Сделай Сам Свою Работу на 5

Гуманистическая теория искусства





Важным теоретиком и практиком, работавшим на эту тему, был Леон Баттиста Альберти. В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. «Подражание натуре» (imitatio, imitazione) — не простое копировани, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея «искусство» (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — ars et ingenium, как формула эстетической оценки произведения искусства. В обиход входит понятие «сходство» (similitudo) — как прямое подобие, необходимое для портрета.

Жанры творчества гуманистов

Эпистолы Франческо Петрарка.

«Письмо к потомкам» (отрывок)

Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле…



Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.

Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно «ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы»[18]. Характерны поджанры эпистол:

consolatoriae — «утешение»



hortatoriae — «воодушевленное обращение»

Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг., и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.

Периоды ренессансного гуманизма

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Принято разделять на:

Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.

С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).



За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

Известные гуманисты

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

№16 Культура Итальянского возрождения

Этот период и гуманистическое движение в истории Европейской культуры, знаменующее конец средневековья и начало нового времени. В социальном плане Возрождение означало начало перестройки феодальных общественно-политических структур, которые приспосабливались к требованиям развитого товарного производства. В связи с этим общество стало более динамичным, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации культуры. Секуляризация – это процесс отделения культуры от религии. Появление светской культуры, светского искусства. Ренессанс возник в Италии XIV века, в западных странах он распространялся на север, где получил название северного Возрождения, а наибольшего расцвета достиг в середине XVI века, затем – угасание. Сроки эпохи возрождения устанавливаются достаточно широко, по самым смелым предположениям оно родилось еще в середине XI века. Самое позднее - XV век. Хотя чаще всего появление нового человека относят к промежутку времени между 1300 – 1350 гг. Иногда даты называют с точностью – 8 апреля 1341 года на Пасху. В этот день римский сенатор на Капиталистком холме вручил лавровый венок поэту Франческа Петрарке и таким образом была восстановлена церемония венчания поэтов, существовавшее в античности, но не возобновляющее в средневековье. Основа Ренессанса стала итогом 2х вековой традиции – узнавать новое в человеке и в культуре, сравнивая с античностью, возрождая великий опыт античной культуры. Возрождение стало первой эпохой, ощутившей себя, то есть здесь было положено начало исторического мышления. Однако с точки зрения историка Возрождение не является отдельной эпохой. С точки зрения социального, экономического, производственного развития не произошло существенных изменений, поэтому исследователи разделились на 2 половины, поддерживающих 2 взгляда на Ренессанс. Сторонники одного из них подчеркивали донаучные, не современные черты Ренессансного мировоззрения. Сторонники второго соглашаясь с локализацией возрождения за пределами современной культуры всё-таки выводили его высокую культурную ценность. Поскольку, именно в это время рождается широкая, более современная концепция, концепция природы, религии и человека. Мировоззрение возрождения развивается сначала в элитарных кругах, в так называемом гуманизме.

Цицерон гуманизмом называл высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Он захватывает разные социальные группы – купечество, дворы тиранов, проникает в папскую канцелярию, оставляет глубокий след в поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Гуманизм объединяет новую интеллигенцию, светскую интеллигенцию, которая объединяется в кружки, читает лекции в университетах, выступает ближайшими советниками государей. Гуманисты свысока отзываются о средневековой культуре, именуя ее варварской грубой манерой, больше всего гуманистов не устраивает в средневековой культуре догматизм церковного мировоззрения. Гуманист Лоренцо Вала противопоставляет Фоме Аквинскому (средневековый теолог) апостола Павла, который, не мудрствуя, укреплял Христиан в вере. У многих гуманистов содержится критика церкви, духовенства. Он высмеивает духовенство, развращенность монахов, их лицемерие. Данте «Божественная комедия» даже главы католической церкви попадают в ад. Эразм Роттердамский «Похвала глупости». В средневековой культуре отрицалось все то, что сковывает свободное творческое развитие человека. Несмотря на это отрицание возрождение является продолжением христианской культуры, оно складывалось во взаимодействии двух историко-культурных традиций, христианского средневековья и античной культуры. Христианская традиция породила образ человека в духовном измерении, античная же культура заложила традиции европейской социальности рационализма и преклонения перед культурой. В свете этого понятно почему гуманисты ценили сочинения отцов церкви, христианских мыслителей не менее высоко, чем античных авторов. Античное культурное наследие приобрело в это время практический смысл. Оно было необходимо для создания нового права, политики, натурфилософии, этики и эстетики. Однако следуя двум культурным традициям, используя наследия и средневековья и античности, гуманисты создали оригинальную культуру и прежде всего гуманизм связан с проявлением особого интереса к человеческим земным ценностям, ценностям культуры. Специфическими чертами стали следующие:

  1. Реабилитация природы, вместе с тем природы человека. Это приводит к пантеизму гуманистической природы.
  2. Признание человека гармоничным единством телесного и духовного начала, выдвижение на первый план личных достоинств и добродетелей человека. Центр нового мировоззрения становится человек. Антропоцентристкая картина мира.
  3. Радостное мировосприятие в противовес столетиями звучавший мотив о жалких условиях человеческого существования. Гуманисты настойчиво подчеркивают противоположную идею, о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не сословном, сугубо личном. Возвращается интерес к научному познанию мира.
  4. Чувство молодости, юности, омоложения. Средневековье сравнивалось как осень. Эпоха ренессанса становится попыткой начать историю заново, это акт обновления истории. Рождение нового мировоззрения связывают с именем Франческа Петрарки. Именно он бросает вызов схоластике, как формально-терминологическому методу и противопоставляет ему научные знания, опирающиеся на жизненный опыт. К счастью в «граде Божьем» Августина Аврелия земное человеческое счастье, духовной любви к Богу, возвышенную любовь к земной женщине. Боккаччо в декамероне прославляет земные радости, равенство людей всех людей независимо от происхождения. Человек благороден не по происхождению, а по поступкам. Об основании достоинства о человеческой природы дано в философских сочинениях. Опираясь на античную идею – человек центр вселенной и христианского учения о сотворении человека Богом Пико изменяет представления. Человек есть свободный творец собственной природы, что является его главной привилегией человека, этим он возвышается над всем смертным. Центральное положение в мире к человеку обеспечивает близость к Богу. Пределом человеческих действий являются законы природы. Приступив их, он утрачивает свое превосходство над всеми земными существами, главный смысл человеческого бытия состоит в способности разума к творчеству, в процессе познания законов природы. Поэтому область, в которой программа новой деятельности осуществила себя наиболее ярко – сфера образования. Гуманизм стал сферой гуманитарных наук, включивших в себя собирание, изучение, комментирования античных текстов, на основе чего вырастала система классического образования.

С конца XIII века гуманисты активно начинают изучать греческий язык, их труды написаны на латыни. Латынь становится языком эпохи Возрождения. Особый интерес гуманисты проявляли к античной натурфилософии. К неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается платоновская академия, в главе которой был Фичини. Почитание Платона было возведено в культ. Считается, что слово гуманист впервые употребил Леонардо Бруни. Соединив в нем представление об учености с идеей о воспитанности нравственного достоинства и эта идея стала ударом по средневековому иерархизму мышления, согласно которому благороден только тот, кто отмечен благородным происхождением. Формой гуманистической мысли становится диалог. Возрождается ораторское искусство. Гуманисты – это понятие приложимое к достаточно ограниченной сфере деятельности новых людей, студия гуманитарис.

Новые ученые были заняты поиском утраченного за время средневековья, усвоения найденного, по всей Европе они отыскивают драгоценные манускрипты. Вывозят из Константинополя знатоков греческого языка, сундуки книг, производят раскопки, изучают античных знания, переписывают рукописи, вчитываются в каждую мысль античного автора, они подражают античности в одежде, возрождая театр, это движении получило название arsnova. Они пытаются возродить древнегреческий театр. Классическая образованность ренессансной элиты создавало блестящую репутацию и каждый итальянский двор желал видеть на своей службе столь блистательных людей. И вскоре, чтобы стать политиком или купцом нужно было причаститься к плодам новой образованности. Культура возрождения стала риторической. Слово понималось высшим проявлением человеческой природы, отсюда центральное место словесности. Работа над словом, обработка стиля – высшее человеческое предназначение. Размышление о справедливо устроенном государстве в эпоху возрождения привели к созданию особого социального направления, утопического коммунизма. Его представителями в то время стали Томас Мор и Томмаза Кампанелла. Мор в произведении «Город солнца» обосновывает идею о социальной справедливости на основе христианских принципов морали. Само слово утопия в переводе означает – место, которого нет. Все граждане должны трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, а пользоваться совместно произведенными благами. Границы между городом и деревней должны стираться, воспитание детей должно быть общественным, и способствовать проявлению индивидуальной способности. Они считали, что высокого уровня прогресса можно достичь при активном содействии государства, развитию наук, духовности, техники.

№17 Культура северного возрождения

В XIV – XV веках Европа была разделена на 2 культурных комплекса – север, который включал страны, расположенные в бассейне Балтийского и Северного морей и юг, всё средиземноморье. Однако, они уже находят точки соприкосновения. В 1291 году Генуэзские моряки открывают Гибралтар, который ранее контролировался арабами, еще ранее первые торговые суда из средиземноморья пребывают в Брюгге (город на побережье Северного моря). С юга поступают не только товары, но и идеи. Идеи гуманистической образованности, которые определяют формирование национальных традиций. Отличие от Итальянского влияния, на севере фактор влияния оказался незначительным от античной культуры. Здесь исторически не было очагов исторической культуры. У большинства представителей северного возрождения обнаруживаются следы не до конца изжившей готики. Истинным началом северного возрождения можно считать перевод Мартином Лютером библии на немецкий язык. 31 октября 1517 года в городе Виттенберге к стене собора прибил свои тезисы, осуждающие торговлю святым товаром – индульгенциями.

Библия становится основой немецкого литературного языка, это был первый прецедент перевода на литературный, национальный язык, затем последовали переводы на английский, французский.

В северной Европе появляется протестантская церковь. Лютеранство объединило интеллектуальные круги Германии. Гуманист Милангтон, художники Альберт Дюрер, Ганц Гольбейн. Протестантизм стал сигналом к началу крестьянских войн и восстаний. Католицизм основывал иерархичность средневекового общества. Жизнь Лютера взорвала единство средневековой Европы, опрокинуло ее систему ценностей. Лютер отверг большинство таинств католического культа. Например, отвергают святых, ангелов, богородицы, поклонение иконами святым мощам, богатые торжественные службы, идущие на латинском языке, отвергает представление о чистилище. Всё это он рассматривает, как разновидность церковной магии, с помощью которой церковь пытается управлять самим Богом, подчинить его целям, интересам людей, всё это является лишь проявлением лишь внешнего благочестия, поэтому противоречит сущности христианства. Благочестие должно быть не внешним, а внутренним, он проповедует спасение одной только верой без участия добрых дел. Он утверждает непререкаемый авторитет священного писания и настаивает на праве каждого человека иметь собственное понимание его содержания, личное толкование на свободе совести, вопросах веры и морали, для этого он и делает библию доступной. И также он развивает потребность в грамотности, не случайно именно здесь появляется печатный станок.

Стержнем протестантского мировоззрения становится утверждение: «Всё от Бога». Это освободило человека от суетных переживаний о ходе мирских дел, человеку оставалось одно – уповать на бога и верить в спасение. Поскольку спасение не зависит от человека, все предопределено. Здесь рождается новая мировоззренческая установка, готовность все предать, перенести все трудности, испытания, не утратив в душе образ Божий. Делать свое дело мирское методично, вопреки всему, не падая духом. И если вдруг, такая жизнь принесет положительный результат, то это и будет знаком божественного благословления и возможности спасения. Эта религия более мирская.

Раньше в традиционном католическом мировоззрении господствовала такая теория: поработал – отдохни. Здесь же проповедуется постоянный, добросовестный труд. Материальный достаток нужен не сам по себе, а для получения чувства удовлетворения от собственного избранничества, гарантирующего будущее спасение. Богу угоден аристократ от рождения, а тот, кто упорно и добросовестно трудится. Утверждается равенство всех люде й. В защиту католической церкви папством было организовано движение контрреформации. Оно охватило всю Европу, стала причиной жестоких религиозных войн, но и предполагал мирную деятельность: проповедники. Реформируется сама католическая церковь. Но самая активная деятельность – это вновь организованный орден, общество Иисуса, поэтом общество стало называть Иезуитами. Это была настоящая боевая организация, их девизом становится – цель оправдывает свои средства. Основал этот орден испанский аристократ Игнатий Лайола, он стал генералом ордена и подчинялся только Папе.

Важными вехами в развитии контрреформации является Аугсбурский мир 1555 год. Здесь была заключен эдикт о веротерпимости. И восторжествовал принцип, чья власть, того и вера. За сценой реформации с католическим миром произошло также столкновение протестантизма с гуманизмом. Рим хотел, чтобы Лютеру ответили не только силой, но и уничтожили его слово интеллектуально. Эти ожидания были обращены гуманисту Эразму Роттердамскому. Эразм должен был вступить в диспут с Лютером. В первые месяцы после выступления Лютера, Эразма обвиняли как предтечею предшественника Лютера. То есть гуманисты подготовили почву лютеранству. Поэтому католическая церковь дает возможность гуманистам оправдаться, Эрасту даже сулят шапку, но выясняется, что общего у Лютера и гуманистов находится в критической части, в критике католичества, поэтому Эразм говорит не то, что от него ожидали. Он останавливается на разногласиях в связи с понимаем свободы воли. Человек предопределен не церковью, а Богом. От Эразма хотели услышать обличения с точки зрения догматических вопросах, чтоб он осуждал ересь с точки зрения духовного права. Эразм же останавливается на нравственных вопросах, где и обозначает полноту своего расхождения с реформатором. В отличие от гуманистов Лютер освободил человека от диктата римской церковью, чтобы еще больше установить над ним диктат божественного проведения. Меры, принятые католической церковью позволили ей предотвратить натиск протестантизма, который победил в Скандинавии, в Швейцарии, Нидерландах, на Британских островах. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия. Протестантизм стал причиной рождения в Европе нового мировоззрения, которое ознаменовало новую эпоху и согласно этому мировоззрению человек получил право самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви и получил высшую религиозную санкцию на то, чтобы собственный разум и совесть диктовали ему как следует жизнь.

Протестантизм заложил основы для появления работника нового типа, новой культуры труда, без которой бы невозможно было появление эффективного технического производства, это человек буржуазного общества, автономный индивид со свободой нравственного выбора, ответственный в своих суждениях и поступках. Религиозную этическую направленность приобретает и отношение к труду. Неумение, некомпетентность рассматривается как грех. Таким образом, складывающийся в западной Европе капитализм получил в протестантизме свое духовное основание и не только Западноевропейский капитализм.

К примеру, протестантская этика отражается в одной дневниковой записи основателя первой североамериканской колонии Англии. Это была Виржиния в капитанской записи Капитана Смита («Ничего здесь нельзя ожидать, кроме того что может быть добыто с помощью труда»). Сюда прибывают представители Пуританства. В Женеве Кальвин основал протестантскую республику.

В отличие от католицизма, протестантизм не был единой церковью, это были секты, в которые вступали люди осознанно. Как и в Италии в Северной Европе лидировала живопись, здесь выражаются готические черты. Приметой ренессансности является значение портрета. В целом была открыта личность. Есть такая особенность: портреты смотрят в глаза зрителя, даже если этот зритель отходит, глаза как бы двигаются за твоим взглядом.

В картинах Босха соединяются мрачные средневековые сюжеты с элементами фольклора и в то же время с точностью реалистических деталей.

Альберт Дюрер стремится к реалистичности, ему чужд итальянский идеализм. Отображает стойкость духов новых идей протестантов. Знаменитыми его работами являются «Меланхолия», «Смерть, черт и рыцарь», Изображение четырех апостолов, гимн человеку.

Другим знаменитым художником является Лукас Кранах. Его мадонны библейские героини, простые горожанки, современницы художника.

Ганс Гольбейн-младший – «Адам и Ева».

Таким образом достижения эпохи Возрождения навсегда определи пути развития Европейской культуры. Контрреформация 16 века объединила в себе полностью все культурно-реставрационные тенденции эпохи. Возрождение становится срединным этапом, который ввел эпоху в культуру нового времени.

№18 Западноевропейская культура 17 века: механическая картина мира и самосознание эпохи

Первый этап развития культуры получил название барокко. Мироощущение 17 века- механическая картина мира. Западная культура нового времени охватывает 17-19 века. Заканчивается вместе с окончанием первой мировой войны. Она базируется на буржуазном способе производства. Системы ценностей опирающиеся на антропоцентризм, европоцентризм, рационализм, научность. Процесс переориентации воли человека на исполнение роли творца культуры шёл паралельно слому системно-иерархичной модели мира. Начиная с возрождения реформации. События рубежа 16-17 веков убеждали, что не в людях, не в природе нет внутрене присущей разумности. Мир холоден, мёртв, безразличен к страданиям человека. Разрушение устойчивой картины мира, основанной на идеалах возрождения привёл к становлению стиля барокко, который обозначил ощущаемые противоречия. Показал существование в действительности в разной степени и ада и рая. Крестьянские восстания и феодальная междуусобица этого времени носят иной характер, нежели войны средневековья, которые не затрагивали традиционных устоев жизни. Войны нового времени – средство разрушения традиционного средневекового образа жизни. Свидетели разрушения городов, пожаров видели происходящим не только гибель материального мира, но разрушение духовных ценностей средневековья и возрождения. Разрушение патриархального клада жизни приводило к разрыву с семейными обычаями, цеховыми ценностями, к освобождению от привязанности к родным местам: к городу, к стране. Всё это породило ситуацию брожения умов. Состояние разорванности сознания. Складывается иррациональная картина мира. Однако это уже соседствует с усилием проанализировать все конфликты бытия, вывести формулу сложного борьбы противоположностей. Поэтому искусству характерно разрушение законченных форм. Распад былой упорядоченности мира выступал для человека, что Бога либо нет, а есть только Дьявол; либо, что Бог настолько далёк от человека, что необходима полная перестройка жизни для обретение надежды на обретение благодати. Это привело к противоречивости миропонимания барокко. Например пир во время чумы. С другой стороны усиливается тенденция мирского аскетизма. Ухода от суетных наслаждений в рационализм. Таким образом, данные процессы,черты 17 века отвечают всем характеристикам переходной эпохи. Рационалистические тенденции вызваны научной революцией 17 века. Научную картину мира рисовал эпикурейство. (человек должен жить собственным разумом и получать от жизни достойные наслаждения)

На первый план вышло осмысление античного мировоззрения. Эта философия развивала положения учения атомизма. О случайности возникновения мира. К тому же здесь не признаётся факт бессмертия души. Атомизм – есть материалистическое учение о природе. Согласно которому, материя состоит из вечных, неизменных, неделимых частиц – атомов. Более всего эпикурейство соответствовало английскому мироощущению. Ощущения распада космоса на атомы и отчуждение человека от человека. Эпикуризм был созвучен протестантскому мировоззрению. Именно в Англии появляются кружки атомистики. Атомизм содействует возникновению естественных наук. В кружке таком состоял Ф.Бэкон. Членов кружков объединяло общее ощущение распада некогда целостного космоса. Другим фактором развития стало возрастание роли науки в культуре. В 17 веке ведущее место занимает механика. Кроме того, в это время наука перестаёт быть занятием учёных одиночек, возникают научные общества, академии наук. Научная революция 17 века опиралась на новую оценку возможностей человеческого разума и источников познания. Ф.Бэкон первым провозглашает знание силой. Его источником – опыт, а не божественное откровение. (эмпиризм) Ценность знания в его практической полезности. Декарт в своём «рассуждении о методе» (книга такая) объявил человеческий разум главным орудием познания мира. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент, механическая гипотеза, с помощью Декарт строит механическую модель мира. Исходя из этих представления совершенствуются новые достижения. Микроскоп Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших подробностей. А Галилей дал возможность Кеплеру развить гелиоцентричное учение Коперника. (Гелиос – солнце) Перед этим Коперник доказывает, что Солнце является центром вселенной, а не Земля. Открывают законы движения планет. Галилей применяет трубу, видит на луне краторы. Дж. Бруно высказывал идею о бесчисленности миров во вселенной. Всё это принесло Галилею славу Колумба неба и перевернуло Библейскую картину мироздания. Несостоятельность средневекового миропонимания показала механика. (Лейбниц, Ньютон, Бойль)

В трудах Ньютона математическое естествознание достигает вершины, открываются анатомические законы. (Гарвей) Он открывает закон кровообращения, роль сердца, приближается к тайне зарождения человеческой жизни. В итоге геоцентристский космос рухнул, земля заняла подлинное место в картине мироздания. Могущество человека заключается в том, что он силой своего разума может проникнуть в самое сердце вселенского порядка. И обратить свои знания к своей пользе. Однако и здесь имеется оборотная сторона. Декарт (Картезианская картина мира). Возникла идея некого пустого вместилища, где есть атомы. Научное мировоззрение 17 века сталкивалось с религиозным представлением. Декарт пытался избежать столкновения с церковью. Он объявил свой новый мир лишь гипотетическим. То есть нигде не встречающемся ранее. В 1664 году «начало философии» Декарта попались в папский индекс запрещённых книг. Публичное осуждение Галилея за копернианскую ересь заставляет Декарта отложить публикацию «о мире», где он развивал свою механическую гипотезу. Через 10 лет он нашёл способ, как примириться с Библейским представлением. По отношению к земле земля всё-таки покоится. Кеплер был астрологом. Такие карты составлялись и Галилеем и Ньютоном. Ньютон занимался ещё и алхимией. Все они состояли в ордене масонов. Декарт – член общества розенкрейцерство. Вера являлась глубоким источником вдохновением. Галилей в своём «звёздном вестники», что открытие телескопа он сделал благодаря посетившей его божественной благодати. Ньютон рассматривал свою деятельность, как чудесную цепь прозрений божественной архитектуры мира. Таким образом, открываемые законы природы представали как новое обретение божественного знания, утраченного в момент грехопадения. Механическая модель мира дополнялась мнением о безличном творце, положившем начало миру, придавшем ему законченную форму, гармонию, а затем устранившемся от него. Такое представление – Деизм. Изящное соединение солнца, планет, комет появилось по намерению и власти могущественного и премудрого существа. Лейбниц полагал, что величайшая гармония, красота инверсума – это следствие произошедшего при сотворении вещей чуда. Атомизм и механизация картин мира постепенно начинает проявляться в общественной жизни, пробуждается самосознание личности, её способности к рефлексии. Под влиянием развивающихся капиталистических отношений связи между людьми овеществляются. Люди начинают рассматривать друг друга, как равных партнёров. Индивид превращается социальным атомом, но духовно самостоятельной личностью. Механическая картина мира решила проблему о смысле существования личности в условиях распада традиционного уклада жизни. Материальный мир сам по себе не имеет разумности и цели. Нравственная задача человека быть островом разумности в этом мире. Носителем мысли и сознательной целенаправленной деятельности.

№19 Барокко

Основные черты барокко.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665)

Барокко в архитектуре.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»

Произведения:

пьяцца Сан-Пьетро

Купол храма в Кастель-Гандольфо

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва

Ф.Борромини.

Для его творческой манеры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров с головокружительными перепадами уровней. Кругу он неизменно предпочитал эллипс.

Сант-Андреа-делла-Валле

Палаццо Барберини

Собор Святого Петра

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.