                      2)Управление и формальный контроль за прохождением и  
                      исполнением документов, выдача информации в форме  
                      справок, сводок      
                           
                             
Курьеры                     Доставка документов и поручений    
                       
                           
Машбюро                     Набор текста документов    
                       
                           
                             
Архив                     Регистрация и хранение документов    
                       
                             
                             

Ответственность за правильную организацию и состояние делопроизводства несет директор, канцелярия и руководители структурных подразделений.





 

Выделим существенные элементы процесса обработки документов.

 

1. Формальная работа с документом:

 

• прием входящей корреспонденции;

 

• регистрация документов, резолюций, результатов исполнения;

 

• перенаправление бумажных документов;

 

• поиск;

 

• контроль сроков исполнения;

 

• формирование дел.

 

• Содержательная работа: рассмотреть документ;

• дать резолюцию, принять результат исполнения;

 

• исполнить резолюцию, подготовить проект документа-результата;

 

• согласовать и подписать документ.


 

 

3. Архивное хранение.

 

Формальная работа с документами проводится в канцелярии, в подразделениях заведующими делопроизводством. Содержательная работа производится руководителями, руководителями-исполнителями и ответственными исполнителями.

 

Документы можно разделить на две группы: важные и обычные. Важными документами считаются распоряжения руководства организации и документы из вышестоящих организаций. Обычными считаются все остальные документы.

 

Жизненный цикл документа начинается с его подготовки, затем следует печать текста документа на бумагу (эта часть цикла повторяется несколько раз до создания чистового варианта). Далее документ регистрируется секретарем-делопроизводстелем руководителя , подписавшего документ. На рис. 2 показан жизненный цикл документа в бумажном общепринятом делопроизводстве.

 

 

Рис. 2. Жизненный цикл документа.

 

Если документ важный , то его направляют прямо к исполнителям через канцелярию, где документ регистрируется вновь. Если документ обычный, то его направляют прямо к руководителям-исполнителям.

 

Регистрация документа повторяется в каждом новом подразделении - документ должен оставить «след», позволяющий при необходимости определить его местонахождение. По мере движения, документ дополняется визами, резолюциями, поручениями, появляются приложения к документу.

 

Жизненный цикл документа оканчивается в архиве - документ подшивается в дело и сдается в архив. Во время движения документов по организации необходимо осуществлять формальный контроль - контроль за сроками нахождения документа у всех исполнителей, обеспечение сохранности документа и своевременной доставки.

 

Содержательный контроль за исполнением документа и поручений осуществляют руководители, выдавшие эти поручения. Схема движения документов в общепринятом делопроизводстве показана на Рис.3.


 

 

Рис. 3. Движение документов.

 

Традиционно существующее на предприятии делопроизводство имеет ряд важных особенностей и недостатков.

 

1. Движение важных внутренних документов и входящих документов постоянно контролируется канцелярией - тип движения «Звезда». Канцелярия регистрирует эти документы, осуществляет формальный контроль, передает эти документы между исполнителями через курьеров, выдает справки по этим документам. Канцелярия имеет полную информацию о прохождении документа и текущем местонахождении. Таких документов в организации приблизительно 15-20%, но нагрузка на канцелярию

 

и курьеров имеет пиковый характер, поэтому возможны ситуации, когда канцелярия не справляется с потоком документов.

2. Движение обычных документов происходит, минуя канцелярию - «линейный» тип движения, поэтому невозможно быстро определить, где находится документ в настоящее время, в каких подразделениях документ уже был. Количество обычных документов составляет в среднем 80-85% от общего документооборота. Именно в этих документах отображается информация о внутренних проблемах


 

 

организации , именно эти документы отражают внутреннюю картину организации, что важно для управления. Эта информация нигде не отображается.

 

3. Документы при движении от руководителя к исполнителю, между исполнителями многократно регистрируются секретарями-делопроизводителями - документ должен оставить «след». Информация, которую регистрируют, обычно ограничивается номером документа, датой прибытия и убытия и фамилией исполнителя.

4. Канцелярия занимает центральное место в делопроизводстве организации. Сотрудники канцелярии и секретари-делопроизводители являются незаменимыми людьми, единственными, кто владеет всей информацией о документе. Здесь важную роль играет человеческий фактор. Делопроизводство напрямую зависит от аккуратности этих сотрудников. Вообще наличие высоких пиковых нагрузок на канцелярию и секретарей-делопроизводителей, нежелательная уникальность специалистов позволяют сделать вывод, что канцелярия является «узким» местом в системе делопроизводства.

 

Исследования документопотоков проводятся по заранее разработанной программе.В программеуказывается, что и в какой последовательности необходимо выполнить. Приведем основные черты такой программы.

При изучении форм документов, техники их заполнения и обработки выделяется примерный перечень вопросов:

• назначение документа;

 

• количество одновременно выписываемых экземпляров;

 

• наименование обязательных реквизитов и показателей документов;

 

• кем заполняются реквизиты и их показатели;

 

• правила формирования показателей;

 

• значимость каждого показателя;

 

• периодичность составления документов;

 

• частота разработки показателей.

 

Одновременно с изучением потоков документов целесообразно включать вопросы, которые помогут выяснить функции, выполняемые конкретными подразделениями органа управления.

Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие процессы производственно-хозяйственной деятельности и управленческих работ, а также связанные с ними процессы формирования /расчета показателей и документов, маршруты их движения.

Уточняются маршруты движения документов по подразделениям органа управления, начиная с момента их формирования до передачи на хранение или выхода за пределы системы управления.

 

Для обследования входящих и исходящих документов применимы два основных метода. Метод инвентаризации и метод типических групп.

 

При методе инвентаризации собираются сведения о всех документах. Это позволяет получить наиболее исчерпывающие сведения о потоках информации. Однако в силу большой трудоемкости метод инвентаризации применяется очень редко.

 

Для обследования систематизированных массовых и регулярно повторяющихся документов более часто используется метод типических групп, когда регистрации подлежит не каждый документ, а определенный тип однородных документов.

 

Наиболее распространенным является анализ потоков информации с помощью графического метода.Графический метод используется для описания потоков информации(главным образомдокументопотоков) небольшой размерности на макроуровне, для выявления общей структуры и функций системы управления, а также для совершенствования существующих потоков информации.

 

Основные элементы потока — документы. Отношение между ними изображаются в виде графической схемы. Процедуры обработки документов записываются в виде кратких пояснений на схеме потока. Система координат графика двумерная. В заголовках столбцов записываются наиме-нования структурных подразделений конкретной организации, в заголовках строк — наименования моментов или промежутков времени. Каждый документ на схеме изображен в виде прямоугольника с указанием номера документа. Стрелка, идущая к документу /от документа, показывает направления движения информации. Под документом даются краткие пояснения:

 

• какие процедуры осуществляются при обработке документа;

 

• какая информация из документа используется в данный момент в данном месте;

 

• как используется эта информация;

 

• какая информация записывается или изменяется в документе и почему;

 

• где можно найти подобные пояснения.


 

 

Анализ схемы позволяет проследить пути документов, выявить моменты их образования, операции, которые с ними осуществляются, порядок, в котором документы объединяются или расчленяются. В результате анализа такой схемы потока можно выявить:

 

• объем, характер и сроки выполнения работ для каждого подразделения данной организации;

 

• излишний контроль за работой;

 

• полное отсутствие контроля;

 

• применение различных документов вместо одного, составленного в нескольких экземплярах;

 

• излишне длительное хранение документов;

 

• неоправданные задержки в обработке документов, а также излишние передачи документов, вследствие плохого распределения обязанностей между различными подразделениями.

 

Приведем некоторые фрагменты результатов таких исследований с использованием различных

 

формализмов.

 

Рис. 4 Таблица 7.

 

3.ОПИСАНИЕ ВХОДНЫХ ДАННЫХ

 

а. Код источника данных или процесса:   с. Наименование входного документа, описание d. Лицо
Внешний клиент, ДОР-6М, ДОМ-2М,   его обработки: (физическое или
b. Код прилагаемого документа   Документ в электронном виде. юридическое),
не прилагается     ответственное за
      подготовку
       
      е Код этапа
      процесса данных:
      1.1, 1.4
а. Код источника данных или процесса:   с. Наименование входного документа, описание d. Лицо
внешний, НП   его обработки: (физическое или
b. Код прилагаемого документа   Документ на бумажном носителе. юридическое),
не прилагается     ответственное за
      подготовку
      документа
      Внешние
      организации,
      клиенты
      е. Код этапа
      процесса данных:
      1 2
  4. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА  
     
  Объем работы  

 


 

 

а. Этап № b. Подробное описание этапа                 с. Правовая основа
  Приводится словесное описание этапа в рамках модернизируемого процесса. Описываемый этап (Код документа)
  должен                      
1.1 Прием документов в электронном виде осуществляется по закрытым каналам электронной РВ-1001  
  связи от других объектов системы или по электронной почте от внешних ведомств и клиентов. ВМ-1029  
                      требует  
                      переработки
         
1.2 Прием бумажных документов от внешних ведомств и клиентов осуществляется по почте или РВ-1001 требует
  через курьера в соответствии с существующим порядком.       переработки
1.3 Поступившие бумажные документы сканируются без распознавания. Электронный требует разработки
  документ представляет собой файл в графическом формате.          
             
1.4 Поступивший документ регистрируется - на него заводится электронная регистрационная требует разработки
  карточка, в которую заносятся все необходимые реквизиты, присваивается входящий номер.    
  На бумажном оригинале проставляется входящий номер - вручную или с помощью печатающего    
1.5 Сотрудник общего отдела, ответственный за сортировку и распределение документов, требует разработки
  передает зарегистрированные документы руководителю организации или, согласно правилам    
  распределения, заместителям руководителя организации и руководителям    
  подразделений в соответствии с закрепленными за ними обязанностями. Электронные    
  документы отсылаются в почтовые ящики руководителей для наложения резолюций.    
  Оригиналы бумажных документов раскладываются по папкам и передаются секретарю    
  руководителя организации или в соответствующее подразделение-исполнитель    
      5. ОПИСАНИЕ ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ      
           
а Код этапа, на котором получены выходные данные     с. Наименование выходного документа и его d. Лицо
1.5           описание         (физическое или
b. Код документа         Зарегистрированный входящий документ в юридическое),
нет           электронном виде.     ответственное за
                      подготовку
                      документа
                      Сотрудник
                      канцелярии (или
                      секретарь)
                      e. Кому
                      направляется
                      (идентификатор
                      пользователя):
                      ДОМ 2М  

Следующий фрагмент основывается на функциональных (IDEF0) моделях и моделях потоков данных (DFD), созданных в программе BPwin.


                                 
USED AT: AUTHOR:                   DATE: 18.03.2007 WORKING READER DATE CONTEXT:  
  PROJECT: stom               REV: 19.03.2007 DRAFT   TOP  
                            RECOMMENDED    
  NOTES:     PUBLICATION      
                        Решения учредителей        
                            Требования гос. органов      
Входящие документы                             Исходящие документы  
Клиенты                               Обслуженные клиенты  
                                 
Расходные материалы                       Оказание     Платежи, налоги, отчисления  
                      стоматологических      
                               
Денежные поступления                       услуг        
Неформализованная                                
информация                                
                      0р.          
                          Ресурсы      
NODE:           TITLE:     Оказание стоматологических услуг NUMBER:    
  A 0                        
                                 
Рис. 5. Контексная диаграмма IDEF0            

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.