Сделай Сам Свою Работу на 5

Образ жизни и идеалы гуманистов





История Мировой Культуры (1 семестр, 1 курс)

№1. Культура как предмет исторического исследования. Методы исторического изучения культуры.

Появление дисциплины систематически изучающей культуры как особые формы организации жизни человека датируется 50ыми годами 19 века.

Дисциплина изучает:

1) Культурно-исторические типы;

2) Устанавливает закономерности функционирования культур;

3) Структурную организацию культур.

Историческая культурология изучает историю с позиций культурологии.

Здесь рассматриваются проблемы:

1) Почему изменяется мир;

2) Изучаются происхождение различных культурных феноменов;

3) Как развивались способы соц.организаций.

Методологическая основа – культурно исторические концепции.

1. Эволюционная концепция. (Морган ,Спенсер,Тайлор)

 

По Тайлору, культуры должны пройти одинаковые стадии развития. Образцом являются страны Запада. (От дикого состояния к просвещённому).

Идеал – точные науки. Спенсер главный акцент делал на закономерности развития общества. Спенсер уподобляет общество организму. Культура – сверхорганизм осуществляет надорганическое развитие.



Имеют значение:

1) Географические факторы среды соседних культур. (Внешние факторы ).

2) Внутренние факторы (раса, психические качества)

 

2. Цивилизационный подход ( Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

 

Цивилизация – это определённый тип развития общества, определяемый техническим и материальным развитием.

 

Основная идея:

Человечество не является чем-то единым, но представляет собой живую стихию, отлитую в разные формы организмы и самые крупные – культурно-исторические типы, имеющие свои типы развития. Общие черты, по Данилевскому, выражают общечеловеческое.

 

Отвергается:

1) Единая нить развития человечества.

2) Мнение об истории, как о некой общей цивилизации, отождествляемой с европейской.

Существует множество развивающихся цивилизаций. Каждый вносит свой вклад в сокровищницу человечества.

12 культурно-исторических типов:

1) Египетский;

2) Китайский;

3) Ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический);

4) Индийский;

5) Иранский;

6) Еврейский;

7) Греческий;

8) Римский;



9) Аравийский (новосемитический);

10) Германо-Романский

11) Мексиканский;

12) Перуанский.

Типология Данилевского.

Каждая цивилизация – архитип по оригинальному плану. Жизнь каждой цивилизации имеет свой предел. Сравнение качеств цивилизаций приводит к более глубокому их пониманию.

 

Теория Данилевского оказывает влияние на Освальда Шпенглера. Его книга «закат европы». Культура – суть организма, биография. Мировая история – это поляна, где растут пёстрые цветы не похожие друг на друга. Это цивилизации.

Времена года:

Весна – пробуждение жизни;

Лето – создание мощи;

Осень – высшая точка развития;

Зима – угасание творческих сил.

 

Последователь Шпенглера – Тойнби. Его книга «исследование истории» в 12 томах. Ему принадлежит концепция локальных культур.

Он назвал 13 культурно-исторических типов:

1) Западная +

2) Православная +

3) Исламская +

4) Индийская +

5) Античная

6) Сирийская

7) Китайская +

8) Инда

9) Эгейская

10) Египетская

11) Шумеро-вавилонская

12) Андская

13) Центрально-американская.

(«+» - культурно-исторические типы, которые сейчас существуют)

 

Развитие цивилизаций:

1) Рост

2) Надлом

3) Распад

4) Гибель

В основе любой цивилизации – религия.

Всё строится на системе «Вызов-ответ»

Слои истории цивилизаций:

1) Сакральный (каждый вызов есть стимул к осуществлению выбора, предоставляемым Богом);

2) Мирской (вызов ухудшение условий жизни, природных условий)

Культурно-исторические концепции складываются и у социологов.

Теория социо-культурной динамики.(Питирим Сорокин)

Система любой культуры определяется тем, как она отвечает на вопрос – «что есть истина?»



Системы:

1) Идеоциональная (Истина сверхчувственна)

2) Идеалистическая (истина чувствена и частично сверхчувственна)

3) Сенситивная (истина чувственна, эмпирическая. Ньютон, Кеплер)

 

Методы изучения исторической культурологии:

1) Генетический (в процессе изучения процесс приводится к определённому состоянию)

2) Системный (изучение культуры в системе)

3) Сравнительная (ищут сходства и различия при изучении)

4) Семиотический (изучение при помощи знаков)

 

Семиотика – наука о знаках.

 

Культура – это текст, который исследователь должен прочесть. Ю. Лотман

 

№2 Первобытность, как тип культуры

Становление человека, как особого существа. Период длился тысячелетия. Простейшая форма периодизации:

1) Каменный век

2) Древнекаменный палеолит

3) Мезолит

4) Неолит

Появляется человек прямоходящий на рубеже среднего и верхнего палеолита, соседом его был кроманьенец (остатки его нашли во Франции). Жил он с 40 по 10 тыс, до нашей эры. Создает протокультуру человечества, оставаясь собирателем, подводят человечество к культуре земледелия. Окончательный переход от человека от собирательства происходит в период неолитической революции.

Человек перешел к оседлому образу жизни (человек начал заниматься земледелием, животноводством). На протяжении тысячелетий формируется единство человечества. Как единое целое, единство культурное, физиологическое, психологическое.

В это время формируются человеческие качества. И некоторое ученые пытаются вывести нравственные чувства из потребности необходимости заботы о детях. Формируются гендерные различия, когда мужик – охотник, а женщина – дом. Работница.

У мужчины развиваются свои качества. У женщин эмоциональная развитость. Как минимум три года безпрестанной заботы со стороны взрослых. Со временем этот период возрастал. Появилась необходимость в постоянной стоянке и было трудно кочевать с детьми. Формируется человек, формируются прототипы семьи. Налаживается сотрудничество между семьями, родовыми сообществами, что приводит к образованию племен, кланов, и в последствии к народам, кланам, нациям. Нравственные принципы первобытности формируются из потребности сохранять социум и продолжать род, т.е это защита жизни, закон ценности жизни.

Например, на каком-то этапе рождаются запреты на убийство одноплеменника. Табу – запрет под страхом смерти. Человек на 80% зверь, животное. Все проступки наказываются смертью. Самосознание воспитывал и очаг. Именно здесь человек творит культуру. Появляется человеческий язык. Понятия. Новые слова, обозначающие явления. Мышление конкретное, наглядное. Абстрактно человек мыслить ещё не умеет. Происходит изменение в голосовом аппарате, человек начинается произносить новые звуки, общаться. Увеличилась продолжительности жизни, 25 лет – это старик.

Первобытность самое продолжительное время, очень маленький объём культурного наследия, на основе которого можно развиваться. 95% времени уходит на добычу пищи. Все в дом. Животные одомашнены первобытными людьми. Первобытный человек – изобретатель, он творит то, чего не было в природе (одежда, колесо, костяная игла, лыжи). Он мыслитель, наблюдает за природой, учиться ориентироваться по звездам, расселяясь по земному шару. У людей развивается потребность в познании мира, вкус к знанию.

Мировоззрение первобытного человека определил анимизм (анима – душа, одухотворение окружающего мира, анимизм). Термин вводит Тайлор (эволюционист, он «позитивный чувак» (Г.Х (с)) – «да нихрена» (Д.Л (с)) в своей работе «Первобытная культура», анимизмом он назвал начальную стадию в развитии всех религиозных представлений в истории человечества. Он говорит о том, что анимизм – это минимум религии. Он исходит из веры философа дикаря, что душа может отделяться от тела, это исходная посылка анимизма. Появляется теория реинкарнации – тотемизм (тотем, его род, принадлежность к роду). Тотемизм – это вера в кровнородственную связь человека с животным. А тотем – это есть и животные, растения, животные первопредок. Основа тотемизма является то, что душа природного первопредка способная вселяться в человеческих младенцев. Человек не отделял себя от окружающего природного мира, он не видел разницу между человеком и животными, для него все едино. Беспомощность человека перед лицом природы, от нее он зависим, он ищет защиты, поддержки. Он ищет отца, первопредка. Результатом тотемизма стали появление различных ритуалов, убийство животных на тотеме.

Анимизм определил магическую практику человека. Магия – волшебство (греч.) Фрезер «Золотая ветвь». Магию поделил на подражательную (гомеопатической) и заразительная (контагиозная). Племя подражает действию животных, разыгрывают процесс удачной охоты. На скалах изображали сцены охоты. Контагиозной можно отнести магию лечебную или вредоносную. Фетишизм (фран. Талисман, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могли быть камни, палки, предметы. Формы поклонения разнообразны: от принесения им жертв, до вколачивания в них палок, гвоздей.

Амулет (с араб. гамала – носить, вера в силу амулетов). Таким предметам приписывалась сила охранять их владельцев. Неолитические рыболовы Сибири подвешивали к рыболовным сетям каменных рыб.

Шаманизм (общение с миром духов, которым применяются методы измененных состояний сознаний. Экстатическое общение с сверхъестественной силой. Традиционно их принято называть камлания (исступленная пляска с ударами в бубен, с пением, шаман издает звуки). Дух вселяется в шамана, в бубен, у него появляются способности пророчествовать, лечить. Все мышление первобытного человека синкретично. Синкретизм – это единство, нераздельность, неделимость. Неотделимость человека от природы. Первобытный человек живет в природе, как природное существо, воспринимает весь мир как живое, он только частица природы. Все в мире точно такое же, как человеческое общество. В своих ритуалах человек воздает благодарность лесу, дереву.

Неотделимость человеческой личности от племени. Отсутствует индивидуальное сознание, нет своего «Я».

Сохранялась традиция кровной мести.

Отсутсвие разделения материальной и духовной сферы. Труд и магия неотдельны.

Сама духовная культура нераздельна. Появился синкретизм вещи. Он стала культовой, знаковой, если на нее нанести «тотем», знак племени, она становится более совершенна по красоте. Первобытный человек – проявление синкретизма. В обществе человек – потребитель, производитель. Сам все создает, сам поет и танцует. Сознание первобытного человека мифологично. Отражено в мифе. Первобытный понимает только то, в чем участвует, он не понимает абстракнтых понятий, не знает причинно-следственных связей, он их домысливает. В мифе излагается сакральная история, о том, каким образом появился этот мир, благодаря подвигам сверхъествественных существ. Отвечает на вопросы, как появился человек… (Секас делал) Рассказывает о том, как появились растения, ремесла. Рассказывает, как появилась письменность. Миф – это всегда история.

Ритуал – это система действий, чтобы повлиять на действительность, действия носят символический характер. Делятся на две категории: отрицательный и положительные. Система табу призвана отделить мир священный от мира вульгарного. Запреты могут быть пространственными, например, создание священных пещер, рощ.

Запрет на убийство священного животного.

На каждой стадии человек переходит из одной стадии в другую. Смерть и рождение рассматриваются как особые периоды в жизни человека.

Инициация – вступление в совершеннолетие.

В 4-3 тыс. до н. э. где человек обитает, появляются древнейшие государства востока.

Восток:

  • Культура месопотамии
  • Египетские
  • В междуречьи Тигра и Евфрата
  • Культура древней Индии (река Инд)
  • Хараппа
  • Мохенджо даро
  • Культура Китая

 

Государства являются деспотическими. Правитель и бог - одно и тоже. Появляется политеизм (многобожие).

№3. Древнеегипетская культура

В течение развития Египта многие культы изменялись. На это в первую очередь влияла политическая борьба различных политических центров Египта.

Для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами. Иная структура египетской мифологии объясняется апологическими причинами: в долине Нила дождь практически не выпадает никогда; небо воспринималось как женское божество в качестве «родительницы» Солнца и небесных светил. Земля же разделялась на «красную», смертоносную землю пустыни и на порождающую жизнь «черную» землю долины. «Черная» земля, как и приходящий ежегодно из неведомого юга Нил, обычно не воспринималась как женское божество, а скорее как мужское; но животворящее начало, содержащееся в земле, придавало, более чем у соседних народов, надежды на блаженную жизнь ушедших в неё мертвых, и не тем ли объясняется совершенно своеобразное развитие культа мертвых именно в Египте и то обстоятельство, что и Геб, бог земного начала как такового, и Осирис, бог загробного мира, воспринимались и как мужское, жизнедающее начало? Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олипетворяла истину. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола Гора (или Хора) ещё с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на племенных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Северным Египтом. После образования государства Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Горами. Слиянию культа Гора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Гор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в появлении звериных или птичьих голов у антропоморфных божеств, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и пр.). Позднее звери и птицы считались «душами» богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д.

Одним из наиболее почитавшихся животных и Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе «живым образом» местного бога стал бык Бухис.

Животным Амона был баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскресение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображался женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра — как дневное, а Атума — как вечернее.

Очень рано особое значение приобретает солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной Нут. Наряду с этим существовали и другие представления — о том, например, что Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян, начиналось ночное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву со своим врагом — змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе. Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра всеегипетским государственным богом.

 

Главными центрами почитания солнца были Гелиополь и Эдфу. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причем, если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра).

Со времени Среднего царства, когда Египет вновь объединился под властью не игравшего до сих пор видной роли фиванского нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем ясны: с одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был перенесен в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. Поскольку Фивы на протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона сопоставили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским культом и даже получает черты бога-творца. В качестве отклика на политическую обстановку и настроения времен Среднего и начала Нового царства Амону придают характер защитника и покровителя простых людей. Но основные его черты — это черты завоевателя и грозного владыки, «царя богов». Те или иные действия царя иногда объяснялись появлением Амона, и даже суд часто творился его именем.

Особое место занимал культ правящего царя, и официальное обожествление царской власти — одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, разновидностью царского бога Гора на земле. Горовы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя уподобляют этому богу и даже объявляют его сыном. Чудесное зачатие его и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы, существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая.

С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. Его брат, бог Сет, желая править сам, убил его. Но и из-под земли Осирис оказался способным оплодотворить свою супругу Исиду; из земли он восходит растительностью. Богиня же Исида рождает от Осириса сына Гора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Гора правомочным наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял воды Нила и был связан с растениями — ячменем, полбой, виноградом. Так же как связь живого царя с Гором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с древнейших времен.

Основными местами поклонения Осирису были Бусирис и Абидос, где Осирис целиком впитал культы местных божеств. Тут проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение.

После смерти фараон уподоблялся Осирису, даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид,— записях царского заупокойного ритуала. То же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Гор, а Осирис представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра, в его ладью, разделял с ним его судьбу.

Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований — часто противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал несколькими «душами». Одна из них — двойник человека, Ка — обитала в гробнице. Ка, которую воображали себе птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения, забота о которых падала на наследников, в первую очередь на старшего сына, затраты на них, на содержание жрецов и гробницы. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.

Огромную роль в верованиях египтян играло имя — уничтожение его приносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.

Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.

Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить «выход днем» из гробницы.

В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и местах их происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другим, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывавшим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из яйца, снесенного «Великим Гоготуном» на этом холме, и т.п.

Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу — воздух и Тефнут — влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба — землю и Нут — небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сета и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую «Великую Девятку», которая занимает важное место в пантеоне.

Более поздним, возникшим уже на почве Египта эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи, Птах тем самым их создает.

Архитектура.

О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало. По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды. Со двора вход в дом был оформлен в виде колонного портика с навесом, из которого две-три двери вели в расположенные рядом комнаты. Опорами для перекрытий служили легкие деревянные колонны с растительными капителями. Крыша могла быть плоской или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй этаж, а с течением времени появляется и третий. Лестницы размещали снаружи дома. Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним. Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входили через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат. Оштукатуренные стены домов, колонны, капители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.

Важный материал для суждения о египетской архитектурной планировке города дали раскопки недолговечного Ахет-Атона с его основными магистралями, вытянутыми вдоль Нила и пересекавшимися поперечными улицами. Но большие города, существовавшие веками, разрастались, включая постепенно дворцы царей, дома знати, простого населения, различные храмы, и не могли сохранить четкую планировку.

Представление о царских дворцах мы можем получить начиная с XVIII династии. Фиванский дворец Аменхетепа III, расположившийся по западном берегу Нила, занимал огромную площадь и состоял из просторных одноэтажных помещений, построенных в разное время. Личные покои царя включали приемный зал, пиршественный зал с троном, спальню, ванную и туалетную комнаты. Аналогичные покои были построены для Тии. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские и дома ремесленников, а также большой зал, где справляли праздник «хеб-сед»(«Хеб-сед» — праздник, посвященный тридцатилетнему и последующим юбилеям фараона. Предполагается, что главным содержанием его было магическое обновление жизненных сил царя и, по воззрениям древних, тем самым — плодородящих сил земли.). Дворец был богато украшен росписями.

Рамсес II и Рамсес III построили свои фиванские дворцы на территории заупокойных храмов. Храм и дворец планировались вместе, и портик храмового двора стал портиком дворца. Оба дворца в основном повторяют традиционный план жилого дома.

Гораздо лучше сохранились сооружения, посвященные заупокойному культу, особенно царскому. Именно здесь прежде всего начал применяться камень, который уже в Древнем царстве стал употребляться в строительстве частных гробниц.

Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным материалом, была гробница-пирамида царя III династии Джосера. Она была построена смелым архитектором Имхотепом. Традиция представляет его не только строителем, но и мудрецом. Слава и память о нем дожили до персов и греков, которые отождествляли его с богом врачевания Асклепием. Ему были посвящены многочисленные молельни в различных храмах страны. Пирамиду Джосера окружает большая группа культовых строений, назначение которых не всегда ясно. Саму пирамиду начали строить как мастабу (Мастаба (араб. «скамья») — обозначение каменных гробниц вельмож Древнего царства, прямоугольных со скошенными стенами.), однако потом план изменили и гробницу начали наращивать по вертикали, так что в результате получилась ступенчатая пирамида с шестью уступами. Каменное строительство в то время только начинали осваивать, и формы, присущие этому материалу, еще не были найдены. Многие детали зданий комплекса Джесера воспроизводят в камне деревянные прототипы: каменные перекрытия сделаны в виде деревянных балок, пилястры повторяют пропорции деревянных колонн. Кое-где стены отделаны поливными изразцами, подражающими плетению тростниковых циновок, которые висели в домах. Величественные каннелированные стволы колонны связаны со стеной переборками, а в помещении, где колонны стояли свободно, они были попарно соединены стенками. Ступенчатые пирамиды были началом строительства геометрически правильных пирамид, ставших на многие века основной формой царского погребения. Таковы пирамиды Снефру и наиболее известные пирамиды IV династии—Хеопса, Хефрена и Микерина. Ансамбли

Традиции самостоятельных заупокойных храмов продолжает и XIX династия. Храм Рамсеса II (Рамессеум), построенный архитектором Пенра, окружен кирпичной стеной, внутри которой располагались кладовые, хозяйственные постройки и жилища для целой армии жрецов и слуг. Вход был оформлен в виде двойного пилона с рельефом, изображающим битву с хеттами. Из первого двора открывался вход во дворец и во второй храмовой колонный двор, из которого три двери вели в колонный зал с верхним освещением. За ним шли меньшей величины колонный зал, культовые и хозяйственные помещения и святилища. План храма кажется сложным из-за многочисленности залов и комнат, но, в сущности, это каменная версия царского дворца с его прямоугольной планировкой и последовательностью колонных приемного и тронного залов и личных покоев, где «обитал» дух умершего фараона. Гораздо лучше сохранился храм Рамсеса III в Мединет-Абу. Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами. От Нила к храму был прорыт канал, подходивший к набережной с пристанью. Гробницы саисских царей Позднего царства располагались в городском храме.

Частные гробницы этого времени порой отличаются большой величиной и своеобразием планировки. На земле обычно располагались один-два двора, окруженные стеной со входом-пилопом. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. Тут на разной глубине располагались колонные залы, молельни, коридоры — иногда больше 20 помещений. Древнейшие городские святилища строили из дерева и тростника и окружали оградой. Храмы Среднего царства частично разрушились, частично были перестроены, а многие были разобраны на более поздние сооружения. Храмы возводились из кирпича и камня. Симметрия в планировке, входы-пилоны, сады с прудами, граненые колонны, стелы с рельефами, часто террасы, иногда обелиски перед входом — важнейшие элементы их облика.

К Новому царству ведущая роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепенно складывается тип городского храма: вытянутый в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовал колопный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд комнат-молелен, библиотека и пр. Рядок располагались и хозяйственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как видим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений. Это и понятно, поскольку храм мыслился как жилище бога, которому он был посвящен и который был представлен в нем культовой статуей. Статуи, пестро раскрашенные рельефы, золоченые обелиски, мачты с флагами делали облик храма нарядным и богатым. Дороги к ним часто окаймляли ряды сфинксов. Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона, так называемый карнакский, который строился и перестраивался веками на месте находившегося тут небольшого святилища Среднего царства. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны. С карнакским комплексом, в который входили храмы ряда божеств, дорогами сфинксов был соединен луксорский храм, посвященный культу фиванской триады богов и выстроенный по описанному выше плану, с центральным залом с изящными колоннами в виде пучков папируса. В возведении этих храмов принимали участие жившие в разное время и строившие не только в Фивах архитекторы Инени, Хапусенеб, Аменхетеп, сын Хапу, братья Гори и Сути, Аменхетеп, строитель Луксора, и многие другие.

В период Нового царства получает распространение тип храма-периптера: небольшое прямоугольное здание на каменном цоколе, окруженное колоннами.

Ещё со Среднего царства появляются, а в Новом царстве получают распространение пещерные храмы — вначале небольшие, похожие на скальную гробницу с портиком перед ней. При Рамсесе II эти храмы вырастают до грандиозных размеров, со сложным планом, с гипостилями, молельнями, колоннами и статуями, вырубленными внутри скалы. Вход в пещерный храм в Абу-Симбеле, высеченный в виде пилона, украшали четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, воплощавшие идею прославления мощи фараона.

Скульптура.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.